Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Истребители F-6 в Индо-пакистанском конфликте
             
         n Григорий  Иванов    



Активные боевые действия в Западном Пакистане начались вечером 3 декабря 1971 г. Двумя большими волнами пакистанские бомбардировщики нанесли массированный удар по индийским аэродромам и наземным РЛС.

Возмездия не заставило долго ждать. Уже утром следующего дня около 70-ти индийских истребителей-бомбардировщиков "Хантер" и Су-7* звеньями по два-четыре самолета, принялись наносить удары с воздуха по 12-ти базам пакистанских ВВС и двум наземным РЛС. Позднее эти события получили название "битва аэродромов".

Детально проработанные маршруты полетов недвусмысленно говорили о том, что индийские пилоты отлично знают территорию противника. По всей видимости тут не обошлось без участия пакистанских офицеров, которые в массовом порядке дезертировали из Восточного Пакистана. Они-то и поделились с индийскими военными информацией о расположении, количестве и типе пакистанских РЛС. Знание ПВО противника позволило индийским самолетам выйти к своим целям незамеченными.

Импортированные из Китая всего пять лет назад истребители F-6, составляли основу пакистанской ПВО. Вместе с истребителями американского производства F-86 "Сейбр" и F-104 "Старфайтер" им пришлось защищать аэродромы от атак индийской авиации.


База Саргодха 1971 г. 

Первая встреча F-6 с противником произошла утром 4 декабря в районе авиабазы Рисалевала [Risalewala]. Истребители пилотировали F/L Джавед Латиф [Javed Latif] и F/O Ритафф Мунир [Riffat Munir] (sq.23, Рисалевала). Во время патрулирования была перехвачена пара индийских Су-7. В завязавшемся бою Латиф уничтожил один самолет - упал рядом с железной дорогой, в районе г. Файсалабад [Faisalabad]. Мунир тем временем атаковал второй Су-7 и принудил его уйти на индийскую территорию.

Вечером того же дня пилотам S/L Ахсану [Ahsan] и F/L Куази Джаведу [Qazi Javed] (sq.25, Миянвали [Mianwali AB]) пришлось экстренно поднимать свои F-6 воздух, чтобы перехватить пару "Хантеров", приближающихся к аэродрому с недвусмысленными намерениями. Истребители все еще находились на рулежной дорожке, когда первый "Хантер" стал заходить для атаки. Чтобы не попасть под падающие бомбы Асхан был вынужден поспешно свернуть с полосы. Куази же, несмотря на свой незначительный плотский опыт и весьма неудобную позицию, сумел взлететь. В районе озера Хабакки [Khabakki] он настиг и расстрелял из 30-мм пушек один "Хантер". Индийский пилот F/O Вадияр Хар Шанкар Чати [Vidyadhar Dhar Shankar Chati] катапультировался и был взят в плен.

На следующий день, 5 декабря два "Хантера" атаковали наземную РЛС Сакесар [Sakesar]. ПВО в этом районе обеспечивала пара F-6 - пилоты W/C Саад Хатми [Saad Hatmi] и F/L Раза Саид Шахид [Raza Syed Shahid] (sq.25, Миянвали). Сразу же после обнаружения противника они направились ему навстречу. Хатми позволил своему ведомому первым атаковать "Хантеры". Бомбардировщики летели на малой высоте и стали видимыми для пакистанских пилотов только когда начали заходить для атаки. Раза открыл огонь из пушек по лидеру группы. И хотя самолеты все еще находились вне зоны поражения, последние снаряды настигли жертву. Индийский пилот F/L Кишен Лахималь Малкани [Kishen Lakhimal Malkani] (sq.27) погиб (позднее были обнаружены останки его самолета). В это же время второй "Хантер", за которым следовал Хатми, выполнил резкий разворот и попытался зайти в хвост пакистанского истребителя. Однако Хатми, будучи опытным пилотом, не попался в ловушку. Оценив весьма смелое поведение противника, он занял позицию, позволявшую открыть огонь, и расстрелял бомбардировщик. Обломки упали недалеко от озера Хабакки. Индийский пилот F/L Гурдев Синх Рай [Gurdev Singh Rai] погиб.


Индийские "Хантеры" наносят удар.

Помимо задач противовоздушной обороны F-6 пришлось заниматься и поддержкой сухопутных войск.

Начиная с 7 декабря не прекращаясь шли кровопролитные бои на так называемом выступе Шакаргарх [Shakargarh]. Индийским войскам в этом районе противостояла 7-я дивизия генерала Малика [Malik]. Поддержку с воздуха обеспечивали истребители-бомбардировщики F-6 и F-86 "Сейбр", базирующиеся на базах Саргодха [Sargodha AB], Мурид [Murid AB], Пешавар [Peshawar AB] и Рисалевала. Самолеты атаковали бомбами, ракетами и пушечным огнем. Несколько "Миражей" III осуществляли фоторазведку. Благодаря усилиям авиации трижды срывались попытки индийцев наладить переправу через р. Рави [Ravi]. С 7 по 17 декабря авиация в этом районе уничтожила 56 танков, 114 автомашин и большое количество солдат.


Пакистанские "Сейбры", 1971 г.

Не обошлось и без потерь. Впрочем, стоит отдать должное пакистанским пилотам и их F-6, в большинстве случаев они становились жертвами не истребители противника, а огня зенитной артиллерии.

Так 7 декабря, когда F-6 атаковали индийские позиции, пехотинец Найк Дхан Бахадур Рай [Naik Dhan Bahadur Rai] (7/11GR) открыл ответный огонь по истребителям из своего 7.62-мм автомата. Успех этого поступка был, конечно же, сомнителен. Велико же было его изумление, когда внезапно один F-6 загорелся и рухнул на землю. Пилот F/L Ваджид Али Хан [Wajid Ali Khan] катапультировался, и был взят в плен. Уникальный случай уничтожения реактивного истребителя из стрелкового оружия.

В тот же день в районе г. Самба [Samba] 4 F-6 из sq.11 (Саргодха) перехватили большую группу Су-7 (не меньше 5 самолетов). Командир звена F/L Атику Суфи [Atique Sufi] пушечным огнем уничтожил первый Су-7. Вслед за этим еще один самолет сбил F/L Мушаф Мир [Mushaf Mir]. После того, как два других F-6 (F/O Салим Аршад [Salim Arshad] и F/O Райаз Сурвар [Riaz Sarwar]) попытались ввязаться в бой, оставшиеся Су-7 поспешили убраться восвояси.


F-6 дает залп из 30-мм пушек

8 декабря в районе авиабазы Рисалевала пара F-6 перехватила группу Су-7. W/C С.М.Н. Хашми [S.M.H.Hashmi] (sq.23, Рисалевала) при помощи УР AIM-9B "Сайдуиндер" сбил один самолет**. К несчастью в осколки горящей машины влетел его ведомый F/L Афзал Джамаль Сиддику [Afzal Jamal Siddiqui], в результате чего пилоты обоих самолетов погибли (индийский Су-7 пилотировал F/L Рамеш Гулаб Рао Кадам [Ramesh Gulab Rao Kadam]). 9 декабря F-6 (Саргодха) и F-86 (Мурид) обеспечивали огневую поддержку 23-й дивизии во время боя в районе г. Чамб [Chamb]. Совместными усилиями самолеты уничтожили 18 артиллерийских орудий и полевой склад боеприпасов.

12 декабря пара пакистанских F-6 перехватила в районе авиабазы Рисалевала Су-7, совершающий разведывательный полет. Индийской машиной управлял F/L С.С. Малхотра [S.S.Malhotra] (sq.32), известный под кличкой Сумасшедший Молли [Mad Mally]. Маневренный бой никогда не являлся сильной стороной Су-7, но у Малхотры всегда оставался шанс воспользоваться преимуществом в скорости и спастись бегством. Однако вместо этого он развернул машину на 180 град. таким образом, что противник оказался прямо перед ним, и дал очередь из 30-мм пушки. После чего включил форсаж и поспешил уйти на индийскую территорию. Он и не подозревал, что этот выстрел станет роковым для пакистанского пилота F/L Еджаз-уд-дина [Ejaz-ud-din], о гибели которого вскоре было сообщено.

Эти живучие Су-7
Су-7 во всех отношениях оказались весьма надежными машинами. Порой они проявляли чудеса живучести. Так во время одного из боев в самолет, пилотируемый W/C Харчаран Синх Мангатом [Harcharan Singh Mangat] (sq.32), попал "Сайдуиндер", выпущенный пакистанским F-6. Взрыв оторвал половину руля направления, сильно повредил хвостовое оперение, элероны и закрылки. Несмотря на все эти повреждения, Мангат успешно вернулся на базу, продемонстрировав свое мастерство и надежность Су-7. Хвостовую секцию самолета Мангата можно увидеть в Музее ВВС Индии г. Палам [Palam].

14 декабря в районе г. Наинкот [Nainkot]) F/L Аамер Али Шариф [Aamer Ali Sharieff] (sq.11, Саргодха), пилотировавший свой F-6, при помощи УР AIM-9B "Сайдуиндер" уничтожил превосходящий по характеристикам истребитель - МиГ-21. Однако индийцы не признали этой потери.

Пакистанская сторона в свою очередь не согласилась с фактом уничтожения F-6, сбитого 16 декабря индийским пилотом F/L Самар Бикрам Шахом [Samar Bikram Shah] (sq.29) на МиГ-21ФЛ.

Последний эпизод с участием F-6 относится к 17 декабря. Вечером во время выполнения операции по поддержке сухопутных войск в районе выступа Шакаргах зенитной артиллерией был сбит F-6, управляемый F/O Раза Саид Шахидом (ранее, 4 декабря он уничтожил индийский "Хантер")***. Тело пилот так и не нашли, и он до сих пор числится пропавшим без вести. Трагично, что это событие произошло уже после официального прекращения огня.

К концу войны F-6 совершили 650 боевых вылетов, обеспечивая ПВО аэродромов и других объектов военного назначения, а также 184 вылетов с целью непосредственной поддержки наземных частей (см. таблицу 1).

По пакистанским сведениям F-6 уничтожили 9 самолетов противника, при собственных потерях - 4 машины (см. таблицы 2, 3, 4). В том числе превосходящие по характеристикам Су-7 и МиГ-21. Индийская сторона говорит о 6-ти самолетах, сбитых F-6 и потери 5 пакистанских истребителей. Причем не признается факт уничтожения МиГ-21.


Индийский МиГ-21ФЛ сразу же после выполнения боевой миссии.

В заключении отстается только сказать, что после подведения итогов войны 1971 г., командование ВВС Пакистана признало F-6 наиболее эффективным типом истребителя, имеющимся на вооружении. Обладая мощным пушечным и ракетным вооружением, они смело вступали в бой, как с дозвуковыми самолетами противника, так и с современными Су-7 и МиГ-21.


Комментарии

* - В основном Hunter F. Mk.56A, Су-7БМК.
** - По другой версии самолет был сбит 30-мм пушкой.
*** - По индийским данным самолет по ошибке сбили пакистанские зенитчики.


Приложения

Карта боевых действий в Западном Пакистане, декабрь 1971 г.

 

 

Таблица 1. Части ВВС Пакистана, оснещанные истребителями F-6, в войне 1971 г.
No. Место дислокации Число боевых вылетов
Sq.11 Sargodha AB 333
Sq.23 Risalewala AB 209
Sq.25 Mianwali AB, Sargodha AB 290

Таблица 2.
Победы F-6 в войне 1971 г.
(в скобках - число потерь с учетом непризнанных Индией)
Тип самолета Число уничтоженных
Су-7 3(4)
Hunter 3(4)
МиГ-21 0(1)
Итого 6(9)

Таблица 3.
Потери F-6 в войне 1971 г.
(в скобках - число потерь с учетом непризнанных Пакистаном)
От огня с земли В воздушных боях Итого
3* 1(2) 4(5)

Таблица 4.
Боевое применение F-6 в Индо-пакистанской конфликте 1971 г.
Дата Место боя Победитель Пилот Оружие Жертва Пилот Итог
04.12.71
утро
Faisalabad F-6 F/L Javed Latif
(sq.23 Risalewala AB)
AIM-9B Су-7
(B-849)
F/L Har Vinder Singh
(sq.222)
KIA
04.12.71
вечер
оз.Khabakki F-6 F/L Ahmed Qazi Javed
(sq.25 Mianwali AB)
30-мм
пушка
Hunter F.Mk.56A
(A-479)
F/O Vidyadhar Dhar Shankar Chati
(sq.27)
PW
05.12.71
(12:35)
Sakesar F-6 F/O Raza Syed Shahid
(sq.25 Mianwali AB)
30-мм
пушка
Hunter F.Mk.F56A
(A-488)
F/L Kishen Lakhimal Malkani
(sq.27)
KIA
05.12.71
(12:35)
Sakesar F-6 W/C Hatmi Syed Sa'ad Akhtar
(sq.25 Mianwali AB)
30-мм
пушка
Hunter F.Mk.F56A
(A-482)
F/L Gurdev Singh Rai
(sq.27)
KIA
07.12.71 Samba F-6 F/L Atique Sufi
(sq.11 Sargodha AB)
30-мм
пушка
Су-7
(B-902)
F/L Jiwa Singh
(sq.26)
KIA
07.12.711 Samba F-6 F/L Mushaf Mir
(sq.11 Sargodha AB)
30-мм
пушка
Су-7 ? KIA
07.12.71 Pul Bajaun LMG Naik Dhan Bahadur Rai
(7/11GR)
7.62-мм автомат F-6
(4110)
F/L Wajid Ali Khan
(sq.11)
PW
08.12.71 Risalewala AB F-6 W/C S.M.H.Hashmi
(sq.23 Risalewala AB)
AIM-9B2 Су-7 F/L Ramesh Gulab Rao Kadam
(TACDE3)
KIA
08.12.71 Risalewala AB - - - - F-64
(1508)
F/L Afzal Jamal Siddiqui
(sq.23 Risalewala AB)
KIA
12.12.71 Risalewala AB Су-7 F/L S.S.Malhotra
(sq.32)
30-мм
пушка
F-6
(1703)
F/L Ejaz-ud-Din
(sq.23 Risalewala AB)
KIA
14.12.711 Nainkot F-6 F/L Aamer Ali Sharieff
(sq.11 Sargodha AB)
AIM-9B МиГ-21 ? SD
16.12.711 Выступ Shakargarh МиГ-21ФЛ F/L Samar Bikram Shah
(sq.29)
23-мм
пушка
F-6 ? KIA
17.12.71 Выступ Shakargarh AAA5 - ? F-6 F/O Raza Syed Shahid
(sq.25 AB Mianwali)
MIA

 

Комментарии:
1 - Победа не признана проигравшей стороной.
2 - По другой версии - 30 мм пушкой.
3 - Tactics and AirCombat Development Establishment.
4 - Попал в осколки Су-7, уничтоженного W/C S.M.H.Hashmi.
5 - По индийской версии - сбит по ошибке пакистанскими зенитчиками.
 


Сокращения

F/L - лейтенант [Flight Lieutenant]
F/O - офицер-летчик [Flying Officer]
W/C - командир эскадрильи [Wing Commander]
S/L - командир дивизиона [Squadron Leader]

KIA - погиб в бою [Killed in Action]
SD - сбит [Shot Down]
PW - взят в плен [Prisoner of War]

AB - база ВВС [Air Force Base]
Sq. - дивизион [Squadron]
AAA - зенитная артиллерия [Anti Aircraft Artillery]
LMG - автомат [Light Machine Gun]


Источники

1. http://www.pakaviation.com
2. http://www.bharat-rakshak.com
3. http://www.pakdef.info
4. http://www.defencejournal.com
5. http://www.piads.com.pk
6. http://www.pafcombat.com
7. http://jaganpvs.tripod.com
8. http://www.geocities.com/paf_puma/
9. "Авиация и Время", 1995 No.5 (13). "Не признанный в своем отечестве" А.В. Федорченко, А.В. Котлобовский, А.В. Хаустов.
10. http://www.acig.org

╘2003 г. Григорий Иванов










Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100