Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Мираж-2000 в Каргильском конфликте 1999 г.
             
         n Юрий Голдаев    



Когда речь заходит о боевом применении истребителей Mirage-2000, обычно упоминаются эпизоды из войны в Персидском заливе 1991 года и агрессии стран НАТО против сербских вооруженных сил на территории бывшей Югославии в 1995-99 годах. Однако до сих пор ни в одном отечественном издании не встречалось описания боевого применения Mirage-2000 индийскими ВВС. Попробуем восполнить этот пробел.

Особенности Каргильского конфликта.

Мягкая зима 1998 года в штатах Джамму и Кашмир позволила регулярным частям пакистанской армии и наемникам проникнуть на индийскую сторону LOC и организовать на ней свои лагеря. Сражениям предстояло развернуться над, пожалуй, самой высокогорной территорией мира, где снижается эффективность воздушных средств нападения. Наступление велось вдоль LOC в полосе шириной до 10, а протяженностью до 200 километров. Все перевалы в этой области простреливались со второй высочайшей вершины мира К2 (8611 м) или горы Нанга Парбат (8126 м), расположенных на пакистанской стороне. Высоты в полосе наступления варьировались от 2700 метров в Каргиле до горы Драс (3400 метров) и Тайгер Хилл (5000 м). Местность была безлюдной и большую часть года покрытой снегом. Стратегически этот регион не мог служить плацдармом для крупномасштабного наступления, но имел важность из-за расположенных в нем высот и угрозы национальному шоссе 1А.

С 9 мая 1999 года пакистанцы усилили артобстрелы вдоль LOC, и точность их возросла. Появилась угроза срыва перевозок по стратегически важному национальному шоссе 1А Шринагар-Лех, по погодным условиям действовавшему лишь с мая по октябрь. Стало очевидным, что артиллерийские наблюдатели окопались вдоль вершин на индийской стороне LOC. Первоначально сухопутные силы индийской армии несли большие потери, из-за необходимости штурмовать хорошо укрепленные позиции оборонявшихся на горных пиках. Когда масштабы потерь стали приближаться к недопустимому уровню, 26 мая командующий армией формально запросил поддержку ВВС. До этого ВВС выполняли только разведывательные полеты на фотографирование. В одном из вылетов 21 мая самолет-разведчик Canberra из 106 эскадрильи был подбит ПЗРК Stinger над н.п. Баталик. К счастью, самолет смог приземлиться в Шринагаре, а разведывательные миссии в дальнейшем выполнялись на больших высотах самолетами-разведчиками МиГ-25РБТ 102 эскадрильи. За 50 дней операции Safed Sagar ВВС Индии выполнили около 5000 вылетов на самолетах всех типов.

Цели для авиации в этой войне были необычны - ни промышленности, ни танковых колонн, ни железных дорог, ни узлов и линий связи, ни крупных объектов снабжения у боевиков не было. Вместо этого были практически незаметные с воздуха небольшие группы людей, хорошо замаскированные бункеры и палатки-склады, самым большим из строений был вертолетный ангар. Самая большая цель, уничтоженная авиацией - лагерь снабжения, - была бы самой маленькой в полномасштабной войне. Сколько-нибудь заметные цели находились только на территории Пакистана, которую запрещалось бомбить. Мобильные цели, pазбpосанные на значительной территории, требовали индивидуальных атак.

ВВС были ограничены в выборе средств из-за высокогорного характера местности. Боевые действия в Каргиле велись на высоте 4800-5400 м над уровнем моря. Самолетам и вертолетам приходилось работать на высотах более 3000 м над поверхностью земли (9000 м над уровнем моря). Пониженная плотность воздуха ухудшала эффективность двигателей и маневренность самолетов, снижала возможную нагрузку и влияла на траекторию АСП. В горах системы вооружения не так эффективны: точность снижается из-за перепадов давления и температуры воздуха и других факторов, поэтому даже надежное высокоточное оружие дает промахи. К тому же пpомах пpомаху - рознь: если на равнине 500кг бомба упадет в 25 метрах от цели - цель скорее всего будет поражена, а в горах - скорее всего не пострадает.

Первоначально боевые операции включали воздушные удары с малых высот в секторе Тололинг, выполнявшиеся вертолетами Ми-17 и истребителями МиГ-21бис, МиГ-23БН и МиГ-27МЛ. Эти же истребители продолжали использоваться в качестве ударных самолетов на протяжении всей войны. МиГ-21 создавались преимущественно для перехвата воздушных целей, но их способность действовать в ограниченном пространстве оказалась важна в Каргиле. МиГ-23БН и МиГ-27М оптимизированы для выполнения ударных задач - каждый из них несет до 4 тонн боевой нагрузки, включая подвесные пушки, неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы, управляемое вооружение. Однако, 27 мая на МиГ-27 при атаке цели в секторе Баталик вышел из строя двигатель - лейтенант (FltLt) Начикета катапультировался. Отправленный на его поиски МиГ-21 был подбит ракетой Stinger - капитан (SqnLdr) Аджей Ахуджа успешно катапультировался, но был застрелен боевиками. А 28 мая был сбит вертолет Ми-17. Он не имел средств самозащиты (тепловых ловушек), но был использован для штурмовки вместо преждевременно вернувшегося с вылета защищенного вертолета, и был сбит после пуска по нему 3 ракет Stinger. Потеря Ми-17 и гибель четырех членов его экипажа привели к переоценке ситуации руководством ВВС Индии. Из имевшихся в распоряжении боевых вертолетов применяться на этих высотах могли только Ми-17 (Ми-35 не хватало потолка). Однако угроза со стороны ПЗРК была слишком высока для дальнейшего применения вертолетов. Штабом ВВС стратегия наступления была пересмотрена. Было решено привлечь самолеты Mirage-2000 для усиления других действовавших в регионе истребителей. У него не было проблем с действиями на нужных высотах, но отсутствовали возможности атаки высокогорных целей.

Пришлось пересмотреть тактику действий авиации и выполнять атаки за пределами зоны поражения ПЗРК Stinger. За время конфликта было отмечено, по разным оценкам, от 22 до 100 пусков ПЗРК, что указывает на высокую плотность ПВО, а отсутствие потерь после 28 мая подчеркивает успех новой тактики индийских ВВС.

Mirage-2000 в ВВС Индии.

Первый заказ на 36 Mirage-2000H и 4 Mirage-2000TH для ВВС Индии был сделан в октябре 1982. Второй заказ в марте 1986 включал еще шесть одноместных и три двухместных машины. Истребители поступили на вооружение индийских ВВС с 1985 по 1988 год. Ими были укомплектованы две эскадрильи: 1я "Тигры" и 7я "Боевые топоры", базирующиеся в Гвалиоре. Из 49 поставленных самолетов к середине 1995 года в строю оставалось 45 машин. Планы организовать сборку 110 Mirage-2000 на Hindustan Aeronautics остались нереализованными благодаря закупке в СССР большой партии истребителей МиГ-29.

Mirage-2000H предназначались в первую очередь для решения задач ПВО, и имели БРЛС RDM (более совершенная RDI на экспорт не поставлялась) и ракеты "воздух-воздух" средней дальности Matra Super 530D и ближнего боя Matra Magic II. Впоследствии все Mirage-2000 ВВС Индии были оснащены более совершенными ракетами "воздух-воздух" малой дальности типа Р-73Э российского производства и, по некоторым источникам, нашлемными системами целеуказания.

Истребители Mirage-2000 поставлялись с подвесными прицельными контейнерами ATLIS-II компании Thomson-CSF, позволяющими наводить УАБ Matra BGL-1000 Arcole (калибра 1000-кг) с лазерным наведением, предназначенных для разрушения сильно защищенных целей. Из-за высокой стоимости было решено дополнить эти УАБ бомбами калибра 1000 фунтов (450 кг) с устройствами наведения Paveway-2. ВВС Индии заказали такие устройства, но они были поставлены в ошибочной комплектации. Из-за испытания ядерного оружия, проведенного Индией, эти устройства попали под эмбарго и заменить детали на правильные не представлялось возможным. В итоге техники индийских ВВС наладили самостоятельный выпуск нужных деталей, обеспечивших возможность применения Paveway на истребителях Mirage-2000.

В 1996 году истребители Mirage-2000 наряду с ударными самолетами Jaguar IS были выбраны для оснащения прицельными контейнерами Rafael Litening израильского производства, обеспечивавшими более эффективное применение УАБ с полуактивным лазерным наведением, чем французские контейнеры ATLIS-II.

Mirage-2000 в бою.

С 30 мая самолеты, уже переброшенные на передовые аэродромы для решения задач ПВО, стали применяться и в качестве ударных. Самолеты Mirage-2000 всегда считались истребителями ПВО с ограниченными возможностями по атаке наземных целей. Соответственно, для них не было свободнопадающих бомб, пилонов, инструментов, приборов для тестирования, не имел опыта в таких вопросах и наземный персонал. Но к 12 июня большинство этих проблем было решено. Было найдено достаточно оборудования, чтобы в любое время 12 самолетов могли нести бомбы. Однако подходящих бомб наготове не было - их пришлось поискать на складах ВВС. В итоге нашлись 250-кг бомбы испанского производства 1970-х годов, изготовленные для самолетов HAL Ajeet. Их испытание, проведенное на полигоне Поркоран 1 июня, было признано успешным, и бомбы были срочно доставлены для вооружения Mirage-2000 7й эскадрильи. Первоначально в боевых вылетах использовались только свободнопадающие бомбы. Каждый самолет нес 12 бомб, один подфюзеляжный топливный бак и для самообороны - 2 ракеты Magic-2 класса "воздух-воздух". Группа ударных самолетов после взлета встречалась с истребителями сопровождения из 1й эскадрильи и совместно выдвигалась в индийскую часть штатов Джамму и Кашмир, под прикрытием истребителей МиГ-29. Удары первоначально наносились по высоте 5140 в районе Тололинга (сектор Драс), где за три дня было нанесено 4 удара. При постоянной поддержке с воздуха сухопутные части с боями вернули себе эту позицию 20 июня.

Среди более 200 штурмовых вылетов 7й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 16го июня истребителем Mirage-2000 с помощью прицельного контейнера был обнаружен главный пункт снабжения противника. На следующий день он был уничтожен ударом самолетов 7й эскадрильи, использовавших неуправляемые бомбы: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24го июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника - это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. Удары нанесли врагу серьезный урон и усилили моральный дух наблюдавших это индийский частей. С заднего сиденья Mirage-2000TH за этим вылетом наблюдал командующий ВВС маршал Типнис. По словам пресс-секретаря ВВС Индии на пресс-конференции 25 июня, "новые способы применения оружия, разработанные Западным авиационным командованием, продемонстрировали высокую точность и нанесли значительный урон вражеским позициям, доказав свою эффективность в решении поставленных задач".

Атаки на позиции на Тайгер Хилл, хорошо защищенные от атак с воздуха ПЗРК Stinger, продолжались в течение нескольких суток днем и ночью. Вслед за постоянными ударами с воздуха, сухопутные части захватили Тайгер Хилл 4го июля после 11-часового ночного боя. 4го июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Эти атаки оказались высоко результативными и повлекли серьезное ослабление вражеской системы снабжения. Серии ударов по высоте 4388 стали отличным примером того, как убийственные авиаудары в сочетании с хорошей разведкой выявили вражеские планы перейти на альтернативные маршруты снабжения, которые затем подверглись ударам и были перерезаны. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство, что привело к захвату их позиций сухопутными частями. Фактически, к 9 июля индийская армия вернула под свой контроль 99% сектора Баталик и 90% сектора Драс.

Типичный вылет на бомбардировку включал 4 одноместных истребителя Mirage-2000H, вооруженных свободнопадающими бомбами и один двухместный Mirage-2000TH, вооруженный УАБ с лазерным наведением и оснащенный прицельным контейнером. Эта группа из пяти самолетов 7й эскадрильи, взлетавших с базы в Пенджабе, встречалась с тремя истребителями прикрытия Mirage-2000H 1й эскадрильи, вооруженными ракетами "воздух-воздух" средней дальности Matra Super 530D, действовавшими с другой базы. Точка встречи могла меняться от вылета к вылету, и после встречи один из самолетов сопровождения иногда возвращался на базу. Уже над Джамму и Кашмиром группа истребителей Mirage-2000 встречались с парой истребителей прикрытия МиГ-29. Топлива МиГам хватало лишь на 20-минутное патрулирование в зоне, а затем они обычно сменялись другой парой.

Над целью истребители с неуправляемыми бомбами устанавливали визуальный контакт с целью и производили бомбометание. Двухместный Mirage-2000TH с помощью контейнера Litening контролировал эффективность бомбовых ударов и вел видеосъемку, находясь позади ударных самолетов, применяя УАБ только в тех случаях, когда цель не удавалось поразить свободнопадающими бомбами. Всего за время конфликта было сброшено лишь 9 УАБ: восемь с Mirage-2000 и одна с Jaguar. Типичная процедура бомбометания неуправляемых бомб состояла в следующем: самолет начинал пикирование с 30 000 футов (9000 м) и начинал прицеливание с дистанции 15 км, на удалении 8 км сбрасывал 6-12 бомб. Для управляемых бомб применялась другая техника: цель выбиралась на удалении 20 км, лазерная подсветка цели включалась с дальности 15 км, а сброс происходил с 8,5 км. Пока УАБ летела к цели, Mirage-2000 разворачивался, продолжая подсвечивать цель, и в момент удара находился на расстоянии 6 километров от нее.

За время операции 'Operation Vijay' истребители всех типов сделали около 1200 самолетовылетов, из них 160 - разведывательных, 580 ударных и 460 истребительных. На долю Mirage-2000 пришлось более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 - самолеты 7й эскадрильи, наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб.




 


Источник:
Philip Camp. The Mirage-2000 at Kargil
http://www.bharat-rakshak.com/IAF/History/Kargil/PCamp.html



Уголок неба. 2005  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100