Уголок неба ¦ ВВС в Кашмирской войне 1947-49 гг.

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   ВВС в Кашмирской войне 1947-49 гг.
             
         n  



Предоставление независимости самой большой и самой богатой британской колонии (Индии) через несколько лет после окончания Второй Мировой войны вызвало к жизни сразу два новых государства. Эти страны на долгие годы оказались разделенными по религиозному признаку: Пакистан стал чисто мусульманским, а Индия - чисто индусским государством. Раздел произошел весьма немирно: этот процесс сопровождался массовыми погромами в обеих странах, миграцией населения и кульминацией стал вооруженный конфликт 1947-49 годов за Кашмир . Некоторые историки назвали его Первой индо - пакистанской войной или Кашмирской войной.

Обе воздушные силы, вооруженные самолетами, оставленными англичанами, сыграли не очень значительную роль в этих событиях. Прежде всего сам театр боевых действий находился высоко в горах, где действия авиации и поныне носят весьма ограниченный характер. К тому же летчики только недавно находились в рядах одних и тех же ВВС (RAF) и сражались против одного и того же врага - японцев. Однако так было только в начале, уже в следующей войне (1965 года) война в воздухе проходила с чрезвычайной ожесточенностью.. Раздел колонии после ухода англичан происходил по традиционной схеме: сам правитель (махараджа) выбирал (на основе мнения большинства) к какому из государств присоединиться. Однако были и исключения. Так произошло в одном из богатейших княжеств - Джамму и Кашмир, где 80% населения - мусульмане, а правитель - индус. К тому же находилось Джамму на границе двух стран.

Махараджа сэр Хари Сингх долгое время колебался куда податься, пытаясь выторговать более выгодные для себя условия передачи. Однако когда стало понятно, что он склоняется к передаче княжества в состав Индии, мусульманское население (не без поддержки спецслужб соседней страны) организовало отряды повстанцев. Уже 24 октября 1947 года началась осада столицы - города Сринагар.

Индийское правительство было в курсе происходящих событий однако оказать реальную военную помощь не могло, так как не было оснований (Джамму и Кашмир по прежнему оставались формально независимым государством). Однако в конце дня 24-же октября махараджа подписал договор, согласно которому он вместе с княжеством входил в состав Индии на правах федерации. Все юридические формальности были оформлены только через два дня и тогда же тройка "Дакот" из состава 12-й эскадрильи индийских ВВС начала переброску в Сринагар сикхов. Из-за огромного расстояния переброска подкреплений по земле была невозможно и шестнадцать "дакот" 12-й эскадрильи не справлялись с поставленной задачей. Тогда по всей стране правительство реквизировало буквально сотни гражданских самолетов, прежде всего конечно ДС-3. Был налажен постоянный "воздушный мост", по которому перебросили сотни тонн грузов. Только в первый день- 26 октября - на Сринагар летали 22 военно-транспортных самолета и шесть гражданских, внутри каждого находились по 15 полностью вооруженных солдат.

Сами же повстанцы дали время для концентрации войск, занимаясь убийствами и грабежом местного индусского населения в районе Барамулла. Это была их роковая ошибка - если бы в тот момент они начали наступление на Сринагар, судьба княжества была решена. Одновременно индийские подразделения начали наступление в район Барамаллы под прикрытием истребителей из Амбалы. Однако регулярные части были вынуждены развернуться назад, так как основные силы повстанцев все же решились начать наступление на Сринагар. Положение защитников города было критическим. Прежде всего из-за того, что индийская авиация на могла оказывать эффективную поддержку, так как летая с авиабаз с индийской территории самолеты могли находиться над целью всего несколько минут.

Однако уже 30 октября на аэродром Сринагара смогли перелететь пара "Спитфайров" F. XIII из состава Летной Школы. Эти самолеты практически сразу начали атаки конвоев на дороге Ури - Барамулла. На тот момент в Сринагаре находилось всего несколько тренировочных "Харвардов", которые тоже были привлечены для разведки. В то же время на Амбалу была переброшена 10-я эскадрилья, вооруженная более современными "Темпестами", которые 29 октября начали боевые вылеты против повстанцев.

К 31 октября в столице княжества уже находилось 1527 отборных индийских солдат, к тому же поддержанных авиацией, что при полном отсутствии у противника зенитных средств было немаловажным козырем. 3 ноября основной удар пришелся по аэродрому Сринагара, который удалось отстоять только благодаря "Спитфайрам". Через два дня сюда удалось перебросить "темепесты" из состава 7-й эскадрильи.

Индийская армия также серьезно потеснила повстанцев: 8 ноября в руки индусов перешла Барамулла, а 13-го числа при поддержке "темпестов" 10-й эскадрильи, которые к тому моменту были переброшены на Амристар, пал Ури на границе государств, лишив таким образом повстанцев поддержки из-за рубежа. На этом первый период войны закончился. Пакистан не участвовал напрямую в боевых действиях, авиация не привлекалась для непосредственной поддержки кашмирцев, что сыграло свою роль в их поражении. Однако это был не конец войны. В начале октября недовольные небольшими группами стали проникать в Джамму со стороны Бхимбара и Пунча - высокогорных районов, индусы же смогли закрепиться на склонах Каргила и препятствовать крупномасштабному вторжению. Вскоре центр боевых действий снова переместился в Кашмир, несколько крупных населенных пунктов оказалось в руках повстанце, которые объявили о создании "Азад Кашмира" (т.е Свободного Кашмира). Несколько десятков индийских гарнизонов в этом штате оказалось окруженными и поддерживались исключительно перебросками по воздуху. Уже в начале ноября индийская авиация оказалась вовлеченной в активные боевые действия: 3-го числа позиции мятежников около Котли были проштурмованы "Спитфайрами", а через два дня к этим налетам подключились "Темпесты" с Амристара. Гарнизоны в Мирпур и Котли держались исключительно рейсами транспортных самолетов, а вот в Равалкоте и Багхе индусы эвакуировались. Положение правительственных войск ухудшалось с каждым днем: 12-го ноября пал Раджаури, а следом и Беррипаттен.

На тот момент в Кашмире действовала 50-тысячная армия "Азад Кашмир" при поддержке частей пакистанской 7-й пехотной дивизии. Причем пакистанцы формально не переходили границы и их прерогативой была огневая поддержка. Под угрозой потери Сринагара 16 ноября индусы начали наступление и к 27 числу в руках мятежников оставались только Бхимбар и Пунч. По прежнему основную роль в поддержке частей играли истребители: "Спитфайры" "работали" в секторе Сринагар-Ури, в то время как "Темпесты"- в секторе Джамму.

Наступила зима - авиация сторон (прежде всего конечно боевые самолеты) оказалась прикованной к земле. Воспользовавшись этим кашмирцы смогли захватить несколько стратегически важных объекта, в том числе Джхангар. С началом весны 1948 года индусы начали новое наступление в Джамму, так 18 марта был отбит Джхангар, а затем острие удара было направлено на Титхвал, где мосты через реку Кишанганага представляли собой удобный путь вглубь Кашмирской долины со стороны Пакистана. 24 апреля "темпесты" с Амристара четким даром смогли разрушить эти мосты, что в значительной мере и определило дальнейший ход событий. Титхвал был захвачен 23 мая. Южнее Пунч по прежнему находился в осаде и его снабжение производили по воздуху "дакоты". Причем посадочная полоса там была короткая и грузы (включая артиллерию) сбрасывались на парашютах. Из-за больших потерь грузов в день приходилось делать до 35 вылетов. Именно в этом районе были отмечены рейды "Дакот" в качестве самопальных бомбардировщиков, которые сбрасывали 250-фунтовые бомбы через люки. Пунч был деблокирован только в последней декаде ноября.

Значительно севернее индусы основали несколько баз на склонах Гималаев. Посты в Скарду, Астор, Чилас и Джилгит снабжались по воздуху, "Дакотами" 6-й эскадрильи, летавшими с Чаклалы. Тнаспортникам приходилось летать на высоте, по крайней мере вдвое превосходящей предельную высоту для самолетов этого типа, используя вершину гор в качестве мишеней для сбрасывания грузов. Были попытки организации посадочных площадок, но 23 апреля пакистанские самолеты совершили налет, полностью уничтожив несколько зданий и повредив собственно площадки.

С приходом весны колонны пакистанской армии начали наступление на этом участке, используя в качестве основной цели город Лех. Индусы 24 мая совершили несколько разведывательных полетов и отметили выдвижение пакистанских колонн. Одновременно гораздо активнее пошли работы по удлинению полосы местного аэродрома. Атака Леха последовала только 11 июля, когда сюда индусы смогли перебросить достаточное количество подкреплений. Поэтому пакистанская армия оккупировала районы в шестидесяти милях южнее Сринагар, однако начавшееся индийское наступление отбросило пакистанцев на исходные позиции. В этот период войны пакистанские транспортные самолеты оказывали ощутимую поддержку своим войскам, но летали без истребительного прикрытия.

Только один раз - 4 ноября- пакистанская "дакота" была атакована несколькими "темпестами" над Чилас, однако благодаря мастерству экипажа самолет получил минимальные повреждение. Позднее пакистанский летчик объяснял этот эпизод тем, что он принял "темпесты" за свои (стороны летали на самолетах одних и тех же типов). После этого случая пакистанцы организовали сеть наблюдателей, которые бы предупреждали о появлении в районе индийских истребителей. Одновременно большая часть вылетов была перенесена на ночное время. Однако все равно любой вылет из-за полного господства индийских ВВС был весьма опасным. Всего за 1948год пакистанцы выполнили 437 транспортных вылета, перебросив 500 тонн грузов. 31 декабря при посредничестве ООН было заключено перемирие, которые в этом регионе было нарушено уже в 1965 году, а мелкие столкновения происходили все это время. Заканчивая рассказ о Кашмирской войне стоит сказать и о еще одном конфликте, в который одновременно были вовлечены пакистанские ВВС. Воспользовавшись столкновениями Пакистана и Индии в Кашмире немирные племена на северо-западе Пакистана начали (вернее просто продолжили то, что они начали еще во время колониального правления британцев) вооруженную борьбу за присоединение к Афганистану. И с декабря 1947 года пакистанские ВВС оказались вовлечены в рутинную антиповстанческую деятельность, которой долгое время в этом регионе занималось RAF. Основной ударной силой были "темпесты" 5-й эскадрильи с базой в Пешаваре. Только за первый месяц они выполнили 47 вылетов против позиций мятежных племен. Поддержку войск осуществляли "Дакоты" 6-й эскадрильи. Вся эта флотилия поддерживалась на начальном этапе все еще не выведенными из страны британскими "Дакотами" 10 и 31-й эскадрилий.

Столкновения продолжались и в 1948 году, причем для поддержки правительственной армии командованию пришлось перебросить на Пешавар еще и 9-ю эскадрилью "темпестов". Сведений об их боевой работе немного. Известно, например, что только за три дня, начиная с 18 июня они совершили 119 боевых вылетов. Летом действия приняли еще масштабный характер и в регион была переброшена третья (14-я) эскадрилья, вооруженная все теми же "темпестами". С 1949 года из-за полного отсутствия в составе ВВС бомбардировщиков транспортные "Галифаксы", летавшие с Маурипура, были привлечены к бомбардировкам. В 1950 году "темпесты" были заменены на более современные "Си Фьюри", которые на долгое время стали антипартизанскими штурмовиками.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100