Уголок неба ¦ Авиация в гражданской войне в Нигерии

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Авиация в гражданской войне в Нигерии
             
         n Михаил Жирохов  



 

Нигерия - федеральная республика, состоящая из четырех крупных регионов. Причем на юго-востоке находится самый богатый - Биафра. Неудивительно, что лидеры этого района, населенного вдобавок еще и нацменьшинством всегда стремились к независимости. И когда в 1966 году страну потрясло сразу несколько военных переворотов лидер автономии генерал Оджукву решил, что момент настал и летом 1967 года объявил о создании независимого государства Биафра. Следом началась разрушительная гражданская война, в которую в той или иной степени были втянуты практически все сверхдержавы того времени - СССР, США, Великобритания.

Биафрийцы с самого начала уделили большое внимание созданию собственных воздушных сил. Первоначально они ограничились покупкой нескольких транспортных самолетов для перевозки нелегально закупленного вооружения. С лета 1966 года в страну из Южной Африки стали совершать рейсы DC-7 авиакомпании Air TransAfrica. Другие самолеты летали из Португалии (совершая промежуточные посадки в Португальской Гвинее и Камеруне). Иногда общественности все таки становились известны факты нелегальной торговли оружием. Так, в октябре 1966 года при заходе на посадку на аэропорт Гаруа (Камерун) потерпел аварию DC-4M Argonaut авиакомпании Royal Air Burundi. После разбирательства оказалось что самолет, взлетевший из Роттердама и пилотированный Генрихом Вартоном (настоящая фамилия Гейрних Вартски), под завязку загружен нелегальным оружием и боеприпасами.

Причем пилот не был привлечен к уголовной ответственности и уже в сентябре 1967 года уже на Мальте был арестован Super Constellation (5T-TAF) авиакомпании Transportes Aereos Portugueses (TAP), совершавший аналогичный рейс.

Стоит сказать, что он был не одинок. Известны фамилии еще по крайней мере трех пилотов, перевозивших оружие для биафрийцев. Это родезиец Джек Малох, британец Алистер Викес и Эрнест Кёниг. Летали они на самых различных машинах: "Констелейшенах" (несли фиктивные регистрационные номера 5N83H, 5N84H и 5N86H), ), DC-4, DC-6 и DC-7 авиакомпании AirTrans-Africa.

Но оружия надо было много и тогда сепаратисты решили угнать несколько лайнеров. Первым был Fokker F.27 (5N-AAV) авиакомпании Nigerian Airways, совершавший регулярный рейс из Бенина в Лагос и захваченный 23 апреля 1967 года в аэропорту Энугу. Второй самолет (DC-3 (9G-AAD), принадлежавший Ghana Airways) был "приватизирован" 15 июня в аэропорту Порт Харкорт.

Однако транспортных самолетов было мало и бифарийские лидеры прилагали усилия к получению боевых самолетов. Они увенчались успехом и в начале июля на аэродроме Энугу приземлился Douglas B-26R Invader (41-39531), перегнанный из Европы поляком Яном Зумбахом (более известным в Биафре как Джонни Браун или Камикадзе Браун). В августе ВВС Биафры пополнились и вторым B-26 (41-34531).

В июле на аэродром Порт Харкорта рейсом из Швейцарии приземлился Riley Dove (N477PM), груженный 2000 винтовками венгерского производства. За штурвалом сидел другой наемник - француз Андрэ Жиллард. Самолет некоторое время использовали для разведполетов, а 13 июля 1967 года был конфискован во время промежуточной посадки в Алжире и включен в состав местных ВВС.

6 июля федеральная армия была отмобилизована и через несколько дней началось наступление против мятежной провинции. Уже 10 июля произошел боевой дебют биафрийских ВВС, когда был атакован аэродром в Макурди, где сгорело несколько гражданских DC-3, использовавшихся для переброски войск. На следующий день одиночный B-26R атаковал аэродромы в Лагосе и Кано, но безрезультатно. 26 июля В-26 и трофейный DC-3 атаковали эсминец "Нигерия" недалеко от Порт Харкорта, а с прибытием второго "инвейдера" обе машины использовали для блокирования судоходства по Нигеру.

Тем временем правительство , обеспокоенное налетами авиации мятежников, стали искать возможности для получения боевых самолетов. Уже 13 августа из СССР стали прибывать первые МиГ-17. Причем поставки проводились через Египет. Судан в рамках братской мусульманской помощи предоставил пару "Джет Провостов", но они были просто непригодны для боевого использования.

Тем временем биафрийцы провели несколько налетов на аэродром Кано, где собирались прибывшие МиГи (причем 19 и 20 августа несколько машин было повреждено). Однако эти налеты не повлияли на боеготовность и уже 30-го числа МиГи нанесли удар по аэродрому Онитша. Но успех пришел позже: 10 сентября летчики МиГов смогли уничтожить на земле один В-26 в Энугу.

На земле биафрийцы стали терпеть поражение: 22 сентября они были отброшены от Бенин Сити, 4 октября в руки федералов попал Энугу, а Оджукву переехал в Умуахия. 7 октября во время ночного налета на Лагос был потерян биафрийский Фоккер - на его борту взорвалась самодельная бомба.

Всю осень и зиму авиация сторон была прикована к земле, прежде всего из-за недостатка запчастей. Но в мае удалось найти возможности и федералы начали новое наступление. 18 мая был отбит Порт Харкорт (тут биафрийские ВВС лишились DC-3 и второго В-26).

В это время Оджукву удалось в Австрии купить два Фуга "Мажистер" (4D-YF и 4D-YL), однако при перевозке федеральные агенты взорвали их.

А генеральное наступление федеральных войск оставило 18 июня 1968 года биафрийцев с единственной полосой недалеко от Улилихалила (прозванная европейскими наемниками "Аннабель"). Для помощи местному населению Красный Крест начал строительство еще одной полосы недалеко от Афикпо. Вскорости сюда стали приземляться не только C-97G Международного Красного Креста, но и DC-4 и C-130, арендованные соответственно Французским и Шведским Красным Крестом. Однако международная помощь возрастала и к концу 1968 года тут отметились различные небольшие компании (в основном это были старенькие Авро "Энсон").

Нигерийцы кроме МиГов получили и шесть бомбардировщиков Ил-28. Однако экипажей на них не было и летали на бомбардировщиках египетские и чехословацкие летчики. Самолеты использовались для ковровых бомбардировок объектов (как гражданских, так и военных) на территории Биафры. Но после того, как жертвы мирного населения превысили две тысячи человек налеты были прекращены.

В начале 1969 года в зоне конфликта появился человек, который сыграл значительную роль впоследствии. Этим человеком был известный авантюрист шведский граф Кар Густав фон Розен. В Биафре он летал как командир экипажа DC-7B авиакомпании Transair.

После всего увиденного, он обратился к Оджукву с предложением организовать "новые" биафрийские ВВС. После согласия и получения некой суммы денег он вернулся в Швеции, где купил пять учено- боевых MFI-9F Minocon и подписал контракты с несколькими пилотами. Официально машины были куплены для Франции, откуда были переброшены в Либбервиль, где собраны и облетаны. Их дебют произошел 22 мая 1969 года, когда они атаковали аэродром Порт Харкорт (по их сообщениям два МиГ-17 и два Ил-28 были уничтожены или серьезно повреждены).

В конце мая граф уехал домой для закупки еще партии самолетов и вернулся только в октябре. Но усилия графа не были одиноки. В ФРГ Эрнест Кёниг купил один С-47 и четыре АТ-6.

В ноябре "харварды" атаковали аэродром Порт Харкорта, после чего нигерийские МиГи организовали патрулирование, которое закончилось сбитием одного АТ-6 (победу одержал британский наемник).

В июне 1969 года нигерийские МиГи сбили DC-7 Красного Креста, причем снова отличился британский наемник.

22 декабря 1969 года федералы, поддержанные МиГами и Ил-28-ми, окончательно решили "биафрийский вопрос". 13 января 1970 года Биафра капитулировала, а Оджукву отправился в изгнание на "Супер Констелейшене" (5N-86H).
 









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100