Уголок неба ¦ Потери самолетов F-4 ВВС Ирана

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-4 ВВС Ирана
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 1 февраля 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах.

Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, списки потерь военной авиации Ирана, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, skywar.ru, ejection-history.org.uk.

Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.



П

Дата потери Примечания
25 сентября 1969 F-4D, б/н 3-603, экс б/н 67-14871. Разбился из-за отказа гидравлики, пилоты катапультировались over Gachsar and Razan.
5 ноября 1970 По данным www.ejection-history.org.uk пилоты катапультировались.
30 января 1972 F-4D из TFB7, б/н 3-618, 3-678 и 3-6704, экс б/н 68-6905. Потерпел катастрофу в районе Шираза, пилоты погибли.
9 февраля 1972 F-4D из TFB7, б/н 3-604, экс б/н 67-14872. Потерпел катастрофу в районе Шираза, пилоты погибли.
13 июня 1972 F-4E из TFB7, по данным www.ejection-history.org.uk пилоты катапультировались в районе АВБ Шираз.
3 июля 1972 F-4E, б/н 3-656, экс б/н 69-7734.
28 ноября 1973 RF-4E, сбит в СССР. История известная, и пилоты захвачены с документами, и обломки на месте.

По поводу истории о втором RF-4E, также сбитом над территорией СССР в 1976 г., вот тут нет ни пилотов, ни обломков, как бы упал на иранской территории. Никто не спорит, что нарушения границы были, и пресекались они жестко, как иначе. Может такое быть, что машина была только повреждена и доплелась до базы? Или самолет был другого типа? До сих пор остались вопросы. Хотя очень многие западные эксперты уверены в том, что второй самолет действительно был сбит, по крайней мере и кандидаты есть на это место.

16 апреля 1974 F-4D, б/н 3-601, он же б/н 3-663 и 3-6689, экс б/н 67-14869. При перелете из Мехрабада в Шираз произошел отказ гидравлики уже на подлете к самому Ширазу. Пилот 1/Lt. Keyvan Nourhaghighi посадил машину. По данным scramble.nl самолет был списан, вероятнее всего получил неприемлемые повреждения и ремонт смысла не имел. Если это так, то в дальнейшем мог использоваться как донор для других машин. А могло быть и так, машину впоследствии отремонтировали, а потерян этот Фантом был в ходе войны.
2 июня 1974 F-4D, б/н 3-614, он же б/н 3-674 и 3-6700(1), экс б/н 67-14882.
24 июня 1974 F-4E из TFB7, б/н 3-639, он же б/н 3-698, экс б/н 69-7717. Разбился в районе Шираза, пилоты катапультировались
17 сентября 1974 F-4E, б/н 3-754, экс б/н 71-1125.
8 ноября 1974 F-4E, б/н 3-764, он же б/н 3-6587, экс б/н 71-1135.
29 июня 1975 F-4E, б/н 3-798, экс б/н 73-1521.
21 июня 1976 F-4E, б/н 3-777, экс б/н 71-1148.
24 ноября 1976 RF-4E, б/н 2-6506, экс б/н 74-1726, потерян в Южном Йемене.
23 декабря 1976 F-4D, потерян в Южном Йемене, был сбит.
1 июня 1977 RF-4E, б/н 2-6505, экс б/н 74-1725.
16 июня 1977 F-4D, б/н 3-608, 3-668 и 3-6694, экс б/н 67-14876.
29 июня 1977 F-4E, б/н 3-766 и 3-6589, экс б/н 71-1137.
12 июля 1977 F-4E, б/н 3-751 и 3-6575, экс б/н 71-1122.
14 июля 1977 RF-4E, был подбит над Южным Йеменом, упал в Залив, пилоты катапультировались. По данным www.ejection-history.org.uk вполне могло оказаться и так, что в Южном Йемене было потеряно не три, а всего две машины, один F-4E и один RF-4E, и обе в 1976 г. А может быть и так, что из-за ошибки с датами 1 июня и 14 июля 1977 г. был потерян только один RF-4E. Т.е. произошла банальная путаница с датами, да и новых имен спасшихся летчиков больше никаких нет, кроме тех, что катапультировались в 1976 г. Мог также разбиться F-4E, а не RF-4E.
19 июля 1977 F-4E, б/н 3-6663, экс б/н 75-0232.
1 февраля 1978 F-4E из TFB3, по данным www.ejection-history.org.uk пилоты (имена есть) катапультировались. Других деталей нет, самолет списан?
28 марта 1978 F-4E, б/н 3-6654, экс б/н 75-0223.
5 декабря 1978 F-4E, б/н 3-633, 3-692 и 3-6517, экс б/н 69-7711.
К моменту после начала революции 1 апреля 1979 г. у Ирана в полётпригодном состоянии находилось 188 F-4D/E из 209 и 14 RF-4E (было поставлено от 16 до ажно 23-26, если считать данные Wiki заслуживающими доверия). С марта 1979 г. по август 1980 г. по техническим причинам разбилось 10 самолётов, не меньше 16 пилотов погибли.

По данным http://www.f-4.nl/f4_44.html ВВС Ирана на момент бегства шаха 16 февраля 1979 г. имели 188 боеготовых Фантомов.

Если принять во внимание, что на 16 февраля или даже 1 апреля 1979 г. из 209 машин типа F-4D/E осталось 188, то получается, что к этому времени безвозвратные потери Фантомов ВВС Ирана составили 21 только боевой самолет. Также может быть, что потеряны были как раз три разведчика RF-4E, а не пять, включая два в СССР и два в Южном Йемене. Суммарно это выходит 24 машины. Боевых потерь, аварий и катастроф за время с начала эксплуатации произошло максимум 26, кандидатов в потери имеется с избытком. Так что, может где-то были или приписки, или аварии были такие, что машины отремонтировали, на вторую самолетную жизнь тоже кандидаты имеются. А могло и не быть третьего сбитого самолета в Йемене, как и второго в СССР.

10 июля 1979 F-4E, по данным www.ejection-history.org.uk потерпел катастрофу в районе Бушера, пилоты (имена есть) погибли.
17 августа 1979 F-4E сбит в Курдистане, пилоты (имена есть) погибли
19 августа 1979 F-4E, по данным www.ejection-history.org.uk потерпел катастрофу, вошел в штопор и упал в Персидский залив, пилоты (имена есть) погибли.
12 января 1980 F-4E, по данным ASN разбился рядом с Персидским заливом у порта Дайлам, пилоты погибли.
14 мая 1980 F-4E, потерян по данным scramble.nl
21 мая 1980 F-4E, по данным scramble.nl и ASN потерпел катастрофу в Мехрабаде, пилоты погибли.
летом 1980 F-4E, по данным www.ejection-history.org.uk взлетел с АВБ Хамадан-Шахруки, разбился при выполнении маневров на низкой высоте, пилоты (в т.ч. Lt.Col. Mohammad Bakhtiyari) погибли.
9 сентября 1980 F-4E из TFB3, б/н 3-6591 и 3-768, экс б/н 71-1139. По данным www.skywar.ru самолет был подбит в районе границы с Ираком, при этом оба пилота (в т.ч. летчик Махмуд Эскандари) успели катапультироваться, но оператор (имя?) погиб.
14 сентября 1980 F-4E, по данным http://forums.airforce.ru/holodnaya-voina/2809-irano-irakskaya-voina/ разбился в районе Керманшаха после выхода из боя. Пилотировал Ахмад Рамазани, оператор Биджан Вилли.
19 сентября 1980 F-4E, по данным http://forums.airforce.ru/holodnaya-voina/2809-irano-irakskaya-voina/ потерян в бою на границе с Ираком, пилоты (Lt. Col. Mahmoodi и Heidarian) погибли.
По данным www.airwar.ru/history/locwar/persg/iraniraq/iraniraq.html, известным и опубликованным еще в 2004 г., боевой состава ВВС Ирана (по состоянию на 1980 год) включал 150 F-4D/E и 8 RF-4E.

По данным www.modernarmy.ru/article/283/aviaciya-v-irano-irakskoy-voine перед войной у Ирана имелось 150 ударных Фантомов.

По данным Farzad Bishop и Tom Cooper (книга Iranian F-4 Phantom II Units in Combat) ВВС Ирана в 1980 г. имели 29 машин F-4D из 32 поставленных, 162 машины F-4Е из 177 поставленных, и от 17 до 19 RF-4E.

По данным http://www.iiaf.net/f4/ ВВС Ирана к началу войны имели не менее 223 самолетов, т.е. в принципе почти не имели боевых и эксплуатационных потерь, чего конечно не могло быть на самом деле.

Если принять во внимание, что с марта 1979 г. по август 1980 г. года по техническим причинам разбилось 10 самолётов, то получается, что с учетом сбитых иракцами и курдами машин, потери составили уже 14 самолетов. А самолеты бились, были и диверсии со стороны техперсонала, и некоторый саботаж со стороны летного состава имел место, и неопытность пилотов никуда не делась. Максимально потери с начала эксплуатации и до начала войны могли составить 40 машин, вопрос стоит только в том, как считать. Минимальная оценка всех довоенных потерь составляет 33 Фантома.

 

22 сентября 1980 F-4E из TFB3, б/н 3-6585 и 3-762, экс б/н 71-1133. Экипаж погиб в катастрофе в районе Кут в Ираке, задев кабель ЛЭП через р.Евфрат, первая потеря в войне.
23 сентября 1980 F-4E из TFB3, разбился после выполнения задания. Экипаж погиб в катастрофе рядом с АВБ Хамадан-Шахруки.
23 сентября 1980 F-4E, по данным www.skywar.ru разбился после выполнения задания в районе Керманшаха из-за недостатка топлива. Экипаж катапультировался.
24 сентября 1980 F-4D, б/н 3-615, он же б/н 3-675 и 3-6701, экс б/н 67-14883. По данным www.skywar.ru разбился около Шираза после выполнения задания из-за отказа гидросистемы и недостатка топлива. Экипаж катапультировался.
24 сентября 1980 F-4E, сбит иракским Миг-23 в районе Эль-Амара в Ираке, экипаж погиб.
24 сентября 1980 F-4E, б/н 3-6612 и 3-790, экс б/н 71-1161. Сбит в районе Насирии в Ираке. Один пилот погиб, другой попал в плен.
25 сентября 1980 F-4E из TFB6, разбился в Мехрабаде после выполнения задания, возможно был сбит по ошибке иранской ПВО, пилот успел катапультироваться, а оператор погиб.
25 сентября 1980 F-4, сбит в районе Кут в Ираке, экипаж попал в плен.
25 сентября 1980 F-4E из TFB9, сбит предположительно иракским Миг-23 в районе Эль-Фао в Ираке, экипаж погиб.
26 сентября 1980 RF-4E из TFS11, сбит в районе Басры в Ираке, один из пилотов погиб, а второй попал в плен.
26 сентября 1980 F-4E из TFB6, по данным www.skywar.ru сбит над территорией Ирака, экипаж погиб. Первая военная потеря Фантома из Бушера.
26 сентября 1980 F-4E, по данным www.ejection-history.org.uk после выполнения задания потерял управление из-за недостатка топлива на подлете к Керманшаху и разбился. Экипаж (Captain Daryush Yazdanfar и RIOAlidadi) катапультировался.
27 сентября 1980 F-4D из TFB1, по данным www.skywar.ru был сбит иракским Миг-23 над Персидским заливом в районе Махшехра, экипаж (Major Hassan Kadkhodaii и оператор) погиб. Возможно также, что по ошибке был сбит и средствами ПВО Ирана.

F-4 из TFB6, по данным www.ejection-history.org.uk был сбит 28 сентября 1980 г. иракским Миг-23 в районе Махшехра в Иране, экипаж погиб. По более поздним данным от самих же иранцев, этот самолет был сбит дружественным огнем над своей территорией и упал в Персидский залив, пилоты (Major Hassan Kadkhodaii и оператор) успели катапультироваться, но были убиты при приземлении.

Один и тот же самолет, одни и те же пилоты, одни и те же детали, разница только в дате.

27 сентября 1980 F-4E из TFB1, сбит средствами ПВО Ирака в районе Шаламчеха в Ираке, экипаж погиб.
27 сентября 1980 F-4E из TFB6, по данным www.skywar.ru сбит в районе Ахваза, экипаж попал в плен.
27 сентября 1980 F-4, по данным www.skywar.ru был сбит, экипаж попал в плен.
28 сентября 1980 F-4 из TFB9, по данным www.skywar.ru был сбит в районе Киркука, экипаж погиб.
29 сентября 1980 F-4D, б/н 3-6697, 3-611 и 3-671, экс б/н 67-14879. По данным forgottenjets и www.ejection-history.org.uk был сбит над Басрой, экипаж катапультировался. По данным же scramble.nl на 2014 г. числился в TFB 7/71th TFW, да и фото его есть. Факт потери никто категорически не отрицает, просто самолет мог быть другой. А может и самолет мог быть только поврежден и вполне себе добрался до своих. Это к вопросу о точности и достоверности данных, просто горы неточностей и приписок.
29 сентября 1980 по данным только www.ejection-history.org.uk в районе Бушера погиб пилот Ali AliAkbaree. Данных о потере самолета нет, только о погибшем летчике. Самолет мог быть только поврежден, а оператор мог и приземлиться. Такая вот сомнительная ситуация.
2 октября 1980 F-4E, сбит в районе Басры, экипаж погиб.
2 октября 1980 F-4E, сбит в районе Кут в Ираке, экипаж попал в плен.
2 октября 1980 F-4E, подбит в районе границы, летчик дотянул горевший самолет до АВБ Шахруки, из-за отказа гидросистемы тормоза не сработали, при касании с ВПП пилот успел катапультироваться, а оператор (WSO) погиб в сгоревшем самолете.
3 октября 1980 F-4 упал в районе Ахваза после выполнения задания. Экипаж катапультировался.
4 октября 1980 F-4E, сбит в районе Басры, экипаж погиб.
4 октября 1980 F-4E, сбит в районе Багдада, экипаж погиб.
5 октября 1980 F-4E, подбит в районе Багдада, летчик пытался дотянуть самолет до АВБ Хамадан-Шахруки, но не успел. Экипаж катапультировался над своей территорией.
5 октября 1980 F-4E, сбит в районе Багдада, экипаж попал в плен.
6 октября 1980 RF-4E, сбит в районе Тикрита в Ираке, экипаж (имена есть) пропал без вести. По данным www.skywar.ru это была первая потеря из TFS11, но по ихним же данным первый самолет RF-4E как раз из этой же TFS11 уже был потерян 26 сентября 1980 г. Все самолеты типа RF-4E числились только в составе TFB1 на АВБ Мехрабад в Тегеране, куда и входила эскадрилья TFS11.
6 октября 1980 F-4 из TFS61, сбит в районе Басры, экипаж погиб.
10 октября 1980 F-4E из TFB6, сбит в районе к западу от Эль-Кута в Ираке, экипаж погиб.
11 октября 1980 F-4E из TFB3, сбит в районе Эль-Кута в Ираке, экипаж погиб.
15 октября 1980 F-4Е из TFB9, сбит в районе Эль-Кута в Ираке, экипаж погиб.
16 октября 1980 F-4D, по данным www.ejection-history.org.uk был сбит над Багдадом, экипаж катапультировался и попал в плен.
17 октября 1980 F-4Е из TFB6, б/н 3-6621 и 3-800, экс б/н 73-1523. Сбит в районе Бостана, экипаж погиб (только один оператор успел катапультироваться, но был убит).
17 октября 1980 F-4Е из TFB4, сбит над Эль-Кутом в Ираке, экипаж погиб.
22 октября 1980 F-4 упал из-за отказа техники в районе Дизфуля, экипаж катапультировался.
23 октября 1980 F-4Е из TFB4, б/н 3-6560 и 3-736, экс б/н 71-1107. Потерпел катастрофу после вылета с АВБ Хамадан-Шахруки, экипаж погиб.
24 октября 1980 F-4Е из TFB6, был сбит в районе Эль-Фао в Ираке и упал в Персидский залив, экипаж погиб.
26 октября 1980 F-4Е, сбит, экипаж катапультировался и попал в плен.
8 ноября 1980 F-4Е из TFB6, б/н 3-6544, 3-662 и 3-720, экс б/н 69-7740. Был подбит над Басрой, пилот пытался дотянуть самолет до своих, но не успел. Экипаж катапультировался над своей территорией в районе Махшехра, при этом пилот погиб.
14 ноября 1980 F-4Е, б/н 3-6688, экс б/н 75-0257. Сбит западнее Дизфуля, в ходе т.н. битвы за Сусенгерд, пилоты погибли.
14 ноября 1980 По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_F-4_Phantom_II#ВВС_Ирана в этот день, в ходе т.н. битвы за Сусенгерд, было сбито два иранских Фантома, при этом все четыре пилота погибли.
18 ноября 1980 F-4Е, по данным www.skywar.ru это был б/н 3-6644, был сбит в районе Эль-Фао в Ираке в ходе т.н. битвы за Сусенгерд, экипаж пропал без вести.
22 ноября 1980 По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_F-4_Phantom_II#ВВС_Ирана F-4 был сбит иракским Миг-23.
29 ноября 1980 F-4Е из TFB6, б/н 3-6523 и 3-700, экс б/н 69-7718. Был сбит в районе Эль-Бакр в Ираке, участвовал в операции Морварид, пилоты погибли.
3 декабря 1980 F-4D, по данным www.ejection-history.org.uk сбит в районе Gharbshoor, пилот Maj. Mahmood Eskandari успел катапультироваться и был эвакуирован вертолетом, а оператор Lt.Col. Ali Ilkhani погиб. Очень везучий пилот, второй раз спасся чудом.
5 декабря 1980 F-4Е из TFB3, сбит рядом с линией фронта, пилоты Major Seyed-Jalil Pour-Rezai и 1st Lt. Bahman Solaimani катапультировались и были эвакуированы вертолетом. По данным www.skywar.ru это было 3 декабря 1980 г. По данным ASN это произошло также 5 декабря 1980 г.
10 декабря 1980 F-4Е из TFB3, сбит в районе Омидиех, пилоты погибли.
20 декабря 1980 F-4Е из TFB3, сбит в районе Бадр в Ираке, экипаж катапультировался и попал в плен.
21 декабря 1980 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk сбит в районе Касре-Ширин в Иране, пилоты погибли.
3 января 1981 Упал в Ормузский пролив, по данным ASN.
5 января 1981 F-4Е из TFB6, по данным www.skywar.ru был сбит своими же зенитчиками или столкнулся с горой в районе Махшехра при преследовании иракскими самолетами, пилоты (имена есть) погибли.
5 января 1981 F-4Е из TFB6, по данным www.skywar.ru был сбит своими же зенитчиками в районе Абадана, пилоты (имена есть) погибли. В этот день славы иранской ПВО было потеряно два Фантома.
9 января 1981 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk сбит иракским Миг-23, пилоты (имена есть) погибли.
18 января 1981 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским Миг-21.
4 февраля 1981 F-4Е по данным www.ejection-history.org.uk был сбит дружественным огнем над своей территорией, пилоты (имена есть) погибли.
4 февраля 1981 F-4Е из TFB6, по данным www.ejection-history.org.uk сбит предположительно иракским Миг-23, пилоты (имена есть) погибли.
7 февраля 1981 F-4 из TFS61, по данным www.ejection-history.org.uk был подбит и взорвался в воздухе над Махшехром, пилот (имя есть) погиб.
13 февраля 1981 F-4Е из TFB3, по данным www.skywar.ru после дозаправки в воздухе отказал двигатель, пилоты (имена есть) погибли из-за позднего катапультирования.
19 февраля 1981 F-4 сбит над Ираком, экипаж катапультировался (имена есть) и попал в плен.
22 апреля 1981 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским Миг-21.
7 мая 1981 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk был сбит в мае 1981 г. предположительно иракским Миг-21. По уточненным данным, это случилось 7 мая 1981 г.
18 мая 1981 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk был сбит в мае предположительно иракским Миг-21. По данным www.skywar.ru 18 мая 1981 г. самолет типа F-4Е был потерян в районе Касре-Ширин, экипаж катапультировался (имена есть) и попал в плен.
29 мая 1981 F-4D из TFB6, по данным www.skywar.ru был подбит над Басрой при бомбежке моста, пилот дотянул горящий самолет до АВБ Бушер, но при заходе на посадку рухнул, пилоты (имена есть) погибли.
По данным http://www.f-4.nl/f4_44.html потери иранских Фантомов за первые 9 месяцев войны составили 60 самолетов. Вполне адекватное количество. По обобщенным данным из www.ejection-history.org.uk, www.skywar.ru и т.п. и т.д. имеются данные, правда многие из которых откровенно сомнительные, на 64 машины, потерянные с 22 сентября 1980 г. по 29 мая 1981 г. а вот с 29 мая и по 29 сентября 1981 г. потерь не зафиксировано.

Война есть война. Война это кто кого передумает и перехитрит. На войне правило одно- правил нет! Пока арабам и персам дают звания и награды за рапорты о сбитых вражеских аэропланах, держись супостат. По иракским данным, только за первые дни войны (к началу октября 1980) было сбито ажно 180 Фантомов. Сотни, да что сотни, тысячи иранских машин нашли свою смерть в небе Ирака, правда падая при этом на свою территорию либо в воду Залива. Чего его супостата жалеть! А если серьезно, то потери за этот промежуток времени действительно могли составить как и 50, так и все 60 машин.

29 сентября 1981 F-4D, по данным www.ejection-history.org.uk был подбит над Басрой при бомбежке моста иракской ракетой, при падении был полностью уничтожен. Экипаж катапультировался. Никакой путаницы с потерей самолета типа F-4D 29 мая 1981 г. нет, совершенно разные обстоятельства.
30 октября 1981 F-4Е из TFB9, сбит в районе Киркука, пилот погиб, а оператор катапультировался и попал в плен.
5 ноября 1981 F-4D из TFB6, сбит в районе Умм-Каср иракской ракетой, пилоты пропали без вести.
27 января 1982 RF-4E, сбит над Басрой иракским самолетом типа Мираж F1, пилот погиб, а оператор спасся
11 февраля 1982 F-4Е из TFB9, участвовал в воздушном параде, потерпел катастрофу при полете на низкой высоте, столкнулся с землей рядом с Ормузом, пилоты погибли.
29 марта 1982 F-4Е из TFB3, подбит иракцами в районе Сусенгерда, упал на нейтральной территории, экипаж катапультировался и был спасен.
1 мая 1982 F-4Е из TFB3, б/н 3-6617 и 3-795, экс б/н 71-1166. Сбит иракцами ракетой ЗРК в районе Хорремшехра, экипаж катапультировался и был спасен.
2 мая 1982 F-4Е из TFB6, б/н 3-6551 и 3-727, экс б/н 71-1098. Сбит иракским самолетом типа Мираж F1 в районе Хорремшехра, пилот катапультировался и попал в плен, а оператор погиб.
6 мая 1982 F-4Е из TFB6, б/н 3-6563 и 3-739, экс б/н 71-1110. Сбит иракским самолетом типа Мираж F1 в районе Шаламчеха, экипаж катапультировался, но был расстрелян огнем с земли.
8 мая 1982 F-4Е из TFB1, б/н 3-6608 и 3-786, экс б/н 71-1157. Сбит иракским самолетом типа Мираж F1 в районе Ахваза, экипаж катапультировался и попал в плен.
16 июля 1982 F-4Е из TFB3, сбит иракским самолетом типа Мираж F1 в районе Илама в Иране, экипаж катапультировался и был спасен.
21 июля 1982 По данным www.skywar.ru это был F-4Е из TFB3, б/н 3-6537, 3-654 и 3-713, экс б/н 69-7732. Сбит в районе Багдада ракетой из ЗРК Роланд, пилот погиб, а оператор катапультировался и попал в плен. По данным же ASN и www.ejection-history.org.uk это был F-4Е из TFB3, б/н 3-6570 и 3-746, экс б/н 71-1117. Кому верить? Большинство уверено в б/н 3-6570, очень уж известный пилот тогда погиб, Lt.Col. Abbas Dowran.
31 июля 1982 F-4Е из TFB6, был подбит, после выполнения задания разбился при посадке в Бушере, пилоты погибли.
19 августа 1982 RF-4E, сбит в районе Басры иракским самолетом типа Мираж F1, пилот катапультировался, а оператор погиб.
в октябре 1982 F-4Е из TFB3, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским Миг-21.
27 октября 1982 F-4D, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским Миг-21. Есть сомнение в этой потере.
27 октября 1982 F-4Е/RF-4E, предположительно мог быть сбит иракским вертолетом Ми-24, но это всего лишь красивая версия. Есть сомнение в этой потере.
27 января 1983 RF-4E, сбит иракским самолетом типа Мираж F1 в районе Ахваза, пилот погиб, а оператор катапультировался и был спасен.
5 февраля 1983 F-4Е из TFB6, после боя с иракскими самолетами упал в Персидский залив, пилот катапультировался и был спасен, а оператор погиб.
21 июля 1983 F-4Е, сбит иракским самолетом типа Мираж F1 в районе Мехабада, пилот погиб, а оператор катапультировался и попал в плен.
в августе/

сентябре 1983

F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk предположительно сбит иракским самолетом типа Мираж F1, экипаж катапультировался и попал в плен (имена есть).
в январе 1984 F-4Е из TFB3, из-за отказа техники вернулся обратно на иранскую территорию и разбился, экипаж катапультировался.
5 июня 1984 F-4Е из TFB6, сбит саудовским F-15C, экипаж (имена есть) погиб.
11 июня 1984 F-4 из TFB6, ночью в одиночку вылетел из Бушера на перехват иракских самолетов, был сбит и упал в Персидский залив, экипаж (имена есть) погиб.
2 декабря 1984 F-4Е из TFB1, потерпел катастрофу в районе Тегеран-Кум, экипаж (имена есть) погиб.
29 декабря 1984 F-4Е из TFB3, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Мираж F1. Пилоты спаслись.
1984 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk пилот Ebrahim Dalal Khosh погиб. Хотя точной даты не имеется, это отдельная потеря, все погибшие в 1984 г. пилоты уже известны. Что с самолетом? Мог быть списан или потерян был один пилот? Есть сомнения в потере Фантома.
14 февраля 1985 F-4D, из-за ошибки в идентификации был сбит другим иранским Фантомом к западу от Сенендеджа, экипаж погиб.
21 марта 1985 F-4Е из TFB3, сбит иракским самолетом типа Миг-25, пилот погиб, а оператор катапультировался.
5 июня 1985 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Миг-25.
8 июня 1985 F-4Е из TFB3, по данным www.skywar.ru сбит над Багдадом зенитной ракетой, экипаж (имена есть) катапультировался и попал в плен.
в декабре 1985 F-4, сбит над Басрой, экипаж катапультировался и попал в плен.
6 февраля 1986 F-4Е из TFB3, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Миг-23.
15 февраля 1986 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Миг-23.
15 февраля 1986 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Миг-23.
15 февраля 1986 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Мираж F1, экипаж спасся.
16 февраля 1986 RF-4E, потерян по данным scramble.nl. Может это быть один из самолетов, потерянных 15 февраля 1986 г.?
20 февраля 1986 F-4, по иракским данным мог быть сбит иракским самолетом.
25 февраля 1986 F-4, по данным www.skywar.ru был сбит, экипаж катапультировался.
25 марта 1986 F-4Е из TFB6, в одиночку вылетел из Бушера на перехват иракских самолетов, упал в Персидский залив, экипаж пропал без вести.
10 июня 1986 RF-4E, сбит иракским самолетом типа Миг-25, пилоты погибли.
2 июля 1986 F-4Е из TFB3, потерпел катастрофу в Гиляне на берегу Каспийского моря, пилоты погибли.
6 октября 1986 F-4Е из TFB3, сбит по ошибке средствами ПВО Ирана при посадке в Дизфуле на АБВ Вахдати, пилоты погибли.
И еще один интересный аспект. Что произошло с самолетами Фантом, которые за время войны перелетели в Ирак в 1984-1986 гг. и коих было ажно 5 или 6 штук? Назад они уже не вернулись, походу превратились в хлам и, в принципе, их тоже можно считать за потери. По тем-же данным www.ejection-history.org.uk есть фото самолета с б/н 3-6552, найденного американцами на АВБ Али/Таллиль ВВС Ирака в Насирии в 1991 г. Остальные, наверно, ничем не лучше. Однозначно это потери.
1 февраля 1987 F-4Е, сбит средствами ПВО Ирака
27 марта 1987 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Мираж F1.
22 апреля 1987 F-4Е, потерпел катастрофу в районе Ормуза, пилоты (имена есть) погибли.
14 июня 1987 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk сбит предположительно иракским самолетом типа Миг-23. Пилот погиб.
14 июня 1987 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Миг-23.
19 июля 1987 F-4Е из TFB4, сбит в ночном бою, упал в Персидский залив, экипаж пропал без вести.
21 ноября 1987 F-4 упал в Ираке в прифронтовой зоне.
6 декабря 1987 F-4 из TFB4, столкнулся с землей на малой высоте в районе Бушера, пилоты погибли.
15 декабря 1987 F-4 из TFB3, поврежден над территорией Ирака, пытался долететь до Хамадана, до разбился в районе Казвина, экипаж катапультировался.
31 января 1988 F-4Е из TFB6, сбит по ошибке средствами ПВО Ирана в район о.Харк, пилоты погибли.
в мае 1988 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским самолетом типа Мираж F1.
14 июня 1988 F-4Е из TFB3, по данным www.ejection-history.org.uk сбит предположительно иракскими самолетами типа Миг-23 и Су-22. Пилот Captain Salarie погиб, про второго ничего не известно.
19 июля 1988 F-4Е из TFB6, сбит средствами ПВО Ирака в район Киркука, пилоты погибли. По данным www.ejection-history.org.uk это был б/н 3-6711. По данным scramble.nl самолет с б/н 3-6711, экс б/н 3-626 и 3-685, экс б/н 68-6913, в мае 2017 г . числился в составе 101 TFS, да и фото имеется. Можно только допустить, что произошла ошибка с б/н сбитой машины, а кандидатов на эту роль вполне достаточно, но сам факт потери не оспаривается. По данным scramble.nl один из самолетов типа RF-4E был потерян в июле 1988 г. Мог ли этот разведчик быть потерян 19 июля 1988 г.? Да запросто!
По обобщенным данным из www.ejection-history.org.uk, www.skywar.ru и т.п. и т.д. имеются данные (в т.ч. и очень уж сомнительные) на 56 машин, потерянные с 29 сентября 1981 г. по 20 августа 1988 г. и еще 5-6 машин, перелетевшие в Ирак и пришедшие в полную негодность, в т.ч. и после операции Буря в пустыне. Суммарные потери с 22 сентября 1980 г. по 20 августа 1988 г., если принять все известные данные на начало 2021 г., составляют 109 машин. До войны было потеряно 40 самолетов, если учесть всю известную на сегодня информацию, но это опять же по самой максимальной оценке, абсолютно железобетонные данные-то имеются только на 33 машины, т.ч. и потерь могло быть уже и не 40, а всего 33 Фантома, но тогда и военные потери будут уже не 109, а 116 машин. По данным www.skywar.ru имеются данные о потере в войне только 82 Фантомов, но этого очень и очень мало. Суммарные потери с начала эксплуатации и до 20 августа 1988 г. составляют 149 машин, вот как раз данных на это количество хватает и даже с избытком. Можно только предположить, что не все заявленные иракцами потери имели место. Например, потеря семи Фантомов в феврале 1986 г., да и вообще всех машин, про которые написано, что мог быть сбит предположительно и особенно это касается данных за 1982-1988 гг. Наверно, надо урезать осетра? А как это происходит? Вот, например, по всем данным 27 сентября 1980 г. было потеряно целых 5 Фантомов. По данным же www.ejection-history.org.uk летчик Lt. Col. Hoseyn Nazari смог довести свой искореженный самолет на базу после того, как был подбит над Басрой, а оператор мгновенно погиб от взрыва ракеты ПВО. Поражение было? Было! Самолет задымил и ушел, снижаясь к земле. Абсолютно все очевидцы и участники боя были уверены в сбитом Фантоме и он попал в статистику. Но! Пилот, несмотря на полученные ранения, оказался реальным кабаном со стальными Фаберже и дотянул все-таки до базы. И благополучно приземлился. А самолет? А самолет отремонтировали и опять в бой. А кто-то уже получил награду за сбитый F-4. И такие случаи, хоть и единичные, но все-таки были, и не один и не два. А это снижение потерь сбитых машин, и не на один и не на два.

После войны в составе ВВС осталось всего 76 машин из 225 поставленных. С 20 августа 1988 г. по 30 января 2021 г. было потеряно 12 Фантомов, и с этим количеством никак не поспоришь.

Каждые лет так 10 или 15 поднимается вопрос и по иранским Фантомам в т.ч. Это не немецкие или японские самолеты, по которым известно буквально все, по каждой машине. С течением времени некоторые весьма спорные данные либо опровергаются, либо имеют право на существование. Это касается и сообщений, связанных с получением иранцами в 1986 г., в рамках соглашения через Парагвай, 23 самолетов F-4E непосредственно из наличного состава ВВС США. Также проскальзывала информация, что в 1983 году Южная Корея поставила Ирану 12 F-4D. На сегодня можно уже смело заявить, что это были обыкновенные газетные утки, фэйк-ньюс. Были ли нелегальные поставки запчастей? Конечно, а как же еще можно было вернуть обратно в строй, поврежденный или битый хлам. Услышал какой-нибудь особо ушлый агент о том, что иранцы ввели в строй целых 23 Фантома и бросился к телефону с докладом начальству, а того не узнал, что это были всего-навсего отремонтированные самолеты за какой-то период времени, а не новые поставки, особенно из ВВС Южной Кореи. За все прошедшее время никто и никогда не видел этих машин, а вот такого просто не может быть. Ни фотографий, ни данных по ремонту, ни снимков спутниковых, ни старых номерных деталей, ни воспоминаний бывших летчиков или техников. Абсолютно ничего. И если в 1986 г. в слухи могли поверить, то уже в 2021 г. просто ничем не подкрепленным фейков оказалось недостаточно. Работает куча разведок, много иранцев переехали на Запад, но никаких данных о якобы поставках в 1986 г. не появилось.

Также не подтвердилась информация о том, что в конце 1978 года США для восполнения потерянных разведчиков неофициально поставили в Иран 6-8 RF-4E и возможно 1-2 RF-4C. И ссылка имелась на книгу Tom Cooper и Farzad Bishop под названием Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. Опять же никаких данных, абсолютно ничего. Кто-то что–то услыхал, кто-то поверил и напечатал, пустил в массы, так сказать. Может быть, кто-то и награду получил там или звание за эту лапшу. Раньше было не проверить, а сейчас уже вроде бы и никому это не надо.

 

5 апреля 1992 F-4E, сбит в Ираке, пилоты катапультировались.
10 июня 1997 F-4D, потерпел аварию и разбился в районе АВБ Конарак, пилоты катапультировались.
27 мая 2002 F-4E, потерпел аварию и упал в провинции Хормозган, взлетел с АВБ Бандар-Аббас, пилоты катапультировались.
29 октября 2003 F-4E, потерпел катастрофу и упал в горах около АВБ Бандар-Аббас, оба пилота погибли.
26 ноября 2007 F-4D из TFS101, потерпел катастрофу и упал в воду рядом с Оманом, взлетел с АВБ Конарак, оба пилота погибли.
17 августа 2010 F-4Е из TFS61, потерпел аварию и упал в Персидский залив, пилоты катапультировались.
13 октября 2012 F-4Е из TFS91, потерпел катастрофу при подлете к АВБ Бандар-Аббас, оба пилота погибли.
23 сентября 2013 F-4Е из TFS61, совершил жесткую посадку на ВПП АВБ Бушер, пилоты катапультировались, но при этом один из них погиб.
15 июля 2014 F-4Е из TFS91, б/н 3-6664, экс б/н 75-0233. Потерпел катастрофу в 160 км от Шираза, пилоты погибли.
12 января 2016 F-4D из TFS101, потерпел катастрофу в районе АВБ Конарак, оба пилота погибли.
11 июля 2018 F-4D из TFS101, б/н 3-6702, экс б/н 3-616 и 3-676, с/н 3311, экс б/н 67-14872. Потерпел аварию и разбился, пилоты катапультировались, по данным ресурса https://www.ptisidiastima.com/f-4d-iriaf-crash/.
4 августа 2019 F-4Е из TFS61, потерпел аварию и разбился в провинции Бушер, пилоты катапультировались.
Данные об уцелевших после войны F-4D Фантомах из различных источников:

 

F-4D, б/н 3-6690, с/н 3050, https://www.jetphotos.com/photo/9730333.

F-4D, б/н 3-6693, с/н 3152, https://www.jetphotos.com/photo/10014507/.

F-4D, б/н 3-6697, с/н 3229, https://www.airteamimages.com/mcdonnell-douglas-f-4-phantom_3-6697_iran---air-force_323134.html.

F-4D, б/н 3-6699(2), с/н 3247, https://www.jetphotos.com/photo/9214900.

F-4D, б/н 3-6700(2), с/н 3263, https://www.jetphotos.com/photo/6747498.

F-4D, б/н 3-6702, с/н 3311, летал в октябре 2008 г. Потерян в аварии 11 июля 2018 г. https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4D-Phantom-II/1423272/.

F-4D, б/н 3-6705, с/н 3371, https://ru.scribd.com/document/467933035/Combat-Aircraft-Monthly-v18n07-2017-07-pdf, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

F-4D, б/н 3-6710, с/н 3525, https://ru.scribd.com/document/467933035/Combat-Aircraft-Monthly-v18n07-2017-07-pdf, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

F-4D, б/н 3-6711, с/н 3535, https://www.jetphotos.com/photo/8643028.

F-4D, б/н 3-6713, с/н 3555, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4D-Phantom-II/1516101.

F-4D, б/н 3-6714, с/н 3564, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4D-Dowran/2691934.

 

Это данные из всех доступных источников на 30 января 2021 г. С учетом потерь самолетов с б/н?, разбившихся 10 июня 1997 г., 26 ноября 2007 г. и 12 января 2016 г., а также самолета с б/н 3-6702, потерянного 11 июля 2018 г., количество таких машин в ВВС Ирана может составлять максимум 9 из 32 поставленных. Объяснение простое, крайние фотографии всех уцелевших F-4D, а такие фото имеют только 11 самолетов, датируются 2009 г. и позже. После войны осталось всего 13 машин, с 1997 по 2020 гг. потеряно было 4 машины. Состояние оставшихся после войны Фантомов этого типа было разное, от боеготовых до полного хлама. По данным Air Forces Monthly UK 2017-05 два последних самолета с б/н 3-6705 и 3-6710 были отремонтированы и введены в строй в 2017 г.

 

Данные об уцелевших после войны F-4Е Фантомах из различных источников:

 

F-4Е, б/н 3-6519, с/н 4100, https://www.jetphotos.com/photo/9160663.

F-4Е, б/н 3-6522, с/н 4110, https://www.jetphotos.com/photo/8044432.

F-4Е, б/н 3-6525, с/н 4123, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6528, с/н 4132, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6530, с/н 4139, https://www.jetphotos.com/photo/6289289.

F-4Е, б/н 3-6532, с/н 4147, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6535, с/н 4158, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6536, с/н 4161, https://www.jetphotos.com/photo/9325970.

F-4Е, б/н 3-6538, с/н 4168, https://www.airhistory.net/photo/124781/3-6538.

F-4Е, б/н 3-6541, с/н 4183, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6543, с/н 4189, https://www.jetphotos.com/photo/8235509.

F-4Е, б/н 3-6548, с/н 4302, https://www.jetphotos.com/photo/7382064.

F-4Е, б/н 3-6549, с/н 4305, https://www.jetphotos.com/photo/6843564.

F-4Е, б/н 3-6554, с/н 4326, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

F-4Е, б/н 3-6555, с/н 4331, https://www.jetphotos.com/photo/7382085.

F-4Е, б/н 3-6556, с/н 4333, https://www.jetphotos.com/photo/7954346.

F-4Е, б/н 3-6559, с/н 4343, https://dambiev.livejournal.com/589724.htmlо.

F-4Е, б/н 3-6564, с/н 4355, https://www.jetphotos.com/photo/9865056.

F-4Е, б/н 3-6565, с/н 4358, https://dambiev.livejournal.com/589724.htmlо.

F-4Е, б/н 3-6566, с/н 4362, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1693504.

F-4Е, б/н 3-6572, с/н 4380, https://www.jetphotos.com/photo/9858016.

F-4Е, б/н 3-6573, с/н 4383, https://www.jetphotos.com/photo/9889999.

F-4Е, б/н 3-6598, с/н 4482, https://www.jetphotos.com/photo/8298177.

F-4Е, б/н 3-6601, с/н 4508, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1907146.

F-4Е, б/н 3-6602, с/н 4513, https://www.jetphotos.com/photo/8812764.

F-4Е, б/н 3-6611, с/н 4132, https://www.airteamimages.com/mcdonnell-douglas-f-4-phantom_3-6611_iran---air-force_321087.html?phtID=321087.

F-4Е, б/н 3-6615, с/н 4584, https://www.uskowioniran.com/2014/04/combat-aircraft-of-iran-military-day.html.

F-4Е, б/н 3-6619, с/н 4600, https://www.jetphotos.com/photo/9219336.

F-4Е, б/н 3-6622, с/н 461х или 462х, https://dambiev.livejournal.com/589724.htmlо.

F-4Е, б/н 3-6623, с/н 4623, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/2257023.

F-4Е, б/н 3-6626, с/н 4638, https://twitter.com/INTELonIRAN/status/1230980114109779970.

F-4Е, б/н 3-6631, с/н 4660, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

F-4Е, б/н 3-6632, с/н 4664, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1525950.

F-4Е, б/н 3-6633, с/н 4669, www.jetphotos.com/photo/9216387.

F-4Е, б/н 3-6634, с/н 4674, https://www.jetphotos.com/photo/8015089.

F-4Е, б/н 3-6641, с/н 4707, https://www.jetphotos.com/photo/8247058.

F-4Е, б/н 3-6642, с/н 4711, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1609595.

F-4Е, б/н 3-6643, с/н 4715, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1662567.

F-4Е, б/н 3-6644, с/н 4720, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

F-4Е, б/н 3-6645, с/н 4726, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

F-4Е, б/н 3-6646, с/н 4730, https://www.uskowioniran.com/2014/04/combat-aircraft-of-iran-military-day.html.

F-4Е, б/н 3-6648, с/н 4738, https://www.uskowioniran.com/2014/04/combat-aircraft-of-iran-military-day.html.

F-4Е, б/н 3-6649, с/н 4743, https://www.uskowioniran.com/2014/04/combat-aircraft-of-iran-military-day.html.

F-4Е, б/н 3-6650, с/н 4746, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/3993773.

F-4Е, б/н 3-6651, с/н 4750, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1663287.

F-4Е, б/н 3-6652, с/н 4754, https://www.jetphotos.com/photo/9503286.

F-4Е, б/н 3-6662, с/н 4923, https://www.jetphotos.com/photo/9879996.

F-4Е, б/н 3-6664, с/н 4925 потерян 15 июля 2014 г.

F-4Е, б/н 3-6665, с/н 4926, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6666, с/н 4927, http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32635.htm.

F-4Е, б/н 3-6669, с/н 4931, https://www.uskowioniran.com/2014/04/combat-aircraft-of-iran-military-day.html.

F-4Е, б/н 3-6673, с/н 4937, https://www.airhistory.net/photo/124866/3-6673/75-0242.

F-4Е, б/н 3-6674, с/н 4938, https://www.jetphotos.com/photo/9689087.

F-4Е, б/н 3-6675, с/н 4940, http://inteloniran.blogspot.com/2017/09/.

F-4Е, б/н 3-6681, с/н 4952, https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/McDonnell-Douglas-F-4E-Phantom-II/1918354.

F-4Е, б/н 3-6682, с/н 4954, https://www.jetphotos.com/photo/8090897.

F-4Е, б/н 3-6684, с/н 4957, https://www.jetphotos.com/photo/8020772.

F-4Е, б/н 3-6687, с/н 4963, https://www.jetphotos.com/photo/8388617.

 

По всем доступным данным на 30 января 2021 г. количество таких самолетов, т.е. условно летающих машин с известными б/н, в ВВС Ирана может составлять максимум 57 машин из 177 поставленных, при условии, что если с 2000 г. по 2020 г. в авариях было потеряно 7 машин типа F-4Е и эти потери не входят в эти 57 Фантомов. Но вот это фантастика как раз и есть, и все эти 7 машин, потерпевшие аварии и катастрофы, они–то на снимках и присутствуют, только номеров пока не знаем. В количество 57 машин не входит Фантом с б/н 3-6664, по нему все ясно. После войны уцелело 59 машин этого типа, состояние оставшихся Фантомов было разное, от боеготовых до полного хлама. Сбитый 5 апреля 1992 г. входил в 59 послевоенных самолетов.

Данные об уцелевших после войны RF-4Е Фантомах из различных источников:

 

RF-4E, б/н 2-6501, с/н 4206, https://www.jetphotos.com/photo/9881207.

RF-4E, б/н 2-6502, с/н 4207, https://www.jetphotos.com/photo/9893502.

RF-4E, б/н 2-6504, с/н 4211, https://www.jetphotos.com/photo/9857615.

RF-4E, б/н 2-6511, с/н 4890, https://scramble.nl/database/military/ir#results.

 

По всем доступным данным на 30 января 2021 г. количество таких самолетов, т.е. летающих машин с известными б/н, в ВВС Ирана может составлять максимум 4 машины из 16 поставленных, при условии, что с 1997 г. по 2020 г. в авариях не было потеряно ни одного RF-4E. За время военных действий известно о минимум 8 потерянных самолетах этого типа, и до 22 сентября 1980 г. минимум 4 разведчика были списаны в расход (еще вариант, до войны было потеряно три RF-4E, а во время войны 9 самолетов).

По данным www.flightglobal.com/reports/world-air-forces-2020 на 1 января 2020 г. на вооружении ВВС Ирана состояло 64 самолета всех типов. По данным The Military Balance 2016 на 1 января 2016 г. на вооружении ВВС Ирана состояло 70 самолетов всех типов. По данным иностранной военной печати, на 1 января 2014 г. в боевом составе ВВС Ирана было 55-60 F-4D/Е Фантом, до 10 разведчиков RF-4 и RF-5 (так и написано, как хотите, так и понимайте!). По данным https://dambiev.livejournal.com/589724.htmlо в 2008 г. в боевом составе ВВС Ирана было 64 F-4Е/RF-4Е и несколько машин типа F-4D Фантом. По данным справочника The Military Balance 1999/2000/2001/2002/2003 на 1 января 1998/1999/2000/2001/2002 гг. соответственно по годам, на вооружении ВВС Ирана состояло 60 самолетов F-4D/Е и 8 разведчиков RF-4Е. Разброс по количеству достаточно широкий, но в определенном диапазоне.

После войны уцелело 76 машин всех типов, сюда входят только те самолеты, по которым есть ну хоть какие-то сведения. По всем доступным данным на 30 января 2021 г. количество самолетов только с известными бортовыми номерами может составлять 64 машины, при условии, что если с 1992 г. по 2020 г. в авариях было потеряно 12 машин, то все эти потери входят в 76 послевоенных Фантомов. Так что общие потери оцениваются пока в 161 машину.

По данным только scramble.nl за 2020 г. было отмечено нахождение следующего количества Фантомов:

АВБ Хамадан-Шахруки, базирование 31TRS в составе 4 самолетов RF-4Е и 31TFS в составе 14 самолетов F-4Е.

АВБ Чахбехар-Конарак, базирование 101TFS в составе 5 самолетов F-4D.

АВБ Бушер, базирование 61TFS в составе 10 самолетов F-4Е.

АВБ Бандар-Аббас, базирование 91TFS в составе 6 самолетов F-4Е.

Мониторинг осуществлялся месяцами, в т.ч. с использованием спутниковой разведки, постоянно отмечалось одновременное длительное нахождение на всех АВБ не более 39 боеготовых самолетов. Да, конечно, сколько-то машин проходили модернизацию по программе Dowhran, но не более четырех одновременно. И да, сколько-то машин ждут своей очереди на ремонт или модернизацию, или допустим, что на утилизацию, вопрос стоит только в месте их нахождения. Ну в любом случае это все. Больше Фантомов в наличии нет.

По данным http://www.thephantomshrine.co.uk/operational/operational.htm в марте 2020 г. на вооружении ВВС Ирана состояло вообще только 28 самолетов всех типов, с указанием мест базирования и нумерации эскадрилий. Непонятно только, а куда делись остальные Фантомы? Да и с нумерацией эскадрилий там не сходится с другими данными, как и присутствует полная галиматья с бортовыми номерами RF-4E.

По данным https://dambiev.livejournal.com/589724.htmlо от 11 ноября 2016 г. в составе TFB3 какое-то время числилось около 30 самолетов F-4E и RF-4E из состава 31-й TFS/TTS, 31-й TRS и 32-й TFS, т.е. даже по иранским данным там базировалось большинство боеготовых машин.

Подводя итоги, можно констатировать только одно. Несмотря на весь контроль, количество иранских Фантомов скачет в очень большом диапазоне, от 28 боеготовых до 64 в наличии в разном состоянии. Зависит только лишь от источника информации. Лет так через десять появятся какие-то новые данные, так что подождем.

 

 

Данные о самолетах Фантом, по которым были вопросы.

Дата ЛП Примечания
28 сентября 1969 F-4D, б/н 3-613, 3-673, 3-6699 (1), 3-6700 (2), экс б/н 67-14881.

По данным www.ejection-history.org.uk самолет вошел в штопор. Далее, исходя из имеющейся информации, можно только предположить, что пилоты не пострадали и успешно приземлились. По данным forgottenjets этот Фантом еще в 1980 г. входил в состав 71st TFW as 3-6699. Да, были какие-то сообщения о том, что самолет якобы разбился в 1969 г., но именно что на уровне слухов. По данным scramble.nl на май 2017 г. самолет с с/н 3263 числился в 101 TFS. Есть также много данных о нахождении именно этой машины на АВБ Шираз в 1980-1988 г. Потерей не считается.

9 февраля 1971 F-4D, б/н 3-605, 3-665 и 3-6691, код 14873, экс б/н 67-14873. По всем данным был списан. По данным scramble.nl на май 2019 г. состояние самолета с с/н 3109 было неизвестно, с кодом же 14873 также проходил самолет с б/н 3-6693. Но у этого б/н 3-6693, он же б/н 3-607 и 3-667, с/н 3152 и экс б/н 67-14875, уже имелся свой код 14785. Вероятнее всего, кто-то просто перепутал цифры 3 и 5. По данным www.ejection-history.org.uk вполне могла иметь место и путаница с датами потерь, и был потерян только один самолет, но именно 9 февраля 1972 г., а не 9 февраля 1971 г. По поводу этой машины, может быть и была какая-то авария, но не столь уж и существенная, раз самолет не был до конца ушатан. И уж во всяком случае не в феврале 1971 г., т.к. эта машина успела получить новый б/н 3-6691, а это было несколько позже. И потерян этот Фантом был скорее всего в ходе войны и никак иначе.
Дата потери? RF-4E, б/н 2-6503, он же б/н 2-435, экс б/н 72-0268. Точная дата потери неизвестна. Вероятнее всего был потерян до изгнания шаха, т.е. до 1 апреля 1979 г., а то, что в то время потери самолетов типа RF-4E имели место быть, это известно.
Дата потери? F-4E из TFB1, б/н 3-6618 и 3-796, экс б/н 73-1519. 22 сентября 1980 г. при налете авиации Ирака был сильно поврежден в аэропорту Мехрабад, потом был заново восстановлен, но впоследствии потерпел катастрофу, дата потери неизвестна. Вот как его учесть? Явно не по дате, да и сомнения имеются в его ремонте. Знатные фотографии есть, в каком виде была эта машина. Может и ремонта как такого не было, а только слухи о нем, вот типа какие рукастые у нас иранские технари, из такого состояния вернули к жизни. Да и вопросы потом были, когда он окончательно был потерян, то ли сразу после ремонта разбился или был сбит, то ли уже после войны грохнулся. В общем, опять по классике, точно никто ничего не знает, все только слышали.
27 сентября 1980 F-4D из TFB6, по данным www.skywar.ru был подбит средствами ПВО Ирака в районе Шаламчеха, оператор 1st Lt. Col. Mohammad Reza Karam был убит. По данным www.ejection-history.org.uk летчик Lt. Col. Hoseyn Nazari все же смог долететь на поврежденной машине до аэродрома и это произошло 28 сентября 1980 г. Потерей не считается.
в мае 1981 F-4Е из TFB4, по данным www.ejection-history.org.uk мог быть сбит предположительно иракским Миг-21. Не учтен, как потеря, т.к. уже имеются сбитые 7 и 18 мая 1981 г. самолеты, а других дат на эту потерю более не имеется.
в августе 1987 F-4Е, по данным www.ejection-history.org.uk предположительно то-ли мог быть сбит американцами или французами, то-ли ничего не получилось. Проблема стоит в другом, ни имен, ни даты, ни одной даже самой мелкой детали. Система ОБС. Как-то все очень подозрительно. Да и странная реакция победителей, абсолютно никакая. Обычно они не стесняются в победных реляциях. Такое чувство, что Майку Беннетту кто-то в лондонском пабе впарил эту шнягу за кружку эля. Потерей считаться не может в принципе до появления какой-то конкретики.



Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100