Уголок неба ¦ Воздушная война над Афганистаном, 1989- 2001 гг.

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Воздушная война над Афганистаном, 1989-2001 гг.  
             
         n Михаил Жирохов  


 

   Воздушной войне над Афганистаном в период с 1979 по 1989 года в последнее время уделено немало внимания в отечественной авиационной прессе. Новый всплеск интереса к Афганистану связан с американской антитеррористической операцией в регионе. А вот о периоде с 1989 по 2001 неизвестно практически ничего.. 

   После ухода советских войск из Афганистана в 1989 году афганское коммунистическое правительство оказалось перед лицом возросшей опасности - армия оказалась запертой в крупных городах. Только поставки вооружения из Советского Союза, прежде всего установок "град" и ракет СКАД, несколько спасали положение. Все что афганские военные были способны делать, так это наносить удары ракетами СКАД (за несколько месяцев было выпущено около тысячи ракет) и с воздуха по позициям моджахедов. Афганские ВВС кроме того занимались транспортными перевозками. А в марте 1990 года моджахеды блокировали трассу Кабул - Душанбе, перекрыв пуповину коммунистического режима.

   В конце 1991 года официальной афганской армии просто не существовало: солдаты разбежались или составили основу отрядов многочисленных полевых командиров.

   Режим Наджибуллы пошатнулся. Правда, в тот момент и моджахеды не могли взять власть в свои руки, так как потеряли всяческую поддержку извне. Американцам после распада СССР они были просто неинтересны, а остальным было не до них.

   В октябре 1991 года несколько отрядов, поддерживаемых пакистанцами, атаковали Гардез. Отмечается, что использовали они танки и артиллерию, полученную из Саудовской Аравии (это была техника советского производства, захваченная в Ираке во время "Бури в пустыне").

   Вскоре генерал Абдулл Рашид Дустум* (узбек по национальности) смог организовать более   или менее боеспособную милицию, захватив вооружение двух дивизий правительственной армии и большую часть авиации. Под ружьем у Дустума к весне 1992 года было 70 тысяч бойцов, 60 МиГ-21 и Су-22 и примерно 200 танков Т-55 и Т-62.

   В начале 1992 года Дустум вмешался в ход гражданской войны в соседнем Таджикистане, поддерживая этнических узбеков. 25 апреля 1992 года Масуд совместно с Хекматияром (который пользовался поддержкой Пакистана) взял Кабул. Лучше подготовленные части Дустума при поддержке 50 танков смогли захватить большую часть столицы. Недовольный таким раскладом Хекматияр начал обстрел частей "союзника" из "градов". Естественно, Дустум поднял в воздух свою авиацию. В результате бомбовых и артиллерийских ударов в Кабуле погибло примерно 40 тысяч мирных жителей.

   Истребители-бомбардировщики Дустума поддерживали наступление и во время штурма международного аэропорта Кабула. По крайней мере, один раз (26 апреля 1992 года) в аэропорту приземлялись "дустумовские" Ан-12 и Ан-26. В итоге узбекский генерал единолично стал контролировать столицу и объявил президентом Афганистана Раббани.

   Дустумовские ВВС продолжали воевать и летом 1992 года во время крупного сражения в районе Харасиаб против отрядов "Хезби-и-Ислами". Здесь по крайней мере три истребителя-бомбардировщика было сбито ракетами ПЗРК "Стингер". Столкновения здесь закончились только в октябре 1992 года, когда Хекматияр (получив еще танки и артиллерии) стал обстреливать Кабул и Дустум оттянул свои силы на защиту столицы.

   Однако к февралю 1993 года, Дустум смог договориться с "Панджашерским львом" Масудом и отбросить отряды Хекматияра. К тому времени Кабул лежал в развалинах. Вскорости союзники разругались и Дустум поменял свою позицию и присоединился к Хекматияру: в конце 1993 году они организовали "милицию Дустум-Голбоддин" и смогли прибрать к рукам 70% запасов бывшей афганской армии. Были организованы и авиачасти. Командовал новосозданными ВВС генерал Барир и базировались они на аэродроме Мазари-Шариф.

   Имелись кое-какие самолеты и у Хекматияра, который в начале 1994 года организовал "правительственные ВВС". Для Дустума настоящим шоком стали события 12 января 1994 года, когда появившиеся над Кабулом пара Су-22 была немедленно сбита МиГ-21-ми (один пилот погиб, второй попал в плен). В ответ разъяренный Дустум приказал бомбить Баграм - основную базу правительственных ВВС. Но ожидаемого разгрома не произошло: из восьмерки поднятых Су-22 ни один летчик задачи не выполнил: четыре самолета приземлились на "вражескую" авиабазу Баграм, минутой позже три летчика приземлились на Шиндад. В итоге домой вернулся только ведущий группы (с полной боевой нагрузкой).

   Несмотря на такой "пшик" в течение 1994 года полеты дустумовской авиации продолжились. Продолжали нести и потери: так, 19 марта один МиГ-21 был сбит над юго-западными районами страны. А всего к концу 1994 года потери составили десяток машин - включая МиГ-21, Су-22 и транспортные машины. Однако в мае месяце Мазари-Шариф был захвачен и авиация Дустума продолжала действовать с небольших аэродромов в северном Афганистане и соседних Таджикистане и Узбекистане.

   Тем временем пока Раббани и Масуд были связаны боями с Дустумом, на юге возникло движение Талибан. Талибы (по арабски - "студенты") поклялись, что не вернутся в медресе, пока не наведут порядок у себя в стране. Поначалу на них никто не обратил внимание на них, но через несколько месяцев они смогли захватить весь Афганистан.

   Уже в феврале 1995 года бойцы Талибана захватили 200 БМП и БТР и несколько вертолетов. Продолжительная война стала сказываться на техническом состоянии и количестве прежде всего тяжелого вооружении - из-за отсутствия запчастей и плохом техническом обслуживании. У Дустума, правда с этим проблем не было - в Узбекистане советского вооружения осталось вдосталь. Так, генерал смог сменять несколько своих истребителей-бомбардировщиков на два Л-39 "альбатрос", на которые у него были запчасти и летчики. Причем 26 января 1995 года во время перелета в Узбекистан один Су-22 разбился. В феврале был потерян один Ми-17, как указывается из-за технических проблем.

   В марте 1995 года бойцы Талибана захватили Чарасиаб, причем гарнизон Хекматияра не сделал ни единого выстрела. Как уже случалось в истории Дустум и Хекматияр выступили против Масуда и вокруг Кабула в очередной раз разгорелись ожесточенные бои. Случались тут и воздушные бои: так, 7 июня дустумовский Су-22 над Кхеньи был перехвачен правительственными МиГ-21, которые сбили его. В этот же период стали формироваться "ВВС Талибана" (позже "ВВС Исламского Эмирата Афганистан"). База - все те же машины советского производства, но личный состав был сплошь из пакистанцев. Наличие кадровых летчиков сразу дало свои результаты - 14 июня они смогли сбить над провинцией Самган два вертолета правительственных ВВС, которые перебрасывали подкрепления войскам Масуда.

   Следующая акция была не менее эффектной: 3 августа 1995 года пара МиГ-21 перехватила российский Ил-76, перебрасывавший грузы для Масуда и принудила его к посадке в Кандагаре.

   Как уже отмечалось выше "официальной" версией получения самолетов и вертолетов для ВВС Талибана был захват аэродрома Герат. Но ВВС ДРА располагали всего несколькими МиГ-21 в южной части страны и поэтому источник получения матчасти остается неизвестным.

   Продолжавшиеся столкновения весной и все лето принесли новые потери правительственным ВВС (куда влились ВВС Дустума). Все победы были одержаны хорошо известными моджахедам "Стингерами", но западными наблюдателями отмечено и применение пакистанских "Анзас". В октябре 1995 года отряды Талибана начали наступление на Кабул. Их поддерживали ВВС: например, 16 октября моджахеды Масуда сбили ракетами ПЗРК как минимум три МиГ-21 и один Ми-8. А 31 октября еще два МиГ-21 над Кандагаром и один над Кабулом. И наконец, 12 ноября им удалось сбить два Ми-8, причем в одном находился духовный лидер движения - Мулла Омар, который смог выжить.

   В конце 1995 года Масуд получил значительное количество вооружения и припасов из России и Ирана. Несколько российских и иранских Ил-76 отмечены на аэродромах Джелалабад и Баграм. Интересно, что иранские транспортники шли под прикрытием "томкетов"! Благодаря широкой помощи Масуд смог отбить первое наступление Талибана на Кабул.

   1 ноября 1995 года ВВС Масуда попробовали уничтожить воздушные силы противника на земле, однако операция полностью провалилась. Один Су-22 был сбит сразу (летчик попал в плен), а остальные развернулись только почувствовав, что "дело пахнет керосином" - вокруг авиабаз командование талибов сосредоточило все наличные зенитные средства (наибольшее количество вокруг Кандагара). Таким образом, к концу ноября Масуд потерял практически все наличные Су-22 и МиГ-21 и ВВС Талибана захватили господство в воздухе.

   Именно благодаря такому важному фактору вскоре пал Кабул. Талибы арестовали коммунистического лидера Афганистана Мохаммеда Наджибуллу и после скорого суда повесили его на главной площади столицы. Кроме столицы, в руки талибов попала авиабаза Баграм остатками масудовских ВВС. Интересно, что отступление было настолько стремительным, что даже последние оставшиеся в летном состоянии машины не были взорваны. И снова напрашивается вопрос - кто руководил бывшими студентами Аллаха, если перед ними отступили бойцы Масуда, имевшие за плечами годы борьбы с регулярной (то бишь советской) армией?

   В 1997 году окончили свое существование и "ВВС Дустума": 24 мая 1997 года дезертировали пилоты трех Су-22. Интересно, что среди изменников был "командующий ВВС" - генерал Хафизулла. Годом раньше Дустум добился его освобождения, организовав обмен пленными с Масудом - тогда они еще были противниками. Вот и говори после этого о человеческой благодарности.. Позже туда же (в Меймен) перелетели два вертолета (по всей видимости, Ми-8\17), а в Кабуле приземлился Л-39.

   В ходе следующей операции в январе 1997 года с отрядами Масуда было практически покончено - в руках генерала остались лишь 10% территории страны.

   Началось массовое дезертирство таджиков, во многом коснулось и авиации. Так, на сторону талибов перелетел экипаж Ми-17 ("353"). Летчики объяснили свой поступок тем, что они дезертировали в знак протеста против многочисленных преступлений, совершенных моджахедами Альянса. Однако, скорей всего просто-напросто их семьи были взяты в заложники.

   Талибы собрали официальную пресс-конференцию, на которой дезертиры поведали о том, что Масуд пользуется поддержкой России. Летчики рассказали, что забирали вооружение с росскийско-таджикской военной базы Куляб. Один из пилотов сообщил, что Масуд использует несколько Ан-12, базирующихся в Кулябе, с целью доставки в Таджикистан военного снаряжения из иранского Мешхеда. После такого заявления Талибан потребовал прекратить иностранное вмешательство во внутренние дела Афганистана. А в ответ на вопрос о поддержке фундаменталистов Пакистаном заместитель министра иностранных дел Шео Мухаммед Станекзаи заявил буквально следующее: "Он слишком беден для этого"..

   На конец 1999 года сложилась следующая ситуация - официально Афганистаном управляло правительство Раббани, но фактически власть принадлежала талибам. Единственным успехом для Масуда был захват в 1998 году авиабазы Баграм.

   Всем было ясно, что войска Талибана полностью полагались на помощь извне - в частности, из Пакистана. Помощь была очень массированной: например, ВВС Талибана выполняли 30 боевых вылета в день или 160 вылетов в неделю к концу 1998 года. Кроме боевых самолетов в составе были также транспортные Ан-12 и Ан-26.

   Однако Масуд хорошо поставил свои ПВО: за короткое время ракетами ПЗРК "Игла" (интересно, откуда?) было сбито как минимум 8 МиГ-21 и Су-22. Причем ни в одном случае ни один пилот не был спасен (хотя все катапультировались) - в редких случаях они попадали в плен (увы такие реалии гражданской войны). Таким образом, вскоре у талибов стал ощущаться недостаток квалифицированных пилотов. Мало того, сбитие "иглой" 6 августа 2000 года над Талоджаном командующего ВВС генерала Аллахдада остановило дальнейшее наступление в горном Бадахшане.

   Но положение резко изменилось в начале 2001 года, когда за Талибан всерьез взялись пакистанцы. Командование взял пакистанский генерал Кумар-у-Заман (официально "уволенный из вооруженных сил"). Кроме того, также влилось примерно 1500 пакистанских "добровольцев". Именно с их помощью удалось организовать боеспособные артиллерийские части и подразделения спецназа.

   Зимой 2000/2001 года силы Талибана-аль Кайды при поддержке пакистанских самолетов и танков смогли начать генеральное наступление и стабилизировали пошатнувшуюся линию фронта.

   Кроме пакистанцев, отмечены также от двух до четырех тысяч арабских бойцов - из них половина чеченцев и египтян.

   В 2001 году ВВС Талибана имели на вооружении 21 МиГ-21 (из них только 8 - в летном состоянии), 17 Су-20/22 (8 - в летном состоянии, остальные использовались как "набор запчастей", а один ("белая 82") использовался в качестве памятника при въезде в аэропорт Кабула ), пять Л-39 (два - в летном состоянии).

   Вертолетный компонент был представлен четверкой Ми-24 (или Ми-35?) и 11 летных Ми-8 (количество нелетных экземпляров неизвестно). Транспортной компонент состоял из преимущественно гражданских лайнеров бывшей авиакомпании "Ариана" (причем эти самолеты использовались очень активно, особенно зимой, когда все дороги занесены снегом).

   На основе имеющейся информации можно составить примерную картину с транспортными самолетами:

   Бывшие владельцы рег. N сер. N модель

  •    ВВС Афганистана 229 SFG1008 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 230 SFG1009 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 231 SFG1010 Ан-26 ВВС Афганистана 232 SFG1011 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 233 SFG1012 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 234 SFG1013 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 235 SFG1014 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 236 SFG1015 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 237 SFG1016 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 238 SFG1017 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 239 SFG1018 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 240 SFG1019 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 241 SFG1020 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 242 SFG1021 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 243 SFG1022 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 244 SFG1023 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 245 SFG1024 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 246 SFG1025 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 247 SFG1026 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 252 SFG1027 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 268 SFG1028 Ан-26

  •    ВВС Афганистана T-004 SFG1007 Ан-26

  •    Ариана YA-BAL 14105 Ан-26

  •    Ариана YA-BАН 14304 Ан-26

  •    Ариана YA-BAO 14305 Ан-26

  •    ВВС Афганистана 284 АН32021 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 301 АН32053 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 302 АН32054 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 303 АН32055 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 304 АН32056 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 305 АН32057 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 306 АН32058 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 307 АН32022 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 308 АН32023 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 346 АН32059 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 353 АН32024 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 363 АН32060 Ан-32

  •    ВВС Афганистана 381 АН12235 Ан-12

  •    ВВС Афганистана 382 АН12236 Ан-12

  •    ВВС Афганистана 384 АН12237 Ан-12

  •    ВВС Афганистана 387 4342205 Ан-12

  •    ВВС Афганистана 388 АН12238 Ан-12

  •    ВВС Афганистана 390 АН12239 Ан-12

  •    Неизвестный перевозчик из СНГ YA-DAA АН12353 Ан-12

  •    Полет (Россия) YA-DAB 5342801 Ан-12

  •    ВВС Афганистана T-001 87010105 Ил-18

  •    ВВС Афганистана T-005 SFG1006 Ан-24

  •    Ариана YA-DAG 87304504 Ан-24

  •    Ариана YA-DAM 104-04 Ан-24

  •    Ариана YA-BAG 7306602 Ан-24

  •    Ариана YA-BAH 17306709 Ан-24

  •    Ариана YA-DAF ?? Ан-24

  •    Ариана YA-DAJ 47309603 Ан-24

  •    Неизвестный перевозчик из СНГ СССР-87486 ?? Як-40

  •    Тюменьавиатранс CCCP-87255 9441438 Як-40

  •    Ариана YA-FAU 20343 Боинг 727

  •    Ариана YA-FAW 19619 Боинг 727

  •    Ариана YA-FAY 22289 Боинг 727

  •    Ариана YA-GAX 331 DHC 6

  •    Ариана EP-CPG 748 Ту-154

   Летный состав наполовину состоял из бывших летчиков правительственной авиации, а вторая половина было представлена "добровольцами" в основном из Пакистана, Саудовской Аравии и Египта. Командовал ими генерал Юсуф Шах (летал на МиГ-21 и Су-22 в ВВС ДРА, потом летал в составе ВВС Масуда, перебежал на сторону талибов в 1996 году). Его заместителем был генерал (ну,естественно) Джамиль (в ВВС ДРА летал на Ан-26, служил Масуду, перебежал в 1998 году). Основными авиабазами были Кабул, Джелалабад, Шиндад и Кандагар.

   Для уменьшения потерь пакистанцы внедрили систему GSM и летчики выполняли боевые вылеты на высоте от 1000 до 4000 метров. Однако такая тактика была признана неэффективной и вскоре летчики перешли на низковысотные атаки - причем более подготовленные сначала обозначали цель дымовыми бомбами, а только потом на нее заходили остальные.

   Им противостояли ВВС так называемого "Северного Альянса", куда вошел и Масуд. Эти воздушные силы были более скромными и представлены двумя Ми-8 ("черный 555" и "белый 607") первоначально принадлежавшие ВВС Масуда и 5 "секонд-хэнд" Ми-17 (единственный известный автору номер "черный 451"), официально полученных из Таджикистана зимой 2000/ 2001 годов (что вызывает большие сомнения, так как на вооружении ВВС этого государства вертолеты этого типа просто не состоят). Именно Ми-8 и Ми-17 обеспечивали мобильность войсками Альянса, так как они были зажаты в северных горных районах, где дорог просто не существует.

   Кроме того, имелась пара Ми-35 ("черный 89" и "101"), но они большей части простаивали на земле из-за недостатка боеприпасов и топлива. Их пилоты - капитаны Абдул Наи и Мух Амин были очень подготовленными вертолетчиками (именно они сыграли основную роль в огневой поддержке обороняющихся во время наступления на Бадахшан в сентябре 2000 года). Во время этого наступления был потерян также единственный Ан-12. Правда, вскорости Иран предоставил Хизб-и-вахдат Шиас ("Объединенная исламская партия"), входившей в Северный Альянс, три Ан-32. Самолеты пилотировались узбекскими летчиками и базировались в Душанбе. Как свидетельствовали российские пограничники: "Каждый вечер через пограничный Пяндж на Файзабад уходили "борты" без опознавательных знаков с оружием и боеприпасами. График их пролета через таджикско-афганскую границу держался в строгом секрете".

   Кроме того, на Баграме бойцы Альянса захватили примерно 40 самолетов и вертолетов в нелетном состоянии (большинство конечно МиГ-21, но попадались также такие реликты как Ил-28 или Ми-24А!!).

   Кроме противоборствующих сторон, над Афганистаном отметились и ВВС соседей. Пакистанцы после того как увидели, что их "подопечные" частенько увиливают от выполнения боевых задач (особенно после того как узнают, что в районе есть "иглы"), стали привлекать строевые подразделения. Так, в начале 2001 года в ударах по позициям Альянса отметились A-5C из состава 16-й и 26-й эскадрилий.

   Северный Альянс полностью полагался на помощь соседнего Таджикистана. Вернее, на контингент российских войск в этой республике. Западные наблюдатели отмечали многочисленные случаи прямой поддержки с воздуха бойцов Альянса российскими Су-25 и Ми-24.

   Огромную помощь Альянсу также оказал Иран. Кроме транспортных функций, Иран оказал непосредственную помощь. Специально для этого в Мешхеде была организована новая авиабаза, где базировались 24 бывших иракских "Мираж" F.1EQ. Эти машины выполнили несколько десятков боевых вылетов как против талибов, так и против банд наркоторговцев в этом районе. Летом 2001 года один такой самолет был сбит ракетой ПЗРК "игла". Погиб командир подразделения генерал-лейтенант Хабиби (он пытался довести поврежденную машину, но после того как стал терять контроль, катапультировался, но его парашют не раскрылся). Естественно, что официальная версия - самолет потерян в ходе тренировочного вылета..

   Стоит также отметить и присутствие в воздушном пространстве Афганистана узбекских ВВС. Информация весьма скудная, но 6 июня 2001 года во время атаки колонны талибов около Герата был сбит Су-24 ВВС этой страны. Экипаж направил горящий бомбардировщик прямо в скопление машин, совершив огненный таран.

   И наконец последнее. Пакистан заявил, что в конфликт ввязалась и Индия. В качестве примера они привели наличие индийского полевого госпиталя в Таджикистане, рядом с базой Альянса. Никогда не подтверждены факты прямой поддержки войск Альянса.

   Однако это не конец "афганской истории" - она круто изменилась после событий 11 сентября 2001 года....

  



Уголок неба. 2006 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100