Уголок неба ¦ Потери самолетов C-130 ВВС Ирана

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов C-130 ВВС Ирана
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.1


Данные приведены на 20 сентября 2022 г.

Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, списки потерь военной авиации Ирана, www.worldmilitair.com, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные.

Таблица 1

Данные о самолетах С-130 с известными б/н.

с/n б/н Дата потери Примечания

3698 5-101(1)   экс б/н 62-3488, продан в Пакистан
3699 5-102(1)   экс б/н 62-3489, продан в Пакистан
3700 5-103(1)   экс б/н 62-3490, продан в Пакистан
3701 5-104(1)   экс б/н 62-3491, продан в Пакистан
4115 5-101(2), 5-8501   экс б/н 65-10686, есть фото на 28 сентября 2015 г. https://www.jetphotos.com/registration/5-8501
4117 5-102(2), 5-106(1)   экс б/н 65-10687, продан в Пакистан
4118 5-107(1) 18 апреля 1967 экс б/н 65-10688
4119 5-108(1), 5-103(2)   экс б/н 65-10689, продан в Пакистан
4148 5-109(1), 5-104(2)   экс б/н 66-4310, продан в Пакистан
4149 5-110(1), 5-105(2), 5-8502 2 ноября 1986 экс б/н 66-4311. Потерян по данным http://www.skywar.ru/IRIAF8088.html и https://www.aerospacetalk.ir/vb/archive/index.php/t-38317.html. По данным www.scramble.nl был давно выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1991 г., вернее то, что от него осталось.
4153 5-111(1), 5-106(2)   экс б/н 66-4312, продан в Пакистан
4154 5-112(1) 7 апреля 1969 экс б/н 66-4313
4276 5-113(1), 5-107(2), 5-8503   экс б/н 67-14726, есть фото на 31 января 2015 г. https://www.jetphotos.com/photo/9898611
4282 5-114(1), 5-108(2)   экс б/н 67-14727, продан в Пакистан
4283 5-115(1), 5-109(2), 5-8504   экс б/н 67-14728, по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4284 5-116(1), 5-110(2), 5-8505   экс б/н 67-14729, есть фото на 6 апреля 2016 г. https://www.jetphotos.com/photo/8239354
4294 5-117(1), 5-111(2), 5-8506   экс б/н 69-7706, есть фото на 26 мая 2013 г. https://www.c-130.net/g3/c-130-photos/Middle-East-C-130-Photos/Iran-C-130-Photos, по данным www.scramble.nl в 2018 г. активно использовался.
4295 5-118(1), 5-112(2), 5-8507   экс б/н 69-7707, есть фото на 17 апреля 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/9888039
4296 5-119(1), 5-113(2), 5-8508   экс б/н 69-7708, есть фото на 9 декабря 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/9561132
4297 5-120(1), 5-114(2), 5-8509   экс б/н 69-7709, по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4298 5-121(1), 5-115(2), 5-8510   экс б/н 69-7710, есть фото на 17 декабря 2016 г. https://www.jetphotos.com/photo/8451338
4365 5-122(1), 5-116(2), 5-8511   экс б/н 71-0213, есть фото на 24 марта 2010 г. https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/Lockheed-C-130E-Hercules-L-382/1682408
4386 5-123(1), 5-117(2), 5-8512   экс б/н 71-0214, есть фото на 15 июля 2008 г. https://www.jetphotos.com/photo/6299125, по данным www.scramble.nl в 2016 г. активно использовался.
4387 5-124(1), 5-118(2), 5-8513   экс б/н 71-0215, есть фото на 28 ноября 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/9156196
4389 5-125(1), 5-119(2), 5-8514   экс б/н 71-0216, есть фото на 20 декабря 2014 г. https://www.jetphotos.com/photo/7941236
4390 5-126(1), 5-120(2), 5-8515   экс б/н 71-0217, есть фото на 17 апреля 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/9887422
4392 5-127(1), 5-121(2), 5-8516   экс б/н 71-0218, по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4393 5-128(1), 5-122(2) 28 февраля 1974 экс б/н 71-0219
4394 5-129(1), 5-123(2), 5-8517   экс б/н 71-0220, есть фото на 9 апреля 2015 г. https://www.jetphotos.com/photo/8235499
4398 5-130(1), 5-124(2), 5-8518   экс б/н 71-0221, есть фото на 7 сентября 2020 г. https://www.jetphotos.com/photo/9841621
4399 5-131(1), 5-125(2), 5-8519 6 декабря 2005 экс б/н 71-0222
4402 5-132(1), 5-126(2), 5-8520 19 июня 1979 экс б/н 71-0223
4432 5-133(1), 5-127(2), 5-8521 18 марта 1994  
4433 5-134(1), 5-128(2), 5-8522   есть фото на 10 ноября 2014 г. https://www.jetphotos.com/photo/7941237
4438 5-135(1), 5-129(2), 5-8523   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4439 5-136(1), 5-130(2), 5-8524   есть фото на 16 апреля 2008 г. https://www.jetphotos.com/photo/6275142,

по данным www.scramble.nl в 2016 г. активно использовался.

4440 5-137(1), 5-131(2), 5-8525 29 сентября 1981 Потерян по иранским данным https://www.aerospacetalk.ir/vb/archive/index.php/t-38317.html. По данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г., был потерян в ходе войны с Ираком. По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19810929-0 в этот день разбился самолет с б/н 5-8552, но это просто опечатка.
4442 5-138(1), 5-132(2), 5-8526   по данным www.scramble.nl в 2008 г. активно использовался. Есть фото на 11 апреля 2014 г. https://www.pinterest.ru/pin/12947917667605743/
4444 5-139(1), 5-133(2), 5-8527   есть фото на 6 марта 2021 г. https://www.jetphotos.com/photo/10093971
4445 5-140(1), 5-134(2), 5-8528   есть фото на 5 октября 2020 г. https://www.jetphotos.com/photo/9890065
4448 5-141(1), 5-135(2), 5-8529   есть фото на 21 марта 2014 г. https://www.jetphotos.com/photo/8551109
4454 5-142(1), 5-136(2), 5-8530   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4456 5-143(1), 5-137(2), 5-8531   по данным www.scramble.nl в 2006 г. активно использовался, но вот только нет ни одного фотоснимка, что несколько подозрительно на сегодняшний день.
4457 5-144(1), 5-138(2), 5-8532 19 сентября 1978  
4458 5-145(1), 5-139(2), 5-8533   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4459 5-146(1), 5-140(2), 5-8534   есть фото на 2 февраля 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/8646000
4462 5-147(1), 5-141(2), 5-8535   есть фото на 23 января 2021 г. https://www.jetphotos.com/photo/10063003
4463 5-148(1), 5-142(2), 5-8536 21 декабря 1976  
4465 5-149(1), 5-143(2), 5-8537   есть фото на 28 мая 2020 г. https://www.jetphotos.com/photo/10100910
4466 5-150(1), 5-144(2), 5-8538   есть фото на 4 февраля 2019 г. https://www.jetphotos.com/photo/9246775
4468 5-151(1), 5-145(2), 5-8539   есть фото на 6 октября 2015 г. https://onespotter.com/country/101/Iran%20(Islamic%20Republic%20of).

по данным www.scramble.nl в 2008 г. активно использовался, но в 2016 г. не было лопастей.

4469 5-152(1), 5-146(2), 5-8540   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4471 5-153(1), 5-147(2), 5-8541   есть фото на 18 марта 2015 г. https://www.jetphotos.com/photo/10050471
4474 5-154(1), 5-148(2), 5-8542   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4480 5-155(1), 5-149(2), 5-8543   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4484 5-156(1), 5-150(2), 5-8544   есть фото на 12 мая 2008 г. https://www.jetphotos.com/photo/6277673, по данным www.scramble.nl в 2016 г. не было лопастей.
4485 5-157(1), 5-151(2), 5-8545   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4486 5-158(1), 5-152(2), 5-8546   есть фото на 14 апреля 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/8921275
4487 5-159(1), 5-153(2), 5-8547   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4488 5-160(1), 5-154(2), 5-8548   есть фото на 2 декабря 2014 г. https://www.jetphotos.com/registration/5-8548, по данным www.scramble.nl в 2016 г. не было лопастей.
4489 5-161(1), 5-155(2), 5-8549   по данным www.scramble.nl был выведен из состава ВВС, крайний раз наблюдался в 1983 г. Потерян в ходе войны с Ираком.
4490 5-162(1), 5-156(2), 5-8550   есть фото на 7 марта 2008 г. https://www.airliners.net/photo/Iran-Air-Force/Lockheed-C-130H-Hercules-L-382/1336098, по данным www.scramble.nl в 2016 г. не было лопастей.
4591 5-157(2), 5-8551   есть фото на 4 февраля 2019 г. https://www.jetphotos.com/photo/9233726
4594 5-158(2), 5-8552   есть фото https://www.airteamimages.com/lockheed-c-130-hercules_5-8552_iran---air-force_348854.html, https://www.jetphotos.com/photo/9768901. Самолет активно летает, никогда не был в авариях, вопреки данным ASN. Просто произошла ошибка с б/н 5-8525, ну не могли его починить после падения 29 сентября 1981 г. Да и привычки малевать старый б/н на новую машину у иранцев никогда не было.
  5-8553   С-130Е, есть фото на 10 апреля 2018 г. https://www.jetphotos.com/photo/8628901
  5-8554   RС-130H, есть фото на 22 июня 2017 г. https://www.jetphotos.com/photo/8943653

 

Таблица 2

Данные о потерях самолетов С-130, у которых неизвестен б/н.

Дата потери Примечания
8 декабря 1980 По данным http://www.skywar.ru/IRIAF8088.html самолет был сбит.
20 февраля 1985 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ir#results
23 февраля 1986 Боевая потеря, был сбит по данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19860223-0
3 сентября 1986 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/ir#results
15 октября 1986 Неизвестное количество Геркулесов было уничтожено или повреждено во время бомбежки АВБ Шираз, по данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19861015-0. После 1986 г. о двенадцати Геркулесах не было никаких сведений.
13 марта 1997 По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19970313-0
2 февраля 2000 По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20000202-2
25 июня 2003 По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=20030625-0

Т.о. на 20 сентября 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, существует если не бесспорная, но уже имеющая право на существование версия по количеству потерянных иранских Геркулесов.

ВВС Ирана c 1962 г. по 2022 г. списали минимум 22 самолета С-130 полностью уничтоженными или поврежденными. Но эта оценка основана только на том, что потерпевшие катастрофы 13 марта 1997 г., 2 февраля 2000 г. и 25 июня 2003 г. Геркулесы входят в число тех 13 машин, сведений о которых нет уже давно. По данным https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19861102-0 последняя информация о 12 погибших Геркулесах датировалась 1986-м годом, а по данным https://scramble.nl/database/military/ir#results последняя информация о тех же 12 погибших Геркулесах датировалась уже 1983-м годом и только по самолету с б/н 5-8502 стоит 1991 г. Мы не можем просто игнорировать эти сведения. Да, возможно все так и было, минимум двадцать два Геркулеса ушли в небытие. Но как быть с тремя бедолагами, потерянными 13 марта 1997 г., 2 февраля 2000 г. и 25 июня 2003 г.? Тут только два варианта. Первый вариант самый реальный и основанный на информации с высокой степенью достоверности, надо принять во внимание данные https://scramble.nl/database/military/ir#results и тогда получаем ровно 22 погибших Геркулеса, без учета появления в составе ВВС двух машин с б/н 5-8553 и 5-8554. Второй вариант как раз очень маловероятен, хотя тоже имеет право на существование. Надо учесть, что специалисты из scramble.nl иногда ошибаются. И, допустим, что, например, самолет с б/н 5-8531 уже потерян. Вот по этой машине нет никаких данных, кроме как сведений в scramble.nl о том, что этот С-130 последний раз наблюдали 14 апреля 2006 г. В принципе, как раз здесь и могла произойти ошибка, именно в процессе идентификации бортового номера. Самолет не иголка и никуда его не спрячешь, не те времена, технических средств столько, что и девать некуда. За последние 15 лет эта машина нигде не засветилась, а такого просто не может быть. Может и видели его, но не в 2006 г., а в 2003 г. А может видели, но не его. Так что, потери могут составить и все 23 машины, но ни на одну больше. И здесь возникает еще один вопрос. Куда прилепить самолеты с б/н 5-8553 и 5-8554? Впервые о них узнали в 1993 и 1991 гг. соответственно. Вероятнее всего, иранцы провели полную реконструкцию этих двух машин из всего, что только можно было использовать после авианалета иракской авиации 15 октября 1986 г. на АВБ Шираз. Если части корпусов где-то и остались более или менее пригодные, то только в Ширазе, во всех остальных случаях происходило полное разрушение планера с абсолютной невозможностью дальнейшего использования фрагментов. Такая вот получилась сборка, слепили из остатков других машин и присвоили новые б/н. Других объяснений нет и быть не может. Не было никаких дополнительных поставок целых машин, а вот запчасти шли косяками из различных источников, хотя можно и допустить, что и фрагменты планеров где-то иранцы прикупили. Поэтому чисто арифметически потери С-130 ВВС Ирана могут составить 20-21 самолет. Фотоснимки иранских С-130 содержат изображения 34 самолетов, и все фото после 2007 г. И опять все упирается в самолет с б/н 5-8531. Если он еще живой, то арифметически было потеряно ровно 20 Геркулесов. А вот в реальности картина выглядит так: было 55 машин, 22-23 списали, из списанных Геркулесов иранские спецы смастрячили два реконструированных самолета, есть железные доказательства существования 34 машин в приглядном виде, нет данных только по б/н 5-8531. Вот и все на сегодня. Будут завтра новые сведения о С-130 IRIAF, будут сделаны новые выводы.

Всего в ВВС Ирана было поставлено 64 самолета типа С-130B/E/H. Впоследствии девять из них были проданы в Пакистан, а в иранских ВВС осталось 55 машин. На сегодня имеется оперативная и фотоинформация о 35 самолетах, которые стоят на вооружении, находятся на хранении или в ремонте, сюда же входит и б/н 5-8531. Иранские специалисты в последнее время добились ошеломительных успехов в ремонте и восстановлении авиатехники. Достаточно просто промониторить динамику количества Геркулесов в составе ВВС, сравнить, что было после войны с Ираком и что сейчас есть.

По данным https://www.flightglobal.com/defence/world-air-forces-2021 на 1 мая 2021 г. на вооружении ВВС Ирана находилось 27 самолетов типа С-130. По данным International Institute For Strategic Studies (The Military Balance 2016) на 1 мая 2016 г. на вооружении ВВС Ирана находилось более 19 самолетов типа С-130. По данным

https://warfor.me/voenno-vozdushnyie-silyi-irana/ на начало 199-х гг. на вооружении ВВС Ирана находилось всего 14 самолетов типа С-130. По данным http://www.modernarmy.ru/article/432/vvs-irana на 2014 г. на вооружении ВВС Ирана находилось около 40 самолетов типа С-130. По данным на 2013 г. https://vpk.name/news/92917_voenno-vozdushnye_sily_islamskoi_respubliki_iran.html автор просто не указал количество Геркулесов. Сколько источников, столько и мнений.

Новое время требует новых подходов в статистике. В наши дни самый простой гражданин какого-либо государства имеет на руках технические средства контроля данных, о которых любой профессионал из ХХ-ого века даже не мог и мечтать. Количество информации иногда просто зашкаливает. Многие ранешние данные можно смело отправлять на свалку. Примеров тому масса. После аварии в Марселе 30 ноября 1989 г. самолета С-130 ВВС Камеруна с б/н TJX-AC эту машину списали и лет так 20 она числилась, как W/O (списан). Даже когда этот самолет был отремонтирован и уже заново поднялся в воздух, во многих базах данных он стоял в потерях, например, на www.c-130.net даже еще сегодня пишут, что от б/н TJX-AC остался обгоревший корпус. Какая тут к черту достоверность, если даже у американцев в больших объемах присутствует конченая лажа. И наоборот бывают ситуации. Те же ВВС Камеруна. После аварии 10 ноября 1994 г. вертолета Супер Пума с б/н TJ-AAR те же лет так 20 муссировались слухи о его скором ремонте французскими специалистами. Буквально вот так завтра этот вертолет поднимется в воздух и возьмет курс на родную гавань, французским ремонтникам осталось только допить кофе с последним круассаном. Ну и что случилось за это время? Да ничего. В 2018 г. ресурс rotorspot.nl поставил напротив этого страдальца индекс W/O (списан). Ресурс scramble.nl изменил индекс этой машины с stored (на хранении) на dumped (как бы поточнее выразиться- выбросили за ненадобностью, сбросили со счетов, вышвырнули из состава ВВС, в общем паскудно обошлись с ветераном). И таких ситуаций сотни. Вот, к примеру, взять две аварии эквадорских Беллов-206/ТН-57 в 2020 г., вертолеты с б/н FAE-401 и HN-319 получили повреждения и по данным https://scramble.nl/database/military/ec#results были списаны. Но никто и не удивится, если обе эти машины через какое-то время снова будут летать. Возможности для этого есть, было бы желание. Нас то Иран интересует, даже не сам Иран, а один самолет иранских ВВС с б/н 5-8531. Либо кто-то достанет фотоснимки, либо признают отсутствие машины, больше вариантов нет.

P.S. По иранским данным https://www.aerospacetalk.ir/vb/archive/index.php/t-38317.html поставлено под вопросом само нахождение 14 апреля 2006 г. самолета с б/н 5-8531. Наблюдался он как активно летающая машина, опять же по данным https://scramble.nl/database/military/ir#results. Так вот, иранские товарищи сомневаются в том, что был идентифицирован именно этот самолет. Более его никто и никогда не видел, хотя прошло уже 16 лет, любой ремонт уже давно был бы сделан. За прошедший год произошло  подтверждение точной даты потерь самолетов с б/н 5-8502 и 5-8525. По данным https://www.flightglobal.com/reports/world-air-forces-directory-2022/146695.article  на 20 апреля 2022 г. на вооружении ВВС Ирана находилось 28 самолетов типа С-130.

 




Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100