Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Индийские ВВС в Конго
             
         n Михаил Жирохов  



После начала гражданской войны в Конго посылки туда международных сил индийский премьер-министр Джавахарлал Неру довольно активно участвовал в этом процессе. Стоит сказать, что возглавлял все военные операции ООН в этом регионе генерал-майор ВС Индии Индерджит Рикхи.

Однако, несмотря на все усилия столкновения продолжались и в этих условиях командование войск ООН решило привлечь авиацию. Выбор естественно пал на ВВС Индии.

В самой Индии началась дискуссия о том, какие собственно самолеты отправить в далекую Африку. Первоначально претендентом 1 были "Хантеры", но в конце концов выбор остановили на "Канберрах". В защиту такого выбора были выдвинуты три основные причины:

  • самолеты этого типа вооружены четырьмя 20-мм пушками с боезапасом 535 снарядов на ствол, которые являются весьма грозным оружием; 
  • "Канберры" имеют довольно большую дальность полета, что в условиях довольно большого театра боевых действиях и ограниченного количества аэродром немаловажно; 
  • навигационное оборудование этих самолетов позволяет выполнять боевые задачи в условиях плохой видимости практически при полном отсутствии наведения с земли;

Для отправки в распоряжение командования ООН была отобрана эскадрилья 5 ВВС Индии, вооруженная легкими бомбардровщиками "Канберра" модификации В.(1) Мк.58. Были отобраны шесть самых лучших в техническом состоянии самолетов, экипажи и технический состав. 9 октября 1960 года первая четверка самолетов отправилась в Конго по маршруту: Агра-Джамнагар-Аден-Найроби. Одновременно четверка транспортных С-124 ВВС США перебросила 150 техников, пилотов и необходимое оборудование и запчасти.

По прибытию в Леопольдвилль уинг-коммандер Суарес попал в распоряжение командующего ВВС ООН эйр коммодора Моррсона (из состава ВВС Канады). К этому времени в его распоряжении находилось 6 "Сейбров" из состава ВВС Эфиопии, 6 шведских Саабов, полная эскадрилья (16 самолетов) С-119 ВВС Италии и сборная солянка "Дакот"(включая из состава ВВС Аргентины и Бразилии).

По прибытию индийцы начали ознакомительные полеты (с целью "показать флаг" они проводились на низкой высоте). В сентябре-ноябре "Канберры" ограниченно применялись для поддержки индийских подразделений в составе ООН. К этому времени прибыли и остальные две машины.

ПЕРВАЯ АТАКА КОЛВЕЗИ.

Первой реальной боевой операцией для индийских бомбардировщиков стала атака на аэродром Колвези - основное место базирования ВВС Катанги, которые к тому времени представляли реальную угрозу для войск ООН.

Трудность этой миссии была в том, что цель находилась на расстоянии 800 миль (1290 км) от места базирования ООН-вских самолетов. Было решено атаковать всеми шестью самолетами, причем действовать попарно: одна пара должна атаковать собственно сам аэродром, а остальные нанести удары по разведанным местам скопления войск Чомбе. Для того, чтобы облегчить пилотам и штурманам часть задачи командование разработало следующий план: самолеты с помощью навигационного оборудования на предельной высоте выходят в район к западу от цели,а затем собственно наведение берет на себя штурман.

Атаку на аэродром возглавил сам Суарес. Вот что он вспоминает: "Я расстрелял легкие транспортные самолеты из 20-мм пушек на первом заходе. "Суарес - повтори", -вышел в эфир мой ведомый - флайт-лейтенант Гаутам, который уже уничтожил "Мажистер". Мы сделали энергичный разворот и я все усилия сосредоточил на крупных транспортных самолетах и вышке. Во время второго захода наш самолеты стал обстреливать катангийские солдаты буквально из всего. Во время третьего и последнего захода мы увидели, что все припаркованные самолеты горят и мы атаковали бочки с горючим, здания и ангары."

Развернувшись пара "Канберр" взяла курс на аэродром Камина. Все остальные четыре самолета тоже благополучно выполнили свое задание и вернулись на базу. Однако, Суарес со своим ведомым быстро заправившись и перевооружившись отправились на вторую штурмовку Колвези.

ВТОРАЯ АТАКА КОЛВЕЗИ.

Суарес появился над Колвези во второй раз. "Во время первого захода над аэродром я увидел большое оживление и дав всего короткую очередь, развернувшись на второй заход. Во время второго захода я расстрелял бараки, а во время третьего - расстреливал все, что уцелело после первых двух. Несмотря на то, что огонь велся только из ручного оружия, я почувствовал, что получил попадание в носовую часть. Мой штурман- флайт-лейтенант (ныне Такл)сполз сос своего места. Я быстро ушел выше к облакам, взял курс на Камину, поставив самолет на автопилот и бросился оказывать первую медицинскую помощь. Он получил большие ранения и боялся, что не спасу его. К счастью, после приземления он был сразу отправлен в госпиталь ООН впоследствии получил Вир Чакру".

Уже на следующей неделе индийские самолеты выполнили множество вылетов на "свободную охоту". Целями становились даже небольшие колонны катангских войск. Практически в каждом вылете самолеты обстреливались с земли, хотя потерь не было.

После того, как повстанцы научились маскироваться с воздуха их было не достать, "Канберры" стал работать совместно с авианаводчками из состава индийской бригады войск ООН. Особенно в вылетах отличились сквадрон-лидер Мадан,флайт-лейтенанты Душаянт Сингх и Гаутам. Именно поддержка авиации стала решающей в ходе битвы за Элизабетвилль.

Ударные миссии "Канберр" продолжались и в течение января 1962 года, тогда целями становились отступающие в направлении Анголы небольшие группы наемников катангских жандармов. Хотя погода в то время не способствовала более эффективному использованию наличных сил авиации. В этот период из-за своей большой дальности полета "Канберры" использовались еще и как фоторазведчики.

После полного разгрома Чомбе индийские пилоты вернулись домой. Многие из них были награждены высокими правительственными наградами. Практически всем им пришлось поучаствовать в другой войне-1971 года. Здесь особенно пригодился опыт дальних бомбардировочных полетов на "Канберрах".










Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100