Уголок неба ¦ Индо-пакистанский конфликт 1965 года

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Индо-пакистанский конфликт 1965 года
             
         n Михаил Жирохов  


 

На линии прекращения огня спорадические перестрелки возникали постоянно, но серьёзный конфликт произошёл только через 16 лет.

В пустынной местности Качский Ранн, находившейся в южной части Западного Индостана, граница между странами не была точно демаркирована. В 1956 году главы государств договорились о демаркации границы между штатом Гуджарат в Индии и провинцией Синд в Пакистане, но это так и не было сделано. С 1960 года по 1965 год вопрос несколько раз возникал, но не доводился до конца. В 1962 году, после конфликта Индии и Китая, началось пакистано-китайское сближение, а с 1963 года резко активизировались пакистано-американские контакты. Эти отношения окрепли и сохранились до сих пор, особенно после начала антитеррористической операции в соседнем Пакистане.

Одновременно США начали оказывать срочную военную помощь Индии после индийско-китайской войны 1962 года. В 1977 году в специальном исследовании библиотеки Конгресса США отмечалось следующее: "Увеличение, посредством поставок американского оружия, военного потенциала Пакистана... привело к войне 1965 года".

Качский Ранн

Пользуясь поддержкой таких могущественных союзников, Пакистан решился на крупномасштабную провокацию. Принят был китайский образ действий. Вначале Пакистан заявил претензию на 35000 кв. км. территории Качского Ранна, затем начались "опыты" на границе. В январе 1965 года индийский патруль обнаружил, что на протяжении 18 миль пограничные знаки перенесены на 1,5 мили вглубь индийской территории. Затем последовали такие же "опыты" на других участках и одновременно позади приобретенных участков строились укреплённые посты. Индия также не осталась в долгу и создала цепь укреплений. 9-го апреля 1965 года один из постов Сардар был атакован двумя батальонами 51-й пехотной бригады Пакистана. Пленные показали, что операцию готовила регулярная армия.

Затем произошёл ряд спорадических перестрелок, причём индийской авиаразведкой была обнаружена группа танков М-48 "Паттон", следующих к этому району. С 24 апреля в течение 6 дней шли бои, в которых погибли десятки солдат с обеих сторон.

Использование авиации в этих столкновениях было минимальным. С пакистанской стороны отмечены лишь вертолеты ОН-13, которые поддерживали наступление. Индийцы вообще ограничились лишь фоторазведывательными вылетами.

Хотя в ходе конфликта здесь индусы один самолет все же потеряли. 24 июня через два месяца после инцидента, с Джамангара поднялся "ураган" флайт лейтенанта Рана Лал Сиддха. Он выполнял обычный тренировочный вылет. Однако видимость была плохая и летчик вскоре заблудился, войдя в воздушное пространство Пакистана. Поняв свою ошибку индус стал разворачиваться, но пара дежурных "сейбров" была уже здесь. По радио ему предложили садиться на ближайшем аэродроме. Ввиду того, что до "ленточки" было 50 миль, а шансов уйти от скоростных истребителей у него не было, Сиддха решил садиться. При посадке он намеренно приземлился на "брюхо". Летчик был интернирован, и вернулся на родину только 14 августа.

16 мая последовала атака пакистанского батальона "разведчиков пустыни" на пост Каргил в непосредственной близости от линии прекращения огня в 1949 году.

Вскоре Пакистан изменил тактику. 30 июня заключено соглашение о прекращении огня, но до и позднее этой даты в Индию началось проникновение групп пуштунов по 100-200 человек, причём вооружённых автоматами пулемётами, гранатомётами Они должны были организовать напряжённость в регионе путем широкого саботажа и диверсий в спорном штате Джамму и Кашмире. Всего перешло около 5000 человек под командованием офицеров-пакистанцев. Начало действий намечено на 9 августа, когда в Сринагаре предполагалась демонстрация "народа" за отделение от Индии. Вся эта операция носила название "Большой удар дверью" и координировал её командир 12-й пакистанской дивизии генерал-майор Ахтар Хуссейн Малик. В ходе подготовки демонстрации "народного единства" пакистанская артиллерия начала обстрел городов Поонг и Чамб.

В ответ Индия развернула целую серию операций против пакистанских постов. Были отбиты потерянные в апреле-мае, затем в ответ на непрекращающиеся атаки пакистанцев занят ряд постов, и один из этих постов находился уже за линией прекращения огня. Это вызвало обострение отношений с ООН, так как эта организация была гарантом перемирия. Пользуясь благоприятным общественным мнением (даже СССР традиционно поддерживавший Индию высказал свое недовольство продолжающимся конфликтом) и поддержкой Китая, Пакистан решился на открытую войну.

Западный фронт.

С начала августа в Кашмир началось массированное проникновение повстанцев, а 1 сентября начался массированный обстрел населённых пунктов в долине южного Кашмира со стороны Пакистана (хотя Исламабад утверждал и утверждает до сих пор, что это были только ответные действия на обстрелы индийской артиллерии) . Затем пехота, поддержанная танками М-48 "Паттон", пересекла границу перемирия 1948 года. На острие атаки шла пехотная бригада с двумя батальонами танков. Она отбросила индийскую горно-пехотную бригаду и форсировала реку Мунавар Тави. Это создало опасность индийским коммуникациям и Индия первой решилась применить авиацию. В 11:00 пехотное командование обратилось за помощью к авиаторам. На согласования с Генеральным Штабом и собственно Штабом ВВС ушло пять часов и только В 16:00 первый самолет поднялся в воздух.

Основной базой индийцев в этом секторе был Патханкот, откуда самолетам требовалось всего 30 секунд для того, чтобы достичь района боев. В то время командиром авиабазы был Груп-Капитан Рошан Сури, известный пилот-испытатель. Он был первым индийцем, перешедшим звуковой барьер. Произошло это знаменательное событие во время опробывания новых "мистэров" во Франции.

На момент начала конфликта на базе находилось три эскадрильи: две (№3 и 31)-вооруженные "мистэрами" и одна(№45)-"вампирами". Реально самолетов-истребителей на базе не было. Непонятно почему однако в этот день первыми боевые вылеты совершили устаревшие "вампиры", встреча которых с F-86 не оставляла им никаких шансов.

Тем не менее они успели сделать до наступления темноты три вылета. Первый-17:19. второй-17:30 и третий-17:40. Стоит сказать, что последний вылет был сделан практически на заходе солнца и в нем участвовали только самые подготовленные пилоты эскадрильи.

Первая волна появилась над Чамбом скоро, однако заход был неудачным, так как индийским пилотам прямо в глаза било солнце, что сказалось и на эффективности боевой работы. Индийские солдаты с воодушевлением смотрели на появившиеся самолеты. Однако настроение резко изменилось, когда "вампиры" обрушили свой смертоносный груз на свои же позиции. Хорошо правда, что обошлось без жертв.

Прошли они также над пакистанскими танками. 0гнем с земли был поврежден самолет флайт-лейтенанта Ратхака. Пакистанцы для прикрытия вызвали пару "Сейбров" и судьба следующей волны индийцев была предрешена. Сквадрон-лидер Рафик и флайт-лейтенант Имитаз Бхатти появились над полем боя, когда четверка индийцев только подтянулась сюда. После наведения с борта L-19 они атаковали противника и сбили три из них. Пакистанские пилоты кроме того, что записали на свой счет по два самолета, к тому же определили их как "Канберры" !.

Таким образом, только за неполный первый день боев 45-я эскадрилья лишилась четырех самолетов(три-в воздушном бою и один-от огня ПВО). Погибло и трое пилотов: флайт-лейтенанты Бхагвар, Йоши и Бхарадвай. Сбитый зенитками флэгг-офицер Патхак смог вернуться на базу.

Самолеты третьей волны смогли нормально отбомбиться по пакистанским частям, так как к тому времени у пакистанских истребителей закончилось горючее и они были вынуждены возвращаться.

Все на индийской базе были просто шокированы такими огромными потерями. Никто и по сегодняшний день не объяснил почему не послали "мистэры", которые имели хоть какой-то шанс в схватке с "сейбрами". В то время многие пилоты напрямую высказывали свое недовольство решением командования.

Одним из объяснений было то, что "Вампиры" должны были уйти первыми, так как имели ограничения для ночных полетов. К тому же индийские авиаторы не готовы были к встрече с воздушным противником, так как официально война не была объявлена и столкновения на этом участке границы преподносились как неорганизованное выступление местных повстанцев, а не вторжение регулярной армии с поддержкой с воздуха.

Рошан Сури срочно послал депешу о воздушном прикрытии всех вылетов его боевых самолетов. Однако и на следующий день полеты продолжались без истребительного прикрытия.

Во второй день столкновений "Вампиры" совершили 12 боевых вылетов, а "Мистэры"-еще 16 (за 45 минут). Последний вылет "Мистэров" прошел в 19:50. К этому времени ВВС заявили о 13 уничтоженных танках,2 орудиях и еще 62 броневиках. Это были данные ВВС, не подтвержденные армией. Армейские же офицеры заявили, что в этих атаках собственными самолетами было уничтожено три их собственных танка и еще десяток грузовиков. Кроме того, всплыли факты того, что подбитые артиллерией танки и бронемашины, по которым наносились бомбовые удары, засчитывались как уничтоженные ВВС (фактически вторично попадали в списки побед).

Однако стоит отметить, что присутствие индийских самолетов действовало угнетающе на моральный настрой пакистанских солдат. Несмотря на настойчивые просьбы пакистанского командования, постоянного воздушного прикрытия в тот день организовано не было.

На следующий день, 2 сентября, бои продолжились с новой силой. Индийские "Мистэры" начали настоящую охоту на пакистанские колонны снабжения в ближайшем тылу пакистанской группировки. Ударные "Вампиры" сопровождались "Мистэрами", хотя это мера носила больше психологический характер.

Около полудня на Патханкот прибыла обещанная истребительная поддержка. Это была пара новейших МиГ-21ФЛ из состава единственной на тот момент эскадрильи, вооруженной этими машинами- №28. В кабинах находились уинг-коммандер Воллен и сквадрон-лидер Мукереджи.

На аэродром Хальвара было переброшено 8 "Нэтов", возглавляемых самым подготовленным пилотом 23-й эскадрильи сквадрон-лидером Вильямом Грином. Первые четыре самолета прибыли в 17:45. Полет они проводили на предельно малых высотах, чтобы пакистанцы не имели представления о силах индийцев. С самого начала они окунулись в мрачную атмосферу базы, так как все были удручены потерями прошлого дня. К тому же совершенно не было создано условий для проживания новых пилотов. Из-за спешки истребители не прихватили ни сменной одежды, ни личных вещей.

Грин разработал тактику применения своих истребителей, которая состояла в том, что на прикрытие "Мистэров" "Нэты" вылетают на предельно низкой высоте, а когда РЛС Амристара обнаруживала присутствие "Сейбров" в районе они делают подскок и вступают в бой.

3 сентября было очень удачным для пилотов "нэтов". Проснувшись в 3:00 истребители были вынуждены идти два километра к аэродрому. Ясное дело, что ни от каком горячем завтраке речи не шло: просто пришли и заняли место в кабине. В 07:00 четыре "мистэра" взлетели с аэродрома и набрав высоту 1500 футов взяли курс на Чамб. Очень скоро индийские самолеты были замечены пакистанскими локаторщиками, которые и выдали целеуказание для патрулировавших истребителей. Вскоре и индийская РЛС в Армристаре засекла шесть F-86 и два F-104,направляющихся в этот район. Однако пакистанские пилоты не знали о восьми "нэтах", летящих на высоте 300 футов над землей.

Когда "мистэры" вошли в зону боев, то сделали резкий разворот вправо, освобождая сцену для "нэтов". Тотчас истребители стали набирать высоту, одновременно занимая позиции позади пакистанцев. В результате серии этих маневров "Сейбры" оказались в классическом "сэндвиче" между восьмеркой индийских истребителей. Правда, в ходе всех эволюций никто не заметил куда пропала одна машина.

Первым противника обнаружил и атаковал Килор, который открыл огонь из своих двух спаренных пушек по ближайшему противнику с расстояния примерно 400 ярдов. В результате чего правое крыло "Сейбра" оторвалось и самолет перешел в беспорядочное падение.

Так ВВС Индии одержали первую воздушную победу в своей истории. Пока Килор расправлялся с пакистанским истребителем, Патхания обнаружил еще два "сейбра и один "Старфайтер". Однако, у всех заканчивалась топливо и индийцы как и пакистанцы, развернулись домой.

Во время приземления и последовавшего разбирательства выяснилось, что пропал один из летчиков - Сиканд. Поначалу все решили, что он был сбит. Однако, на самом деле произошло следующее: во время энергичного маневрирования индийский пилот оторвался от своей группы. Так как навигационные приборы на самолетах того времени были весьма несовершенными, то Сиканд решил соориентироваться по неким наземным ориентирам, однако на свою беду взял курс не в ту сторону.

Индус был твердо уверен, что единственной авиабазой в этом регионе является индийская и поэтому, когда вскоре показалась взлетная полоса, он ни секунды не задумываясь направил свой самолет сюда. Однако после приземления оказалось, что это пакистанский аэродром Пасрур. Естественно, что индиец был взят в плен, а самолет стал трофеем пакистанских ВВС. В Пешавар его перегнал флайт-лейтенант Саад Хатми, который во время обучения в Великобритании имел опыт пилотирования самолетов такого типа. Пакистанцы провели полную комплекс испытаний и дали оценку этого самолета.

Военное же ведомство Пакистана распространило и свою версию происшедшего. Согласно ней Сиканд был принужден к посадке пилотом F-104 флайт-лейтенантом Хакимуллахом. Индийцы же настаивали (и до сих пор признают только эту версию) на том, что это была навигационная ошибка. В доказательство несостоятельности пакистанской версии они приводят данные о том, что согласно данным радиоперехвата Хакимуллах в тот момент находился в районе Чамба вместе с "нэтами". Сиканд впоследствии дослужился до звания Эйр Маршалла. Сегодня "Нэт" IE1083 находится в музее ВВС Пакистана.

На следующий день-4 сентября-23-я эскадрилья летала на прикрытие собственных ударных самолетов. В 15:15 шестерка "нэтов", выйдя в район Чамба, не обнаружила подопечных "Мистэров", однако натолкнулась на четверку "Сейбров", штурмующих позиции индийцев. Грин обстрелял ближайший от него вражеский самолет, однако под слишком большим углом, так что пакистанец получил минимальные повреждения. Мурдешвар зашел в хвост другого противника, однако у него отказали оба орудия. Это была одна из основных проблем самолетов этого типа. Позже англичане устранили этот дефект, однако на этот раз пакистанскому истребителю удалось уйти. Патхания, увидев разворачивающиеся домой "сейбры", поспешил атаковать один из них. Самолет загорелся и вскоре упал недалеко от г.Акхнур. Пакистанский пилот по всей видимости катапультировался, так как в обломках не было фонаря и кресла. Позже пакистанское командование подтвердило потерю одного самолета, однако подчеркивалось, что флайт-лейтенант Батт был эвакуирован спасательным вертолетом.

В то время пока Патхания расправлялся с "сейбром" в район подтянулись два МиГа (уинг-командер Воллен и сквадрон-лидер Мукереджи). К своему разочарованию они обнаружили пару "Сейбров", на всех скоростях удиравших домой. Пара разделилась и Воллен, имея превышение в высоте, попытался атаковать один пакистанский истребитель. Стоит сказать, что эта модификация знаменитого МиГа имела на вооружении только ракеты "воздух-воздух" типа К-13. После пуска одной из них, индийский пилот наблюдал лишь ее преждевременный подрыв недалеко от "Сейбра". Предупрежденный таким необычным способом, пакистанский пилот выполнил несколько энергичных разворотов. Однако, это было лишним: вторая ракета взорвалась вообще практически сразу после пуска, только чудом не повредив МиГ. Разозленный Воллен развернулся над противником, уже подумывая о таране, однако здравый смысл взял вверх и он связался по радио с ведомым и стал разворачиваться на Патханкот.

Это был последний день МиГов на этом участке фронта. Командование было неудовлетворено результатами применения новейших истребителей. Однако, самый большой шок испытал сам Воллен. Практически целый день после этого боя многие видели его, сидящего или гуляющего по базе, повторяющего только одно: "О, если бы только у меня была пушка!". До конца войны эскадрилья МиГов использовалась практически исключительно для разведывательных полетов.

Индийские зенитчики в тот день тоже заявили о своей первой победе: недалеко от г. Джамму расчет 40-мм Вофорс L-30 сбил истребитель F-86. В итоге можно подвести некоторые итого. Пакистанцы потеряли три новейших самолета, в то же время хотя индийские потери были больше, это были устаревшие самолеты.

Пакистанская армия смогла захватить Чамб и закрепилась на западном берегу реки Манавар Тави. Индусы упустили момент для контратаки и противная сторона получила возможность перегруппироваться.

Новое наступление пакистанцы начали 3 сентября, но из-за растянутости линий коммуникаций не смогли с ходу овладеть Акхпуром, остановившись в шести милях от него. В этот критический момент для того чтобы ослабить давление на этом участке индийский Генштаб решил открыть новый фронт в западном Пакистане. Если до этого боевые действия можно было охарактеризовать как приграничный конфликт, то теперь они переросли в полномасштабную войну между странами.

6 сентября XI корпус под командованием генерал-лейтенанта Йогиндера Сингха Диллона начал наступление тремя "ударными кулаками", состоящий каждый из одной пехотной дивизии, поддержанной танками и артиллерией. 7-я пехотная дивизия смогла достичь некоторых успехов, выразившихся в захвате Бурки.

Однако индийское наступление на Лахор наткнулось на весьма серьезное препятствие - знаменитый канал Ичогил. Это искусственное сооружение тянется параллельно границе и соединяет реки Рави и Сутлей. Бетонированный канал имеет ширину 140 футов и глубину 15. Естественно, пакистанцы значительно укрепили свой берег канала, расположив многочисленные ДЗОТы и ДОТы. Индийские войска так и не смогли форсировать Ичогил и линия обороны здесь стала "дежурной целью" для индийской авиации.

Наступающая 15-я пехотная дивизия попала под массированный удар пакистанских "сейбров". Передовой 3-й батальон сразу же потерял все свои зенитные и противотанковые средства и повергся встречной атаке пакистанских танковых частей. Потеряв большую часть личного состава, остатки батальона стал отходить. Индийской авиации в воздухе не было. Только в районе Чамба "мистэры" выполнили несколько вылетов на прикрытие своих войск и все.

Почему ВВС не атаковали пакистанские авиабазы, в то время как армия начала свое наступление? Даже по прошествии многих лет четкого ответа нет. Правда, некоторые индийские пилоты в своих мемуарах пишут, что в Патханкот пришла телефонограмма, в которой было написано буквально следующее: "Не атаковать пакистанские аэродромы, чтобы не вызвать аналогичных ответных действий противника". Правда, на официальном уровне эта информация не подтверждается. Как бы то ни было, но прекрасная возможность переломить ход боевых действий была упущена.

В то же время в пакистанском штабе ВВС уже планировали налет на основные индийские аэродромы. В качестве целей были намечены Патханкот, Адампур, Хальвара и Джамангар. Аэродромы в Пенджабе были в зоне ответственности частей ВВС, базировавшихся на Пешавар и Саргодху, в то время как самый дальний - Джамангар - был назначен летчикам В-57-х.

В тот день, утром произошел воздушный бой. Два "старфайтера" были подняты с Чамба и направлены в Рахвали, где индийские "мистэры" утюжили позиции пакистанских войск. В районе патрулирования флайт-лейтенанты Афтаб Алам Хан и Амджад Хан визуально обнаружили четырех противников и после того как в наушниках зазвучал сигнал о захвате цели, Афтаб Алам Хан пустил "сайдвиндер". Результатов попадания он не видел, но по приземлению заявил об одном сбитом самолете противника. В реальности же все "мистэры" вернулись на базу без потерь.

Вечером на аэродром Патханкот позвонили с одного из наблюдательных постов и сообщили, что с Саргодхи поднялись несколько "сейбров" и ушли в направлении индийской территории. Правда точный курс установить не удалось, так как пакистанские летчики спустились ниже зоны досягаемости радаров. Однако командир базы Сури не принял этого всерьез и не поднял в воздух даже дежурную пару.

В то же время флайт-лейтенант Трилочан Сингх из 3-й аэ возглавлял вылет четверки "мистэров" на штурмовку целей в Чамбе. Однако уже в районе с земли последовала отмашка, в связи с тем, что пакистанские танки стали выводиться с фронта. Вскорости последовал и приказ возвращаться.

Прикрывали штурмовики пара "нэтов" 23-й аэ (флайинг офицеры Мурдешавар и Янак Капур). После разворота "мистэров" на обратный курс необходимость прикрытия отпала, но тут возникла другая проблема - "мистэр" флайинг офицера Динки Ятара стал быстро терять топливо.

Поэтому вся тройка отправилась на Патханкот. Как только пара "нэтов" и "мистэр" приземлились на базе завыли сирены - это были пакистанцы:. Четверка "сейбров" штурмовала постройки, а прикрывала их пара "страфайтеров".Первым досталось только приземлившемуся Мурдешавару, который только чудом смог избежать гибели, чего не скажешь о его самолете, который превратился в решето.

В этот момент в воздухе был только один "мистэр", пилот -флайинг офицер Мохан - которого совершал тренировочный вылет. Это был "зеленый" офицер, не нюхавший пороха и имевший в своем активе всего 50 проведенных в воздухе часов. Наземный контроллер к счастью успел вовремя предупредить его об опасности и отдал приказ уйти южнее и переждать налет. Благо топлива хватило и Мохан совершил посадку позднее. На земле были повреждены один С-119, четыре "мистэра", пара МиГ-21-х и два "нэта", однако эффективность пулеметного огня "сейбров" оставляла желать много лучшего.

Еще одна цель налета - аэродром Хальвара - располагалась в пригороде города Лудхиана. Здесь базировались две эскадрильи "хантеров". Во время атаки Патханкота четыре "хантера" находились в патруле недалеко от Тарн Тарна. Эта группа под командованием уинг-коммандера Захариаха в радиопереговорах получила кодовое название "серая" и состояла из сквадрон-лидеров Равллея, Синха и флайт-лейтенанта Шарма. Вскоре индийским летчикам удалось обнаружить четверку "сейбров", возглавляемых Аламом. Их целью был Адампур. Пакистанцы, обнаружив противника, сбросили топливные баки и начали набор высоты. Тоже проделали и индусы. В разгоревшемся бою Равллей был сбит и погиб (автор победы - Алам). Выходя из боя, эта группа столкнулась в воздухе с другой четверкой "сейбров" (во главе с сквадрон-лидером Рафикью), и Алам предупредил о "хантерах". "Серые" тем временем из-за малого остатка топлива возвращались на базу. Им на смену поднялась пара "хантеров".

В ее составе были флайинг офицеры Гандхи и Пингал из состава 7-й аэ. Первый летал в составе эскадрильи только с мая 1964 года и был менее опытный чем его напарник. Через 10 минут с базы последовал приказ возвращаться, так как Хальвара атакована пакистанцами. Однако уже при развороте индийцы были атакованы. Двигатель самолета Пингала сразу же захлебнулся и пилот катапультировался. В то же время Гандхи ввязался в маневренный бой и смог расстрелять из нападавших "сейбров", пилот которого поспешил катапультироваться.

Однако долго наслаждаться победой ему не пришлось - оставшиеся три "сейбра" разом навалились на него. После того как от правого крыла стали отлетать крупные фрагменты и самолет стал заметно заваливаться вправо, Гандхи воспользовался катапультой и вскоре приземлился на окраинах Хальвары.

Однако для пакистанцев злоключения на этом не закончились. Зенитчикам удалось завалить одного "пирата", который упал невдалеке. Но оставшиеся два "сейбра" настойчиво продолжали штурмовку базы. Они так увлеклись, что прозевали атаку пары "хатеров". Эти машины возвращались после штурмовки и были направлены контроллером на Хальвару. Флайт-лейтенант Ратхор браво атаковал одного противника и вскоре уже F-86 догорал в шести милях от Хальвары. Не упустил своей возможности и его ведомый, расстреляв уже уходящий "сейбр".

Пакистанцы признали потерю только двух самолетов (причем погибли сквадрон лидер Рафикью (ранее сбивший "вампир" над Чамбом) и флайт-лейтенант Йоунус). Третий самолет же под управлением флайт лейтенанта Цесила Чоудари смог вернуться на свой аэродром. (Этот летчик был сбит в войне 1971 года и катапультировался).

Последний рейд в этот день совершили шесть В-57. Им удалось сбросить свой груз, но вернуться не всем. Один бомбардировщик был сбит огнем ПВО и упал недалеко от Джамангара. Индийцы захоронили тела летчика и штурмана. В найденных записках летчика Сиддикью были найдены свидетельства того, что пакистанцы готовили нападение с марта. В дневнике были расписаны и тренировки по конкретным индийским целям, которые он выполнял в течение всего апреля.

Таким образом, к концу дня 6 сентября пакистанцы владели ситуацией в воздухе. Несмотря на провал рейдов на Хальвару и Адампур и потерю пяти самолетов, они уничтожили 11 самолетов на земле и три в воздухе. Однако анализ послевоенных источников заставляет пересмотреть эти цифры. Особенно это касается потерь индусов на Патханкоте. Некоторые исследователи говорят о шести унитчоженных самолетах, включая два "мистэра" и по одному "нэту", "вампиру", МиГ-21 и С-119. Автору также встречались и другие цифры - 9 самолетов (пять "мистэров", два "нэта" и два МиГ-21). В то же время эйр маршалл Арьян Сингх на послевоенной конференции демонстрировал всем собравшимся восемь полученных перед войной МиГов (а пакистанские летчики в ходе войны бодро докладывали об уничтожении их всех!).

Когда опустилась ночь, индийские офицеры принялись за планы ответной атаки на следующий день. Однако пакистанцы выложили не все свои карты.

Вскоре после того как первый В-57 пересек границы в воздух поднялись три "Геркулеса", которые взяли тот же курс. В их чреве находились 60 парашютистов элитной Группы Специального Назначения. Стоит сказать, что сразу после получения независимости пакистанские военные создали это подразделение для заброски в тыл врага и диверсионных действий. И теперь пришло время пустить их в дело.

По плану парашютисты должны быть выброшены недалеко от индийских аэродромов Хальвара, Патханкот и Адампур и атаковать их, уничтожив максимальное количество самолетов врага. Затем предполагалось мелкими группами вернуться через Пенджаб. Однако гладко было только на бумаге:

Для группы (60 человек) под командованием майора Халида Батта, выброшенной под Патханкотом, все пошло наперекосяк. Ветром их разнесло в разные стороны и до наступления утра они не смогли собраться. Зато уже утром была организована операция по их поимке и за следующие два дня большинство "коммандос" во главе с майором попали в плен.

Еще хуже получилось под Хальварой. Сброс был неточным и некоторые пакистанцы приземлились прямо на аэродроме и недалеко от города. Только командир отряда майор Хазур Хаснайн и один из его бойцов смогли уйти, захватив джип. Точно такая же судьба постигла и отряд, назначенный для захвата Адампура. Они были сброшены далеко от цели, не смогли собраться и стали мишенью для групп фермеров, полиции и армии.

Некоторых парашютистов ждала незавидная судьба - они были просто растерзаны местными жителями. Пакистанский план полностью провалился: из 180 человек 136 попали в плен. Еще 22 погибли в столкновениях. И только 22-25 парашютистов смогли вернуться на базы (в основном это были бойцы из отряда, направленного под Патханкот, который находился всего в 10 милях от границы).

На 7 сентября основной целью для атак индийских ВВС был назначен аэродром Саргодха. Саргодха представляла собой комплекс аэродромов, состоящий из основного аэродрома, Чота Саргодха, примыкавший с запада, Ваговал - с севера и Бхагтанвала - с востока. Основной целью для "мистэров" 1-й эскадрильи был определен основной аэродром.

Сам аэродром находится в 300 км от границы, что составляет полчаса лета от Адампура и весь полет планировался примерно час. Индийские военные запланировали три налета на 7 сентября. Первая волна из шести самолетов, возглавляемая уинг коммандером Танея, поднялась в 05:00 с Адампура. Однако несмотря на то, что индусы шли на малой высоте вскоре после взлета они были обнаружены пакистанскими радарами и на Саргодхе их ждал "теплый прием". Они сбросили свои бомбы и расстреляли ракеты, заявив о об одном сгоревшем "старфайтере".

Когда шестерка уже отходила от пакистанской базы, в атаку стал заходить одинокий "мистэр", взлетевший позднее основной группы и поэтому запоздавший, в кабине которого сидел флайт лейтенант Девайя. Именно он попал в прицел Амджада Хуссейна, ранее поднятого по тревоге, но прозевавшего основной налет. Саргодха находилась на пределе дальности полета "мистэров" и топлива для воздушного боя у индийского пилота просто не было. В таком положении любой другой попытал бы счастья, уходя на свою базу. Но Девайя был из той категории летчиков, которые вступают в бой, не раздумывая.

Сам бой был скоротечным. Пакистанец смог зайти в хвост и выпустил оба "сайдвиндера", но промахнулся. Тогда в ход пошел шестиствольный "вулкан" его "старфайтера". Хуссейн, отметив попадания своих снарядов, удовлетворенный успехом стал разворачиваться в поисках новой цели. Но Девайя вполне контролировал поврежденный самолет и имел все шансы благополучно катапультироваться или даже довести машину на базу.

Однако в его прицел уже попал уходящий F-104, секунда и очередь поразила врага. Пакистанский летчик не стал испытывать судьбу и сразу катапультировался. Он не имел ни малейшего представления кто его сбил..

Что случилось с храбрым индусом доподлинно неизвестно. Он погиб либо в результате того, что самолет потерял контроль, либо неудачно катапультировавшись. Катапультные кресла SNCASO были гораздо хуже Martin Baker (которые стояли на "хантерах") и на малых высотах парашют не всегда успевал набраться воздухом.

Почему он погиб тоже непонятно. Может быть летчик был ранен, а может быть самолет так быстро стал неуправляемым, что он просто не успел среагировать. Флайт л-т Амджад Хуссен благополучно приземлился и в своем послеполетном отчете записал себе сбитый "мистэр", а причиной сбития назвал атаку другого индийского истребителя. Это стало официальной версией на долгие годы.

Индийцы по возвращении записали Девайя в "пропавшие без вести" с надеждой, что он смог катапультироваться и попал в плен. Только в 1966 году появились сведения о том, что он погиб, а в апреле 1988 года его посмертно наградили за храбрость Маха Вир Чакрой.

В тоже время пока разворачивались события над основным аэродромом Бхагтанвала стала объектом атаки восьмерки "мистэров" 8-й аэ, ведомой сквадрон лидером Ятаром. Им удалось расстрелять пару взлетающих "сейбров". Благодаря этому они получили некоторое преимущество и пока пакистанцы смогли поднять в воздух истребители, индусы уже на форсаже уходили домой.

Следующий рейд был назначен на 06:15, но пакистанские источники говорят о том, что второй налет произошел в 05:47 по местному времени. Перед самым взлетом над Хальварой появились В-57, который сбросили бомбы, правда, без особого результата. Зная, что противник ждет второго налета, четыре "хантера" обвешали бомбами и ракетами, а два оставили для прикрытия (они несли только дополнительные топливные баки). Однако после взлета оказалось, что один из "истребителей" не смог подняться по техническим причинам. Времени для подготовки еще одного самолета не было и решили идти в таком, сокращенном, составе. Таким образом, только один самолет (пилот флайт-л-т Ратхор) мог вести на равных воздушный бой с противником.

При подлете в районе появилась патрульная пара "сейбров". Сразу был атакован Ратхор и один из его соратников. Все произошло стремительно и вскоре "хантеры" снова остались в одиночестве - пакистанцы атаковав один раз ушли.

Один из "хантеров" был поврежден зенитным огнем и стремительно терял керосин. После того как замигала аварийная лампочка флайинг офицер Какер дернул ручку катапульты. По всей видимости, он попал в плен.

Однако наиболее драматично развивался налет следующей шестерки "хантеров" из 27-й эскадрильи. Еще не дойдя до цели группа была атакована парой "сейбров", которые имели значительное превышение по высоте. Ведущий - уинг коммандер Торик Зачариах - отдал приказ рассредоточиться

Тем временем пара прикрытия (Бхагват и Брар) вступили в бой. В результате оба летчика были сбиты и погибли. Остальные "хантеры", поспешно сбрасывая бомбы и баки, поспешно уходили домой. Но еще три самолета были сбиты буквально за несколько минут.Потеря пяти самолетов и трех летчиков за 24 часа была довольно чувствительной для одной эскадрильи.

Следующий рейд состоялся только через 3 часа. Шесть "мистэров", возглавляемых сквадрон лидером Судхаршаном Хандой, ушли без истребительного прикрытия, чтобы было следствием тяжелых потерь. После успешной атаки (они подожгли несколько баков с горючим) индусы обнаружили стоящими на земле тройку "сейбров", ведущий расстрелял один из них.

Гораздо лучших результатов достиг его ведомый - флайт лейтенант Кахай. Его бомбы накрыли оставшиеся "сейбры" и одинокий "старфайтер". На следующем заходе он же огнем из пушки поразил и еще три самолета. Все шесть "мистэров" вернулись на базу, оставив семь уничтоженных или поврежденных вражеских машин на Саргодхе. Ханда и Кахай были награждены после войны.

Последний налет на Саргодху состоялся в 15:40. Его совершили два "мистэра" из 1-й эскадрильи. Правда, на отходе они были атакованы парой "сейбров". Флайинг офицер Бабул Гуха был сбит сразу "сайдвиндером", выпущенным флайт-л-том Маликом. Поначалу индийский летчик был занесен в списки пропавших без вести, но после стало известно, что он погиб.

По индийским данным за день было совершено 33 вылета, при этом потеряно 5 самолетов и столько же летчиков. Уровень потерь составляет 16%.

Одновременно индусы заявили о просто фантастических результатах этих налетов. По их данным на земле было уничтожено 15 пакистанских самолетов - три F-104, два C-130 и остальные "сейбры". Пакистанцы приводят гораздо более скромные цифры своих потерь -один "старфайтер" и один "сейбр".

По официальным данным потери индийцев составили 10 самолетов. В тоже время известный исследователь Джонн Фрикер говорит о 11 сбитых.Пакистанские источники говорят о четырех сбитых в первом налете, в то время как было два разных налета (#1 и #8 эскадрильи), которые они приняли за один. В третьем налете пакистанцы претендуют на пять сбитых "хантеров", которые сбиты сквадрон лидером Аламом. В четвертом налете пакистанцы говорят только о четырех "мистэрах", хотя в реальности их было шесть. В пятом и последнем налете данные сторон сходятся на том, что был сбит один самолет.В этот день кроме налетов на Саргодху были и еще вылеты. так "мистэры" 3-й аэ провели вылет на уничтожение радара в Гуджранвале. Хотя цель была унитчожена, но огнем с земли был сбит и погиб сквадрон лидер Джасбир Сингх.

Пакистанцы тоже не сидели сложа руки. Целью их налетов были объекты в восточной и северной Индии. Самым "посещаемым" местом была авиабаза Амристара, где индийцы располагали всего несколькими связными самолетами.

Другой целью стал аэродром Сринагара. Этот аэродром был важным перевалочным пунктом в переброске войск в Лех. По соглашению 1948 года индусы не могли базировать тут реактивные самолеты. ПВО авиабазы была представлена всего несколькими зенитками и практически отсутствовала система оповещения. Не было тут и радаров, прежде всего из-за особенностей горного рельефа, который сводил на нет последние достижения научной мысли того времени.

Для атаки такого пункта пакистанское командование выделило четыре "сейбра". Понятное дело они появились внезапно. Пара сразу же расстреляла одинокую "дакоту", стоявшую в конце летного поля, а остальные занимались уничтожение "Карибу". Пока зенитчики успели открыть огонь пакистанцы успели расстрелять и другую "дакоту". За такой успех они заплатили одним поврежденным F-86, который смог благополучно уйти.

Интересно, что "Карибу" принадлежал UN Military Observer Group in India and Pakistan и был взят из состава ВВС Канады. На этой машине в августе прибыл в Сринагар командующий UNMOGIP австралиец генерал-лейтенант Ниммо. Благодаря любезности пакистанского летчика генерал до конца войны застрял в Кашмире.Несмотря на просьбы наземного командования на Сринагар не базировалось ни одного боевого самолета до самого окончания боевых действий.

Всего за день индусы потеряли шесть самолетов в воздухе (все, кроме одного при налете на Саргодху) плюс еще один самолет был поврежден при налете пакистанцев на Сринагар. Такой уровень потерь был вполне приемлемым и не слишком болезненным для индийских ВВС.

8 сентября стал днем ожесточенных боев, продолжавшихся на фоне контратаки пакистанцев в районе Лахора. Индийцы смогли вплотную приблизиться к городу, причем в зоне досягаемости огня артиллерии оказался и международный аэропорт. По мере приближения зоны боевых действий началась эвакуация иностранцев, прежде всего американцев. Для эвакуации своих граждан американский Госдеп официально обратился к Индии о временном перемирии в районе Лахора. Естественно, просьба была удовлетворена.

Южнее индийская 4-я горная дивизия под командованием генерал-майора Гурбакша Сингха попыталась взять Касур. Однако пакистанцы, стянув дополнительные силы из-за канала Ичогила, смогли отбросить наступавших индусов. В ответ были переброшены отдельная танковая бригада и последующие два дня здесь разгорелась танковая битва, получившая название "Битва под Ассал Уттар").

Немалую роль в этом сражении могли бы сыграть индийские ВВС. Для их эффективного применения были все предпосылки: растянутые линии снабжения пакистанцев, малая насыщенность зенитными средствами. Однако пилоты не смогли эффективно действовать непосредственно на линии соприкосновении кампанию здесь (и причины были объективные - это прежде всего большие потери как в матчасти, так и в личном составе, которые требовали изменения тактики) и фактически 4-я горная дивизия осталась без поддержки с воздуха.

Начиная с 8-го числа основные усилия индийские летчики сосредоточили на уничтожении танков, конвоев, артиллерийских позиций, а также составов с подкреплениями и мостов. Главной целью стал Райвинд (к северу от Лахора). Дело в том, что все подкрепления в Лахор перебрасывались именно через эту стратегическую базу снабжения. Налетов было очень много, стоит остановиться только на самом типичном для этого сектора.

20-я эскадрилья индийских ВВС "Молнии", вооруженная "хантерами" до 8-го числа в боях не участвовала. Она была переброшена на Хальвару с Палама только недавно. Первый их боевой вылет был на штурмовку. Истребительного прикрытия не было и в случае атаки "сейбров" каждому из пилотов предлагалось выкручиваться самому. В 18:00 первый из четверки поднялся в воздух.

На Райвинд они зашли с севера, проходя над ж\д станцией летчики обнаружили стоящий грузовой состав. Заходя в атаку пилоты "хантеров" разделились, для того чтобы устроить настоящую карусель. В первом же заходе флайт лейтенант Менон смог поразить неуправляемыми ракетами локомотив, который взорвался попутно перекинув и три вагона, которые взорвались. По всей видимости, в них были боеприпасы.

После полного разгрома, четверка "хантеров" взяла южнее и расстреляла весь боезапас своих бортовых пушек по обнаруженному скоплению танков и бронемашин. Несмотря на интенсивный огонь с земли, все четыре летчика благополучно приземлись на базе.

В этот же день индийским зенитчикам над столицей удалось сбить С-130, который пакистанцы превратили в "бомбардировщик". Интересно, что в этот день ни одного налета на пакистанские авиабазы не было запланировано (прежде всего из-за достаточно высокого уровня потерь).

Между индийскими и пакистанскими ВВС установилось некоторое равновесие сил - обе стороны не могли сорвать планы друг и другу, но и не могли одержать решающей победы. Интересно, что в этот день потерь не было, хотя пакистанцы совершили 22 вылета на патрулирование.

Зато день затишья с лихвой компенсировался событиями следующего дня. С утра на Касур были отправлены четыре "хантера" из 27-й аэ, которые повел сквадрон лидер Бишной. Их основной задачей стала борьба с танками противника. Поначалу им удалось уничтожить 7 танков и несколько бронемашин. Однако плотным огнем с земли были серьезно повреждены два "хантера". Флайт л-ты Парулькар и Шарма, несмотря на тяжелые ранения, смогли привести свои машины на Хальвару.

Во время второго налета (уже после обеда) погиб флайт-лейтенант Ахуя. Это была вторая потеря 27-й эскадрильи с момента начала боевых действий.

Огромный успех сопутствовал летчикам 31-й аэ. "Мистэры", ведомые уинг коммандером Гудманом смогли уничтожить на Райвинде поезд с танками. Всего по индийским данным только за этот налет было унитчожено или повреждено 26 пакистанских танков. "Мистэры" 1-й и 3-й эскадрилий были вовлечены в активные боевые действия в районе Сиалкота. Самым удачливым тут был флайт лейтенант Трилочан Сингх, на счет которого записали 8 танков.

10 сентября отмечено макисмальным напряжением сил. На ограниченном пространстве столкнулись сразу несколько десятков новейших танков ("Паттоны" с пакистанской и "Центурионы" с индийской). Военная удача была на стороне индусов, так как к концу дня им удалось остановить контрнаступление противника (мало того в их руки попала практически половина пакистанских танков).

Ситуация изменялась так стремительно, что ни индийцы, ни пакистанцы, не стали рисковать, привлекая авиацию для непосредственной поддержки своих войск. Правда, индусы организовали несколько налетов на Кхем Каран силами 1-й аэ.

Во время атаки в 17:30 огнем с земли был поврежден самолет флайт лейтенанта Верма, который смог однако благополучно вернуться на базу. Вместе с "мистэрами" и "хантерами" впервые в роли тактического бомбардировщика индусы применили "канберры", которые сосредоточились на коммуникациях пакистанской армии.

На Западном фронте особенно отличился флайинг офицер Чиной. Он вылетел в составе четверки "мистэров" на штурмовку наземных целей в районе Филлора. Восточней этого города индийские летчики обнаружили лагерь пакистанской армии и естественно, атаковали.

Когда Чиной заходил в атаку , его "мистэр" был поражен огнем многочисленных зениток. Летчик прекратил атаку и взял направление к границе. Самолет был сильно поврежден, но управления еще слушался. Вместе с ним вышел из боя и его ведомый. Когда до границы оставалось пару минут лета, Чиной был вынужден катапультироваться.

По канонаде Чиной определил, что он на вражеской территории примерно в 20 милях от линии соприкосновения. Однако где конкретно индус соориентироваться не мог, так как у него была карта в масштабе 1:100000. Поэтому он взяв примерный азимут стал пробираться в сторону фронта.

Около 16:00 индус вышел на деревню, но вовреся спрятался в траве. В своем укрытии он пролежал до наступления темноты. После пяти часов ходьбы у него начались проблемы с ногами - все таки общефизической подготовке у летчиков уделяется гораздо меньше внимания, чем у тех же пехотинцев. Однако индусу несказанно повезло и утром он вышел на колонну индийской армии. Уже через несколько часов он был на родной авиабазе и вскоре снова был в небе.

11 сентября стало днем триумфа в Индии. Практически каждая газета писала о "большой победе наших войск под Кхем Караном". С утра по всем радиостанциям зачитывали наградные листы героям нации.

Не обошли вниманием и летунов: шесть Маха Вир Чакра (МИЧ) и 8 Вир Чакра (ВЧ) пошли в актив ВВС. Были награждены прежде всего все летчики, имевшие на свое счету сбитые вражеские самолеты (Гандхи, Нэб, Ратхор, Кук, Мамгайн), а также уинг командеры Гудман, Сингх, сквадрон лидеры Ханда и Ятар, а также флайт лейтенант Трилочан Сингх.

За предыдущие дни индийские ВВС заявили об унитчожении 36 пакистанских самолетов (из них 18 были заявлены унитчоженными на Саргодхе). По типам это выглядело так: 18 "сейбров", 4 "старфайтера", 4 В-57 и 2 С-130. Кроме того 18 самолетов записали себе на счет зенитчики и плюс не учли связные и разведывательные самолеты.

Официальные коммюнике признали потерю за 10 дней войны 15 самолетов в воздухе (как в воздушных боях, так и от огня ПВО), 7 (по другим данным 10) на земле (не учитывая ООН-вский "Карибу") и один "нэт", попавший в руки пакистанцев. Всего примерно 26 самолетов.

Естественно, пакистанцы претендуют на уничтожение гораздо большого количества самолетов: 28 на земле и 32 в воздухе. Некоторые цифры в принципе можно проанализировать. Взяв, например, данные за 8 сентября, когда пакистанцы заявили о 32 уничтоженных самолетах противника, а индусы признали потерю всего 14 (43% точности).

В этой связи интересная ситуация складывается по поводу налета на Хальвару. Индусы заявляют о четырех сбитых "сейбрах" (один пошел на счет зенитчиков). Причем были найдены три места падения пакистанских самолетов.

Один "сейбр" (флайт лейтенант Цесил Чоудхри (Flt. Lt. Cecil Choudhry) вернулся на базу. Но пакистанская сторона говорит только о двух потерянных самолетов. Поэтому естественно, что данные приведенные в таблицах вряд ли соответствуют действительности на 100%.

11 сентября вошло в историю воздушных войн как день первого столкновения "двухмаховых" истребителей. В тот день одинокий "старфайтер" был перехвачен парой МиГ-21 с Хальвары. Пакистанский летчик постарался уйти от боя, но был вынужден все таки вступить в схватку с численно превосходящим врагом. Однако через несколько минут противники разошлись без потерь. По всей видимости, дело было в малом остатке топлива у противников.

Никаких деталей о летчиках обеих сторон автору не встречалось. Мало того, уинг коммандер Воллен в своем послевоенном интервью вообще отрицал сам факт этого боя. Пакистанцы потеряли от огня ПВО "сейбр".

"Вампиры" 220-й аэ совершили несколько разведывательных вылета над Гадрой и Найчором. Не встретив сопротивления, они провели аналогичные рейды и на следующий день.

В районе Сиалкота индийцы, несмотря на противодействие пакистанских ВВС, развернули наступление. Уже к полудню был взят Филлора. 12 сентября произошел и интересный случай. К югу от Филлоры индийские танкисты обнаружили на земле пакистанский вертолет Bell OH-13. Один из танкистов прицелился и метко пущенный снаряд превратил небольшой Белл в груду металлома. Один из немногих случаев, когда из танкового орудия был сбит летательный аппарат. Позже появилась информация, что в этом вертолете погиб начальник штаба пакистанской 15-й пехотной дивизии, который прибыл на реконгосцировку.

Усилия пакистанских ВВС сосредоточились в районе Кхем Каран. Тут наступали части 4-й дивизии. Первый из батальонов индусов попал в засаду и 129 человек попали в плен. Для усиления наступления командование приказало выдвинуть второй батальон. Именно с ним и связан очередной успех пакистанских ВВС. Именно то, что непрерывно висели в воздухе "сейбры" все попытки взять штурмом Кхем Карен закончились неудачей. Мало того, только за 12-е число индусы потеряли 200 человек убитыми и попавшими в плен и 11 танков.

На следующий день - 13 сентября - пакистанские "сейбры" атаковали поезд на станции Гурдаспур. Огнем с землм был поврежден один из нападавших. Летчик - сквадрон лидер Ахмед - катапультировался недалеко от границы, но потом было найдено только его тело.

Тем временем на станции сложилась отчаянная ситуация - загорелись три вагона и пожар грозил перекинуться на весь состав. Пожарный из станционного расчета Чаман Лал сумел отцепить горящие вагоны и отогнать в тупик. Но храбрый индиец умер от ран. Благодарная нация посмертно наградила героя Ашока Чакрой - высшей наградой для гражданских лиц.

Впервые за время войны в бой были брошены "нэты" 2-й аэ. Перед самым началом активных боевых действий командование распределило эскадрильию по двум авиабазам - Агра и Амбала. Но впоследствии часть с Агры перебросили на Хальвару. Именно эти летчики и отличились 13-го числа. С утра пара "нэтов" была поднята на перехват группы "сейбров" над Амристаром. В кабинах индийских истребителей сидели хорошо подготовленные летчики - сквадрон лидер Малик и флайт лейтенант Кале. Появившись над Амристаром они огляделись и увидели пару противников. Заходя в атаку, они проглядели еще два "сейбра", которые сбили Кале. Борясь до последнего мгновения за свой самолет Кале катапультировался только возле Ферозпура. Эта победа была записана на счет флайт лейтенанта Юсуфа Али Хана.

Тем временем Малик попал в оборот к другому пакистанскому летчику - флайт л-ту Имитазу Бхатти. После нескольких эволюций Малику удалось уйти, но при этом самолет получил повреждения, досталось и летчику. Хотя ему удалось посадить "нэт" на вою авиабазу, от полученных ранений он на следующий день умер. Ирония судьбы - Кале потерял самолет, но выжил, а Малик сохранил машину, но не выжил.

Больше столкновений в воздухе в этот день не было. Хотя налеты продолжались - особенно горячо было в районе Сиалкота.

После индийских рейдов 7 сентября пакистанское командование отвело большую часть своей авиации в тыл. Так большинство В-57 сосредоточили на авиабазе Пешавар (600 км до индийской границы). Единственным самолетом индийцев, способным достичь этой цели были "канберры". Причем на пределе своих возможностей.

Однако индийцы спланировали такой рейд, полностью положившись на то, что "старфайтеры" не приспособлены для действий ночью и топливо для боевых эволюций просто не понадобится. Возглавил налет шести машин командир 5-й аэ сквадрон лидер Верма. Сначала все складывалось просто прекрасно: штурман смог соориентироваться и вывести группу на цель. По команде командира все "канберры" освободились от своего груза.

Разворачиваясь на обратный курс Верма услышал возглас своего штурмана: "Босс! Бандиты на хвосте".

Оказывается "страфайтер" был поднят перед самой бомбардировкой и сейчас заходил в атаку. Происходи это все днем у индийских летчиков шансов не было, но в сложившейся ситуации ночь стала их самым надежным союзником. Пущенная пакистанцем ракета "ушла в молоко", а вскоре он потерял и саму цель.

В ходе налета (кстати, первого за всю войну на этот аэродром) была повреждена взлетно-посадочная полоса и несколько строений. Небольшие повреждения получили и находившиеся на открытых стоянках В-57-е и "сейбры". Интересно, что здесь же в ту ночь находился и трофейный "нэт".

В целом 14 сентября отмечено небольшой активностью противников в воздухе. Воздушных боев было черезвычайно мало. Первый из них произошел над Лахором. Несколько "канберр" под прикрытием "нэтом" 2-й аэ атаковали железнодорожные узлы в этом направлении. Уже находясь над целью, ведущий группы бомбардировщиков обнаружил присутствие "сейбров". Их сразу же перехватил уинг коммандер Бхарат Сингх. В результате боя пакистанский летчик не справился с управлением и вогнал свой самолет в землю. Индийская группа ушла без потерь.

Пакистанские В-57 нанесли ответный визит на аэродром Адампура. В результате прекрасной стрельбы зенитчиков один бомбардировщик был поврежден и упал возле небольшой деревушки недалеко от Альвальпура. Летчик и штурман катапультировались, но попали в плен только на следующий день.

Практически этим событием закончилась вторая неделя войны. Подводя итоги, можно сказать, что стороны сконцентрировались на поддержке наземных войск и старались избегать воздушных боев.

В ночь с 14 на 15 сентября отличился уже известный нам флайт лейтенант Цесил Чоудхри (Flt. Lt. Cecil Choudhry) . Над Лахором ему удалось перехватить "канберру", шедшую на высоте 31 000 футов. Пристроившись сзади и подождав пока индиец снизился на тысячу футов и стал прекрасной мишенью на фоне полной луны, он выпустил "сайдвиндер", а следом и вторую ракеты. Подождав некоторое время и не видя никакого результата, пакистанец развернулся на обратный курс. Зато на следующий день из сообщений радиостанции All-India Radio он узнал что по крайней мере одна его ракета нашла цель.

15 сентября индийские "канберры" провели несколько атак по пакистанским объектам. Под прикрытием "нэтов" они бомбили Касур. Предыдущей ночью опять отметились пакистанские С-130, которые бомбили индусов в Лахоре и Сиалкоте. Продолжались и регулярные налеты на аэродромы. Индийцы посетили Пешавар и Кохат, а В-57-е Сирсу и Хальвару. Причем в Пешаваре индийские летчики промахнулись, сбросив свой смертоносный груз на жилые кварталы (по заявлению пакистанских официальных властей погибло 57 гражданских лиц).

Следующий день был отмечен всего несколькими потерями - так, пакистанцы заявили, что им удалось сбить индийскую "канберру". Зато одним из самых насыщенных оказалось 17 сентября. С утра пакистанские бомбардировщики атаковали Сирсу, но на этот раз при посадке на своем аэродроме в песчаной буре были потеряны сразу две машины (вполне вероятно не обошлось и без индийского участия). Опять же в Саргодхе разбился "старфайтер", а в Рисалпуре В-57-й (экипаж последнего погиб). Наземные бои все разрастались и стороны бросили на штурмовку все что было возможно. Так, индийские "харварды" ночью атаковали вражескую колонну на шоссе Патханкот - Амристар.

В сражении под Чавинда "сейбры" 11-й аэ унитчожили 18 танков, 12 орудий и 26 грузовиков индийцев. При чем пилоты этой же эскадрильи претендуют и на два сбитых в воздухе "хантера". Весь этот успех был оплачен потерей одного "сейбра".

18-го числа индийцы решили окончательно взять под свой контроль Чавинду и стянули максимум сил. В небе разгорелась упорная схватка, в которой было сбито по одному "нэту" и "сейбру".

Единственным "воздушным боем" в районе Джамангара за всю войну стали события именно 18 сентября. Около 15:30 вылетел легкий Бичкрафт, на борту которого находился губернатор индийского штата Гуджарат со своими помощниками, охраной и журналистами. Но примерно в 16:00 он пропал с экранов радаров. А в 16:35 пришло сообщение о падении неизвестного самолета между деревнями Сутхали и Налия. По прибытии были обнаружены документы, из которых следовало, что это самолет губернатора. В результате расследования оказалось, что в 15:50 жители деревни Сутхали видели в небе небольшой самолет, который преследовали два других. Как позже определили это были пакистанские "сейбры".

По этому поводу возникла масса вопросов. Почему самолет был в зоне боевых действий без всякого эскорта? Почему о его вылете не были предупреждены представители ВВС? И в конце концов почему пакистанские летчики сбили явно гражданский самолет?

Факты стали известно только четыре месяца спустя. Оказалось, что командование ВВС разрешения на вылет не давало, хотя запрос в Бомбей был направлен. Губернатор штата Балвани Рай Мехта взял ответственность на себя. Выяснилось также, что после того как самолет был атакован "сейбрами" летчик Энжинир попытался совершить вынужденную посадку, но не справился с управлением. Это был первый факт когда в столкновении между Индией и Пакистаном пострадало гражданское судно. Индийцы заявили официальный протест, но этим и ограничились.

Индийские летчики над Сиалкотом сбили один F-86, а другой такой самолет разбился при посадке на Саргодхе. Еще два "сейбра" были сбиты над Чавиндом. В этот же день понесли и единственную потерю в войне индийские морские летчики: в Бомбее после взлета упал "си хаук" суб лейтенант Верма (летчик погиб).

О событиях следующего дня известно совсем немного. Продолжалась рутинная боевая работа. Самым ярким моментом стал воздушный бой "сейбров" с "нэтами" над Сиалкотом. В результате один "нэт" был сбит, летчик - флайт лейтенант Маядев - катапультировался и попал в плен.

20-го сентября произошел только один известный воздушный бой. Над Джамму четверка "сейбров" была перехвачена четверкой "хантеров" и таикм же количеством "нэтов". Несмотря на численное превосходство, пакистанцам удалось сбить два индийских самолета - сквадрон лидер Дева Прашад Чаттерджи погиб, а флайт лейтенант Шарма благополучно катапультировался. Победы были записаны соответственно сквадрон лидеру Шарбату Али Чангези и флайт лейтенанту Джилани.

На следующий день индийцы развернули свое последнее в этой войне наступление на Лахор. Опять отлично действовали пакистанские летчики, унитчожив несколько десятков артиллерийских позиций противника. Ранним утром 21-го числа F-104 из 9-й аэ перехватил группу "канберр" над Фазилкой. На этот раз удачно пущенный "сайдвиндер" нашел свою цель. Летчик - флайт лейтенант Лове смог катапультироваться и добрался до своих, а вот его штурман флайт лейтенант Капур попал вплен и вернулся домой только после окончания войны.

Южнее "канберры" под прикрытием "нэтов" смогли уничтожить пакистанский радар. Однако основные события развернулись на северном участке фронта. Тут вооруженные Т-33 из состава 2-й и 20-й аэ выполнили 68 вылетов, унитчожив 62 орудия. Еще 30 танков и 150 грузовиков записали на свой счет пилоты "сейбров". Над Кхем Караном пакистанские зенитчики сняли "хантер". Флайт лейтенант Кариаппа из 20-й аэ катапультировался и попал в плен.

Однако в этот момент уже начались мирные переговоры и 23 сентября было объявлено о перемирии. Последний вылет совершили пакистанцы 22-го числа в 23:02 (перемирие вступало в силу в 0:00 23-го).

Восточный фронт

Когда вспыхнула война 1965 года в Восточном Пакистане базировалась всего единственная эскадрилья пакистанских ВВС в составе 12 F-86F. Основной задачей было воздушное прикрытие Дакки.

14-я эскадрилья располагалась на аэродроме Тезгаон в пригороде Дакки. И это был единственный аэродром, способный принимать реактивные самолеты, на всю провинцию! Мало того, оборудование было примитивным - не было даже ангаров, самолеты стояли под тентами.

С началом войны сюда перебросили батарею зениток, которые составили противовоздушную оборону базы. Но их ценность сводилась на нет полным отсутствием системы раннего предупреждения. Хотя в принципе был старенький радар в Курмитоле (20 км к северу от Дакки), но он не прикрывал все направления и совершенно был бесполезен если противник шел на малой высоте.

В таком состоянии пакистанские летчики должны были встречать противника. Со 2 сентября дважды в день пара "сейбров" вылетала на патрулирование. Через два дня эскадрилья понесла и первую потерю - в таком вылете истребитель столкнулся с птицей. Пилот в срочном порядке катапультировался.

На 6-е число командование ВВС в Исламабаде потребовало организовать атаку индийских аэродромов. Однако синхронизировать действия с западным фронтом было невозможно (из-за разницы во времени). Да и в ночь с 6\7 сентября индийцы сделали первый шаг: несколько "канберр" появилось над аэродромом и сбросили бомбы. В этот раз бомбометание было неточным и никаких повреждений и жертв отмечено не было. Мало того, часть бомб даже не взорвалась - как писали впоследствие индийские исследователи конфликта произошло это из-за того, что бомбы были времен Второй Мировой Войны.

Зато утром 7-го числа начались массированные боевые действия. Индийские ВВС нанесли удары по целям в Читтагонге, Джессуре, Лалмунирате, Шибганге, Такургаоне и Курмитоле. К счастью, хорошая маскировка спасла от ударов по Тезгаону.

На перехват индийских самолетов был поднят одинокий "сейбр", но флайт лейтенант Азиз из вылета не вернулся. Позже обломки самолета и останки летчика были найдены в 25 км севернее Дакки. Что произошло доподлинно не известно и было ли его сбитие результатом воздушного боя неизвестно. Индийские данные говорят о потери двух "канберр" в этом рейде, но твердят о том, что машины по ошибке были сбиты собственными "хантерами". Правда, ни одной фамилии летчиков - истребителей почему то не приводится..Тем не менее теперь в Восточном Пакистане было всего 10 боевых самолета.

В ответ пакистанское командование спланировало ночной рейд на ближайшую индийскую авиабазу - Калаикунда. Около 6:00 7 сентября пять пакистанских летчиков, ведомые командиром аэ сквадрон лидером Шаббиром Хуссейном Сайедом, вылетели на штурмовку. Из-за того, что аэродром находился в 300 км от Дакки, "сейбры" несли по три топливных бака и их оружием должны были стать крупнокалиберные пулеметы.

Для индусов такие действия были полной неожиданностью и пакистанцы не встретили никакого сопротивления.Каждый "сейбр" выполнил по два захода, расстреливая 14 "канберр", которые стояли как на параде. По возвращению в 07:44 пакистанские летчики заявили о 10 уничтоженных "канберрах" (плюс еще пять поврежденных) и двух "хантерах. Индийцы признали уничтоженными две "канберры" и четыре "вампира".

В момент налета над Джессуром появились индийские самолеты и на их перехват подняли несколько самолетов. Однако обнаружить самолеты им не удалось. Бесполезность пакистанцев противодействовать индийским налетам демонстрирует только один факт - только за два часа 7 сентября флайт лейтенант Фарух Хан поднимался в воздух пять (!) раз и ни разу не смог даже увидеть врага в воздухе.

Для того, чтобы окончательно разгромить Калаикунду был спланирован и второй налет - в 10:30. На этот раз четверку самолетов повел флайт лейтенант Халим. На этот раз их ждала "теплая встреча": плотный зенитный огонь и девятка "хантеров" в воздухе. Паки разделились: пара пошла на штурмовка, а пара приняла бой. Силы были явно неравны и сразу же был сбит флаинг офицер Афзал Хан и остальные с трудом пришли на базу на поврежденных самолетах. За этот налет Тарик Хабиб (который 10 минут уворачивался от тройки "хантеров") получил Ситара-э-Юрат. Вместе с ним наградили и командира эскадрильи, хотя он лично в этом бою не участвовал.

За второй налет пакистанцы записали себе 6 уничтоженных на земле "канберр", но потеряли один самолет и одного летчика.

10 сентября 14-я аэ силами четырех "сейбров" нанесла удар по авиабазе Багхдогра. Через четыре дня объектами для налетов стали Барракпур и Агартала. Пакистанцы претендуют на 5 уничтоженных транспортных самолета, 2 инстребителя, 1 "канберру" и вертолет.

Налет 14-го числа стал последним на Восточном фронте в этой войне - пригодных к вылетам самолетов у пакистанцев здесь просто не было.

Итоги

4-10 января 1966 года в Ташкенте состоялись встречи глав обеих государств, в ходе которой достигнуто соглашение об установлении новой границы и отводе сил к рубежу по состоянию на 5 сентября 1965 года. Мелкие стычки продолжались и далее.

За время большой войны по официальным данным Индии она потеряла 2763 убитых, 8444 раненых и 1507 без вести пропавших, 35 самолётов и 80 танков. По подсчётам индийских специалистов, Пакистан потерял 5800 убитыми, 70 самолётов, 462 танка (по другим данным, более поздним и, вероятно, более точным, число убитых и раненых 20000, пленных - 5000 ).

Пакистан ограничился тем, что сообщил предполагаемые потери Индии - 7 тысяч убитых, 129 самолётов и 500 танков. Эти цифры, конечно, завышены, но позднее в одном из источников цифра танковых потерь Индии указана 160-200 машин, причем почти все танковые бои шли в первые три дня войны, что говорит о крайнем ожесточении схваток. Танковый парк обеих государств состоял примерно из 800-1000 машин у каждой стороны, но индийские танки были более современными.

В феврале 1966 года обе стороны обменялись пленными и конфликт был исчерпан, но он послужил прелюдией к самой большой войне 1971 года. Тем более, что в итоге войны Пакистан потерял 1900 квадратных километров территории.

 








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100