Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-21 ВВС Индии
        
      n Андрей Буков  


Версия 3.1

Данные приведены на 24 января 2019 г. 

 

Так сколько же самолетов типа МиГ-21 потеряно в ВВС Индии? Вопрос в чем-то даже банальный. Учитывая год принятия на вооружение и количество поставок, ответ получается такой - много. Но сколько именно? Каждый год, многие СМИ, ссылаясь на какие-то, только им известные и особо засекреченные источники (как правило, это или генералы индийских ВВС или другие облеченные высоким доверием товарищи из спецслужб) публикуют цифры. Каждый год разные. Читаем последние данные агентства АРМС-ТАСС (опять же ссылаются на какие-то непроверенные индийские СМИ): "По данным местных СМИ, из парка МиГ-21 ВВС Индии в 900 машин, первая из которых поступила на вооружение в середине 70-х годов, к настоящему времени потеряна примерно половина. Высокие потери МиГ-21 привели к тому, что командование ВВС приняло решение о допуске к полетам на этих истребителях с 2013 года только опытных летчиков". Или вот еще сообщение ЦАМТО: "Как заявил в августе этого года (2011г.) государственный министр оборонной промышленности Паллам Раджу, в целом за последние 45 лет из 946 закупленных истребителей МиГ-21 в авариях и катастрофах были потеряны 476 машин".

Кроме как полным и законченным бредом все эти измышления не назовешь. Во-первых, первые машины типа МиГ-21Ф появились в 1963 г., а первые машины типа МиГ-21ФЛ появились в 1964 г. Во-вторых, самолетов МиГ-21 было не 900, и не 946. А, может, их было меньше? Приводятся различные цифры- тут и 767, и 976 и примерно 800. С этим надо разбираться отдельно. В-третьих, откуда вообще взялась эта пугающая цифра в половину потерянных машин типа МиГ-21?

Скажу сразу, пришлось перерыть и переработать множество официальных и неофициальных источников. Среди которых имеются и одни из самых авторитетных и информированных Warbirds of india, FlightGlobal.com, журнал "Scramble", Aviation-safety network, Ejection-history.org.uk, журнал "Зарубежное военное обозрение", ежегодные отчеты МО Индии, PakDef форум и т.д. и т.п.

Получилось, что ВВС Индии потеряли 208 машин типа МиГ-21 различных модификаций. Учтено все, включая потери в боевых действиях.

 

Год Количество Даты потерь и примечания
2018 1 18/7.
2017 -
2016 1 10/9.
2015 2 31/1, 24/8.
2014 1 27/5.
2013 2 7/6, 15/7.
2012 1 24/11.
2011 5 4/2, 1/8, 6/9, 7/10, 2/12.
2010 3 19/2, 15/6, 7/8.
2009 4 30/4, 27/5, 18/6, 10/9.
2008 3 15/2, 23/5, 12/11.
2007 2 1/3, 22/5.
2006 2 17/1, 21/3.
2005 4 4/1, 8/3, 26/10, 13/12.
2004 2 20/2, 1/11.
2003 4 7/4, 4/6, 14/7, 28/11.
2002 12 4/4, 20/4, 26/4, 3/5, 27/6, 15/7, 9/9, 9/9, 11/10, 21/10, 14/11, 26/12.
2001 11 10/2, 23/2, 27/3, 10/4, 6/5, 8/6, 28/8, 17/9, 26/9, 13/12, 27/12.
2000 12 4/1, 13/4, 6/5, 13/5, 23/5, 13/7, 5/8, 13/10, 16/10, 16/10, 6/11, 18/12.
1999 17 15/3, 16/3, 26/3, 7/4, 13/4, 13/5, 27/5, 17/6, 19/6, 23/6, 18/8, 18/8, 13/9, 14/9, 3/12, 15/12, 21/12.
1998 9 21/1, 21/3, 12/5, 4/6, 24/6, 27/7, 14/8, 7/10, 17/10.
1997 6 29/1, 9/6, 21/6, 21/6, 2/9, 17/9.
1996 7 11/2, 13/3, 28/3, 4/4, 18/7, 9/10, 17/10.
1995 2 6/1, 9/6.
1994 12 14/2, 21/2, 1/3, 10/3, 15/3, 29/3, 19/7, 11/8, 25/8, 17/9, 18/10, 12/12.
1993 6 17/2, 15/4, 27/4, 26/6, 25/8, 30/9.

 

 

По сообщениям многих СМИ 30 сентября 1993 г. индийские ВВС потеряли два истребителя типа МиГ-21, однако эта информация не нашла подтверждения. Официально индийцы признали потерю только одной машины, разбившейся вблизи АВБ Налия.

 

1992 6 26/4, 13/5, 4/6, 25/9, 3/12, 15/12.
1991 3 1/3, 19/7, 7/8.
1990 3 25/6, 14/11, 28/12.
1989 6 23/1, 14/4, 3/5, 10/5, 20/7, 10/11.

По сообщениям многих СМИ  17 июня 1989 г. индийские ВВС потеряли вместе с пилотом еще один
истребитель типа МиГ-21, однако пока эта информация не нашла подтверждения.
1988 8 11/1, 18/3, 21/5, 11/7, 24/9, 8/11, 10/11, 17/11.

 

 

Во многих СМИ сообщалось о столкновении в воздухе над АВБ Чабуа в Гаухати 2 декабря 1988 г. двух истребителей типа МиГ-21, причем при этом погиб скадрон-лидер Х.Н.Манерикар. На самом же деле это были истребители Хантер.

 

1987 3 8/6, 21/7, 3/9.
1986 3 14/6, 17/6, 27/8.
1985 5 9/4, 27/4, 24/5, 1/6, 3/10.
1984 -  
1983 1 2/11.
1982 4 1/6, 7/10, 8/10, 29/10.
1981 -  
1980 1 1/2.
1979 - Зарегистрирована только одна авария. 26 марта произошло возгорание двигателя на истребителе с б/н С761. Впоследствии эта машина была потеряна в аварии 25 августа 1994 г.

 

 

1978 1 28/7.
1977 -  
1976 -  
1975 4 25/2, 1/4, 21/4, 21/4.
1974 1 1/6.
1973 4 16/3, 30/5, 1/6, 1/8.
1972 5 4/4, 19/4, 25/11, 1/12, 1/12.
1971 8 5/12, 6/12, 8/12, 11/12, 12/12, 12/12, 13/12, 17/12.
1970 1 25/2.
1969 1 1/7.
1968 2 29/1, 29/3.
1967 -  
1966 1 9/11.
1965 4 12/8, 6/9, 6/9, 6/9.
1964 -  
1963 2 21/12, 21/12.

 

С 16 июня 1971 г. по 7 сентября 1995 г. ВВС Индии также потеряли в авариях и катастрофах 27 истребителей неидентифицированного типа. Есть вероятность того, что среди этих машин, возможно, были и МиГ-21.

P.S. ВВС Пакистана с 1983 г. потеряли 63 машины F-7/FT-7 (32,8%) из 192 поставленных, а ВВС Болгарии с 1963 г. потеряли 37 самолетов МиГ-21 (16,5%) из 224 поставленных. Так что потери в индийских ВВС (21,3% от максимальных 976) не являются чем-то уж запредельным (или 27,1% от минимальных 767).

Можно и по-другому сравнить. ВВС Франции потеряли 30% своих "Ягуаров" (60 из 200). ВВС Великобритании потеряли 33,5% своих "Ягуаров" (68 из 203). ВВС Австралии потеряли 35,3% своих "Миражей-3" (41 из 116). ВВС Бельгии потеряли 37,7% своих "Миражей-3" (40 из 106). ВВС Бразилии потеряли 50% своих "Миражей-3" (14 из 28). ВВС Турции потеряли 28,2% своих "Фантомов" (67 из 237). ВВС Италии потеряли 38% своих "Старфайтеров" (138 из 360). ВВС Канады потеряли 46,2% своих "Старфайтеров" (110 из 238).

В общем и в целом, резюмируя, можно сделать определенные выводы. Командование ВВС Индии прекрасно знает реальное положение дел с аварийностью своих МиГ-21, и, учитывая все факторы (в т.ч. пол-века эксплуатации, уровень обслуживания, количество часов налета), почему-то не торопится снимать эти МиГи с вооружения.

 


Уголок неба. 2019  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100