главная история авиации авиация второй мировой
   Латышская эскадрилья
             
         n Михаил Жирохов  

 

16 июня 1940 года советское правительство предъявило ультиматум правительству независимой Латвийской республики. На следующий день советские войска без боя оккупировали Латвию.

После аннексии вооруженные силы были распущены, а большое количество военных было включено в состав 24-го Территориального Корпуса, в составе которого была и эскадрилья, дислоцированная в Гульбене.

Основой этих авиасил послужила 6-я разведывательная эскадрилья латышских ВВС, вооруженная Stampe & Vertongen SV5. Примерно 50% летного и технического состава подразделения составляли ранее служившие здесь латыши.

На вооружении состояли девять SV5 (одна такая машина была разбита капралом Морканом в аварии 4 июня) и один KOD-1, использующийся в качестве учебной машины.

Латышскую эскадрилью возглавлял капитан Bernhards Pukse, но русские поставили во главе подполковника Z.Jere (причем его заместителем, а фактически командиром был русский капитан Ерошников). Большинству офицеров после собеседования оставили старые звания.

Штаб эскадрильи находился в 2 км от аэродрома. В состав эскадрильи входили такие летчики как J.Aboltins, T.Aleksandrs, J.Alksnis, O.Austrums, A.Balodis, A.Batkovskis, Z.Beikmanis, V.Blumbergs, T.Brakeris, K.Bungss,  O.Dzervitis, F.Ellins, K.Ercums, L.Grave, Irbe, K.Jandavs, M.Jankevics, Z.Jere, E.Jekabsons, A.Kadikis, K.Kalnins, K.Kleins, K.Krastins, V.Krastins, E.Kronis, Lejnieks, V.Malins, R.Mazlazdins, S.Milgravis, V.Munters, E.Nolbergs, Ozols,  O.Pukse, A.Ruks, A.Salmins, N.Salna, F.Sprogis, N.Strukovs, A.Tirulis, A.Tomass, Viksne, A.Zalitis, E.Zalitis, J.Zarins.

Правда стоит отметить, что этот состав был непостоянный - кого то забирали в Сибирь, кто то уходил в леса.

Полеты были большой редкостью - часть самолетов вообще никогда не поднималась в воздух. Советское командование не доверяло пилотам и поэтому в баки заливалось крайне ограниченное количество горючего. Да и летчикам предписывалось выполнять полеты на расстоянии видимости от аэродрома. А зимой 1940-41 гг полеты вообще прекратились, а летчиков посадили за теорию.

1 мая 1941 года эскадрилья в полном составе участвовала в полетах в честь празднования Первомая.

14 июня 1941 года весь личный состав эскадрильи был собран на аэродроме. Тут было объявлено, что за антисоветскую деятельность арестовываются 8 летчиков и отправляются в Сибирь. Кроме того, все остальные тоже объявлялись неблагонадежными. Из арестованных в тот день Йерге, Ауструмш и Залитиш были растстреляны, Мюнтерш и Кадикиш умерли от болезней в лагерях. А судьба Яниса Заринша неизвестна до сих пор. Только двое смогли вернуться на родину после смерти Сталина.

22 июня немецкие войска атаковали СССР. Большинство латышей восприняло это как освобождение от советского ига. Летчики решили дезертировать в тот момент, когда будет получен приказ отступать на восток. Однако в хаосе отступления получилось не так как планировалось - некоторые выполнили приказ и улетели в СССР, двоим удалось перелететь на германскую сторону фронта, некоторые были эвакуированы наземным транспортом. Причем не обошлось и без братоубийства. Так, один пилот Яниш Алкснис вылетел вместе с пассажиром - лейтенантом Ирбе, который был предан советским идеалам. Поэтому в ходе полета Яниш застрелил лейтенанта и посадил свой самолет у немцев.

Интересно, что германские самолеты не штурмовали Гульбене, вероятно зная что там не найдется достойных целей.

39 латвийских авиаторов сразу ушла в лес 27 июня. В этой группе было 13 офицеров и 13 механиков

Перелет был назначен на 28 июня. Из оставшихся восьми самолетов в воздух могли подняться только семь. В Ржеве, куда они перелетели самолеты признали негодными к боевому применению и отправили на слом. Наиболее квалифированных летчиков и техников забрали в Москву для работы на авиазаводах. А остальных насильно отправили в пехоту, на фронт.

Так закончилась история латышской эскадрильи в ВВС РККА.

 





Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100