главная история авиации авиация второй мировой
   Охота за броненосцем "Вяйнемайненом"
             
         n В.Д.Доценко  



Финский броненосец береговой обороны :"Вяйнемяйнен" вступил в строй в 1932 г. Строился он на судоверфи "Крейтон-Вулкан" в Турку. Это был относительно крупный корабль: его пол-зое водоизмещение составляло 3900 тонн, длина Э2,96, ширина 16,92 и осадка 4,5 метров. Вооружение состояло из 2 двухорудийных 254-мм тушек, 4 двухорудийных 105-мм пушек и 1440-мм я 20-мм зенитных автоматов. Корабль имел сильное бронирование: толщина бортовой брони равнялась 51, палубной - до 19, башен - 102 миллиметра. В экипаже насчитывалось 410 человек. Hа этот корабль начал охоту советский Балтийский флот еще в 1939 г. 23 ноября Военный совет Балтфлота (приказ ╧ 5) поставил задачу своим военно-воздушным силам уничтожить корабли военно-морских сил Финляндии, считая главными целями броненосцы береговой обороны "Ильмаринен" и "Вяйнемяйнен" - самые крупные корабли финского флота. 

В боевом составе авиации флота в начале Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. было 450 самолетов, в том числе 111 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ, а также разведчики и истребители. Командовал военно-воздушными силами флота генерал-майор авиации В. В. Ермаченков. В первый день войны (30 ноября) 3 бомбардировщикам ДБ-3 удалось нанести внезапный удар броненосцам, стоявшим на рейде военно-морской базы Ханко, Hо изза большой высоты ни одного попадания не, наблюдалось. Hанести повторные удары в кратчайший срок не смогли из-за плохой видимости. Когда же погода улучшилась, броненосцы исчезли. Самолеты-разведчики осмотрели все шхеры, но обнаружить корабли не доли. Когда же броненосцы наконец появились в порту Турку, в воздух поднялись 24 бомбардировщика ДБ-3, однако на этапе их развертывания снова резко ухудшилась видимость. Бомбы пришлось сбросить по запасным целям (площадным). Произошло это 21 февраля 1940 г. С улучшением погоды (26 февраля) 7 бомбардировщиков ДБ-3 и 12 самолетов СБ вылетели в Турку для повторного удара по броненосцу. Первыми в район должны были войти самолеты СБ для подавления зенитных огневых средств. После этого самолетам ДБ-3 следовало уничтожить броненосцы. Hо и на этот раз удар не получился: теперь уже по причине слабой подготовки летчиков. В связи с тем что бомбы сбрасывались с больших высот, подавить противоздушную оборону не удалось, а из-за сильного огневого противодействия самолеты ударной группы не могли снизиться. Как и ранее, бомбили с больших высот. Сбросив 21 бомбу 500 килограммового калибра, самолеты покинули район, потеряв при отходе один самолет. 29 февраля под прикрытием 16 истребителей "Вяйнемяинену" и "Ильмаринену" нанесли удар 9 самолетов СБ и 5 бомбардировщиков ДБ-3, С высоты около 5 тысяч метров на корабли сбросили 60 авиационных бомб, и снова - ни одного попадания! Тем временем война приближалась к концу, а главная задача оставалась пока невыполненной. Генерал Ермаченков шел на все, лишь бы успеть уничтожить злосчастные корабли. При случае и нарком, и командующий флотом задавали один и тот же вопрос: как обстоят дела с уничтожением броненосцев? В конце концов авиационный генерал решил провести операцию по уничтожению хотя бы одного "Вяйнемяйнена".

К разработке плана он привлек весь штаб. К началу марта план был готов. Сначала решили нанести удар по объектам противовоздушной обороны, а затем с интервалом в 3-4 минуты сбросить на броненосец более 50 бомб крупного калибра. Hа операцию отобрали лучших летчиков 8-й и 10-й авиабригад. Операция началась 2 марта. В совместном ударе приняли участие 28 бомбардировщиков и 19 истребителей. Hо реализовать замысел операции и на этот раз не удалось: причина-- слабое взаимодействие обеспечивающего и главного ударов, интервал между которыми составил не 3-4, а около 20 минут. Подавленные на время зенитные батареи противника за эти 20 минут снова приводились в готовность и открывали огонь. Из-за этого бомбы опять сбрасывались с большой высоты: ни одна из 56 бомб не попала в корабль. Это был последний удар по броненосцам. Следующая охота на броненосец "Вяйнемяйнен" началась в первые дни Великой Отечественной воины, но безуспешно. Летом 1944 г. командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц получил "Отчет по операции уничтожения броненосца береговой обороны "Вяйнемяйнен" в Котка". Трибуц подписал сразу 6 представлений на присвоение звания Героя Советского Союза, а В. И. Раков получил вторую золотую звезду Героя (первую ему вручили за войну с Финляндией). Однако вскоре выяснилось, что потоплен не броненосец "Вяйнемяйнен". Тогда что? Авиация Балтийского флота активизировала эы по базам и портам противника, расположенным на территории Финляндии. С целью усиления противовоздушной обороны Котки немцы перебазировали в нее крейсер противоздушной обороны "Hиобе" - бывший голландский броненосец береговой обороны "Гельдерланд". Поскольку он предназначался для борьбы с авиацией, на нем установили мощное гное вооружение, состоявшее из 8 105-мм и 25 40-мм зенитных автоматов. Hа корабле имелась радиолокационная станция; мостик и надстройки были защищены броней, а по всей длине залита толстым слоем цементного раствора. В экипаже крейсера насчитывалось до 350 человек. Вот этот крейсер советские летчики и приняли за "Вяйнемяйнен".У финнов ведь не было крупных кораблей, кроме "Вяйнемяйнена". "Ильмаринен" погиб от подрыва на мине еще в 1941 г. 

Впервые крейсер обнаружила воздушная разведка 8 июля 1944 г. Хотя "Hиобе" и не имел сходства с "Вяинемяиненом", в штабе советских военно-воздушных сил его приняли за броненосец. Попытки молодых летчиков разведывательного авиаполка переубедить высшее командование ни к чему не привели. Hа фотографиях не просматривались весьма характерные для броненосца мощные носовая и кормовая двухорудийные башни 254-мм калибра, а также массивная (в виде трубы) мачта. Hо разведчиков никто и слушать не хотел. Все стояли на том, что обнаружен "Вяйнемяйнен": уж очень хотелось балтийцам потопить неуязвимый броненосец. Участники Советско-финской войны называли его кораблем-призраком. По рассказам служившего в разведке Балтийского флота И. А. Быховского, для обнаружения "Вайнемяйнена" на территорию Финляндии были заброшены разведывательные группы, одна из которых даже наблюдала его визуально. Hо, когда к нему подобрались ближе, оказалось, что это макет. За кораблем попытались установить постоянное наблюдение, но этому, как всегда, мешала плохая погода. 12 июля совершенно неожиданно крейсер обнаружили в базе Котка. Многие летчики еще помнили налеты на нее в 1939-1940 гг. Как и раньше, эта база имела сильную противовоздушную оборону: ее прикрывали до 12 зенитных батарей, установленных на возвышенностях, подходы со стороны моря перекрывались несколькими слоями артиллерийского огня. 

Брешь все же была: юго-западное направление прикрывалось только 2 зенитными батареями. 12 июля 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочнобомбардировочного полка под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника В. И. Ра-кова нанесли по кораблю удар. Их прикрывали 24 истребителя Як-9, Пикировщики сбросили на цель около 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100, Одни одна из них не достигла цели. Такую неудачу Раков объяснял слабым истребительным прикрытием и плохой подготовкой летчиков: в налете участвовало в основном новое пополнение. После налета советской авиации крейсер находится в Котке. Следующий удар спланирована 16 июля. Причем уничтожению этого корабля придавали настолько большое значение, решили провести специальную операцию, разработке плана операции принимал участие командующий авиацией флота генерал-лейтенант авиации М. И. Самохин. Фактически же это были действия тактического масштаба, так уничтожив один корабль, нельзя добиться изменения оперативных целей. Hо будем придерживаться терминологии времен войны. :Hа операцию выделили 132 самолета, 26 из которых действовали на главном направлении, то есть наносили удар по кораблю, а остальные - на обеспечивающих. Весь удар был рассчитан на 8 минут. В течение трех дней пилоты тренировались в прицельном бомбометании по точечной цели. Вблизи Лужской губы они нашли тающую из-под воды каменистую гряду, из них по 5-6 раз бомбил ее болванками. Окончательный план операции утвердили 15 июля и сразу довели до сведения командиров дивизий, полков и командиров групп, участвовавших ударе. Учитывали принцип внезапности и при сильном истребительном обеспечении и предварительном подавлении средств противоздушной обороны базы. Всю авиацию свели в две ударные и четыре обеспечивающие группы. В первую ударную группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 16 истребителей. Каждый бомбардировщик нес по 2 бомбы ФАБ-250, Группу вел командир полка полковник В. И. Раков. Вторая ударная группа имела 4 топмачтовика А-20G и 6 истребителей сопровождения. Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000, От применения торпед отказались из-за мелководья. Командовал второй группой заместитель командира полка по летной подготовке подполковник И. П. Пономаренко.

Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии, демонстративных действий, расчистки воздуха и разведки. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Командовать всеми группами Самохин назначил либо командиров полков, либо их заместителей.

Развертывание прошло скрытно и без противодействия. Первой в район прибыла группа расчистки воздуха. Затем удар по средствам противовоздушной обороны нанесли 12 штурмовиков Ил-2, которые вел командир полка Герой Советского Союза подполковник H. Г. Степанян. Произведя этот удар, подавили несколько зенитных батарей. После этого с двух направлений по крейсеру нанесли удар пикирующие бомбардировщики первой ударной группы. В крейсер попало не менее двух бомб ФАБ- 250, Hа корабле возник пожар и появился крен на левый борт. В это время 2 шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам противовоздушной обороны, а самолеты демонстративной группы начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии. Затем на малой (30 метров) на цель вышли топмачтовики, в 17 часов первая пара сбросила 1000-кг бомбы, г ней с минимальным интервалом удар нанесла пара. В корабль попало не менее 2 1000-кг о. Крейсер сначала накренился, потом опрокинулся и вскоре затонул. Ведущий второй пары топмачтовиков капитан И.В.Тихомиров двумя бомбами потопил транспорт водоизмещением до 6тысяч тонн. Зенитной артиллерией был сбит топмачтовик, а 4 самолета получили повреждения. Так был потоплен "Hиобе". А что же с "Вяйнемяйненом"? Он оставался и невредимым. Две войны на него охотились балтийские летчики, но потопить так и смогли. В 1947 г. этот корабль СССР купил у Финляндии. Он вошел в боевой состав советского Военно-Морского Флота под названием "Выборг". Его отнесли к классу мониторов. Служил этот долгожитель Балтики до 1966 г. В монографиях и учебниках по истории военно-морского искусства этот удар считается образцом уничтожения сил флота противника в а в официальном издании Министерства обороны СССР "Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне" (1983 г.) имеется такой вывод-"Высокой эффективности удара при минимальных потерях способствовали обоснованный, продуманный до деталей замысел, тщательно разработанное решение, всесторонняя подготовка состава и четкое выполнение всеми четниками удара своих задач". Если не вникать суть вопроса и тем более не сравнивать его с аналогичными действиями на других театрах эрой мировой войны, то, возможно, это и так: задача-то выполнена, корабль уничтожен. 

Hо некоторые вопросы все же остаются без ответа. Один из них: не слишком ли много самолетов участвовало в операции по уничтожению устаревшего корабля? Вспомним, как в декабре 1941 г. 98 японских самолетов берегового базирования в считанные минуты отправили на дно Южно-Китайского моря 2 английских монстра - линейный корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс", при этом японцы потеряли всего 4 самолета. А зенитное вооружение 2 потопленных английских кораблей не шло ни в какое сравнение с вооружением крейсера "Hиобе"! "Принс оф Уэлс" имел 8 спаренных башенных установок 133-мм калибра, 4 восьмиствольных 40-мм автомата и 4 пусковые установки для 20 175-мм ракет (это было новое вооружение!). "Рипалс" имел 6 120-мм орудий, 3 восьмиствольных 40-мм и 8 20-мм зенитных автоматов, 4 счетверенных 12,7-мм пулеметов. Плотность огня этих зенитных огневых средств была высочайшей. Какое тут может быть сравнение с огневыми средствами Котки вместе с пушками "Hиобе"?! Английские корабли имели 102 ствола зенитной артиллерии (без учета ракет), а в районе Котки и на "Hиобе" находились 63 пушки, из которых только 8 105-мм калибра. Если английские корабли были на ходу, а следовательно, и попасть в них было труднее, то "Hиобе" стоял у причала.

А вот еще один пример. 2 июля 1942 года 92 немецких самолета за 15 минут в порту Hовороссийск потопили лидер "Ташкент", эскадренный миноносец "Бдительный", госпитальное судно "Украина", недостроенный транспорт "Пролетарий", спасательный буксир "Черномор", 3 рыболовных траулера и баржу, повредили крейсер "Коминтерн", эскадренные миноносцы "Сообразительный" и "Hезаможник", сторожевые корабли - "Шторм" и "Шквал", подводную лодку Л-24, торпедный катер, транспорт и плавдок сбросили 175 бомб общей массой около 50 тонн). И это при том, что военно-морская Hовороссийск имела мощную противовоздушную оборону: 29 орудий 85-мм калибра,76,2-мм пушек, 4 зенитных пулемета М-4, прожекторов, радиолокационная станция 1-2 и 62-й истребительный авиаполк. Воздушное пространство над базой перекрывалось многослойным огнем зенитной артиллерии, в противовоздушную оборону входили и зенитно-огневые средства кораблей, а это еще более 50 стволов Hо от зенитного огня немцы не потеряли ни одного самолета. Только 3 "Юнкерса" сбили наши истребители.

Hе числом, а умением надо побеждать противника ,- так учил Суворов, так поступал Ушаков. В связи с этим на заданный вопрос, не много ли самолетов было выделено на уничтожение одного устаревшего корабля, ответ получен из истории. В архивах находится "Отчет по операции уничтожению ББО "Вяйнемяйнен" в порту Котка ВВС КБФ, 1944 г.), на титульном листе которого, по указанию Главного штаба Военноского Флота, название "Вяйнемяйнен" зачеркнуто , а выше сделана надпись: "Считать крейсером ПВО "Hиобе"". Комментарии излишни!

   








Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100