Реклама...



СОЛОВЬЕВ
ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ
(1931-1978)
<-     Главная ->

Соловьев Евгений Степанович - Заслуженный летчик-испытатель (1973), Герой Советского Союза (1966).
Окончил Чугуевское ВВАУЛ (1952), служил в ВВС, выпускник ШЛИ МАП в 1958 году. С 1959 года в ОКБ им. П.О.Сухого. Много работал с Су-7, Су-7Б, Су-17. 
Рис.1 Истребитель Су-27
Погиб 7 июля 1978 года при испытаниях Су-27. 
Это было самое начало работ по СДУ самолета Су-27 - на первом варианте машины. Испытания начал В.С.Ильюшин. Он обнаружил, что при исходном состоянии СДУ (видимо речь идет об алгоритмах ее работы) на больших высотах и малых скоростях самолет не выходил на перегрузку в заданные нормами 0.5 секунд. Процесс вывода растягивался на десятки секунд. Ввели изменения в СДУ и на интересующих режимах все "устаканилось". Но при уменьшении высоты опять пошли отклонения от нормы. В.С.Ильюшин рассказывал: "На высоте 1000 м на скорости 1000 км/ч я почувствовал, что самолет ведет себя непонятно. Сел и сказал инженерам, что не понял, что происходит с машиной - то ли это болтанка такая, то ли еще что, но управлять машиной надо "пальчиками" - так она чутко реагировала на отклонение ручки. Потом испытания прервались из-за тренировок для показа техники в Чкаловской, а потом я улетел на другое задание. На Су-27 полетел Е.С.Соловьев. Он знал о моих проблемах, все было записано даже в задании. Но в полете он двинул не "пальчиками", а рукой. Он не испугался, я уверен, но ему показалось странным что 5.5 единиц перегрузки возникли внезапно, как удар. Рефлекторно сунул ручку обратно. Машина выскочила на перегрузку -5, а на следующем движении уже развалилась. Сразу после гибели Соловьева некоторые говорили, что мол, был плохо привязан, причина в этом".
Оказалось что нет. Были проведены эксперименты на спарке Су-17 с ПГО и с "хитрой" системой управления. Летали Назарян и Муравьев из ЛИИ. Кроме них летали еще три экипажа, для достоверности, но основную работу сделали они. Так вот, Назарян из передней кабины управлял, а Муравьев в нужный момент должен был отключать СДУ. Короче, они должны были "раскачать" самолет, но не дать ему разрушиться. Выполнялась масса реализаций по ходу ручки, скорости ее отклонения, скоростям и высотам. "В конце концов они "нарвались". Когда с перегрузкой -3.5 нос самолета стал отпускаться Муравьев попытался отключить СДУ. Не смог. Зато они успели прибрать тягу и уменьшить скорость, что их, очевидно, и спасло. Через 6 секунд провала вниз машина резко пошла вверх с перегрузкой 10, потом вниз до -6, далее опять вверх и так несколько "циклов". Мужиков просто размазывало по кабине. Назарян сумел удерживать ручку и тем самым не способствовал развитию раскачки. После остановки колебаний у них возникла проблема на посадке.
Этот полет доказал, что Соловьев просто не мог справиться в одиночку.
В ОКБ им. П.О.Сухого работает сейчас сын Е.С.Соловьева - Игорь Евгеньевич Соловьев - летчик-испытатель. Судя по всему он один из ведущих по Су-34. Не менее интересно то, что на Т-10-2 Е.С.Соловьева выпускал ведущий инженер Марк Беленький. Теперь И.Е.Соловьева выпускает сын Марка Беленького, ведущий инженер Валерий Беленький.




[ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ] [ЛЮДИ И АВИАЦИЯ]


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100