главная история авиации авиация второй мировой
   Литовская эскадрилья
             
         n Марат Хайрулин  

 

На вооружении разведэскадрильи 29-го стрелкового корпуса находилось 13 самолетов бывшей литовской военной авиации и аэроклуба. Второй Заместитель ее командира майор Б. Бразис вспоминал: "В эскадрилье было девять АНБО-41, три АНБО-51, один "Гладиатор I". Разведчики АНБО-41 имели камуфляж литовских ВВС: оливковый верх и голубой низ. На нескольких машинах был темно-зеленый камуфляж. Подкосы крыла и стойки шасси - черные. Капот двигателя - некрашеный, металлический, с отделкой "под "мороз". Звезды наносились на фюзеляж, крылья и вертикальное оперение. Старые бортовые номера не закрашивались". Известно лишь шесть номеров АНБО из корпусной эскадрильи: 678, 891, 893, 895, 896 и 899. Всего было построено 20 АНБО-41 (бортовые номера: 70, 671-679, 890-899). Остальные АНБО-41, не вошедшие в эскадрилью ВВС РККА, служили мишенями.

Три учебных АНБО-51 из Каунаса окрашивались в серебристый, как и единственный "Гладиатор" из бывшей 5-й истребительной эскадрильи. К сожалению, его бортовой номер неизвестен. 14 литовских "гладиаторов" значились под номером G-704-G-717. Известен и такой факт. На "Гладиаторе" 23 июня 1941 года при выполнении фигуры пилотажа разбился младший лейтенант А. Моркус.

Около 50 пилотов и летнабов национальной эскадрильи - от сержанта до майора - начали свою службу в ней осенью 1940 года. Нескольких из них в феврале 1941 года репатриировали в Германию, а 14-16 июня 11 летчиков были арестованы и сосланы в Сибирь. Трагический отсчет начался еще до войны.

По воспоминаниям ветеранов удалось восстановить картину последних дней литовской эскадрильи. 22 июня 1941 года на аэродроме близ Укмерге прозвучал сигнал тревоги. Но связи со штабом корпуса не оказалось. Тогда майор Ю. Ковас решил послать самолет в штаб дивизии 29-го стрелкового корпуса. В Пабраде вылетели на АНБО-41 лейтенанты А. Косткус и В. Станкунас. Из-за небольшой поломки они вернулись с пакетом от комдива лишь поздно вечером. Рано утром 23 июня все АНБО были подняты в небо, согласно приказу покинули аэродром и взяли курс на Пабраде. После приземления обнаружили, что дивизия уже отступила. А в 9 часов начался налет, строй АНБО расстреливали из пулеметов. Были серьезно повреждены два "сорок первых".

Летчики хотели передислоцироваться в Белоруссию, но не оказалось полетных карт. Ковас приказал штурману эскадрильи майору П. Масису лететь на АНБО-41 с сержантом Ю. Астикасом за картами в Укмерге.

Спустя несколько часов, не дождавшись Масиса с картами, эскадрилья взлетела. Два АНБО-41 и три АНБО-51 взяли курс в сторону Укмерге и сели на клеверное поле близ Сесикая. А три остальных летели в сторону Гомеля. Уже над территорией Белоруссии самолеты, неопознанные, были обстреляны нашим расчетом ПВО из пулеметов. Самолет со старшим лейтенантом Ярчуком и командиром эскадрильи Ковасом упал недалеко от Ошмяны. Машина с комиссаром Зайко и лейтенантом Каласюнасом пропала без вести. Вероятно, они тоже погибли. Третий самолет с лейтенантом А. Косткусом и капитаном В. Жукасом вернулся в Пабраде. На аэродроме они встретили экипажи двух поврежденных машин. Авиаторы больше ничего не могли предпринять. Они закопали в лесу парашюты, летную одежду и разошлись по домам. А что случилось с остальными экипажами?

Когда АНБО приземлился в Укмерге, майор Масис пошел в штаб за картами, а Астикас остался его ждать в самолете с работающим двигателем. Сержант, увидев бегущего к нему незнакомого человека с пистолетом, испугался и - на взлет. Приземлился где-то в Восточной Пруссии и был пленен.

Экипажи Сосикае и майора Масиса, пришедшего к ним 24 июня, немецкие мотоциклисты взяли в плен. Сержант А. Гуйя вспоминал: - Военный автобус отвез нас в Кенигсберг. Выяснив, кто мы такие, нам предложили вступить в немецкую армию. Мы отказались. Нас на поезде отвезли в Баварию, а затем в Восточную Пруссию в "Шталаг". В начале октября 1941 года нас доставили в Каунас, мы носили еще старую литовскую форму военных летчиков.

После войны многие летчики были арестованы и отсидели в лагерях по 6-10 лет. Некоторые уехали в США и Австралию Немало фактов в судьбе литовской эскадрильи так, наверное, и останутся неизвестными.

Да, мы увидели драму, а не героические бои. И все-таки в случившемся не вина, а беда тех литовцев-летчиков из сорок первого. И эту малую страничку истории надо бережно сохранить.









Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100