главная история авиации авиация второй мировой
   ╚Тандерболты╩ в Советском Союзе
             
         n  


В 1944 и 1945 г.г. пресс-служба фир╜мы Рипаблик очень часто публикова╜ла символический снимок четырех ис╜требителей Р-47 ╚Тандерболт╩ в цветах ВВС США, Великобритании, Брази╜лии и Советского Союза. Для ╚группо╜вого портрета╩ не хватает только ╚Тандерболта╩ с кокардой французских ВВС. В годы второй мировой войны истребители Р-47 состояли на вооруже╜нии ВВС пяти государств.

По количеству полученных ╚Тандерболтов╩ Советский Союз занимает четвертое место. Уильям Грин в своем фундаментальном труде ╚Warplanes of the Second World War╩ говорит о 203 отправленных из США в СССР ╚Тандерболтов╩ вариантов P-47D-22-RE и P-47D-27-RE, 196 самолетов, по данным Грина, дошло до получателя. Информация из архива Главного штаба ВВС Советской Армии отличается не сильно - 190 истребителей Р-47 получено в 1944 г. и пять - в 1945 г. Видимо, в советском архиве не учтен еще один са╜молет - P-47D-10-RE заводской номер 42-75202 купленный на собранные амери╜канскими сенаторами средства, этот са╜молет получил собственное имя ╚Knight of Pythias╩. Именно его испытывали в середине 1944 г. в НИИ ВВС и ЛИИ.

╚Тандерболт╩ разочаровал советс╜ких летчиков-испытателей. Один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ Марк Лазаревич Галлай так вспоми╜нал о полете на Р-47:

"Уже в первые минуты полета я по╜нял - это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной каби╜ной, удобный, но - не истребитель. ╚Тандерболт╩ имел неудовлетвори╜тельную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плос╜костях. Самолет медленно разгонялся - сказывалась инерция тяжелой маши╜ны. ╚Тандерболт╩ замечательно подхо╜дил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно."

Несильно отличалось от летчиков мнение о ╚Тандерболте╩, сложившее╜ся у советских авиационных инжене╜ров. Не смотря на вылизанные формы фюзеляжа и кажущееся совершенство аэродинамики, коэффициент Сх у ╚Тандерболта╩ оказался меньше чем у основных германских истребителей Bf. 109G и Fw-190A. Интерес вызвал не сам самолет, а турбокомпрессор (в пер╜вую очередь!), двигатель, авиационное оборудование. Самолет разобрали по ╚косточкам╩ и тщательно изучили в Бюро новой техники Наркомата авиа╜ционной промышленности (БНТ НКАП). Специалисты БНТ выпустили на русском языке полное техническое описание истребителя Р-47. Инженеры сделали выводы также относительно качества и методов изготовления узлов и агрегатов американского истребите╜ля, отметив, что по уровню технологии советская авиационная промышлен╜ность отстает от американской.

Строевые пилоты ВВС РККА так╜же не оценили заокеанское чудо. В эс╜кортировании тяжелых бомбардиров╜щиков в 1944 г. у Советского Союза не было ни малейшей нужды - всю тя╜жесть войны несла на себе фронтовая авиация. Воздушные бои на советско-германском фронте велись на высотах ниже 6000 м, как раз на тех высотах, где ╚Тандерболт╩ более всего походил на летающую мишень. На малых вы╜сотах Р-47 проигрывал по всем стать╜ям любому советскому или германско╜му истребителю образца 1944 г. Интересный факт - не исключено, что аме╜риканцы пытались улучшить манев╜ренные качества ╚советских╩ ╚Тандерболтов╩, поставляя их с уже снятыми внешними пулеметами. Фактически ╚Тандерболт╩ повторял историю со╜ветского истребителя МиГ-3 - превос╜ходного воздушного бойца на боль╜шой высоте и неуклюжего у земли. Та╜кой самолет в ВВС РККА в годы вой╜ны оказался невостребованным.

Конечно, следует учитывать, что мнение советских летчиков и инжене╜ров было сформировано на базе оце╜нок истребителя P-47D-10-RE. По ленд-лизу же поставлялись оснащен╜ные более мощными двигателями R-2800-59 самолеты P-47D-22-RE и Р-47D-27-RE. На Западе распространено мнение, что де русские просто не ту машину испытывали, a P-47D-22 и Р-47D-27 прибыли слишком поздно. Это вряд ли. Весь ход воздушной войны на Восточном фронте говорит о том, что тяжелые высотные истребители здесь не приживались. Тяжелым и неуклю╜жим оказался даже Fw-190 - истреби╜тель, который на фронте Западном сла╜вился своей маневренностью. В Красной Армии все высотные истребители ╚сплавляли╩ в авиаполки ПВО. Снача╜ла такая участь постигла МиГ-3, затем ленд-лизовские ╚Спитфайры╩ и нако╜нец ╚Тандерболты╩. Единственным местом, где появись они годом рань╜ше, ╚Тандерболты╩ еще могли бы себя проявить, оставалась авиация военно-морского флота.

Большинство ╚Тандерболтов╩ при╜было в Советский Союз южным мар╜шрутом протяженностью 26 000 км (путь занимал 42 суток) из Нью-Йор╜ка в персидский порт Абадан. В Аба╜дане самолеты собирали под надзором военных представителей ВВС РККА, затем облетывались, после чего летчи╜ки 6-го перегоночного истребительно╜го авиационного полка перегоняли ╚Тандерболты╩ по маршруту Абадан-Тегеран-Кировобад. В Кировабаде само╜леты принимал 11-й запасной бомбарди╜ровочный авиационный полк. На мар╜шруте протяженностью 1450 км летчи╜кам приходилось преодолевать две гор╜ные гряды. С промежуточной посадкой в Тегеране протяженность беспосадоч╜ного перелета до Кировобада с терри╜тории Ирана сокращалась до 754 км.

Пара истребителей P-47D-30 из 397-й эскадрильи 368-й группы в полете над Германией летом 1945 г. Красно-желто-красные полосы вокруг фюзеляжей были нанесены после окончания войны с Германией для быстрой идентификации ╚дружественных╩ самолетов, очевидно - ╚недружественные╩ самолеты несли красные звезды. Полоса на вертикальном оперении, антибликовая полоса перед фонарем кабины и треугольная полоса на борту фюзеляжа - .желтые.

Первые истребители ╚Тандерболт╩ прибыли на аэродром 11 -го ЗБАП 24 августа 1944 г. В этот день по полку был отдан приказ ╧ 30, в котором от╜мечалось принятие на вооружение полка оснащенных двигателями R-2800-59 истребителей P-47D-22-RE с заводски╜ми номерами 42-25611 и 42-26633. Мас╜штабные поставки начались чуть поз╜же. Согласно приказам ╧╧ 36, 38 и 39 от 22 декабря 1944 г. на вооружение части поступили самолеты P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25541, 543-7, 552, 553, 555, 557, 559, 560-564, 566-568, 570, 574, 576-580, 582, 583, 586, 591, 594, 595, 600-610, 612, 614-617, 619-628, 631, 634, 636-638 - всего 62 самоле╜та. Тогда же были приняты 47 истреби╜телей P-47D-27-RE с заводскими номе╜рами 42-27015, 018, 019, 021, 0222, 025-029, 031-033, 037, 038, 042-044, 050, 052-055, 058, 061, 116, 117, 123, 129, 130-132, 134, 140, 141, 144, 149, 150, 154, 156, 157, 159, 160,162 и 163. Таким образом, 11-й ЗБАП получил 111 ╚Тандерболтов╩.

В 1945 г. ╚Тандерболты╩ прибыли в расположение 11-го ЗБАП двумя партиями, 21 апреля - два P-47D-27 выпуска завода в Фэрмигдэйле (завод╜ские номера 42-27136 и 42-27146) и 27 апреля - еще четыре аналогичных ис╜требителя (заводские номера 42-25551, 587, 590 и 593).

Все истории о доставке ╚Тандер╜болтов╩ в Советский Союз северными конвоями через Мурманск или по трас╜се Аляска-Сибирь являются вымысла╜ми чистой воды. Истребители Р-347 прибывали в СССР только южным пу╜тем через Иран. Технические специа╜листы ВВС РККА дорабатывали (или вообще меняли) радиостанции ╚Тан╜дерболтов╩ под частоты, используе╜мые в советской авиации; ответчики радиолокационной системы опознава╜ния ╚свой - чужой╩ снимались за нена╜добностью. Опознавательные знаки на P-47D-22-RE перекрашивались в Со╜ветском Союзе - наносились красные звезды с бело-красной каймой. На предназначенных для поставки в СССР P-47D-27-RE красные звезды наноси╜лись непосредственно на заводе фир╜мы Рипаблик. Как правило их наноси╜ли в тех же мечтах и тех же размеров, что и опознавательные знаки ВВС США, зачастую красную звезду рисо╜вали в белом круге.

В состав 11-го ЗБАП входили четы╜ре эскадрильи- на базе 1-й и 2-й велась подготовка бомбардировочных экипа╜жей, на базе 3-й и 4-й - подготовка лет╜чиков-истребителей, главным обра╜зом, для самолетов P-39N/Q. В офици╜альной документации 11-го ЗБАП ис╜требитель Р-47 именуется ╚Сандерболтом╩. Количество пилотов, подготов╜ленных в полку к полетам на ╚Сандерболте╩ невелико: 12 летчиков в 1944 г. и 15-в 1945 г.

До окончания войны в Европе ис╜требители Р-47 так и не появились на вооружении фронтовых частей ВВС РККА. Почти все ╚Тандерболты╩ по╜ступали в истребительные авиаполки Юго-Западного округа ПВО. Эта мощ╜ная авиационная группировка была сформирована 24 декабря 1944 г. для прикрытия путей сообщения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов в Ру╜мынии, Венгрии и Чехословакии.

Первые 11 ╚Тандерболтов╩ (десять P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25544, 547, 555, 557, 564, 570, 604, 610, 622 и 638, один P-47D-27-RE с за╜водским номером 42-27026) прибыли на расположенный в 50 км южнее Кие╜ва аэродром Белая Церковь 31 мая 1945 г. В июне 1945 г. истребители распре╜делили по авиационным полкам. 12 июня в войска прибыли еще 18 само╜летов P-47D-22-RE (заводские номера 42-25543, 560, 563, 678, 593, 600, 601, 605, 606, 609, 611, 614617, 619, 621, 628, 633 и 634) и один P-47D-27-RE с завод╜ским номером 42-27038.11 июля посту╜пила третья партия: 17 самолетов Р-47D-22-RE (заводские номера 42-2552, 556,567,580,582, 583,691, 594,602,603, 607, 616, 624-627 и 631) и два P-47D-27-RE с заводскими номерами 42-27132 и 42-27154.

Истребители Р-47 не долго остава╜лись на вооружении частей советской ПВО. Согласно соглашению о ленд-лизе большинство самолетов вернули американцам. ╚Тандерболты╩ сосредо╜точили на аэродроме Стрый (80 км юго-западнее Львова), где их и пере╜дали представителям США. Амери╜канцы посчитали экономически неце╜лесообразным тащить назад груду ставших ненужными истребителей. Было принято решение привести само╜леты в непригодное к полетам состоя╜ние, в качестве инструмента для такой работы лучше всего подошли танки. Уничтожение ╚Тандерболтов╩ заняло много времени - всю зиму 1945-46 г.г. Бдительность представителей США, наблюдавших за процессом, постоян╜но подвергалась искушениям. Дело в том, что свято верившие в идеалы Сво╜боды представители Запада лицом к лицу встретились со звериным оскалом хищнического социализма и не выдер╜жали искушения. Простые советские люди научили доверчивых как младен╜цев 100% янки пить всякую алкоголесодержащую гадость из авиационного хозяйства - не водку, не самогон и уж тем более не виски, а какой-то ликер шасси! Более того, варвары закусыва╜ли алкоголь украинским беконом, ко╜торый представлял собой просто соле╜ный свинячий жир - сало. Самый же кошмар заключался в том, что пили ликер шасси и жрали ╚бекон╩ прямо под открытым небом день за днем! Бед╜ные американцы втянулись в процесс настолько, что стали менять ╚бекон╩ у местного населения на пригодные в хозяйстве детали ╚Тандерболтов╩. Как известно, украинский крестьянин кру╜че советского прапорщика - у хохла любая деталь в хозяйстве пригодится. А тут - авиационные часы, колбочки, баночки из нержавейки или алюминия, а какие замечательные змеевики полу╜чались из трубопроводов! В общем, бизнес и дружба народов цвели на аэродроме Старый вне зависимости от трескучих морозов. Идиллию наруша╜ли только несознательные любители халявы, не желавшие расставаться с салом, но так и норовившие отколуп╜нуть от ╚Тандерболта╩ какую-нибудь жизненно необходимую для огорода штуковину.

В авиации ВМФ СССР истребите╜ли Р-47 получил 255-й ИАП ВВС Се╜верного флота. ╚Тандерболт╩ не был первым американским самолетом, ос╜военным летчиками полка. В 1943 г. 255-й ИАП перевооружили истребите╜лями Белл Р-39 ╚Аэрокобра╩ модифи╜каций ╚N╩ и ╚Q╩. Советские морские летчики успешно дрались на ╚Кобрах╩, так 16 июля 1943 г. лейтенант В. А. Бурматов на P-39N сбил Ганса Дёбриха из II./JG-5, эксперта с 65 победами. Пер╜вый P-47D-22-RE 255-й ИАП получил 29 октября 1944 г.

Командование морской авиации решило перепроверить результаты лет╜ных испытаний P-47D-10-RE в ЛИИ. Собственной испытательной базы авиация ВМФ СССР не имело, поэто╜му решили, что испытывать ╚Тандер╜болт╩ станут опытные фронтовые лет╜чики из 255-го ИАП.

Испытательные полеты проводи╜лись с 29 октября по 5 ноября 1944 г., одновременно исследовалась возмож╜ность базирования ╚Тандерболтов╩ на заполярных аэродромах. Несмотря на сжатый срок программа испытаний выглядела весьма насыщенной:

- взлет и посадка с бетонной и грун╜товой полос с полной загрузкой;
- определение боевого радиуса дей╜ствия с различными вариантам бомбо╜вой нагрузки на внешней подвеске: 2хФАБ-250 (по бомбе на подкрыльевых пилонах), 3хФАБ-250 (две бомбы на подкрыльевых и одна на подфюзеляжном узлах подвески), 2хФАБ-500;
-  бомбометание с пикирования;
- топмачтовое бомбометание с вы╜соты 20-25 м на дистанции 150-170 м от цели.

Результаты испытаний в целом оказались благоприятными. Самолет с двумя бомбами ФАБ-250 нормально взлетал с аэродрома Ваенга. Сброс бомб производился в пикировании под углом 50 град с высоты 3000 м, прице╜ливание при бомбометании произво╜дилось по штатному пулеметному при╜целу. Бомбометание тремя ФАБ-250 или двумя ФАБ-500 сочли возможным выполнять только с горизонтального полета. Ниже приведена выдержка из ╚Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE ╚Тандерболт╩.

От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преобра╜женского ╧ 08489 от 13 ноября 1944 г.
Рапорт Командующему ВВС ВМФ СССР
Маршалу Жаворонкову Докладываю, что по результатам испы╜тания самолета P-47D-22-RE ╚Тандерболт╩ серийной постройки мною принято решение о вооружении одной эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами ╚Тандерболт╩.

Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:
1.  дальнее сопровождение бомбардиров╜щиков
2.  горизонтальное и маловысотное бом╜бометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет
3.  атака кораблей охранения конвоев

Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию: ╚Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50 самолетов╩.

В 255-м ИАП ╚Тандерболты╩ (в основном P-47D-27-RE с каплеобраз╜ными фонарями) эксплуатировались в течение года после окончания войны, дольше, чем где бы то ни было в СССР. Свой путь морские ╚Тандерболты╩ за╜вершили почти так же, как и их собра╜тья из частей ПВО - в овраге на окраи╜не Ваенги под гусеницами тракторов.








Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100