Советский авиаконструктор, доктор
технических наук (1940), Герой
Социалистического Труда (1940).
По окончании Петроградского
политехнического института и курсов
авиации при нём (1916) работал на Русско-Балтийском
вагонном заводе, где под руководством И.И.
Сикорского участвовал в постройке самолёта
«Илья Муромец» и проектировании
истребителей РБВЗ. С 1918 работал на заводе «Дукс»
(авиазавод №1), где до 1923 г. руководил
техническим отделом.
 |
Рис.1 Истребитель
И-1
|
Весной 1923 г. Поликарповым был
создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400),
ставший первым в мире истребителем -
свободонесущим монопланом. В 1923 под
руководством Поликарпова создан и
разведчик Р-1. В январе 1925 Н.Н.П. (после
отъезда Д.П.Григоровича в Ленинград)
добился организации на ГАЗ 1 им. Авиахим
опытного отдела и стал его начальником. В
феврале 1926 г. Н.Н.Поликарпова назначили
начальником отдела сухопутного
самолетостроения (ООС) ЦКБ "Авиатреста".
В 1927 он создает истребитель И-3, в 1928 -
разведчик Р-5 (получил широкую известность в
связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»),
 |
Рис.2 УТС У-2(По-2)
|
самолёт первоначального обучения У-2,
получивший всемирную известность и
переименованного в По-2 после смерти
конструктора). У-2 (По-2) строился до 1959 г. За
это время выпущено более 40 тысяч машин, на
них было подготовлено более 100 тысяч
летчиков. Во время Великой Отечественной
Войны У-2 успешно применялись в качестве
разведчиков, ночных бомбардировщиков.
Поликарпов был необоснованно
репрессирован. В октябре 1929 г. его
арестовывают по стандартному обвинению - «участие
в контрреволюционной вредительской
организации» - и без суда приговаривают к
высшей мере наказания. Более двух месяцев
Поликарпов находился в ожидании расстрела.
В декабре того же года (без отмены или
изменения приговора) его направляют в «Особое
конструкторское бюро» (ЦКБ-39 ОГПУ),
организованное в Бутырской тюрьме, а затем
переведенное на Московский авиазавод N 39 им.
В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.Григоровичем
в 1930 он разработал истребитель И-5, который
находился на вооружении 9 лет. В 1931 г.
коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к
десяти годам лагерей.
 |
Рис.3
Истребитель И-153
|
Но после удачного
показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе
самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и
Анисимовым, было решено считать приговор в
отношении Поликарпова условным. В июле того
же года Президиум ЦИК СССР принял решение
об амнистии группы лиц, в том числе
Поликарпова. Только в 1956 г. - через 12 лет
после смерти конструктора - Военная
коллегия Верховного Суда СССР отменила
прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила
дело в отношении Поликарпова.
В 30-х гг. им были созданы
истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка»,
составившие основу советской
истребительной авиации в предвоенные годы.
21 ноября 1935 г. на И-15 летчик В.К.Коккинаки
установил мировой рекорд высоты - 14575 км.
После ареста А.Н.Туполева Н.Поликарпов
был назначен Главным конструктором
авиазавода № 156 (ЗОК ЦАГИ). В начале января
1938 его КБ переехало сюда с завода №84. К
концу 1938 г. был построен истребитель И-180 -
развитие И-16 с двигателем М-87.;
 |
Рис.4
Истребитель И-16
|
Но гибель на
нем В.П.Чкалова в первом же испытательном
полете вновь ввергло Поликарпова в опалу.
Были арестованы его заместитель - ведущий
конструктор Д.Томашевич, директор завода №
156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста
спасло только то, что он отказался
подписать акт готовности самолета к
первому полету и ходатайство Байдукова. В
мае 1939 работы по И-180 были переданы на
Государственного авиазавода № 1. Сюда же
перевели и КБ, а Поликарпов стал
техническим директором и главный
конструктором завода. Параллельно со
скоростным И-180 Поликарпов продолжил и
линию маневренных бипланов - И-190 (1939), И-195 (проект
1940).
В 1939 г. Поликарпов выехал в
командировку в Германию. В его отсутствие
директор завода Павел Воронин и главный
инженер Петр Дементьев (будущий министр
авиационной промышленности) выделили из
состава КБ часть подразделений и лучших
конструкторов (в том числе Михаила Гуревича)
и организовали новый Опытный
конструкторский отдел, а по сути - новое КБ,
под руководством Артема Микояна.
Заодно Микояну передали проект
нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1),
который Поликарпов направил в Наркомат
авиационной промышленности (НКАП) на
утверждение перед своей поездкой в
Германию. Поликарпов в качестве утешения
получил премию за проектирование
истребителя И-200 и... остался без многих
опытных конструкторских кадров, без
собственных помещений и, тем более, без
производственной базы. На первых порах его
приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под
Поликарпова в старом ангаре на окраине
Ходынки был создан новый государственный
завод № 51, не имевший никакой собственной
производственной базы и даже здания для
размещения КБ. На территории этого завода в
настоящее время находится ОКБ и опытный
завод им. П.Сухого.
 |
Рис.4
Истребитель И-185
|
В 1938-44 Поликарпов сконструировал
ряд опытных военных самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ,
НБ и др. 11 января 1941 взлетел И-185 - первый
отечественный истребитель по требованиям
1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В
1942 г. он прошел госиспытания и войсковые
испытания на Калининском фронте. По оценке
НИИ ВВС самолет превосходил все
отечественные и немецкие серийные
истребители. Недоведенность двигателя М-71,
катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель
В.А.Степанчонок, и отсутствие завода не
позволили запустить самолет в серию.
Вокруг Поликарпова складывалась
нездоровая атмосфера. Началась травля
конструктора, работы тормозились, его
обвиняли в консерватизме. Так продолжалось
до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под
свою защиту. Но в 1944 г. его не стало.
Одной из последних его работ был
проект ракетного истребителя «Малютка».
Всего Поликарповым было
разработано свыше 80 самолётов различных
типов. За период 1923-1940 гг. на заводе № 1, на
территории которого сейчас размещается
машиностроительный завод им. П.В. Воронина,
было построено 15951 самолетов (а с учетом
модификаций опытных и построенных
небольшими сериями - 16698 машин), в основном,
конструкции Поликарпова. Среди них -
самолеты-разведчики Р-1 (1914 самолетов), Р-5
(4548), такие известные истребители, как И-3 (399
машин), И-5 (803), И-15 (674 машины; а всего - 3083), И-153
(3437), И-16 (находился в серийном производстве
с 1934 по 1941 гг.; всего было построено 9450 машин),
учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (1639
машин). На самолётах Поликарпова совершен ряд дальних перелетов.
Поликарпов одним из первых
расчленил проектирование самолётов на
специализированные части. Под руководством
Поликарпова работали А.И.Микоян, М.К.Янгель,
А.В.Потопалов, В.К.Таиров, В.В.Никитин и др.
специалисты, ставшие впоследствии видными
конструкторами авиационной и ракетно-космической
техники.
С 1943 Поликарпов - профессор
МАИ. Депутат ВС СССР с 1937. Государственная
премия СССР (1941, 1943). Награжден 2 орденами
Ленина, орденом Красной Звезды. Памятники
Поликарпову установлены в Москве, Орле,
Ливнах. В селе Калинине Орловской области
открыт музей Поликарпова. Его именем назван
пик на Памире.
5 мая 2000 г., в преддверии Дня
Победы, на территории «ОКБ Сухого» был
торжественно открыт мемориал, посвященный
Николаю Николаевичу Поликарпову. На краю
небольшого парка, рядом с историческим
ангаром, в память об этом замечательном
авиаконструкторе установлен его бюст и
небольшая стела со скромным тружеником
войны, истребителем И-153.
После смерти Николая
Поликарпова в 1944 г. его КБ возглавил
Владимир Челомей, который сконцентрировал
усилия коллектива на разработке первых в
СССР крылатых ракет с пульсирующими
воздушно-реактивными двигателями (самолетов-снарядов).
"Поликарпов Н.Н." (статья из
журнала
АЭРОПЛАН 1993 №2)
Многие из первой плеяды авиаторов, конструкторов, инженеров,
ученых, которые в начале века пришли в этот новый крылатый мир, впоследствии
стали знаменитостями, оставили о себе память. По сравнению с другими видами
человеческой деятельности авиация и ее создатели составляли тонкий слой. Чтобы
быть причастным к нему, нужна была или большая удача, или большое желание.
У Поликарпова было и то и другое. Так, первый "толчок" к увлечению
воздухоплаванием он получил, когда учился в духовной семинарии! Повезло и с
"распределением": после окончания Петербургского университета направили на РБВЗ
к И.И.Сикорскому
В двадцатых годах Поликарпов становится заметной фигурой в авиапроме, за что,
наверное, и был определен ГПУ в тюремное ЦКБ-39.
Создав в тюрьме вместе с другими такими же заметными и "замеченными"
конструкторами и инженерами ряд замечательных самолетов, он стал почти
единственным "поставщиком" истребителей для советских ВВС.
СССР явился наследником империи и перенял от нее и такое явление, как
фаворитизм. В авиации, например, фаворитом руководства мог стать конструктор,
летчик и даже самолет. Помните эту сталинскую "установку": "Ил-2 нужны нам как
воздух",- значит другие, Су-6 например, ни к чему. Поликарпова подняли два
фаворита - летчик Чкалов и самолет И-16. И-16 принес Поликарпову звание "короля
истребителей". Чкалов помог в самые крутые годы остаться на свободе. С такой
анкетой и после "холодного душа" от Bf-109 в Испании, остудившего восторги по
поводу И-16, Поликарпову была одна дорога - даже не в новую тюремную "шарагу",
а в лагеря.
Потом погиб Чкалов, у руководства появились новые фавориты и любимцы - молодые
авиаконструкторы, родственники членов ЦК, потом началась война и стало не до
конкурсов на лучший самолет.
И все это когда у Поликарпова накоплен опыт, рождаются новые идеи. Какие
красивые и мощные самолеты появляются у него в сороковые годы - И-185,ТИС,ВИТ,
ИТП, НБ. На голову выше конкурентов. Летчики дают отличные отзывы по фронтовым
испытаниям И-185. "Прекрасно! - говорят "наверху". - Пусть Поликарпов передаст
всю документацию по своему самолету Лавочкину. У бедняги что-то не идет его
Ла-5".
Потом забрали завод и КБ. Даже надежды не оставили. Осталось только умереть.
Жаль, что не все из задуманного успел сделать этот талантливый человек. Но
память о Николае Николаевиче Поликарпове живет в сердцах всех истинных
энтузиастов авиации.