главная история авиации авиация второй мировой
   "Тандерболты" за Полярным кругом
             
         n Юрий Рыбин  


Американский тяжелый истребитель Р-47 "Тандерболт" хорошо известен многим любителям истории авиации. Однако его карьера в составе Советских ВВС по-прежнему является "белым пятном". Предлагаемая вниманию читателей публикация позволит раскрыть эту неизвестную для многих страницу истории нашей авиации. В конце сентября 1944 г. в Заполярье над Кольским полуостровом погода стояла неважная. Небо затянули низкие облака. Дожди чередовались со снежными зарядами. Именно в один из таких осенних дней на Крайний Север прилетели первые 14 "Тандерболтов". Благодаря опыту и усилиям К.К.Лубны-Герцена, в то время исполнявшего обязанности начальника связи 255-го иап и задействовавшего всю оперативную связь, удалось в такое ненастье без происшествий посадить самолеты, правда, на разные аэродромы. Когда позволили благоприятные метеоусловия, их собрали на аэродроме Ваенга-1. Это были P-47D-22RE. Но командованию ВВС Северного флота было не до освоения новых машин. Полным ходом шла подготовка к операции "Вест", нацеленной на разгром немецко-фашистской группировки в Заполярье. Почти каждый день, по мере улучшения погоды, прибывали новые авиационные подразделения для участия в предстоящих боях. Аэродромы буквально были забиты техникой. Поэтому "Тандерболты" перебазировали на о.Ягодник под Архангельском, где находился резерв ВВС Северного флота.

Вернулись новые истребители в Заполярье уже после Дня победы 9 мая 1945 г. Вспоминает бывший летчик 255-го иап Г.Т.Козельский: "Это было 14 или 15 мая 1945 года. В теплый по-летнему день мы все были на своих КП. Как вдруг увидели - на наш аэродром один за другим садятся несколько десятков незнакомых для нас самолетов". (На 20.6.1945 г. в составе 255-го иап ВВС СФ было 63 "Тандерболта", в том числе два неисправных). Никакой предварительной информации ни о самих самолетах, ни об их прибытии у нас не было. Пригнали их из Ирана на Север летчики 65-го перегоночного авиаполка ВМФ. Полк неожиданно начал срочное перевооружение. Это было одномоментное деяние: пересели с "Аэрокобры" на "Тандерболт". Наши хорошо освоенные "Кобры" были поставлены на консервацию, а мы приступили к изучению нового истребителя. В полк стали поступать документы и описания "Тандерболта" на английском языке. Появились планы перевооружения и учебной подготовки. По сравнению с красивой и легкой "Аэрокоброй", новый заморский истребитель внешне выглядел большим, тяжелым и неуклюжим. Полковые остряки быстро нашли ему прозвище - "Дубовый". Но...! На "Тандерболте" оказалось множество интересных для нас технических новинок. Для увеличения мощности двигателя на самолете в хвостовой части фюзеляжа был установлен турбокомпрессор. Работал он надежно. При взлете, включая его, чувствовался значительный прирост мощности, но скороподъемность была невысокой. Истребитель имел мощное вооружение - восемь крупнокалиберных пулеметов, расположенных в консолях крыла. В полете вооружение обогревалось горячим воздухом от турбокомпрессора, что в суровых условиях Заполярья крайне важно. Но особенно нам понравилась его комфортабельная и просторная кабина. Мы это быстро оценили, так как после войны, согласно приказу, летали и зимой и летом в меховых комбинезонах и в сапогах-унтах, чтобы не замерзнуть в случае вынужденной посадки на воду. Самолет по тем временам обладал хорошей скоростью. Был не очень строгим в пилотировании, однако тяжелее в управлении, по сравнению с "Аэрокоброй", но легче, чем "Киттихаук". Впрочем, для нас, строевых летчиков, ввели много различных ограничений. Были исключены в полете перевороты, петли, иммельманы, ранверсманы, бочки, крутые пикирования. Ограничивалась скорость на пикировании. Допускались пологие горки и виражи с креном не более 60╟. Для истребителя не густо".

5 ноября 1945 г. инспектор-летчик морской авиации капитан Богданов начал войсковые испытания с целью определения возможностей боевого использования "Тандерболта". Полеты проходили успешно. Взлет и посадка производилась как с бетонной дорожки, так и с грунта. В воздухе проверялась работа мотора и турбокомпрессора в различных режимах. Отрабатывались способы бомбометания с горизонтального полета, при пикировании и топмачтовым методом. В ходе испытаний выяснилось, что при пикировании и на выводе из него машину разворачивает вправо и требуются значительные физические усилия, чтобы избежать этого. Поэтому строевым летчикам, осваивавшим позднее "Тандерболты", запретили пикировать под углом более 30╟. В отношении боевого применения было отмечено, что самолет допускает бомбометание двумя ФАБ-250, подвешенными под крылом, с пикирования под углом до 50 с высоты не менее 3000 м. С горизонтального полета - бомбометание с нагрузкой тремя ФАБ-250 или двумя ФАБ-500. При топмачтовом методе бомбометания прозрачность фонаря и хороший обзор позволяют точно оценивать расстояние до поверхности воды. Вывод по результатам испытаний был таков: самолет "Тандерболт" может использоваться с аэродромов Крайнего Севера.

Боевое применение в 255-м полку, как отмечал Г.Т.Козельский, не отрабатывалось. Налет на "Тандерболтах" у летчиков был небольшой, всего 5-10 ч. Примерно через год часть снова пересела на "Аэрокобры", а "Тандерболты", в свою очередь, передали на консервацию. Впоследствии их уничтожили на аэродроме - подавили трактором. К сожалению, сохранилось очень мало фотографий "Тандерболтов", стоявших на вооружении в Заполярье. Удалось пока обнаружить лишь два фотоснимка, по которым можно почти полностью восстановить их внешний вид. Несмотря на короткий период пребывания "Тандерболтов" на Крайнем Севере, они успели стать "артистами" и сняться в кинофильме "Остров Безымянный". В одном из эпизодов истребители с крестами на плоскостях имитировали атаку германских истребителей "Фокке-Вульф-190".






Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100