главная история авиации авиация второй мировой
   55-й иап в летних боях 1941 года
             
         n Михаил Жирохов  


Летчики 55 иап перед началом войны (фото из журнала Avions)

   Одной из первых авиадивизий, принявших на себя удар Люфтваффе было 20-я смешанная. В состав 20-й САД входили полки истребительные (4-й ИАП, 55-й ИАП) и бомбардировочные (45-й СБАП, 211-й ББАП). Перед войной штаб дивизии располагался в Кишиневе. Командовал дивизией Герой Советского Союза участник войны в Испании генерал-майор А.С. Осипенко, начальником штаба был полковник Козлов, военкомом - дивизионный комиссар Мельшанов. В первые месяцы боев полки совершали боевые вылеты, входя в состав ВВС 9 армии Южного фронта.

   Нападение противника на главный аэродром 55-го ИАП оказалось действительно внезапным. Война застала этот авиаполк в момент перевооружения на новую технику и строительства основного аэродрома. Нам и в голову не приходило, - писал позже летчик Г.А.Речкалов - что незванных гостей придется принимать на своей территории! Как и все, я имел довольно смутное представление о немецкой авиации и того меньше - об их тактике. Причиной тому была отнюдь не моя нерадивость; нас так учили, тешили лестным для самолюбия несомненным преимуществом сталинского воздушного флота, колоссальными бомбовыми залпами, превосходными летно-тактическими данными истребителей."

   История 55-й ИАП началась в 1940 году в Кировограде. С освобождением Бессарабии и Молдавии этот авиаполк передислоцировался в Бельцы. С первых дней войны его летчики сражались в небе Молдовы, а затем и в небе Одесщины. Сначала полк располагался на аэродромах близ Бельц (Молдова), Маяки (Красноокнянский р-н Одесщины) и Есигювки (Фрунзовский р-н Одесщины). Позже полк дислоцировался в Одесской области на аэродромы Котовска и затем Ивановки.

   В этом полку, начав свой боевой путь с первых дней войны, открыли боевой счет сбитым самолетам будущие асы: трижды Герой Советского Союза А.Покрышкин, дважды Герои Г.Речкалов и А.Клубов. Позже полк станет гвардейским, в котором 17 летчиков станут Героями.

   Из них Бондаренко В.Е., Искрин Н.М., Карпович В.П., Комоса А.С., Крюков П.П., Селиверстов К.Е (первый Герой полка погиб 15.10.43), Старчиков Н.А., Труд А.П., Федоров А.В., Фигичев В.А. воевали в 1941 в небе Одесщины.

   В 1942 году полк войдет в состав 216-й ИАД (ставшей 9-й ГвИАД) и станет 16-м гвардейским. Полк пройдет славный боевой путь в составе 8-й ВА до Победы.

      Дислокация 55-го ИАП перед войной

      55-й истребительный авиаполк сформирован в 1940 году. С 28 августа 1940 года он дислоцировался на аэродроме Семеновка пос.Сенгурены на окраине г.Бельцы. На этом аэродроме шло строительство бетонных полос и других сооружений, но к началу войны строительные работы не были закончены. В мае-июне 1941 года учебной базой полка стал полевой аэродром Маяки в Красноокнянском р-не Одесской обл. Близ Ун ген у границы была оборудована запасная полевая аэродромная площадка Пырлица. Полк также использовал аэродромы и других полков 20-го САД.

   С апреля 1941 года в полк стали поступать новые истребители МиГ-3, и он приступил к переучиванию на новую технику, но на его вооружении продолжали состоять самолеты И-153 и И-16. В мае на новые самолеты был переучен командный состав полка. В конце мая началось обучение на новой технике и основного летного состава, но к началу войны наМиГ-3 могла летать только первая эскадрилья капитана Ф.Атрашкевича. Фактически полк имел лишний комплект самолетов (старые И-5, И-15 бис, И-153 и И-16 сдали частично, а новые МиГ-3 только начали осваивать).

   Полком командовал майор Иванов Виктор Иванович, начальником штаба был майор Матвеев А.И., комиссаром - полковой комиссар Погребной М.А. Командирами авиаэскадрилий были капитан Ф.Атрашкевич, капитан Жизневский (Матвеев), П.Крюков, С.Назаров и Барышников. Основной состав полка - летчики, не имеющие боевого опыта, и выпускники летных училищ. Но были и исключения. Комэск к-н Крюков П.П. воевал на Халхин-Голе, где сбил три японских самолета, сам был сбит, обгорел, но выжил.

   К началу войны полк располагался частично на аэродроме Маяки Красноокнянского р-на и Есиповка Фрунзовского р-на Одесской области, частично на аэродроме Бельцы (главная база). Звено В.Фигичева, ком-р аэ Ф.Атрашкевич и ком-р полка В.Иванов на МиГ-3 находились на аэродромной площадке Пырлица (у границы), а звено А.Покрышкина на МиГ-3 на аэродроме соседнего полка у Григорополя (на перелете из Маяк в Бельцы).

      Боевые действия полка в Причерноморье

      Еще до начала войны полк понес боевую потерю. При попытке вытеснения за пределы госграницы в р-не Унген 17 июня была сбита самолетом-нарушителем машина мл. лейтенанта И.Ханина. Пилот погиб. Он, вероятно, стал первой жертвой еще не начавшейся войны.

   Война застала полк врасплох. Командир полка вылетел на площадку Пырлица разбираться с происшествием, но его УТИ из-за поломки сел в поле. Туда же вылетел и командир эскадрильи Ф.Атрашкевич. Наиболее подготовленная и уже летавшая на МиГах  эскадрилья Ф.Атрашкевича оказалась распыленной по разным аэродромам (Звено В.Фигичева в Пырлице, звено А.Покрышкина в Григорополе).

      22 июня. Аэродромная площадка в Пырлице утром была накрыта артогнем. Но самолетам звена В.Фигичева под разрывами снарядов все же удалось благополучно взлететь.

   К моменту нападения на аэродром Бельцы личный состав был поднят по тревоге, но поднять в воздух дежурное звено не сообразили. Отсутствие на аэродроме восьми наиболее подготовленных летчиков (в том числе командира полка) сказалось и на боеспособности полка. Предотвратить удар вражеской авиации по аэродрому было некому. В результате первой атаки были разрушены сооружения и казармы, повреждены бетонные полосы, уничтожены ёмкости, практически, со всем горючим, осколками ранены и убиты два техника и много молодых и плохо обученных военных строителей.

   Большой группе бомбардировщиков прикрытых Ме-109 противостояло пять летчиков, не закончивших переучивание на МиГ-3. Но они смело вступили в схватку. Им пришлось взлетать под разрывами бомб. Свой последний подвиг совершил летчик А.Суров. На своем МиГ-3 с почти пустыми баками он взлетел, атаковал и сбил "Ю-88". Уже планируя на аэродром с выпущенным шасси, он обнаружил пару Ме-109 и на малой высоте стал уходить от них, но врезался в дом. При взлете "МиГ" С.Овчинникова попал в разрывы и потерпел катастрофу, летчик не только чудом уцелел, но, пересев на другой самолет, вступил в бой. Бомбежкой разрушены две "чайки" и один "МиГ".

   В дневном налете приняло участь 15 "Хейнкелей" в сопровождении истребителей, но им удалось лишь уничтожить ТБ-3, случайно оказавшийся на аэродроме. В этом бою погиб С.Овчинников. Один самолет сбил Ф.Атрашкевич. Звеном Миронова сбит разведчик "Хеншель-126". Враг потерял 4 самолета, 3 "МиГа" сгорело на аэродроме, два сбито.

   По заданию командира дивизии в 11 часов на разведку в р-н Плоешти вылетело звено во главе с П.Крюковым, при этом летчики едва успели освоить новый истребитель. У них не хватило горючего и два из них с трудом перелетев границу, совершили вынужденную посадку. Истребитель П.Крюкова упал на лес, но летчик уцелел. Позже выяснилось, что при аварийной посадке МиГ-3 К.Миронова потерпел катастрофу, а летчик получил смертельное ранение и через два дня умер в госпитале. Самолет Н.Яковлева сел на вынужденную на территории противника. Летчик через несколько дней с трудом выбрался к своим.

   Во второй половине дня полк производил патрулирование. Звено А.Покрышкина произвело разведку румынских аэродромов в р-не Яссы и Романы. На аэродроме Романы обнаружили большое скопление самолетов противника.

   23 июня. 6 МиГов вылетали на прикрытие г. Бельцы. Частью сил велась разведка. Во время разведывательного полета А.Покрышкин в воздушном бою против 5 Ме-109 открыл счет, сбив свой первый самолет противника. Позже его звено на МиГ-3 произвело разведку на Прут, но переправ между Хуши и Липканы не обнаружило. С 19-00 5 МиГ-3 сопровождали бомбардировщики, совершившие удары по переправам на р.Прут и целям в р-не Скулены и Яссы.

   24 июня. 9 МиГов сопровождали бомбардировщики, совершившие налет на скопление противника в в р-не Скулени и на дороге Скулени-Бакша. 10 И-153 произвели бомбардировку на скопление румын в р-не Скулени. 13 И-153 и МиГов произвели штурмовку на скопление войск в р-не Кернеште и мост через Прут в р-не Кетриш. 9 МиГов обстреляли скопление танков в р-не Рокшаны. На счету А.Покрышкина еще один сбитый Ме-109.

   25-27 июня. Полк производил разведку, штурмовку скоплений румынских войск и сопровождал свои бомбардировщики.

   28 июня. Утром 8 Хе-111 подвергли бомбежке г.Котовск. На их перехват с ближайшего аэродрома Маяки вылетели на перехват наши истребители. Здесь в р-не ст.Чубовка совершил свой подвиг Н.Яковлев. Оказавшись первым, он нацелил свой МиГ-3 на ведущего и, не выходя из атаки, врезался в него. Вражеский строй рассыпался, что позволило нашим истребителям уничтожить всю группу. Последний Хе-111 был сбит над Румынией за Прутом. Этот успех полка был предопределен дерзкой атакой Н.Яковлева. Сбив ведущего, он не только нарушил управление группы, но и психически подавил противника. Позже выяснилось, что летчик был убит в голову еще на пикировании, но МиГ, нацеленный твердой рукой, врезался во вражеский бомбардировщик.

   15 МиГов и 7 И-153 вылетали на перехват самолетов противника в р-н Котовки. В р-не Бельцы огнем своей ЗА подбит самолет Ивачева. Летчик произвел вынужденную посадку.

   29 июня. В этот день началось форсирование Прута немецко-румынскими войсками. Для полка день стал очень напряженным. Эскадрильи, сменяя друг друга, направлялись на штурмовку скоплений противника ча переправах в р-н Яссы-Унгены.

   1 июля Сопровождали СБ 45-го СБАП в р-н Стефанешты-Трулешты. Обстреляны ЗА. Не вернулся самолет Чернова.

   2 июля. Над с.Пелиния (Рушканский р-н) л-т Моголов сбил на высоте 100 м двухместный самолет противника (IAR. 38?). Сопровождали звеньями Миг-3 бомбардировщики в р-н Стефанешты-Трулетты.

   3 июля. Патрулирование. В р-не г.Калараш Селиверстов сбил на высоте 800 м ПЗЛ-37 (?). Самолет загорелся и упал в лес. В р-не Кухнешты (Гладянского р-на) Дьяченко сбил Ю-88.

   4 июля. Сопровождали СБ 45-го СБАП в р-н Кухнешты. В воздушном бою над занятой врагом территорией сбит мл. лейтенант Довбня Петр Яковлевич (он находился в плену до освобождения в сентябре 1944. После проверки с 30.03.45 - снова в строю).

   5 июля. Сопровождали Су-2 211-го ББАП и участвовали в штурмовке противника в р-не Скулены.

   6-7 июля. Боевые вылеты на разведку па Прут и патрулирование.

   8 июля. Звеном Шемякина в р-не Фалешты сбит разведчик-корректировщик Хе-126 Мл. лейтенант Макаров не вернулся с боевого задания. Позже стало известно, что он находится в Одесском военном госпитале.

   9 июля 3 Миг-3 и 2 И-153 прикрывали мост на р.Днестр у Криулен, где вели бой с 12-ю Ме-109. Не вернулись ком-р звена Кондращук и пилот Григевский.

   10 июля. Штурмовые действия звеньев полка по скоплениям войск противника в р-не Бельцы.

   11 июля. Прикрытие 2-го КК в р-нах Лукашевка, Исакове, Веки, Сарасуены. Ведя разведку, вели бой с 11 Ме-109. Один истребитель противника сбит ст. л-том Шемякиным. Не вернулся л-т Ротонов.

   12 июля. Разведка в р-ны Орхей - Цибирка.

   13 июля. 4 МиГ проводили разведку Скорчены-Брынзены-Царьград. В р-не Сливены произошел воздушный бой. Один Ме-109 сбит. Не вернулись серж. Дубинин и ст.л-т Шемякин.

   14 июля. Вылеты на разведку в р-ны Скулены-Унгсны. При выполнении задания отказал самолет ком-ра звена лейтенанта Моголова в р-не с.Кременчуг. Летчик вынужден был сесть. Высланная на помощь техбригада не смогла добраться до самолета, так как территория, куда он приземлился, оказалась занятой противником.

   15 июля. Два вылета на разведку в р-ны Оргеев, Цибирка, Кондатешты, Боровичи, Кишинев. В первый вылет в р-не Макарешты обстреляны ЗА. Не вернулись с боевого задания зам. ком-ра аэ ст. лейтенант Покрышкин и ком-р звена мл. лейтенант Николай Котельников. Во втором полете в 3 км севернее с.Грозешти в болоте обнаружен разбитый МиГ (предположительно Покрышкина). Оба летчика Покрышкин и Котельников возвратились в полк через трое суток.

   16 июля. Тремя вылетами по 5 МиГов сопровождали Су-2 2 И-го ББАП и участвовали в атаке по скоплениям пехоты в окопах сев-вост г.Орхей и танков у с. Христичи юго-западнее Сорок и техники на западной окраине Дубесница.

   18 июля. 8 Миг-3 и 2 И-153 вылетали на перехват 14 бомбардировщиков противника в р-н Гвоздавки и Любашевки. Мл.л-т Фигичев сбил До-20 (?).В полк прибыло пополнение - 17 сержантов выпускников Качинской авиашколы. Их отправили на запасной аэродром Есиповка (близ Фрунзовки) для переучивания на "МиГи".

   19 июля. Не вернулся И-16 ст. лейтенанта ком-ра аэ Дубинина и МиГ мл. лейтенанта Фигичева с боевого задания на разведку войск по маршруту Борисовец - Ново-Ивановка - Ефингор - Христофоровка -Киселевка.  Позже стало известно, что Дубинин ранен и находится в госпитале г.Херсон. Фигичев вернулся в полк позже. Полк передислоцировался в Маяки в связи в приближением румын к Бельцам.

   20 июля. Впервые произвели всем полком бомбо-штурмовой налет на свой бывший аэродром Бельцы занятый противником. Сброшено 50 бомб, уничтожено четыре Ю-88 и восемь Ме-109.

   21 июля. Производили прикрытие переправы у Рыбницы. Во время возвращения атаковали 4 Ю-88. Экипажи МиГов обстреляны пулеметным огнем и "голубым дымом". После посадки пилоты чувствовали головную боль. 5 МиГов атаковали мото-танковую колонну на дороге юго-восточнее ст.Кодыма. Пара МиГов сопровождала Су-2 211-го ББАП в р-н Могил ев-Подольска. Вели бой с четырьмя Ме-109, два из них сбиты мл.л-том Дьяченко и мл .л-том Шияном. Самый черный день для полка. Не вернулись с боевого задания из р-на Рыбницы и Бельц летчики Н.Столяров, В.Викторов., А.Соколов и А.Овсянкин.

   22 июля. 5 Ме-109 атаковали с высоты 300м аэродром Семеновка и уничтожили один И-153. Ранен мл.серж. Богин. Бомбили аэродром Бельцы. Не вернулся с боевого задания из р-на Кодымы ком-р звена мл. лейтенант Николай Котельников.

   23-25 июля Полк передислоцировался на Котовский аэродром. Часть истребителей переброшена в Есиповку и оттуда прикрывает переправы с нашими отходящими войсками в районах Дубоссар и Рыбницы. Селиверстов над Днестром под Рыбницей сбил Ю-88. Сбил Ю-88 и Речкалов. В результате точного штурмового удара истребителей по колоне грузовиков с боеприпасами у ст. Слободка вражеская артиллерия трое суток была на голодном пайке. Там же под Слободкой летчики полка сбили пять артиллерийских корректировщиков Хе-126.

   25 июля. В воздушном бою, прикрывая своим И-16 "чайки" направлявшиеся на штурмовку войск у Днестра, тяжело ранен в ногу Речкалов. В этот день совершил подвиг Дьяченко. Близфрунзовки шесть Ме-109 атаковали самолет ком-ра полка Иванова. Ему на помощь поспешила пара наших МиГов ведомая Дьяченко. В завязавшемся бою Дьяченко был ранен в ногу и вернулся на аэродром. После перевязки, несмотря на свое тяжелое состояние, он взлетел на помощь своему командиру. Его машина летела неровно, порой клюя носом. Увидев этот идущий напролом истребитель, враг дрогнул, разомкнул кольцо вокруг самолета Иванова и круто ушел на Запад. Истребитель Дьяченко с трудом развернулся, накренился, пошел на вынужденную посадку и потерпел аварию. Хоронили Дьяченко во Фрунзовке под разрывы снарядов прорвавшихся к ее окраинам вражеских танков.

   Конец июля -август. Из Есиповки полк передислоцировался под Ивановку, затем Чижевку и Тузлы. После прорыва немцев на Николаев самолеты полка перелетели на аэродром под с.Чаплинка (Херсонская обл) для прикрытия низовий Днепра. Автоколонна полка с техниками и имуществом направилась в Одессу, но по дороге попала в окружение. Там были уничтожены штабные документы, в том числе и летные книжки пилотов со сведениями по уничтоженным ими вражеским самолетам. Техсостав полка выходил к Одессе по одиночке и мелкими группами, а отгуда и Крым и на свой аэродром в Чаплинку. Так завершились для полка оборонительные бои в Причерноморье.

   В это время главной задачей полка была штурмовка переправляющихся через Днепр войск врага. Летчикам приходилось совершать ежедневно по 6-7 боевых вылетов. Летали в основном на И-16 и И-153, В полку появилось даже два Ил-2. Боевой путь полка в этой тяжелой для нашей страны войне только начинался...

Список использованной литературы:

1. Герои Советского Союза Краткий библиографический словарь. -М. -Т. 1.-1987.
2. Жуков Ю.А. Один <МиГ> из тысячи -Москва: ДОСААФ. -1979.-384с.
3. Книга Памяти Украины Одесская область - Т. 10. -Одесса: Маяк. -1995.
4. Кожевников А.Л. Записки истребителя -Москва: Воениздат. -1961.
5. Одесский Краснознаменный. -Кишинев: Картя Молдованяскэ, -1985. -С.89.
6. Покрышкин А.И. Твоя почетная обязанность. -М., 1976.
7. Покрышкин А.И. Познать себя в бою. -Москва: ДОСААФ, 1987. -С.5-120.
8. Покрышкин А.И. Небо войны. -Москва: Воениздат, 1970. - 420 с.
9. Речкалов Г.А. В небе Молдавии. -Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1979. - 247 с.
10. Речкалов Г.А. Дымное небо войны. -Свердловск: Средн.-Уральск, кн. изд. ,1968.-320с.
11. Суховей Л.Н. Тараны в небе Одессы и наш долг перед павшими // Краеведческий вестник. -Одесса, 2001 .-©2 .
12. Суховей Л.Н. Небо Одессщины, 1941-й. Часть 4. - Одесса, 2002
13. Яковлев А.С. 50 лет Советского самолетостроения. - Москва, 1968. -С. 56, 73.
14. Bernad D Rumanian Air Force. The Prime Decade, 1938-1947
15. Документы ЦАМО, доступные в ОБД Мемориал



Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100