Марсель Блох (с 1945 - Дассо) -
французский авиаконструктор. В 1915 он
разработал воздушный винт, патент на
который продал фирме Caudron. Его воздушными
винтами в первой мировой войне оснащались
многие французские самолеты. В 1918 Блох,
совместно с Potez создал двухместный
истребитель SEA-4, с Bleriot в 1928 - бомбардировщик
MB-60.
В 1930 г. была основана компания Avions Marcel Bloch, а
ее первыми проектами стали почтовые
монопланы с верхним расположением крыла
Блок M.B.60 (позднее M.B.61) и M.B.71, ни один из
которых не перешел стадию прототипа. В 1932г.
для участия в соревновании Министерства
авиации Франции на лучший специальный
санитарный самолет был сконструирован Блок
M.B.80. Затем последовал заказ на серийное
производство, и первый из 20 серийных
самолетов М.В.81 был поставлен в 1935г. Этот тип
самолетов широко использовался в Африке и
на Среднем Востоке.
В 1937 его фирма была национализирована и
вместе концерном Bleriot вошла в группу Societe
Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Ouest (SNCASO), где Блох
занял руководящий пост. До начала войны
было разработано несколько моделей
бомбардировщиков и истребителей.
В 1945 г. Marcel Bloch возвратился на родину из
германского концентрационного лагеря
Бухенвальд и возглавил фирму General Aeronautique
Marcel Dassault (GAMD; Дассо - его подпольная кличка
во Французском Сопротивлении). После войны
врачи запретили ему есть практически все
любимые блюда, пить и курить. Француз все
время мерз и даже летом ходил в зимнем
пальто и шарфе. Ему сделали несколько
операций на глазах, и все равно с годами он
почти полностью ослеп. Тем не менее, он
прожил более 84 лет и стал крупнейшим
экспортером вооружения во Франции.
В рекордные сроки для французских ВВС был
разработан двухдвигательный транспортный
самолет MD-315 Flamant, взлетевший в феврале 1947 г.
Затем фирма в инициативном порядке начала
разработку реактивного истребителя-перехватчика.
 |
Рис.1 Истребитель
MD.450
|
Первым итогом этой работы
стал MD.450 , построенный в декабре 1947 года.
Первый прототип совершил полет в феврале 1949
года с английскими турбореактивными
двигателями Роллс-Ройс Nene Mk.102. После
успешных испытаний ВВС Франции заказали 450
самолетов для серийного производства. И в
декабре 1951 года вышел первый серийный MD.450,
получивший в ВВС имя Ouragan (Ураган) и
находился на вооружении до 1961 года до
полной его замены MD.454 Mystere IV. MD-450,
поставленый Индии и Израилю, стал первым
экспортным успехом Дассо и Франции.
Ouragan послужил предшественником семейства
Mystere-Etendard. Mystere II стал
 |
Рис.2 Штурмовик
Super Etendard
|
первым французским самолетом,
преодолевшим звуковой барьер, а Mystere IV помог
добиться признания для Dassault, когда США
заказали 225 самолета как часть соглашения
NATO. Etendard IVМ и его преемник, Super-Etendard, были
выбраны, для оснащения авианосцев Foch и
Clemenceau.
Программа Мираж III, начатая в 1950-х, вывела
Dassault на скорости больше 2М, стимулируя
экспортный успех семейства боевых
самолетов Мираж. Шестидневная война
Израиля с арабскими странами в 1967
подтвердила репутацию Дассо, как
изготовителя качественных самолетов.
 |
Рис.3
Бомбардировщик Mirage IV
|
Вклад программы Мираж IV в
стратегическую ядерную программу Франции
дал Dassault возможность приобрести новую
технологию, особенно в области высоких
температур. Разнообразие исследований по
вертикальному взлету (Мираж III V) и крыльям
изменяемой стреловидности (Мираж G) -
уникальное достижение для компании,
работающей «в одиночку»,
продемонстрировавшее способность
технических отделов Дассо к нахождению
оригинальных и эффективных технических
решений. Параллельные разработки самолета
со стреловидным крылом привели к Миражу F-1,
который впоследствии поступил на
вооружение одиннадцати национальных ВВС во
всем мире.
|