главная история авиации авиация второй мировой
   Действия штурмовой авиации ВВС КА в операциях
     по уничтожению немецких самолетов на 
     аэродромах - май-июнь 1943 г.
             
         n  А.Н. Заблотский, Р.И. Ларинцев  

 

В журнале "Авиация и космонавтика" за 2006 год был опубликован цикл статей О.В. Растренина, посвященный воздушным операциям ВВС Красной Армии по уничтожению немецкой авиации на аэродромах её базирования проведенных 6-8 мая и 8-10 июня 1943 года (Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра: - 2006 - ╧╧ 4 - 10). Нельзя сказать, что эти события Великой Отечественной войны относятся к разряду неизвестных. Ранее эти операции упоминались довольно часто, но всегда только в общем плане. Поэтому опубликованная работа это первый столь подробный разбор ударов нашей авиации по немецким аэродромам.

Мы решились сделать небольшое дополнение к столь фундаментальной работе только по одной причине - в статьях уважаемого автора, при широчайшем привлечении малоизвестных отечественных документов практически отсутствуют данные противной стороны, т.е. Люфтваффе. Думаем, все согласятся с тем, что судить об успехе или неуспехе любой операции можно только, зная урон, понесенный противником. Так же мы полагаем, что никто не будет оспаривать тот факт, что лучше всего о немецких потерях знают сами же немцы.

В принципе сегодня такой анализ может провести любой желающий, используя опубликованные на "Уголке неба" выборки из сводок потерь Люфтваффе (это выборки из ежедневных сводок потерь Люфтваффе, хранящихся в Военном архиве ФРГ под номерами RL 2 III 1177 - 1198). Правда, там приведены данные только по самолетам, уничтоженным или поврежденным при ударах советской авиации по аэродромам, и отсутствуют сведения по ущербу, нанесенному аэродромной инфраструктуре, имеющей важнейшее значение в обеспечении боевых действий авиации. Так же у нас пока нет исчерпывающих данных по потерям на земле как летного, так технического и другого вспомогательного персонала.

Если по первому пункту сведений у авторов нет, и честно говоря мы не знаем, где таковые взять, то с потерями понесенными немцами в людях ситуация несколько проще. (Точнее знаем, но не уверены, что такие документы сохранились. Например, что касается полосы ответственности Группы армий "Север", то указанные сведения содержаться в так называемых "Донесениях о происшествиях в тыловой зоне". Но отметим, что там и сохранность документов лучше). Дело в том, что по июнь 1943 года включительно сводки потерь Люфтваффе представляют собой сброшюрованные "кирпичи" солидной толщины, куда была включена убыль не только в самолетах и летном составе, но и потери всего разветвленного "хозяйства" рейхсмаршала Г. Геринга. А это были механики и ремонтники, строители и шоферы, солдаты подразделений охраны, зенитчики и бойцы авиаполевых дивизий и службы ВНОС. Так что людские потери мы, по возможности, со временем, уточним.

Кроме того, необходимо определиться с тем, насколько выявленные потери, понесенные немцами в ходе упомянутых ударов ВВС КА, могут служить критерием, позволяющим судить об успешности проведенных воздушных операций. Если для операции проведенной 6-8 мая это в полной мере справедливо, поскольку удары наносились именно с целью ослабить группировку Люфтваффе в полосе предполагаемого летнего наступления Вермахта, то с налетами 8-10 июня все не так просто. Ведь её цель заключалась в срыве налетов бомбардировщиков немецких 4-го и 6-го Воздушных флотов на Горький. (В те дни еще не было известно о планируемых ударах Люфтваффе по Саратову и Ярославлю). Стало быть, ее задачи могут считаться решенными только при условии уничтожения на земле самолетов именно из состава частей, принимавших участие в рейдах в советский стратегический тыл.

Таким образом, прежде всего, необходимо выяснить, где находились 8-10 июня 1943 года эти части. Анализ доступной нам литературы представлен в Таблице 1. Он не претендует на 100% достоверность, прежде всего из-за того, что источники зачастую сами себе и противоречат, но позволяет представить себе общую картину.

Отметим следующие моменты. Немцы, в совершенстве владевшие искусством массирования сил авиации, на решающих направлениях, сосредоточили для удара по Горькому крупную группировку своих бомбардировщиков. Для этого на аэродромы 6-го флота были переброшены самолеты из состава 4-го ВФ. Случайно это или нет, трудно сказать, но видимо накануне советской воздушной операции самолеты 4-го флота были возвращены на свои прежние авиабазы.

Следует отметить, что однозначно трактуемые сведения об "обратной" переброске частей 4-го ВФ содержаться только в хронике 100-й бомбардировочной эскадры. Имеющаяся в нашем распоряжении история 55-й бомбардировочной эскадры сообщает, что ее группы с 4 по 21 июня 1943 года базировались только на Сещу и Карачев. Однако есть все основания утверждать, что самолеты 55-й эскадры все-таки отводились на юг. Это подтверждают следующие факты: участие бомбардировщиков из состава эскадры в налетах на Саратов, документально подтвержденное присутствие их на аэродроме Сталино 8, 14 и 15 июня, а также гибель одного из "хейнкелей" на перелете Сталино - Сеща 16 июня. Не совсем ясным остается также вопрос и о месте базирования подразделений 27-й бомбардировочной эскадры.

Таблица 1

Базирование частей Люфтваффе, привлекавшихся к ударам по объектам
советского стратегического тыла 7-11 июня 1943 г.

Часть 7 июня 8 июня 9 июня 10 июня 11 июня
III./KG1 Сеща Сеща Орел-Зап. Орел-Зап. Орел-Зап.
II./KG3 Полтава Полтава Полтава Полтава Полтава
III./KG3 Полтава Полтава Полтава Полтава Полтава
II./KG4 Карачев Карачев Карачев Карачев Карачев
III./KG4 Брянск Брянск Брянск Брянск Брянск
I./KG27 Харьков Харьков Харьков Харьков Харьков
II./KG27 Харьков Харьков Харьков Харьков Харьков
III./KG27 Харьков Харьков Харьков Харьков Харьков
II./KG51 Брянск Брянск Брянск Брянск Брянск
III./KG51 Брянск Брянск Брянск Брянск Брянск
II./KG55 Карачев Карачев Карачев Карачев Карачев
III./KG55 Сеща Сеща Сеща Сеща Сеща
I./KG100 Сеща Сталино Сталино Сталино Сталино

Примечание: Неоднозначно трактуемые данные о базировании бомбардировочных групп выделены в таблице курсивом

Сведения об учтенных в документах потерях в технике и людях, понесенных Люфтваффе в результате воздушных операций ВВС КА 6-8 мая и 8-10 июня 1943 года, приведены в таблицах 2 и 3, соответственно.

Таблица 2

Учтенные потери Люфтваффе в результате авиационных ударов 6-8 мая 1943 года

Дата Место Часть Тип Заводской номер Степень поврежд. % Потери в личном составе
06.05 Сталино - Сев. III./KG55 He111H 8081 30 -
06.05 Краматорская III./JG3 Bf109G-4 19513 25 -
06.05 Краматорская III./JG3 Bf109G-4 19716 100 -
06.05 Орел √ Зап. 11./JG51 Fw190A-4 2495 15 -
06.05 Орел √ Зап. 11./JG51 Fw190A-4 5711 10 -
06.05 Орел √ Зап. 11./JG51 Fw190A-4 5810 10 -
06.05 Шаталово IV./JG51 Fw190A-5 2658 20 -
06.05 Шаталово IV./JG51 Fw190A-5 7357 10 -
06.05 Сеща 8./KG1 Ju88A-14 4451 35 -
06.05 Сеща Stab KG4 He111H-11 8420 100 -
06.05 Сеща Stab KG4 He111P-2 2116 100 -
06.05 Сеща 4./KG4 He111H-16 8507 35 -
06.05 Сеща 4./KG4 He111H-16 8474 25 -
06.05 Сеща 4./KG4 He111H-16 8466 100 -
06.05 Сеща 5./KG4 He111H-16 7725 50 -
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 Ju88D-1 430632 100 =1
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 Ju88D-1 1093 40 =1
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 Ju88D-1 1637 15 -
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 Ju88D-1 430605 15 -
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 Ju88D-1 430668 15 -
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 Ju88E-5 430076 10 -
06.05 Орел √ Зап. 12./JG51 Fw190A ? 30 -
06.05 Орел √ Зап. 12./JG51 Fw190A ? 30 -
06.05 Орел √ Зап. 12./JG51 Fw190A ? 35 -
06.05 Сеща Lw.Bau-Btl.9/ХI - - - +1
06.05 Панково NAGr4 - - - =1
06.05 Сеща I./FlakR36 - - - =1
06.05 Краматорская Werkst.Zug.5/20 - - - =1
06.05 Полтава Lei.Flakabt.982 - - - =1
06.05 Брянск I./FlakR11 - - - =1
06.05 Брянск √ Юж. Ln.Betr.Kp.132 - - - =1
06.05 Орел Tr.Kol.113/VI - - - +1,=1
06.05 Орел √ Сев. Lw.Bau-Btl.8/III - - - =1
06.05 Брянск Fl.H.Kdtr (E)3/I - - - =1
06.05 Сеща Fl.H.Kdtr (E)3/I - - - =1
06.05 Орел √ Зап. 4.(F)/11 - - - +1, =7
06.05 Орел √ Зап. I./JG51 - - - =1
06.05 Краматорская 4.StoerKSt - - - =1
06.05 Краматорская I./FlakR 7 - - - = 1
07.05 Сталино - Сев. II./KG55 He111H-16 0270 40 -
07.05 Сеща Fl.H.Kdtr (E)31/XII - - - =1
07.05 Сталино 3.FBK/KG55 - - - =1
07.05 Шаблово III./JG51 - - - =1
07.05 Кутейниково St.Kp./NAGr1 - - - +1, =3
08.05 Озерская 1.(Н)/11 Fw189A-2 5127 40 -
08.05 Озерская 1.(Н)/11 Fw189A-2 2228 10 -
09.05 Брянск Fl.H.Kdtr (E)3/I - - - =1
09.05 Краматорская Lei.Flakabt.96 - - - +1
09.05 Брянск I./FlakR11 - - - +5, =1
09.05 Брянск √ Юж. I./FlakR24 - - - =5
09.05 Красилино Lei.Flakabt.93 - - - =3
09.05 Брянск Flakschw.Abt.528 - - - =2
Итого: 27 самолетов, 10 погибших, 40 раненных

Примечания: 1. Таблица составлена по данным ежедневных сводок потерь Люфтваффе, хранящихся в Военном архиве ФРГ под номерами RL 2 III 1189 - 1190.
      2. + - погиб, = - ранен

Таблица 3

Учтенные потери Люфтваффе в результате авиационных ударов  8-10 июня 1943 года

Дата Место Часть Тип Заводской номер Степень поврежд. % Потери в личном составе
07.06 Брянск II./KG51 Ju88A-4 1159 100 -
07.06 Сеща 4.(F)/121 Ju88D-1 430447 10 -
07.06 Харьков - Рогань II./JG3 - - - =1
08.06 Сеща I./FlakR36 - - - =1
08.06 Орел Ln.Betr.Kp132 - - - =2
10.06 Харьков 3./StG77 Ju87D-3 1246 15 -
10.06 аэ. Брянск Ln.Kp./KG51 - - - =1
10.06 Харьков - Сев. III./LnR38 - - - =1
10.06 Харьков - Сокольники Stab/VIII Fl.K. - - - +1,=1
11.06 Шаталово 1.(H)/16 Bf110G-3 4829 50 -
11.06 Шаталово 1.(H)/16 Bf110G-3 4822 40 -
11.06 Шаталово NAGr5 Hs126 4161 30 -
11.06 Шаталово NAGr5 Hs126 4086 40 -
11.06 Шаталово NAGr5 Hs126 3109 15 -
11.06 Шаталово NAGr5 Fi156 1142 100 -
11.06 Шаталово NAGr5 Fi156 1267 100 -
11.06 Шаталово NAGr5 Fi156 ? 100 -
11.06 Брянск Flakschw.Abt.260 - - - =1
11.06 Шаталово - Вост. NAGr5 - - - +7, = 4
11.06 Шаталово - Вост. Lw.Bau-Btl.14/XVII - - - = 4
11.06 Шаталово - Вост. Fl.H.Kdtr (E)13/XVII - - - +1, = 4
Итого: 11 самолетов, 9 погибших, 16 раненных

Примечания: 1. Таблица составлена по данным ежедневных сводок потерь Люфтваффе, хранящихся в Военном архиве ФРГ под номерами RL 2 III 1189 - 1190.
      2. + - погиб, = - ранен

Мы полагаем, что данные, приведенные в таблицах, сами по себе красноречиво говорят о результатах проведенных воздушных операций. Поэтому ограничимся только минимальными комментариями.

Безусловно, подтверждается традиционный для отечественной литературы вывод о большей эффективности первого удара в майской операции. Наибольший урон и все безвозвратные потери Люфтваффе приходятся именно на 6 мая. К сожалению, отсутствуют данные о времени суток, когда эти потери были понесены. Но логично предположить, что это произошло при утренних налетах.

Наиболее эффективным оказался удар по аэродрому Сеща, где серьезные потери понесли части 4-й бомбардировочной эскадры "Генерал Вефер". Вторым по нанесенному ущербу является аэродром Орел - Западный. Но там оказались невелики безвозвратные потери. Следует оговориться, что нами не учтены потери истребителей Люфтваффе в воздушных боях. Но это вряд ли изменит общую картину событий.

Налеты же проведенные 7 и 8 мая практически закончились вхолостую.

К сожалению, воздушная операция 8-10 июня, также закончилась не в нашу пользу. Как можно видеть из Таблицы 3, немецкие документы зафиксировали потери накануне и после официального периода её проведения. Это может быть объяснено двояко. Либо потери это результат действий ночных бомбардировщиков, что наиболее вероятно. Или, что тоже довольно обычно, немецкие документы ошиблись на день. Но даже в последнем случае нанесенный урон мало мог повлиять на боеспособность немецких бомбардировочных эскадр. Теоретически, воздушная операция 8-10 июня могла стать причиной временного прекращения налетов на Горький. Но чтобы подтвердить эту гипотезу требуются дальнейшие исследования.

С учетом вышесказанного, следует признать, что результаты воздушных операций ВВС КА по уничтожению немецкой авиации на аэродромах не только не соответствуют заявленным успехам, но и не могут быть признаны выходящими за обычные рамки.




Уголок неба. 2007  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100