Уголок неба ¦ Т-6 в Биафре

Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Т-6 в Биафре
             
         n Михаил Жирохов  


 

Разработанный в 1934 году как учебно - тренировочный самолет Т-6 "Харвард" стал ветераном многих послевоенных конфликтов. Отметился он и в ходе гражданской войны в Нигерии.

После окончания кампании в Северной Африке большой флот Т-6 французских ВВС оказался не у дел. И самолеты стали стремительно расползаться по миру. В числе прочего несколько самолетов было куплено и правительством мятежной нигерийской провинции Биафра. 12 самолетов по бросовой цене приобрел оружейный дилер Établissements Godet и в ноябре 1967 года продал мятежникам. В марте 1968 года самолеты были перегнаны в Португалию и оставлены на аэродроме в Cascais. Предполагалось их довооружить и переправить в Африку, однако по непонятным причинам сразу это не было проведено и самолеты на краю поля простояли 18 месяцев!! Вероятно биафрийцы искали возможность купить реактивные самолеты, либо еще что то помешало, однако работы фирмой SEAMA (Sociedade de Exploração de Aerodromos e Manutenção de Aerona es SARL) начались только в июне 1969 года и к сентябрю было готово всего четыре самолета. Положение тем временем было тяжелое и для перегонки самолетов тут же наняли четырех португальских летчиков. Но до места назначения добрались только две машины: один самолет оставили в Абиджане, после того как летчик передумал лететь "на войну", а второй штурмовик разбился в в Нигерии, а летчик попал в плен. Оставшиеся "Харварды" вечером 31 октября 1969 года приземлились на площадке в Ули.

Как уже упоминалось положение биафрийской армии было тяжелое и новую технику сразу бросили в бой. Самым громким "делом" стал налет 10 ноября 1969 года на правительственную авиабазу Порт Харкорт. После вылета летчики "Харвардов" и "Миниконов" заявили о 1 DC-6, 1 DC-3, 3 МиГ 17 и одном Do-27 поврежденными или уничтоженными. К сожалению, подтвердить это из нигерийских источников на сегодняшний день невозможно. Доподлинно известно только о сгоревшем МиГ-17 (NAF 615) и Ил-28. 

Еще одной примечательной акцией стала штурмовка дороги Аба - Умуахия в конце ноября 1969 года. Для этого налета единственный Т-6 тайно перебросили на полевую площадку в Мбавси. После сообщения о появлении большой колонны правительственных войск португальский наемник поднял в воздух свой штурмовик и на сверхмалой высоте сделал несколько заходов, нанеся тяжелые потери противнику. Сделано это было настолько быстро, чтобы не попасть в прицел МиГ-17, срочно поднятого на перехват.

Известно также о еще нескольких удачных налетах, однако достоверной информации очень мало. В начале 1970 года стало ясно, что война проиграна и наемники стали разбегаться. Не стал исключением и один из португальцев, с уходом которого в строю остался только один Т-6. 

Оставшиеся в Португалии восемь "Харвардов" позже были восстановлены и проданы новым хозяевам.

 

Известные номера биафрийских Т-6G

Заводской № Серийный № Французский №
182-457 51-14770 114770
182-481 51-14794 114794
182-487 51-14800 114800
182-560 51-14873 114873
182-646 51-14959 114959
182-678 51-14991 114991
182-733 51-15046 115046
182-770 51-15083 115082



 




Уголок неба. 2009 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100