Уголок неба ¦ Потери самолетов HF-24 ВВС Индии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов HF-24 ВВС Индии
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0


Данные приведены на 10 ноября 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации https://aviation-safety.net/wikibase/type/hf24, http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents, www.worldmilitair.com, https://scramble.nl/database/military/in. Возможно, что это неполные данные.

 

Таблица 1     

Данные о потерях

дата потери

примечания
1 мая 1967 б/н BD831, пилот 10 аэ Сукхвант Сингх погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
16 июля 1967 б/н BD841, пилот 10 аэ В. Кришнамурти катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
1 августа 1967 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57547, http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://scramble.nl/database/accident#results был потерян самолет из 10 аэ. Потерей не считается, была перепутана дата с 16 июля 1967 г.
8 апреля 1968 Пилот ASTE И.С.Сандху катапультировался в районе Канпура
10 января 1970 б/н BD886 экс-б/н HF032, пилот HAL Gp Capt Suranjan Das погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и https://scramble.nl/database/accident#results
12 мая 1970 б/н BR462 экс-б/н HF001, пилот HAL Sqn Ldr K.L.Narayanan погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и https://aviation-safety.net/wikibase/57544. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://scramble.nl/database/accident#results самолет числился в ASTE.
12 сентября 1970 б/н BD853, пилот 10 аэ Wg Cdr O.N.Kacker погиб при взлете из АВБ Уттарлай по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm, https://scramble.nl/database/accident#results и https://aviation-safety.net/wikibase/57543 катастрофа произошла 1 сентября 1970 г.
4 марта 1971 б/н BD863, пилот 10 аэ С.Агнихотри катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
27 июля 1971 б/н BD850, пилот HAL Wg Cdr J.K.Mohlah погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным https://scramble.nl/database/accident#results самолет числился в ASTE.
21 ноября 1971 б/н D1206, пилот ASTE Sqn Ldr А.К.Sapre погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm это было 12 ноября 1971 г.
4 декабря 1971 б/н D1193, пилот 220 аэ П.В.Апте погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm. Самолет был сбит средствами ПВО Пакистана.
5 декабря 1971 По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents самолет 220 аэ был сбит средствами ПВО Пакистана, пилот J.L.Bhargava попал в плен. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm этот самолет был также потерян 4 декабря 1971 г.
9 декабря 1971 б/н ВD858, самолет из состава 10 аэ был сбит средствами ПВО Пакистана по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://scramble.nl/database/accident#results самолет имел б/н б/н ВD859.
11 декабря 1971 б/н D1204, самолет 220 аэ был уничтожен на АВБ Уттарлай самолетом типа F-104 ВВС Пакистана по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents и http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm.
1 января 1974 Пилот 220 аэ К.Р.Сингх катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
24 сентября 1974 б/н D1239, пилот 220 аэ Р.П.Шарма погиб в катастрофе при посадке на АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
28 октября 1974 Пилот У.Н.Гангулай катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents, когда его самолет вошел в плоский штопор.
10 июля 1975 Пилот Л.А.Фернандес катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
11 ноября 1975 б/н D1258, пилот 220 аэ Ф.Э.Де Суза погиб в катастрофе в районе АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
23 июля 1976 Пилот 10 аэ У.Ш.Джелли катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
15 августа 1976 Пилот катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
6 октября 1976 б/н D1247, пилот 10 аэ С.В.Р.Секхар катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
8 июля 1978 б/н D1276, пилот 31 аэ Д.С.Капур погиб по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
22 сентября 1979 б/н D1692, пилот 220 аэ С.Ч.Батра катапультировался по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
6 сентября 1980 б/н D1243, пилот 220 аэ Р.К.Кхуллар погиб в районе АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
29 октября 1980 б/н D1259, пилот 220 аэ К.Кесавадас погиб в районе полигона Покхаран по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
1 января 1981 Потерян по данным https://scramble.nl/database/accident#results и https://aviation-safety.net/wikibase/57536.
10 февраля 1982 Пилот С.Мохан катапультировался в районе полигона Sidhwan Khas в Пенджабе по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
5 мая 1982 Пилот С.Н.Гарг катапультировался в районе АВБ Джодхпур по данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents
12 июня 1982 б/н D1211, пилот А.Т.Матур разбился на взлете из-за отказа двигателя. По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents пилот спасся, а самолет был списан и это был последний потерянный Марут. По данным Мartin Baker List пилот успел катапультироваться, а самолет врезался в здание колледжа.
  По данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Aircraft самолет с б/н ВD840 был списан в аварии, самолет пилотировал Wg Cdr V.Krishnamurti. По данным опять же http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents все тот же Wg Cdr V.Krishnamurti из 10 аэ катапультировался 16 июля 1967 г. из самолета с б/н BD841. Где ошибка? BD840 или BD841? Или самолет с б/н BD840 был потерян в другое время? Вероятнее всего, так и было.

 

 

Т.о. на 10 ноября 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Индии потеряли минимум 29 самолетов типа HF-24 из 147 поставленных (или все-таки 145?).

По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm за время эксплуатации Марутов в ВВС Индии, с 1964 г. по 1986 г., был потерян 21 самолет (три сбито пакистанским зенитным огнём, один - расстрелян F-104 на земле, и 17 - в авариях и катастрофах). Но данные эти датировались еще 2013 годом. А последние данные http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents именно по Марутам датируются уже 2022 годом. Появилось много информации и по пилотам, и по бортовым номерам. Естественно в будущем возможна корректировка. Да и уровень потерь в принципе не мог сильно отличаться от уровня потерь других аналогичных машин, особенно в индийских ВВС.

По данным https://www.flugrevue.de/klassiker/indiens-einstieg-in-die-luftfahrtindustrie-hal-hf-24-marut/ всего для ВВС было построено 132 самолета типа Марут Мк1, в т.ч. из них было 18 двухместных машин. По данным https://combatace.com/files/file/13643-hal-hf-24-marut-mk1/ было построено 112 одноместных и 18 двухместных машин. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/HAL_HF-24_Marut и https://defenceforumindia.com/threads/hf-24-marut.22755/page-3 всего было построено 147 машин. По данным http://www.airwar.ru/enc/attack/hf24.htm и https://www.historynet.com/kurt-tanks-indian-storm/ было построено 145 машин. По данным https://www.konflikty.pl/technika-wojskowa/w-powietrzu/hf-24-marut-indyjskie-dziecko-niemieckiego-umyslu/ было построено 145 машин, из них в ВВС ушло 130 или более машин. Как всегда, любые цифры и на любой вкус.

 

Что известно по бортовым номерам на сегодня?

1. Было получено 32 машины с б/н BD828 по б/н BD859.

2. Было получено 7 машин с б/н BD884 по б/н BD890, из них две машины с б/н BD888 и BD889 были двухместными типа Мк.1Т.

3. Было получено 2 прототипа с б/н BR462 и б/н BR463.

4. Было получено 87 машин с б/н D1191 по б/н D1277.

5. Было получено 13 двухместных машин типа Мк.1Т с б/н D1691 по б/н D1703.

Прототип с б/н HF001 получил новый б/н BR462.

Прототип с б/н HF032 получил новый б/н BD886.

Итого пока есть сведения только на 141 бортовой номер, в т.ч. всего на 15 двухместных машин типа Мк.1Т. А их по всем данным было построено 18 единиц. Т.о. уже есть одна загадка на ровном месте. По нескольким самолетам вообще нет никаких данных, говорится только о том, что это были прототипы без известных бортовых номеров. По данным https://scramble.nl/database/military/in#results имеется информация о самолете типа Мк.1 с б/н 1022, фото которого датируется 1964 годом. Прототип?

Имеется очень хорошая работа за 2015 г. https://www.team-bhp.com/forum/commercial-vehicles/159928-indian-aviation-hal-hf-24-marut-first-indian-jet-fighter.html, там тоже говорится именно о 145 поставленных Марутах. К сожалению, по авариям и потерям там ничего нет.

 

Имеется книга бывшего военного Group Captain Vivek Kapur за 2018 год под названием «Indian Aircraft Industry: Possible Invention for Success in the Twenty First Century». Там указано, что ВВС Индии получили 123 одноместных и 18 двухместных машин.

 

Пока разгребал сведения по Марутам, появилась очень хорошая работа Шива Шастри (Dr Shiv Sastry) https://airpowerasia.com/2021/01/23/analysis-of-peacetime-attrition-of-historical-iaf-aircraft/ по потерям в военной авиации Индии конкретно по типам самолетов. Статья была опубликована 23 января 2021 г. Автор, известный специалист в области авиационных тем, вывел свои данные по потерям. К очень большому сожалению при ближайшем рассмотрении все его цифры были взяты из данных источника http://www.bharat-rakshak.com.

Таблица 2 

Данные Шива Шастри о потерях ВВС Индии по типам самолетов.

Тип самолета Всего поставлено Всего потеряно Военные потери в т.ч. Период времени эксплуатации
Вампир 386 101 11 1948-1975
Ураган 113 38 0 1953-1967
Мистер 110 43 22 1957-1973
Хантер 252 119 37 1958-1996
Нэт/Аджит 262 88 9 1958-1991
Су-7 140 45 19 1968-1986
HF-24 147 28 4 1967-1990
МиГ-21 843 285 14 с 1963 г.
МиГ-23 162 48 0 1984-2007
МиГ-27 165 57 1 1985-2019

По этой таблице. Ну что тут сказать? Сегодня на улице уже ноябрь 2022 года. За прошедший год всплыло очень много новой информации. Например, можно смело заявить, что самолетов типа МиГ-23 индийские ВВС получили минимум 172 самолета, и по каждому бортовому номеру имеются железобетонные доказательства. По данным http://airwar.ru/history/locwar/asia/poteri/poterimig23.html потери машин типа МиГ-27 именно на сегодня оцениваются в минимум 53 самолета и возможно плюс еще четыре машины, по которым сведений пока еще недостаточно, чтобы записать их в потери. По самолетам типа МиГ-21 каждый год что-то всплывает и прошедший год также не стал исключением по изменению численности потерь. По данным http://airwar.ru/history/locwar/asia/poteri/poterimig21.html именно на сегодня потери этих машин оцениваются уже в минимум 308 самолетов и это не предел.

 




Уголок неба. 2022



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100