Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Супер Этандар в ВВС Ирака
               
         n Сергей Мороз  


 

Военная слава сделала свое дело, хотя и не так хорошо, как надеялась дирекция фирмы Дассо. Несмотря на то, что поставки ╚Супер-Этандаров╩ шли с постоянным отставанием от графика (последняя машина была сдана в марте 1983 года), к моменту, когда поступил заказ ╚из одной ближневосточной страны╩ сборочная линия в Мериньяке была уже закрыта.

26 мая 1983 года в Париж прибыла иракская делегация, которая выразила желание купить в кредит ракеты ╚Экзосет╩ и арендовать средства их доставки. Арабы не скрывали, что новое оружие нужно им для блокирования вод Персидского Залива. Они хотели перекрыть приток валюты в Иран, с которым уже несколько лет вели жестокую войну, и собирались топить танкеры любой страны, вывозящие ╚черное золото╩. ╚Ракетоносные дредноуты╩ Ту-1б советского производства уже не могли эффективно выполнить эту задачу. Требовался маленький недорогой ╚карманный╩ самолет с минимальным временем подготовки к вылету и способный действовать на предельно-малых высотах.

Официально Франция поддерживала требования западных держав обеспечить свободу мореплавания в зоне конфликта - Залив был торной дорогой для нефтеналивных судов со всего мира, и акции, связанные с уничтожением кораблей нейтральных стран, вполне могли рассматриваться как нарушение норм международного права и прямая агрессия. Для Парижа содействие в этом уже было чревато крупными неприятностями, ведь затрагивались интересы не одной лишь Англии, как в случае с Аргентиной. Здесь змеиным клубком сплетались интересы США, Японии, Китая, СССР.

Тем не менее, шаг был сделан. С Ираком был заключен договор о передаче пяти самолетов ╚Супер-Этандар╩ и первой партии из 20 ракет AM 39. Далее предусматривалась адаптация под ╚Экзосет╩ нескольких тяжелых вертолетов Аэроспасьяль SA 321 ╚Супер Фрелон╩ и возможность дополнительной закупки ракет.

И правительству Жака Ширака все это сошло с рук - настолько оказалась велика во всем мире неприязнь к исламистскому Ирану, а Саддам Хусейн казался таким симпатичным. Правда, выгода фирмы Дассо от сделки снова оказалась минимальной - возобновить постройку ╚Супер-Этандаров╩, на что возлагались большие надежды, не удалось.

В начале лета 1983 года в Ландивисо прибыли тридцать усатых иракцев. Они начали учиться летать на самолетах с бортовыми номерами с 65-го по 69-й. Опознавательные знаки с бортов этих машин тщательно смыли, а вскоре с их бортов исчезли и тактические номера. Осенью переучивание летчиков и техников было завершено, и поступил приказ о начале операции ╚Сугар╩.

Рано утром 7 октября пятерка машин без лишнего шума была переброшена в Казо, а оттуда - на базу Соленцара на Корсике. Там ╚Супер-Этандары╩ сели на ╚Фош╩, который тут же направился в сторону острова Крит. В море корабль, дав полный ход, взял курс к берегам Ливана. Запутывая следы, пятерка ╚Супер-Этандаров╩ без опознавательных знаков перелетела на ╚Клемансо╩, но и там не задержалась надолго. Еще не остывшие машины прямо на палубе заправлялись топливом, готовясь к последнему броску.

И вот самолеты один за другим идут на взлет. Над морем их встретил лидер - пассажирский ╚Фалкон╩ 20. Собравшись, группа сразу ушла на предельно малую высоту и направилась к турецкому берегу - Хусейн почему-то очень не хотел, чтобы дружественные сирийцы засекли пролет его самолетов. Беспрепятственно прошив воздушное пространство Турции, ╚Этандары╩ приземлились на базе Квайярах на севере страны. Было 8 октября.

В тот же день было объявлено, что новые самолеты наглухо перекрыли выход из Залива, однако первый официальный вылет ╚Супер-Этандара╩ ВВС Ирака состоялся лишь 27 марта следующего года. При этом в районе нефтяного терминала Харг были повреждены греческий танкер и небольшое вспомогательное судно.

С этого момента иракцы начали летать довольно интенсивно. Ими было заявлено, что пилоты ╚Супер-Этандаров╩ провели 51 боевую операцию и в каждом случае " ...уничтожили крупную морскую цель". Правда, регистр торгового флота Ллойда полностью опровергает это утверждение. И все же на долю ракеты ╚Экзосет╩ все-таки выпала еще одна бесспорная победа.

Насколько бы ни было безуспешным применение ╚Супер-Этандаров╩, оно значительно сократило экспорт иранской нефти. Войдя во вкус, Хусейн решил заиметь собственные ╚карманные ракетоносцы╩. Еще в 1979 году в той же Франции было заказано 24 новых ╚Миража╩ F 1E. Позже контракт был изменен - машины было намечено поставлять в модификации F 1EQ-5. Это был ╚гибрид╩ хорошо известного ╚эф-первого╩ с прицельным комплексом ╚Супер-Этандара╩ на базе РЛС ╚Агава╩, обеспечивающим пуск ╚Экзосет╩. И вот один из этих ╚Миражей╩ всадил ракету в американский фрегат ╚Старк╩. Корабль выдержал попадание, но несколько членов экипажа погибло. И снова Хусейн отделался лишь получением дипломатической ноты.

Во время ╚иракской кампании╩ один ╚Супер-Этандар╩ был потерян и еще один поврежден при невыясненных обстоятельствах, причем иранская сторона заявила, что обе машины стали жертвой их истребителей. В то же время в 1985 году было объявлено, что срок аренды самолетов истек и якобы все пять машин вернулись во Францию. Ирак полностью оплатил их использование и никакие вопросы о компенсации потерь не поднимались.









Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100