Уголок неба ¦ Первая Чеченская война

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Первая Чеченская война
             
         n Ильдар Бедретдинов  



В конце 1994 г., когда российское правительство убедилось в том, что проблему Чечни мирным путем уже решить невозможно, а готовящаяся армия Джохара Дудаева готова развязать войну на Кавказе в любой момент, было принято решение упредить этот удар.

В ноябре 1 994 г. самолеты ВВС России Су-24МР выполнили воздушную разведку, произведя аэрофотосъемку трех чеченских аэродромов Калиновская, Грозный-Северный и Ханкала, а также военных объектов в различных населенных пунктах и пригородах. Данные разведки подтверждали предположения военных, что генерал Дудаев активно готовится к боевым действиям. Ускоренными темпами строились укрепрайоны и оборонительные сооружения, готовилась боевая техника и шло обучение боевиков. Кроме того, к боевому применению готовилась авиация, состоящая в основном из учебно-тренировочных самолетов чешского производства L-29 и L-39. Каждый самолет был оборудован универсальными держателями для подвески двух блоков УБ-16 с НАР С-5 или до 250 кг бомбовой нагрузки. К 30 ноября 1 994 г. как минимум одна эскадрилья L-39 была приведена в состояние боевой готовности.

Опасность применения авиации чеченской стороной была очень высокой, тем более что Чечня располагала на тот момент несколькими десятками подготовленных летчиков. Кроме того, там находились наемные летчики из бывших республик СССР, согласные за деньги направить самолеты против России. Одновременно со всем этим Дудаев направил около ста летчиков на обучение в Турцию.

Возможные налеты авиации Дудаева могли увеличить потери федеральной группировки войск. Но самое главное, они были способны нанести удары по мирным российским городам и объектам повышенной опасности (химические заводы, водохранилища, электростанции, склады оружия и т.д.).

Поэтому командованием группировки войск было принято решение нанести бомбово-штурмовые удары по трем аэродромам Чечни, а выполнение этой задачи было возложено на штурмовики Су-25. Самолеты Су-25 были размещены на аэродромах Моздок и Буденновск. Утром 1 декабря 1 994 г. одновременно почти два полка штурмовиков в течение 4-5 минут ракетно-бомбовым ударом уничтожили все самолеты L-29, L-39, Миг-17, МиГ-15 УТИ и Ан-2 на аэродромах Калиновская и Ханкала.

Во второй половине дня был атакован аэродром Грозный-Северный, и здесь штурмовики уничтожили всю оставшуюся авиацию Чечни, в том числе личный самолет Дудаева.

При этом летчики бомбили так, чтобы был нанесен минимальный ущерб ВПП, и для их ремонта потребовалось бы минимальное время. Всего же, в ходе бомбардировок трех аэродромов, было уничтожено 266 самолетов ВВС Чеченской республики.

Интересно, что после такого мощного удара с воздуха Д. Дудаев направил Главкому ВВС П.С. Дейнекину телеграмму следующего содержания: "Поздравляю с завоеванием превосходства в воздухе, но встретимся мы на земле. Генерал Дудаев".

С этого дня началась интенсивная работа авиации по позициям боевиков. В течение декабря штурмовики прикрывали приближающиеся к Грозному с трех направлений войска и танковые колонны.

Интенсивность вылетов была очень высокой, и в первое время штурмовики совершали по 6-8 вылетов в день. Так, 1 декабря 1994 г. были нанесены бомбово-штурмовые удары по укрепрайону Катаяма в северно-западном пригороде Грозного, а 2 декабря начались удары по пригородам Гудермеса, Шали и аэродрому ДОСААФ.

Со второй декады декабря штурмовая авиация приступила к ударам в различных районах Грозного. Применялись также методы психологической войны, например 1 1 декабря с самолета Су-25 были сброшены две бомбы с листовками, предлагающими сдать город мирным путем.

Именно в этот день в 7.00 утра в город вошли три танковые колонны. С этого момента основными задачами российской военной авиации стали огневая поддержка сухопутных войск с воздуха и подавление очагов сопротивления бандформирований.

С первых же дней конфликта летчики столкнулись с мощным сопротивлением с земли - средствами ПВО незаконных вооруженных формирований. В наследство от российской армии чеченским отрядам достались мобильные установки ЗУ-23, расположенные на шасси КАМАЗов (приблизительно 40 установок), пулеметы ДШК - на джипах "Cherokee", вездеходах "Toyota" и УАЗ-469 (порядка 80 единиц), около 20 ЗСУ-23-4 "Шилка", некоторые из которых имели радиолокационное наведение (о чем свидетельствовал прицельный огонь этих установок в сложных метеоусловиях).

Кроме того, в руках бандформирований находилось небольшое количество переносных зенитных ракетных комплексов типа "Стрела-3", "Игла-1" и "Stinger", которые также представляли существенную опасность для нашей авиации. В ходе боевых вылетов российские летчики неоднократно отмечали пуски таких ракет.

Против низколетящих самолетов и вертолетов противником применялись ручные противотанковые гранатометы и обычное стрелковое оружие.

Интенсивность огня с земли была очень высокой, боевики старались атаковать авиацию всем комплексом имеющихся у них на вооружении поражающих средств: и стрелковым оружием, и крупнокалиберными пулеметами, и пушками, и гранатометами, и ПЗРК. Поэтому армейская авиация имела повреждения и несла потери.

Например, один самолет Су-25 вернулся на аэродром базирования с разбитым стабилизатором, другой - на одном двигателе. Всего же боевые повреждения получили 15 самолетов.

Из-за плохих погодных условий штурмовики не всегда могли совершать боевые вылеты, и тогда использовались всепогодные фронтовые бомбардировщики Су-24, а с 24 декабря 1994 г., "чтобы успокоить общественное мнение", по приказу Президента России Б.Н. Ельцина бомбардировки Грозного были прекращены, и удары наносились только по военным объектам за пределами города, либо на пути выдвижения боевиков и в местах их скопления, в частности, в районах Аргуна, Гудермеса и Шали. Так, в ходе удара под Шали было уничтожено 4 единицы бронетехники и личный состав банды.

С 29 декабря 1994 г. погода в Грозном улучшилась, но в начавшемся штурме города из-за запрета на бомбардировки российские войска не могли получить поддержки с воздуха, и это стало одной из причин очень высоких потерь среди наступавших. Лишь с 3 января 1995 г. штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24 стали вновь применяться в ограниченных масштабах для подавления очагов сопротивления дудаевских войск.

Вскоре боевые действия подошли к президентскому дворцу Джохара Дудаева (бывшему зданию грозненского обкома КПСС). Это сооружение было построено с учетом сейсмичности района и имело повышенные нормы прочности, поэтому засевшие в нем 500 боевиков чувствовали себя там в полной безопасности и проведенный по нему артиллерийско-минометный обстрел ни к чему не привел. Тогда было принято решение о нанесении авиаудара бетонобойными бомбами БЕ-ТАБ-500 и НАР С-24, имеющими мощную фугасную боевую часть.

17 и 18 января 1995 г. семь штурмовиков Су-25 нанесли массированный удар по президентскому дворцу и блестяще справились с поставленной задачей. Одна ракета "снесла" угол здания, а другая разрушила секцию дома от крыши до земли. Две бетонобойные бомбы "прошили" дворец от крыши до подвала, а еще пять разрушили подземный переход и подземный командный пункт, находившийся в бомбоубежище обкома. Кроме того, была уничтожена вся боевая техника, защищавшая здание снаружи.

Об ошеломляющих результатах этих авиаударов красноречиво говорят данные перехвата:

"Циклон" -"Пантере-1":

- ...Нас бомбят, они прошивают здание до подвала.

- Соберите все руководство в большом зале.

- Бьют прямой наводкой по КП. Надо отводить войска за Сунжу, иначе они вас похоронят.

- Вторая линия обороны будет на Минутке. Во дворце много раненых и убитых, ими заниматься некогда. Надо успеть выбраться самим. Если сейчас не получится, будем терпеть до темноты и уйдем".

Сопротивление боевиков сосредоточилось на юге и юго-востоке города в укрепрайонах "Катаяма" и "Черноречье", поэтому по ним наносились мощные авиаудары штурмовиков и фронтовой авиации. В ночное время бои шли под светом САБов, которые, в основном, сбрасывали бомбардировщики Ту-22МЗ.

После ряда артиллерийских и авиаударов по скоплениям боевиков в районе площади Минутка незаконные вооруженные формирования начали выходить из города. По шоссе, по которому боевики пытались покинуть окрестности Грозного, были нанесены массированные удары с воздуха. В результате было уничтожено свыше 50 грузовиков и автобусов с бандитами и 2 БТРа противника.

25 января 1995 г. 18 штурмовиков нанесли массированный удар северо-западнее Бамута по подземным складам боеприпасов, расположенным в четырех шахтах бывших позиций межконтинентальных баллистических ракет РВСН СССР. В итоге были уничтожены шахтные пусковые установки и вся инфраструктура позиции.

Авиаудары наносились также по целям вблизи населенных пунктов Аршты и Шали, где были уничтожены крупный склад боеприпасов и разгромлено большое количество боевиков.

Несмотря на интенсивность боевых действий и большую насыщенность средствами ПВО противника, штурмовикам удавалось долгое время обходиться без потерь. Но везение, как мы знаем, дело непостоянное...

4 февраля 1995 г., в ходе нанесения удара по опорному пункту боевиков в 2 км южнее населенного пункта Чечен-Аул, эскадрильей Су-25, был сбит самолет майора Н. Баирова. Объектом атаки штурмовиков стал отряд боевиков, прикрывавших мост через реку Аргун. Пара штурмовиков устремилась в атаку, и в этот момент самолет был сбит ЗСУ "Шилка". Летчик погиб.

К сожалению, это была не последняя потеря в 1995 г., 5 мая у населенного пункта Беной был сбит еще один самолет Су-25 федеральных войск. Пилот погиб.

Используя афганский опыт, командование ВВС очень часто применяло совместные удары фронтовой и армейской авиации. Например, 10 февраля 1995 г. 11 вертолетов Ми-24 и 6 штурмовиков Су-25 нанесли серию ударов по укреплениям боевиков в Черноречье.

После взятия Грозного федеральные войска подошли на ближние подступы к г. Аргун. Чтобы воспрепятствовать подходу резервов боевиков, армейская и фронтовая авиация атаковали дудаевцев в местах их скоплений, в районах сел Шали, Атаги, Шаами-Юрт и Мескер-Юрт.

21 марта 1995 г. Аргун был окружен, и чеченские боевики попытались деблокировать город со стороны Шали и Гудермеса, но штурмовики и "вертушки" уничтожили подходившую группировку. При этом было уничтожено 9 танков и бронемашин, а также разгромлена дудаевская пехота. 23 марта город был взят.

30 марта пал Гудермес, и здесь Су-25 применялись в основном для точечных ударов.

С начала апреля улучшились погодные условия, и авиация стала применяться еще более интенсивно. Так, при помощи армейской авиации 17 апреля был взят хорошо укрепленный поселок Бамут.

В середине мая 1995 г. началось широкомасштабное наступление федеральных войск в глубь горных районов Чечни. Тяжелые бои развернулись на шатойском и Веденском направлениях, в районах сел Шали, Сержень-Юрт, Ножой-Юрт и Орехово. В это время авиация федеральных сил оказывала мощнейшее огневое воздействие на противника. Наносились бомбово-штурмовые удары по местам дислокации незаконных вооруженных формирований и их опорным пунктам, бронетехнике боевиков, складам оружия и объектам управления и связи. Штурмовики применяли боеприпасы объемного взрыва ОДАБ-500.

С конца мая 1995 г. начались авиационные удары Су-25 по позициям боевиков в "горловинах" Аргунского и Веденского ущелий. 3 июня было взято горное село Ведено, а 14 июня пал Шатой и боевые действия были временно приостановлены.

За этот период федеральная авиация уничтожила более 60 единиц бронетехники, свыше 500 опорных пунктов, огневых точек, баз и отдельных отрядов боевиков, почти 60 складов оружия, боеприпасов и военного снаряжения. Разрушено 9 мостов и совершено минирование около 300 участков дорог и местности.

До подписания мирного Хасавюртовского соглашения оставалось еще почти полтора года, и боевые действия уже не носили крупномасштабного характера, а стали больше напоминать партизанскую войну. Крупных бандформирований, способных противостоять войсковым подразделениям федеральной группировки войск, не осталось, и разрозненные группы боевиков перешли к партизанским действиям и террористическим актам. И все же часть из них, оставшись под командованием полевых командиров, атаковала колонны федеральных сил и нападала на блок-посты и отдельные подразделения.

По запросам войсковых подразделений в этих случаях вызывалась авиация - самолеты Су-25 и вертолеты Ми-24, которые поддерживали "федералов" с воздуха. Так, например, 14 декабря 1995 г. в ходе поддержки спецназа внутренних войск был подбит вертолет Ми-24. Летчик вышел на связь и сообщил свои координаты. До "прихода" вертолета ПСС пилота и экипаж прикрывали с воздуха два штурмовика Су-25.

За этот период были потеряны еще два самолета-штурмовика. 4 апреля 1996 г. в ходе бомбово-штурмового удара огнем ЗУ-23 был поражен самолет Су-25, выходящий из пикирования. Загорелся правый двигатель и самолет потерял управление. Летчик катапультировался.

5 мая 1996 г. в ходе выполнения удара в районе Урус-Мартан ПЗРК противника был подбит штурмовик Су-25УБ, оба летчика погибли.

Основным вооружением самолетов в ходе чеченской войны были неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-24 и С-25 различных модификаций, фугасные авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-500. Кроме того, применялись осколочно-фугасные, бетонобойные и светящиеся авиационные бомбы. В горных районах шли в ход боеприпасы объемного взрыва. Нередко роль оружия "возлагалась на слово" и тогда возникала необходимость в агитационных авиабомбах. Когда позволяли погодные условия, авиация федеральной группировки применяла высокоточное оружие - управляемые ракеты Х-25МЛ и Х-29.

"Первая чеченская война", как её сейчас называют, характеризовалась своеобразным применением авиации. Наступление наземных войск проходило без предварительной подготовки с воздуха. Российское командование стремилось таким образом избежать разрушений и жертв среди мирного населения. Только натолкнувшись на ожесточенное сопротивление, атакующие части вызывали для поддержки штурмовики и ударные вертолеты. К сожалению, плохо скоординированные действия и несогласованность между подразделениями МО приводила к большим потерям среди личного состава федеральной группировки войск, и "слава Богу", что этот страшный урок учли в 1999 г...






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100