Уголок неба ¦ Российская авиация в Чеченской войне

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Авиация в чеченских событиях
             
         n Подполковник В.Бельцов  


 

В средствах массовой информации - российских и зарубежных - в последнее время высказано немало претензий в адрес Военно-воздушных Сил России за действия в ходе вооруженного конфликта в Чечне. Они, мол, наносили удары по жилым кварталам, игнорировали указание Президента прекратить бомбардировки Грозного... А как же все обстояло на самом деле? Об этом рассказывает очевидец событий, в течение месяца находившийся в командировке в районе боевых действий.

Главком ВВС генерал-полковник авиации Петр Дейнекин демонстрирует фотопланшеты с результатами точечных ударов Российских ВВС

Участие Российских ВВС в Чеченском конфликте можно условно разделить на три этапа. В конце ноября 1994 года, когда стало ясно, что мирным путем проблему Чечни решить не удастся, был реализован первый: самолеты ВВС Су-24МР выполнили воздушную разведку, произведя аэрофотосъемку трех аэродромов Чечни — Калиновская, Грозный-Северный и Ханкала, а также военных объектов в Грозном, его пригородах и других населенных пунктах.
    Данные разведки свидетельствовали о том, что Дудаев активно готовится к боевым действиям. Ускоренными темпами строились укрепрайоны и блокпосты, сосредоточивались живая сила и техника, Готовилась к боевому применению и авиация. Всего у Дудаева насчитывалось 266 самолетов. Они заправлялись керосином, снаряжались подвесными блоками с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Многие из них, особенно учебно-тренировочные Л-39 чехословацкого производства, могли представлять угрозу для российских войск. Дело в том, что Л-39 на средних высотах может применять как неуправляемые реактивные снаряды, так и обычные авиационные бомбы. Опасность была тем более реальной, что Чечня располагала несколькими десятками подготовленных летчиков. Кроме них там уже находились наемные летчики из некоторых бывших республик СССР. Нельзя было не учитывать и тот факт, что около ста летчиков Дудаев отправил на учебу в Турцию (правда, никто из них к началу конфликта в Чечню не вернулся).
    Надо ли говорить, сколько бед могли бы принести дудаевцы, получив возможность сесть в кабины боевых машин. Речь идет не только о возможном росте потерь со стороны объединенной группировки российских войск. Учитывая фанатичность дудаевских вояк и неоднократные угрозы их лидера совершить акты возмездия на российской территории за пределами Чечни, резонно предположить, что вполне могли найтись среди них "камикадзе", готовые направить свой самолет на любой стратегический объект — будь то химический завод, склад оружия или атомная электростанция... Потому и было принято решение нанести бомбово-штурмовые удары первоначально по всем трем аэродромам Чечни. Так начался второй этап операции с участием ВВС. Эту задачу успешно выполнили штурмовики Су-25, хорошо показавшие себя в Афганистане, стартовавшие с нескольких аэродромов Северо-Кавказского военного округа.
    В результате прицельных авиационных ударов на аэродромах Грозный-Северный, Ханкала и Калиновская были уничтожены или выведены из строя все 266 самолетов (в том числе один Ту-154, шесть Ту-134, три вертолета). Причем "отработали" Су-25, надо сказать, филигранно: практически не пострадали взлетно-посадочные полосы, места стоянок самолетов, здания и сооружения аэровокзальных комплексов, радио- и светотехническое оборудование. Это позволило уже 18 января нынешнего года принять на аэродроме Грозный-Северный первый военно-транспортный самолет. Основная нагрузка здесь легла на плечи специалистов армейской авиации и одного из отдельных батальонов связи и радиотехнического обеспечения 4-й воздушной армии. Они в кратчайшие сроки смонтировали приводную радиостанцию, развернули стартовый командный пункт, радиолокационную группу и радиотехническую систему посадки. Они же оборудовали ближнюю и дальнюю приводные радиостанции, установили огни полосы и приближения, световой горизонт.
 

Российский вертолет Ми-8, сбитый из крупнокалиберного пулемета чеченскими ополченцами близ села Шаами-Юрт. Фото ИТАР- ТАСС

В сложной боевой обстановке оперативно сработали тыловики 4-й ВА, поставившие в Грозный недостающие средства наземного обеспечения полетов: топливо, воздухо- и маслозаправщики, пожарные и комбинированные поливо-моечные машины.
    Сегодня аэродром Грозный-Северный работает с полной нагрузкой. С раннего утра, как только позволяет погода, начинают прибывать "вертушки": армейские транспортно-боевые, внутренних войск и МЧС России. Вслед за ними поочередно заходят на посадку военно-транспортные самолеты — преимущественно Ан-12, Ан-22 и Ан-26.
    Третий этап начался с выдвижения к Грозному объединенной группировки российских войск. В этот период ВВС решали задачу по ее авиационной поддержке, На некоторых направлениях движения колонн сразу же сложилась весьма непростая ситуация, приведшая к потерям в живой силе и технике. Кроме того, в начале декабря резко осложнились метеоусловия, что существенно затруднило применение высокоточного оружия (управляемых ракет и корректируемых авиабомб с лазерным и телевизионным наведением). Поэтому пришлось использовать бомбардировочную авиацию - самолеты Су-24М. Действуя днем и ночью с прицеливанием вне видимости земли, по радиолокационным ориентирам, они поражали боевиков и их военные объекты.
    Авиация широко применяла также светящиеся авиационные бомбы (САБ) — для освещения района боевых действий. Это делалось в интересах наземных войск, особенно в районе Грозного. Эти бомбы не имеют заряда и не могут поражать объекты, живую силу. Использовались они и днем, поскольку способны "уводить" головки самонаведения "Стингеров" и "Стрел", которых у сторонников Дудаева было немало. К слову сказать, корпус одной из САБ показали по российскому телевидению, намеренно или по недоразумению выдав его за неразорвавшийся боеприпас в жилом массиве Грозного.
    Считаю, что в этом вопросе пора, наконец, поставить точку. 

Су-25. Взлет на задание. Фото А.Носенко

  Есть многочисленные документы, свидетельствующие о том, что всамом городе по жилым домам, больницам и детским учреждениям бомбы и ракеты не применялись. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации Петр Дейнекин, используя их, готов отчитаться за каждый разрыв. Факт остается фактом: с 21 по 24 декабря прошлого года авиация наносила обычные бомбовые удары только по военным объектам Грозного: цехам танкоремонтного завода, местам скопления бандформирований и президентскому дворцу.
    Примерно в те же дни, а именно 22 декабря, четверка Су-24 нанесла удар бомбами (ФАБ-500) по участку шоссейной дороги Старая Сунжа — Беркат-Юрт северо-восточнее Грозного для того, чтобы воспрепятствовать выдвижению групп боевиков в город. Позднее, 17 и 18 января, семь штурмовиков Су-25, подавляя сопротивление дудаевцев в Грозном, нанесли массированный удар по президентскому дворцу, применяя неуправляемые реактивные снаряды и бетонобойные бомбы БетАБ-500.
    О результатах этого удара красноречиво говорят данные радиоперехвата.
    "Циклон" - "Пантере-1":
    — Нас бомбят, они прошивают здание до подвала.
    — Соберите все руководство в большом зале.
    — Бьют прямой наводкой по КП.
    — Надо отводить войска за Сунжу, иначе они вас похоронят.
    — Вторая линия обороны будет на "Минутке". Во дворце много раненых и убитых, ими заниматься некогда. Надо успеть выбраться самим. Если сейчас не получится, будем терпеть до темноты и уйдем.
    Через два с половиной часа новый короткий радиообмен:
    "Пантера-03" - "Циклону":
    — По сегодняшнему самолетному удару: все очень сильно напуганы, в шоке. Очень сильные и точные удары.

Президентский дворец,. Фото В.Хабарова

   Военные летчики, действительно, сработали очень точно. Две бетонобойные бомбы прошили дворец от крыши до подвала, остальные пять разрушили подземный переход и сам защищенный КП, находившийся в соседнем здании на большой глубине. А реактивные снаряды вывели из строя большое количество танков и бронетранспортеров, другой техники, сконцентрированной в районе президентского дворца.
   Необходимо внести ясность и в такой вопрос. 25 января Парламент Ингушетии обратился в Федеральное Собрание РФ по - поводу бомбежки якобы мирного населения в Бамуте. Да, такой удар северо-западнее Бамута 25 января действительно был: его нанесли восемнадцать штурмовиков Су-25. Но бомбили они не мирных жителей, а подземные склады боеприпасов, расположенные в четырех шахтах бывших позиций межконтинентальных баллистических ракет. РВСН СССР. В итоге были уничтожены шахтные пусковые установки, заглубленный КП дивизиона, входы и выходы вентиляционных систем и выдвижных антенн, монтажно-испытательный корпус и прицепы с боеприпасами.
    Российские ВВС нанесли также ракетно-бомбовые удары по населенным пунктам Аршты и Шали. В первом, по данным разведки, находился крупный склад боеприпасов (на северной окраине), который и был уничтожен самолетами Су-25. В Шали же подверглись атаке с воздуха крупные скопления боевиков на северной и северо-западной окраинах. Об этом свидетельствуют материалы аэрофотосъемок и других средств объективного контроля.
    Отдельно надо сказать о высокоточном оружии. Российские ВВС стали применять управляемые ракеты и корректируемые авиационные бомбы с лазерным наведением КАБ-1500Л в конце декабря, как только улучшилась погода. В первую очередь были разрушены шоссейные мосты через р. Аргун, чтобы воспрепятствовать подходу резервов Дудаева к Грозному. На одном из фотопланшетов хорошо видны результаты удара по мосту через Аргун в 10 км восточнее города. Первый снимок на склейке запечатлел момент отцепки бомбы от самолета, Далее она на траектории полета (наведение осуществляет экипаж). И, наконец, последний снимок — прямое попадание бомбы КАБ-1500Л в заданную цель.
    Удары с применением высокоточного оружия наносились также по военным объектам в Грозном (были разрушены цехи танкоремонтного завода), мощным опорным пунктам и узлам сопротивления боевиков. Многочисленные данные объективного контроля подтверждают их высокую эффективность.
    Что касается других авиационных средств поражения, то в период вооруженного конфликта в Чечне ВВС России применяли только фугасные и осколочные заряды. Более мощные боеприпасы не использовались, дабы избежать потерь среди мирного населения. Не применялись также бомбы с игольчатыми поражающими элементами, запрещенные международной конвенцией.
    Не секрет, что российская авиация работала в Чечне в условиях сильного противодействия ПВО противника. Чеченская сторона располагала зенитной артиллерией, переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела" и "Стингер", зенитными самоходными установками "Шилка".
    В начальный период конфликта боевикам удалось сбить огнем зенитных средств два вертолета Ми-8: один с продуктами и медикаментами, другой - санитарный — с ранеными и врачами на борту. Были еще два серьезных инцидента с самолетами Су-25. Один из них вернулся на аэродром базирования с разбитым стабилизатором, а второй — на одном двигателе. Всего же боевые повреждения получили 15 машин.
    Боевых потерь в авиации не было вплоть до 4 февраля, когда был сбит штурмовик Су-25. Обстоятельства трагедии таковы. Эскадрилья Су-25 наносила удар по опорному пункту боевиков в 2 км южнее населенного пункта Чечен-Аул. Объектом атаки пары штурмовиков стали дудаевцы, прикрывавшие мост через Аргун. При заходе на цель ведущий обнаружил скопление огневых точек боевиков. Пара, выполнив маневр, устремилась в атаку. В этот момент самолет майора Николая Баирова был сбит огнем ЗСУ "Шилка". Летчик погиб.
    И последнее, Хорошо показала себя в Чеченском конфликте военно-транспортная авиация ВВС России, На плечи именно ее экипажей легла основная нагрузка по перевозке в Чечню личного состава и боевой техники. Работая в сложнейших погодных условиях, они выполнили 494 рейса в зону боевых действий, используя в основном тяжелые транспортные самолеты Ил-76, Ан-12, Ан-22 и Ан-124 "Руслан". В общей сложности "транспортники" доставили на аэродромы Моздок и Беслан, а позднее и Грозный-Северный, почти 22 тыс. военнослужащих, около 5 тыс.т грузов и 1140 ед. военной и боевой техники.

Идет отправка частей оперативного назначения МВД на границу с Дагестаном. Фото ИТАР-ТАСС












Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100