Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-21 ВВС Индии
        
      n Андрей Буков  


Версия 3.0

Данные приведены на 10 октября 2022 г.

Эта музыка будет вечной! Имеется в виду постоянное изменение количества потерь в военной авиации Индии. Каждый год приходится заново перепроверять все сведения по каждой аварии. Что творится с самолетами типа МиГ-21? Просто-напросто ведется постоянная работа по выявлению все новых и новых данных по каждой аварии. Результат работы индийских товарищей виден налицо. Несколько лет так назад, опять же по данным нижеперечисленных источников информации  потери  оценивались следующим образом: в 2018 г. была оценка в 202 самолета, в 2019 г. была оценка в 211 самолетов, в 2021 г.  оценка была повышена уже до 277 самолетов. Но вот наступил 2022 год. Закипела работа в архивах, экс-пилоты ВВС Индии в очередной раз порадовали профильных спецов своими воспоминаниями и т.д. и т.п. Естественно цифра потерь снова изменилась и опять в сторону увеличения.

 Все данные подтверждены открытыми источниками информации- https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG21 https://scramble.nl/database/military/in, http://www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html,    www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk, http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. Расположение авиабаз ВВС Индии показано на https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Indian_Air_Force_stations.

Таблица 1      

Дата потери

тип Примечания
21 декабря 1963 21F б/н ВС-819, столкновение в воздухе с другим МиГ-21 из состава 28 аэ в районе Чандигарха, пилот катапультировался
21 декабря 1963 21F б/н ВС-820, столкновение в воздухе с другим МиГ-21 из состава 28 аэ в районе Чандигарха, пилот катапультировался
12 августа 1965 21PF Самолет из состава 28 аэ проскочил ВПП АВБ в Чандигархе, списан.
6 сентября 1965 21F б/н ВС-818 из состава 28 аэ, уничтожен на земле пакистанцами
6 сентября 1965 21PF б/н ВС-823 из состава 28 аэ, уничтожен на земле пакистанцами
6 сентября 1965 21PF б/н ВС-824 из состава 28 аэ, уничтожен на земле пакистанцами
9 ноября 1966 21U

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58210 самолет из состава 4 аэ разбился при посадке на АВБ Тезпур в Ассаме. По последним же данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm самолет  разбился при посадке на АВБ Чандигарх. Пилоты спаслись.

29 января 1968 21FL Пилот уинг-коммандер погиб, потеря ориентации.
29 марта 1968 21FL Пилот флаин-офицер погиб, от запуска ракеты.
1 июля 1968 21FL

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет из состава 1 аэ разбился в районе парка Казиранга в Ассаме, пилот флайт-лейтенант Ашок Балвант Дхавле катапультировался

1 июля 1969  

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58209 и http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm самолет разбился после взлета с АВБ Чандигарх. Пилот Flight Lieutenant Karthikeyan катапультировался.

24 сентября 1969 21FL Пилот 29 аэ флайт-лейтенант погиб у Мирута в Уттар-Прадеше
27 сентября 1969 21FL Пилот 8 аэ флайт-лейтенант погиб при взлете
23 января 1970 21FL Разбился после репетиции воздушного парада в Дели, пилот спасся
25 февраля 1970 21FL Пилот 28 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Тезпур
10 марта 1970 21FL Пилот 28 аэ флайт-лейтенант погиб
21 ноября 1970 21FL Пилот 47 аэ скадрон-лидер погиб
28 ноября 1970 21FL Пилот 28 аэ флайт-лейтенант погиб
1 марта 1971 21FL Столкновение с птицей, пилот 4 аэ катапультировался
4 декабря 1971 21FL

б/н С762 по данным https://aviation-safety.net/wikibase/194031 разбился после взлета с АВБ Тезпур, пилот 4 аэ погиб. Потерей не считается. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет потерпел аварию при посадке в Амритсаре, пилот не пострадал, самолет был в ремонте. Окончательно был потерян в аварии 26 марта 1979 г.

5 декабря 1971 21FL б/н C764 из состава 29 аэ сбит пакистанцами
6 декабря 1971 21FL самолет из состава 4 аэ был подбит пакистанцами, упал из-за нехватки топлива в районе Гаухати в Ассаме
8 декабря 1971 21FL самолет из состава 45 аэ был бит пакистанцами, пилот спасся
11 декабря 1971 21FL б/н C1107 из состава 1 аэ сбит по ошибке другим МиГ-21 в районе Адампура
11 декабря 1971 21FL

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/94730 был сбит другим самолетом типа МиГ-21 ВВС Индии. Отдельной потерей считаться не может. В этот день был потерян только один самолет с б/н С1107.

12 декабря 1971 21FL б/н C603, пилот 47 аэ скадрон-лидер погиб при посадке в Паламе
12 декабря 1971 21FL самолет из состава 28 аэ был подбит пакистанцами, пилот спасся
13 декабря 1971 21FL б/н C705 из состава 47 аэ сбит пакистанцами, пилот погиб
14 декабря 1971 21FL

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/94728 был сбит самолетом типа F-6 ВВС Пакистана. Потерей считаться не может. Индийцы не признали эту потерю.

17 декабря 1971 21FL б/н C716 из состава 29 аэ сбит пакистанцами, пилот спасся
17 декабря 1971 21FL По данным https://aviation-safety.net/wikibase/94729 был сбит самолетом типа F-86 ВВС Пакистана. Отдельной потерей считаться не может. В этот день был потерян только один самолет с б/н С716.
21 декабря 1971 21FL Пилот 8 аэ флаин-офицер погиб
9 февраля 1972 21FL Пилот 30 аэ флаин-офицер погиб
30 марта 1972 21FL Пилот 45 аэ флаин-офицер погиб
4 апреля 1972 21FL Пилот 29 аэ уинг-коммандер погиб в районе Дели
19 апреля 1972 21FL Пилот 8 аэ флаин-офицер погиб
25 ноября 1972 21FL Пилот 8 аэ уинг-коммандер погиб
1 декабря 1972 21FL Столкновение с птицей, пилот 28 аэ катапультировался
4 декабря 1972 21FL По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 28 аэ флайт-лейтенант погиб после взлета с АВБ Тезпур
12 декабря 1972 21FL По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents произошло столкновение с птицей
1 марта 1973 21FL Пилот погиб в учебном воздушном бою
16 марта 1973 21FL По данным https://aviation-safety.net/wikibase/194033 пилот флаин-офицер 47 аэ погиб в районе АВБ Шринагар. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/194033 это было 16 мая 1973 г.
30 мая 1973 21FL Пилот флайт-лейтенант 3 аэ погиб
1 июня 1973 21UM По данным https://aviation-safety.net/wikibase/194029 самолет из TACDE разбился при посадке на АВБ Джамнагар, пилот спасся.
1 августа 1973 21FL Столкновение с птицей в районе АВБ Хиндон, пилот 3 аэ катапультировался
18 октября 1973 21FL Самолет разбился после столкновения с птицей
1 июня 1974 21MF Загорелся в воздухе и разбился в Чандигархе, пилот 7 аэ спасся.
3 июня 1974 21FL Пилот 1 аэ флаин-офицер погиб
30 июля 1974 21FL Пилот 7 аэ флайт-лейтенант погиб
25 февраля 1975 21UМ б/н U666, пилоты 3 аэ спаслись.
1 апреля 1975 21FL Пилот 28 аэ флайт-лейтенант погиб при взлете с АВБ Тезпур
11 апреля 1975 21FL столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот 3 аэ погиб
11 апреля 1975 21FL столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот 3 аэ катапультировался
30 сентября 1975 21FL Самолет из состава 29 аэ столкнулся с птицей
9 января 1976 21 Пилот 3 аэ флаин-офицер погиб
3 февраля 1976 21FL столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот 108 аэ погиб
3 февраля 1976 21FL столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот 108 аэ катапультировался
8 июня 1976 21 Пилот 47 аэ флайт-лейтенант погиб
28 июля 1976 21 Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/58193
11 октября 1976 21FL Пилот 8 аэ флайт-лейтенант погиб
20 мая 1977 21FL б/н С1004, пилот 1 аэ флайт-лейтенант катапультировался
15 октября 1977 21FL Пилот 47 аэ флайт-лейтенант погиб
28 июля 1978 21 столкновение в воздухе с другим МиГ-21 в районе АВБ Пафанкот, пилот погиб
20 октября 1978 21 Пилот 7 аэ флайт-лейтенант погиб
1 марта 1979 21FL Пилот 30 аэ флаин-офицер погиб
26 марта 1979 21FL б/н С762, пилот 30 аэ катапультировался в районе АВБ Тезпур. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
28 марта 1979 21 Пилот 21 аэ флайт-лейтенант погиб
5 мая 1979 21 Пилот 37 аэ флайт-лейтенант погиб
31 мая 1979 21FL Пилот 29 аэ катапультировался
5 сентября 1979 21FL Пилот 29 аэ флаин-офицер погиб
1 февраля 1980 21FL Пилот 3 аэ флаин-офицер погиб
29 мая 1980 21 Пилот флайт-лейтенант катапультировался в Ассаме
17 июня 1980 21 Пилот 1 аэ флайт-лейтенант погиб
9 февраля 1981 Bis Пилот 23 аэ катапультировался при подлете к АВБ Хальвара
21 августа 1981 21MF Пилот 7 аэ флайт-лейтенант погиб
24 октября 1981 21FL По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот TACDE Кришна Нараяна Пиллаи катапультировался из-за пожара и отказа гидравлики
5 января 1982 21 Пилот 17 аэ катапультировался
1 июня 1982 21

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/193223 пилот Кришна Нараяна Пиллаи катапультировался после пожара на борту. Потерей не считается, перепутали с датой потери 24 октября 1981 г.

8 июня 1982 21 Пилот 108 аэ флаин-офицер погиб в районе Хошайпура
8 июня 1982 21MF Пилот 29 аэ флаин-офицер катапультировался
14 июля 1982 21UМ По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents один из  пилотов 101 аэ погиб, второй спасся
28 июля 1982 21 Пилот 108 аэ флайт-лейтенант погиб
7 октября 1982 21 Пилот 24 аэ флаин-офицер погиб после вылета с АВБ Амбала
8 октября 1982 21

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/193413 пилот погиб на АВБ Пафанкот во время празднования дня ВВС. По данным http://www.ejection-history.org.uk:80/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm погиб Wg Cdr Bira Singh

11 октября 1982 21 Пилот 35 аэ флайт-лейтенант погиб
29 октября 1982 21U б/н U553, один из пилотов 7 аэ флайт-лейтенант погиб, второй катапультировался после взлета с АВБ Чакери
16 октября 1983 Bis

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 26 аэ скадрон-лидер Bira Singh погиб на АВБ Пафанкот во время празднования дня ВВС. Потерей не считается, перепутали с датой 8 октября 1982 г. К тому же день ВВС Индии празднуют как раз 8 октября.

2 ноября 1983 21 Пилот 24 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Амбала
25 сентября 1984 Bis Пилот 23 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Джамнагар
9 апреля 1985 21MF На земле погибло 14 человек, пилот катапультировался в районе АВБ Барейли
27 апреля 1985 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Бхизиана в Батинде
24 мая 1985 21 Пилот 45 аэ катапультировался после вылета с АВБ Джамнагар
1 июня 1985 21MF Пилот 35 аэ  катапультировался в Уттар-Прадеше
15 июля 1985 21MF

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents произошел несчастный случай. Потерей не считается до выяснения всех обстоятельств.

3 октября 1985 21 Пилот 28 аэ пилот-офицер погиб в районе АВБ Тезпур
22 мая 1986 21 Пилот 52 аэ флаин-офицер погиб
4 июня 1986 21

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents разбился в районе АВБ Сирса. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58185 это было 14 июня 1986 г.

17 июня 1986 21UМ По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  оба пилота 101 аэ погибли в районе АВБ Амбала. По данным же https://aviation-safety.net/wikibase/58184 пилот был один и он катапультировался в районе АВБ Амбала.
21 июля 1986 Bis Пилот 23 аэ флайт-лейтенант погиб
16 августа 1986 21FL По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 52 аэ из-за столкновения с птицей катапультировался при посадке
27 августа 1986 21 Пилот 17 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Авантипур
4 сентября 1986 Bis Пилот 26 аэ флайт-лейтенант погиб
16 октября 1986 21MF Пилот 29 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Джамнагар
8 июня 1987 21 Пилот скадрон-лидер погиб в районе АВБ Бхизиана
27 июля 1987 21 Пилот флаин-офицер погиб в районе АВБ Сирса
1 августа 1987 Bis По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 32 аэ катапультироывался при посадке из-за пожара двигателя
13 августа 1987 Bis б/н С2132, по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 45 аэ уинг-коммандер катапультировался в районе АВБ Налия
3 сентября 1987 Bis Пилот 3 аэ флайт-лейтенант катапультировался
25 декабря 1987 Bis По данным https://aviation-safety.net/wikibase/193530 был потерян на земле
11 января 1988 21

б/н C770, по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот MOFTU флайт-лейтенант Анил Радж погиб в районе АВБ Тезпур. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58179 пилот катапультировался в районе АВБ Тезпур

10 февраля 1988 21 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет разбился в районе Лакхнау в Уттар-Прадеше
15 февраля 1988 21 Пилот 37 аэ флайт-лейтенант погиб
16 марта 1988 21MF По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 29 аэ флайт-лейтенант погиб в районе Раджкота, вылет с АВБ Джамнагар
18 марта 1988 21 Пилот 30 аэ пилот-офицер погиб в районе АВБ Тезпур
13 мая 1988 21 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 4 аэ флаин-офицер погиб
21 мая 1988 21 Пилот 51 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Шринагар
11 июля 1988 Bis Пилот 3 аэ флаин-офицер погиб
24 сентября 1988 21 Пилот HAL уинг-коммандер катапультировался, Насик
8 ноября 1988 Bis б/н C2798, пилот 17 аэ катапультировался, на земле погибло 4 человека
17 ноября 1988 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Джамнагар. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/193547 это было 18 ноября 1988 г.
2 декабря 1988 21

По данным https://scramble.nl/database/accident#results и http://www.ejection-history.org.uk:80/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm в районе АВБ Чабуа произошло столкновение в воздухе с другим самолетом, на земле погиб человек. Пилот в одном самолете был Squadron Leader H N Manerikar. Потерей не считается. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents тогда столкнулись два самолета типа Хантер из состава 20 аэ, причем Squadron Leader H N Manerikar погиб.

2 декабря 1988 21

По данным https://scramble.nl/database/accident#results и http://www.ejection-history.org.uk:80/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm в районе АВБ Чабуа произошло столкновение в воздухе с другим самолетом, на земле погиб человек.  Потерей не считается. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents тогда столкнулись два самолета типа Хантер из состава 20 аэ, причем скадрон-лидер Shirish Baban Deo катапультировался.

14 декабря 1988 21 Пилот 32 аэ флаин-офицер погиб
27 декабря 1988 21 Пилот 37 аэ флайт-лейтенант погиб
23 января 1989 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Чандигарх после столкновения с птицей
13 апреля 1989 Bis Пилот 26 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Пафанкот
18 апреля 1989 21 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/193555 пилот катапультировался в Пенджабе после вылета с АВБ Адампур
23 апреля 1989 21 Пилот 37 аэ скадрон-лидер погиб
3 мая 1989 21 Пилот катапультировался после вылета с АВБ Амбала
10 мая 1989 Bis Пилот 3 аэ уинг-коммандер катапультировался в районе Джайсалмера
20 июля 1989 21 Пилот 3 аэ пилот-офицер погиб в районе АВБ Пафанкот
24 октября 1989 21 Пилот 45 аэ флаин-офицер погиб
10 ноября 1989 21 Пилот скадрон-лидер катапультировался в районе АВБ Адампур
16 ноября 1989 21 Пилот 32 аэ флаин-офицер погиб
10 января 1990 21 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот катапультировался
9 апреля 1990 21 Пилот 29 аэ флаин-офицер погиб в районе Калайкунды, на земле погибло трое
11 июня 1990 21 Пилот 35 аэ погиб
25 июня 1990 Bis Пилот 15 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Бхудж
14 ноября 1990 Bis Пилот 4 аэ уинг- коммандер погиб в районе АВБ Джайсалмер
28 декабря 1990 21 Пилот пилот-офицер MOFTU погиб после вылета с АВБ Тезпур
25 января 1991 21 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/221299 пилот катапультировался, вылетев из АВБ Джамнагар
2 февраля 1991 21MF Пилот 29 аэ катапультировался
1 марта 1991 21 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58171 пилот 3 аэ флайт-лейтенант Сикка погиб в районе АВБ Джайсалмер. Потерей не считается, просто перепутали дату потери с 3 апреля 1991 г.  
3 апреля 1991 Bis По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 4 аэ флаин-офицер Сикка погиб при подлете к АВБ Джайсалмер
22 апреля 1991 21 По даанным https://aviation-safety.net/wikibase/221302 пилот Air Cmde Philip Thomas катапультировался в районе Джайпалгури в Ассаме
1 мая 1991 21MF Пилот 29 аэ уинг-коммандер катапультировался при посадке
19 июля 1991 21FL Пилот 8 аэ пилот-офицер погиб после вылета с АВБ Багдогра
20 июля 1991 21 Пилот MOFTU пилот-офицер погиб
7 августа 1991 21 Пилот 24 аэ флаин-офицер погиб после вылета с АВБ Амбала
10 августа 1991 21 Пилот MOFTU пилот-офицер погиб
9 октября 1991 21 Пилот 32 аэ флаин-офицер погиб при посадке на АВБ Джамнагар
26 апреля 1992 21 Пилот флаин-офицер катапультировался в районе Лакхимпура
13 мая 1992 Bis Пилот флаин-офицер катапультировался в районе АВБ Джодхпур
14 мая 1992 21 Пилот 8 аэ пилот-офицер погиб
3 июня 1992 21FL Пилот MOFTU флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Тезпур
16 июня 1992 Bis По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот 4 аэ погиб в районе АВБ Уттарлай
25 сентября 1992 Bis Пилот 3 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Лех
3 декабря 1992 21 Разбился в районе АВБ Тезпур
15 декабря 1992 Bis Пилот 4 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Уттарлай
17 февраля 1993 Bis Столкновение с птицей у АВБ Джодхпур, пилот спасся
2 марта 1993 Bis По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents при посадке потерпел аварию и разбился самолет из состава 26 аэ. Пилот спасся.
15 апреля 1993 21U Оба пилота 32 аэ погибли при взлете с АВБ Джодхпур
27 апреля 1993 21 Авария при посадке на АВБ Раджа Санси в Амритсаре, пилот спасся
26 июня 1993 21

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accident пилот 108 аэ флаин-офицер погиб в районе Бхинда. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58156 пилот катапультировался, а на земле погибло 4 человека.

25 августа 1993 21MF б/н C1540, пилот 29 аэ скадрон-лидер катапультировался в районе АВБ  Джамнагар
30 сентября 1993 21 Пилот 45 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Налия
14 февраля 1994 21 Пилот 8 аэ пилот-офицер погиб в районе АВБ Багдогра
21 февраля 1994 21FL Пилот MOFTU пилот-офицер погиб в Ассаме
1 марта 1994 Bis Самолет из состава 37 аэ сгорел на ВПП
10 марта 1994 21 Пилот погиб на АВБ Амбала
15 марта 1994 21 Врезался в холм у АВБ Пафанкот, пилот погиб
29 марта 1994 Bis Пилот скадрон-лидер катапультировался в районе АВБ Амбала
19 июля 1994 21UМ

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents оба пилота 26 аэ погибли в районе АВБ Пафанкот. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/192977  погибший пилот 26 аэ был один.

11 августа 1994 Bis б/н C2217, пилот катапультировался
25 августа 1994 21FL б/н C761, пилот MOFTU катапультировался в районе АВБ Тезпур
17 сентября 1994 21UМ Оба пилота погибли при посадке на АВБ Джамнагар
18 октября 1994 21MF Пилот 101 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Сирса
27 октября 1994 Bis По данным https://aviation-safety.net/wikibase/249696 пилот катапультировался
12 декабря 1994 Bis б/н C2277 перевернулся при посадке, пилот спасся
6 января 1995 Bis б/н C2251, пилот катапультировался после столкновения с птицей
9 июня 1995 21MF б/н C1666, пилот 108 аэ катапультировался
5 сентября 1995 21 Пилот 45 аэ флаин-офицер погиб
11 февраля 1996 21 Пилот 101 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Нал в Биканере
12 февраля 1996 21MF Пилот 17 аэ катапультировался в районе АВБ Бхизиана
13 марта 1996 21 Пилот катапультировался после вылета с АВБ Адампур
28 марта 1996 21 Разбился на АВБ Озар в Насике, пилот спасся
4 апреля 1996 21FL Пилот MOFTU уинг-коммандер погиб при посадке на АВБ Тезпур
1 июня 1996 Bis Пилот 32 аэ спасся после столкновения с птицей на взлете
18 июля 1996 21 Пилот катапультировался в районе Салемпура в Уттар-Прадеше
9 октября 1996 21

Пилот катапультировался в районе АВБ Чандигарх в Зикарпуре. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents это было 7 октября 1996 г.

17 октября 1996 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Тезпур в Сонитпуре
29 января 1997 Bis Пилот катапультировался, вылет был с АВБ Пафанкот
9 июня 1997 21MF

Столкновение с птицей, пилот катапультировался, вылет с АВБ Авантипур. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет разбился в районе АВБ Нал

21 июня 1997 21FL Столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот 52 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Чабуа
21 июня 1997 21FL Столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот-офицер 52 аэ  погиб в районе АВБ Чабуа
25 июня 1997 21 Списан по данным https://aviation-safety.net/wikibase/58121
2 сентября 1997 21FL б/н С992 разбился в районе АВБ Амбала, пилот 1 аэ спасся
17 сентября 1997 Bis Потерпел аварию и разбился на АВБ Бхудж, пилот спасся
21 января 1998 21MF Пилот катапультировался в районе АВБ Сирса
21 марта 1998 Bis Пилот катапультировался в районе АВБ Чандигарх
12 мая 1998 21MF Пилот катапультировался в районе АВБ Пафанкот, на земле погибло 4 человека
4 июня 1998 Bis Пилот 4 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Уттарлай
24 июня 1998 Bis Пилот катапультировался в районе АВБ Суратгарх
27 июля 1998 21UМ Оба пилота катапультировались в Ассаме
14 августа 1998 Bis Пилот катапультировался в районе АВБ Уттарлай
1 сентября 1998 Bis Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/249689
7 октября 1998 21 Пилот 51 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Шринагар
27 октября 1998 21MF Пилот 108 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Пафанкот
15 марта 1999 21UМ Оба пилота катапультировались, вылет с АВБ Чабуа в Ассаме
16 марта 1999 21 Пилот 45 аэ флаин-офицер погиб, вылет с АВБ Налия
26 марта 1999 Bis Пилот 23 аэ флаин-офицер погиб, вылет с АВБ Суратгарх
1 апреля 1999 21

Пилот 3 аэ уинг-коммандер катапультировался в районе АВБ Раджа Санси в Амритсаре. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents это было 7 апреля 1999 г.

13 апреля 1999 21MF Пилот 101 аэ катапультировался, вылет с АВБ Сирса
13 мая 1999 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Нал в Биканере
27 мая 1999 21MF б/н C1539 сбит пакистанцами в Каргиле, пилот 17 аэ погиб
17 июня 1999 Bis Пилот MOFTU флайт-лейтенант погиб, вылет с АВБ Тезпур
19 июня 1999 Bis Пилот 4 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Уттарлай
23 июня 1999 Bis Пилот 26 аэ флайт-лейтенант погиб, вылет с АВБ Пафанкот
18 августа 1999 Bis Пилот 51 аэ катапультировался на взлете с АВБ Шринагар
18 августа 1999 Bis Пилот 51 аэ флаин-офицер погиб на взлете с АВБ Шринагар
13 сентября 1999 21 Пилот катапультировался при посадке на АВБ Уттарлай
14 сентября 1999 21 Пилот 51 аэ флаин-офицер погиб, вылет с АВБ Шринагар
27 октября 1999 Bis

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/249515 во время взлета с АВБ Шринагар столкнулись два самолета, при этом один из пилотов погиб. Пока нельзя считать это потерей. Высока вероятность того, что просто перепутали с такой же аварией 18 августа 1999 г.

27 октября 1999 Bis

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/249515 во время взлета с АВБ Шринагар столкнулись два самолета, при этом один из пилотов катапультировался. Пока нельзя считать это потерей. Высока вероятность того, что просто перепутали с такой же аварией 18 августа 1999 г.

3 декабря 1999 Bis Пилот 21 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Чандигарх в Зикарпуре
15 декабря 1999 21FL б/н C706, пилот 30 аэ катапультировалсяв районе АВБ Тезпур
21 декабря 1999 21 потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/57729
4 января 2000 Bis Пилот 21 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Чандигарх
13 апреля 2000 21 Разбился в районе АВБ Сирса
6 мая 2000 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Амбала
13 мая 2000 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Нал в Биканере
23 мая 2000 21 Пилот 26 аэ флаин-офицер погиб, вылет с АВБ Уттарлай
13 июля 2000 21UМ Оба пилота погибли в районе АВБ Калайкунда
5 августа 2000 Bis б/н C2088, пилот 21 аэ флайт-лейтенант погиб на АВБ Чандигарх
13 октября 2000 21MF Пилот 37 аэ скадрон-лидер погиб, вылет с АВБ Нал
16 октября 2000 21UМ столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-21, один из пилотов MOFTU погиб, вылет из АВБ Тезпур
16 октября 2000 21UМ столкновение в воздухе с другим МиГ-21, пилот MOFTU катапультировался, вылет из АВБ Тезпур
27 октября 2000 21

Списан по данным https://aviation-safety.net/wikibase/249923, пилот катапультировался, на земле погиб один человек, вылет из АВБ Нал. Потерей не считается. Просто перепутали с датой 13 октября 2000 г.

6 ноября 2000 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Пафанкот
1 декабря 2000 21 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57714 самолет разбился в Пенджабе. Пилот погиб.
18 декабря 2000 Bis Пилот 4 аэ флаин-офицер погиб после вылета с АВБ Уттарлай
10 февраля 2001 Bis Пилот 45 аэ флаин-офицер погиб после вылета с АВБ Нал
23 февраля 2001 21UМ Пилот 30 аэ/MOFTU скадрон-лидер погиб после вылета с АВБ Тезпур
27 марта 2001 21 Пилот катапультировался после вылета с АВБ Пафанкот
10 апреля 2001 Bis Пилот 51 аэ флайт-лейтенант погиб, вылет с АВБ Шринагар
6 мая 2001 Bis Пилот 23 аэ флаин-офицер погиб, вылет с АВБ Суратгарх
8 июня 2001 21MF Пилот катапультировался после взлета с АВБ Пафанкот
28 августа 2001 21FL Пилот MOFTU флаин-офицер погиб в районе Сонитпура, вылет с АВБ Тезпур
11 сентября 2001 21 Самолет разбился в Ассаме, пилот спасся
17 сентября 2001 Bis б/н C2071, пилот 23 аэ флайт-лейтенант погиб после взлета с АВБ Суратгарх
26 сентября 2001 21MF Пилот катапультировался после взлета  с АВБ Пафанкот
13 декабря 2001 Bis Пилот 4 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Уттарлай
27 декабря 2001 21FL Пилот катапультировался в районе АВБ Тезпур
15 марта 2002 21 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57696 пилот катапультировался в Раджастане в районе Бармера
4 апреля 2002 Bis Пилот 32 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Джодхпур
20 апреля 2002 21UМ Оба пилота MOFTU погибли, вылет с АВБ Тезпур
26 апреля 2002 21MF Пилот флаин-офицер катапультировался, вылет с АВБ Сирса
3 мая 2002 Bis б/н C2797, пилот 23 аэ катапультировался, вылет с АВБ Адампур
27 июня 2002 Bis Пилот катапультировался в Западной Бенгалии
15 июля 2002 21UМ б/н U1729, оба пилота 8 аэ катапультировались после вылета с АВБ Багдогра
9 сентября 2002 Bis б/н C276х, пилот флайт-лейтенант катапультировался в Раджастане
9 сентября 2002 Bis Пилот 3 аэ скадрон-лидер катапультировался в Харьяне, вылет с АВБ Амбала
11 октября 2002 21UМ оба пилота MOFTU катапультировались в районе Сонитпура, вылет с АВБ Тезпур
21 октября 2002 Bis б/н C2800, пилот катапультировался в районе АВБ Уттарлай
14 ноября 2002 21UМ Оба пилота 8 аэ погибли в районе АВБ Багдогра
26 декабря 2002 Bis пилот катапультировался в районе АВБ  Шринагар
7 апреля 2003 Bis

Пилот 3 аэ катапультировался в районе АВБ Амбала. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents это было 7 марта 2003 г.

4 июня 2003 Bis пилот 45 аэ флайт-лейтенант погиб после взлета с АВБ Уттарлай
14 июля 2003 21UМ б/н U3284, оба пилота 51 аэ погибли после взлета с АВБ Шринагар
28 ноября 2003 Bis пилот катапультировался в Раджастане, вылет с АВБ Нал
20 февраля 2004 21MF б/н C1635, пилот катапультировался, вылет с АВБ Бхудж
1 ноября 2004 Bis б/н C2084, пилот катапультировался в районе АВБ Нал
4 января 2005 Bis б/н C2236, пилот 37 аэ катапультировался в районе АВБ Нал
8 марта 2005 Bis Пилот 15 аэ флаин-офицер погиб при посадке на АВБ Нал
26 октября 2005 21UМ Один из пилотов ASTE скадрон-лидер погиб после взлета из Бангалора
13 декабря 2005 21FL Пилот 30 аэ скадрон-лидер катапультировался на АВБ Тезпур
17 января 2006 Bis Пилот катапультировался над полигоном, вылет с АВБ Джамнагар
21 марта 2006 21UМ Оба пилота 101 аэ погибли после взлета с АВБ Уттарлай
18 сентября 2006 Bis Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/194595
1 марта 2007 21FL Пилот 8 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Багдогра
22 мая 2007 Bis Пилот 26 аэ скадрон-лидер погиб, вылет из АВБ Удампур, мог быть и МиГ-21UМ
15 февраля 2008 21MF Пилот 21 аэ катапультировался, вылет с АВБ Бхудж
23 мая 2008 21FL Пилот 8 аэ катапультировался при посадке на АВБ Багдогра
12 ноября 2008 21UМ б/н U1719, оба пилота 52 аэ катапультировались, вылет с АВБ Чабуа
24 ноября 2008 21 пилот MOFTU флайт-лейтенант погиб, данные только www.bharat-rakshak.com
30 апреля 2009 21UM Списан по данным https://scramble.nl/database/accident#results
27 мая 2009 Bis Пилот катапультировался в районе АВБ Джодхпур
18 июня 2009 21FL Пилот катапультировался после взлета с АВБ Чабуа
10 сентября 2009 21MF б/н C1641, пилот 17 аэ флайт-лейтенант погиб в районе АВБ Бхизиана в Батинде
19 февраля 2010 21FL Пилот 8 аэ скадрон-лидер катапультировался после взлета с АВБ Багдогра
15 июня 2010 21MF Пилот 108 аэ скадрон-лидер катапультировался в районе  Хальвары, вылет с АВБ Пафанкот
7 августа 2010 21 Пилот катапультировался в районе АВБ Тезпур
4 февраля 2011 Bis б/н C2818, пилот катапультировался, вылет с АВБ Гвалиор
1 марта 2011 21MF

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет с б/н С1545 из состава 37 аэ потерпел аварию из-за ошибки пилота.

2 августа 2011 21MF Пилот 15 аэ флаин-офицер погиб в районе АВБ Нал
8 августа 2011 Bis По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html самолет с б/н CU2089 из состава 23 аэ разбился
6 сентября 2011 Bin б/н CU2189, пилот 3 аэ катапультировался, вылет с АВБ Амбала
7 октября 2011 21MF Пилот 4 аэ катапультировался при посадке на АВБ Уттарлай
2 декабря 2011 Bis Пилот 21 аэ катапультировался, вылет с АВБ Сирса
24 ноября 2012 Bis б/н CU2296, пилот 101 аэ катапультировался в районе АВБ Налия
7 июня 2013 Bis Пилот 4 аэ катапультировался после взлета с АВБ Уттарлай
15 июля 2013 Bis б/н CU2824, пилот 4 аэ флайт-лейтенант погиб при посадке на АВБ Уттарлай
27 мая 2014 Bis Пилот 51 аэ скадрон-лидер погиб в Южном Кашмире, вылет с АВБ Авантипур
31 января 2015 Bis Пилот катапультировался в районе АВБ Джамнагар
24 августа 2015 Bis б/н CU2785, пилот 51 аэ катапультировался в районе АВБ Шринагар
10 сентября 2016 21UМ б/н U2140, оба пилота 4 аэ катапультировались в районе АВБ Уттарлай
18 июля 2018 Bis б/н С2242, пилот 26 аэ скадрон-лидер погиб в районе АВБ Пафанкот
27 февраля 2019 Bis б/н CU2328 сбит пакистанцами, пилот 51 аэ катапультировался
8 марта 2019 Bis б/н CU2291, пилот 3 аэ катапультировался после взлета с АВБ Нал
25 сентября 2019 21UМ б/н U3288, оба пилота TACDE катапультировались в районе АВБ Гвалиор
5 января 2021 Bis Пилот 23 аэ катапультировался при посадке на АВБ Суратгарх
17 марта 2021 Bis Пилот TACDE погиб после вылета из АВБ Гвалиор
21 мая 2021 Bis Пилот 23 аэ погиб в Пенджабе, вылет с АВБ Суратгарх
25 августа 2021 Bis б/н CU2266, пилот 4 аэ катапультировался в районе Бармера
24 декабря 2021 Bis Пилот 51 аэ погиб в районе Джайсалмера
22 июля 2022 21UM Оба пилота 4 аэ погибли в районе Бармера, вылет с АВБ Уттарлай

Пока на 10 октября 2022 г. известно о 308 потерянных МиГ-21 ВВС Индии. Кроме того, в период с 16 июня 1971 г. по 7 сентября 1995 г. ВВС Индии потеряли 11 истребителей неидентифицированного типа, среди которых вполне могут быть и МиГ-21. И еще один аспект. Индийцы сами подтверждают потерю этих машин и не оспаривают количество потерь на сегодняшний день.

По данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm министр обороны Индии А.К.Энтони заявил, что с апреля 2005 г. по 5 августа 2010 г. ВВС Индии потеряли 19 самолетов типа МиГ-21, а вот детально была информация только по 16 машинам. Еще по трем потерям не было известно абсолютно ничего. Сегодня на улице 30 сентября 2022 г. И уже можно с уверенностью сказать, что в этот период с апреля 2005 г. по 5 августа 2010 г. по  данным именно на сегодня есть детальная информация уже по 18 машинам. То есть работа по идентификации потерь ведется постоянно. В будущем возможна корректировка в сторону увеличения потерь.

Также по словам все того же министра обороны Индии А.К.Энтони было заявлено, что в период с 1963 г. по 19 апреля 2012 г. ВВС Индии потеряли 482 самолета типа МиГ-21, т.е. примерно половину из 872 поставленных. Потеряно было 117 пилотов, 39 гражданских лиц на земле и 8 наземных специалистов.

По тем же данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm было заявлено, что количество поставленных самолетов типа МиГ-21 варьируется от 793 до 872 машин. Т.е. точно никто ничего не знает. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents есть сведения на 843 известных на 2022 год бортовых номера. Бардак он и есть бардак. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, а сколько машин типа МиГ-21 было поставлено в ВВС Индии? Мелькали разные цифры. И 900, и 767 и примерно 800. По словам государственного министра оборонной промышленности Индии Паллама Раджу, сказанными еще в августе 2011 г., за последние 45 лет из 946 закупленных истребителей МиГ-21 в авариях и катастрофах были потеряны 476 машин. Т.е. по его словам в период с 1966 года и по 2011 год. и никак не раньше. Вот и разбирайтесь сами. Индийские товарищи честно пытаются разобраться. Каждый год всплывают какие-то новые сведения. Что видется в будущем?  По данным  http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/INDIA/mig_21_india.htm,  по состоянию на 1 января 2014 г., было заявлено, что потери этих машин составляют 340-380 самолетов. Имеется в виду не количество аварий, а именно потерь. Так что впереди поле непаханое.

Таблица 2. Дополнительные данные      

Дата происшествия

тип Примечания
19 апреля 1968 21U б/н U-460, отказ двигателя при посадке, отремонтирован.
18 марта 1974 21U б/н U-459, отказ двигателя на взлете, отремонтирован.
29 мая 1980 21 Пилот флайт-лейтенант, какой-то инцидент
30 апреля 2009   В этот день разбился Су-30МКИ с б/н SB021, больше аварий не было.
20 января 2014 21U По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents в этот день произошла какая-то авария. Потерей пока не считается до выяснения.
3 июля 2014 Bis По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents в этот день произошла какая-то авария. Потерей пока не считается до выяснения.
12 мая 2016 21MF По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents в этот день произошла какая-то авария с самолетом с б/н С1601. Потерей пока не считается до выяснения.
20 сентября 2016 21 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents в этот день произошла какая-то авария. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/190272 самолет получил минимальные повреждения.

Таблица 3. Дополнительные данные о самолетах неидентифицированного типа.     

Дата происшествия

Примечания
16 июня 1971

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents истребитель разбился при посадке в Пуне при перелете из Джодхпура. Пилот Хариндер Пал Сингх Шергилл спасся. По этим же данным в 1983 г. он стал командиром 9 аэ. На вооружении этой 9 аэ с 1964 г. по 1978 г. стояли истребители типа Нэт, а уже с 1978 г. и по 1987 г. на вооружение поставили машины типа HAL Ajeet, т.е. в принципе все тот же Нэт. Вероятнее всего, в этот день и был потерян именно Нэт.

25 января 1980

По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents истребитель разбился в районе Миднапуре в Западной Бенгалии, пилот катапультировался. Так как АВБ Салбони уже не использовалась, то можно только допустить, что самолет взлетел с АВБ Багдогра или Калайкунды, на которых базировались самолеты типа МиГ-21. Но это все только предположения. В этом регионе есть и были другие авиабазы с другими типами самолетов.

17 июня 1986 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents истребитель не смог набрать высоту и разбился
18 июня 1986 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents вскоре после приземления в самолет попала птица
26 декабря 1986 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и https://aviation-safety.net/wikibase/221069 истребитель разбился в районе Фирозпура в Пенджабе. Пилот катапультировался.
4 июня 1987 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents истребитель разбился в Каче в Гуджарате, пилот катапультировался
9 ноября 1987 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и https://aviation-safety.net/wikibase/221114 истребитель разбился в районе АВБ Адампур, пилот погиб. Вполне это мог быть и МиГ-21.
2 марта 1988 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  истребитель разбился в районе АВБ Нал. Вполне это мог быть и МиГ-21.
5 ноября 1988 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  истребитель разбился в районе АВБ Барейли, пилот катапультировался. Вполне это мог быть и МиГ-21.
24 мая 1990 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  истребитель разбился в районе АВБ Джамнагар. Вполне это мог быть и МиГ-21.
7 сентября 1995 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents  истребитель разбился в Бангладеш, пилот катапультировался

Только за один прошедший год индийские товарищи проделали очень большую работу. Если в 2021 г. с 16 июня 1971 г. по 7 сентября 1995 г. в ВВС Индии числилось 14 истребителей неидентифицированного типа, то на сегодня таких машин осталось уже одиннадцать. Вполне допустимо, что среди них могут находиться и машины типа МиГ-21. В будущем же естественно будет корректировка.


 


Уголок неба. 2019  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100