главная история авиации авиация второй мировой
   Потери дальних разведчиков Люфтваффе на
            Восточном фронте
             
         n Александр Заблотский,
             Роман Ларинцев
 


В годы второй мировой войны воздушная разведка занимала важное место при организации и ведении боевых действий. Причем нередко именно самолеты-разведчики были единственным средством позволявшим "заглянуть" во вражеский глубокий тыл и оперативно получить информацию о расположении и маневре вражеских стратегических резервов, коммуникациях, базах флота и авиации, промышленных предприятиях и т.д. Вполне естественно, что одной из задач сил ПВО было в максимальной степени "закрыть небо" над своей территорией от "воздушных следопытов" противника.

Немецкое верховное командование всегда придавала большое значение организации и ведению воздушной разведки. Так, самолеты-разведчики из "группы Ровеля" (Aufkl.Gr.ob.d.L - дальнеразведывательной группы Верховного командования Люфтваффе) появились над территорией СССР задолго до трагического дня 22 июня 1941 г.

Правда и то, что боевые вылеты на Восточном фронте не стали для экипажей немецких дальних разведчиков легкой прогулкой. Уже 7 июля 1941 г. начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отметил в своем дневнике: "Начинает ощущаться нехватка разведывательных самолетов дальнего действия". Вот этому противоборству советской ПВО и немецкой воздушной разведки, мы и решили посвятить очередную выборку из сводок Службы генерал- квартирмейстера Люфтваффе.

Несколько необходимых замечаний.

Во-первых, мы планируем, не ограничиваться периодом 1941-1943 гг., как мы поступали обычно, но и в этот раз осветить и потери понесенные подразделениями дальней разведки Люфтваффе в 1944 г.

Во-вторых, при подготовки данного материалы, мы рассматривали только потери дальних разведчиков созданных на базе двухмоторных бомбардировщиков (Ju86, Ju88, He111, Do17/215/217), оставляя "за скобками" самолеты-разведчики на базе тяжелых истребителей Bf110. Отчасти, потому что именно первые в большей степени применялись для ведения стратегической воздушной разведки, а отчасти потому, что не хотим повторяться. Ведь потерям Bf110 (в т.ч. и разведывательным вариантам этого самолета) посвящен наш первый справочник из серии "В прицеле┘" (Заблотский А.Н., Ларинцев Р.И. В прицеле Ме-110. Потери тяжелых истребителей Ме-110 на Советско-германском фронте в 1941-1943 годах. СПб.: Галея Принт, 2006).

В-третьих, поскольку из-за специфики применения разведывательной авиации, её потери легче поддаются двухсторонней идентификации, мы постарались максимально возможно, идентифицировать победы наших летчиков и зенитчиков. Те данные, что нам удалось найти, будут указаны в примечаниях к таблицам. Разумеется любые дополнения и замечания по идентификации немецких потерь с нашей стороны, только приветствуются. Их можно присылать по электронной почте:

alex@beriev.com - Александру Николаевичу Заблотскому

или rilar@arh.ru - Роману Ивановичу Ларинцеву.

Мы же без промедления, будем вносить полученную информацию в наши таблицы размещенные на "Уголке".

Ну и, наконец, в-четвертых. Когда мы начали работать над таблицами потерь дальних разведчиков, то, столкнулись с непониманием начатой нами работы у некоторых любителей авиационной истории. В том смысле, что - "Зачем это все выкладывать в Интернет? Ведь там это будет доступно каждому! Нет, нужно это обязательно публиковать в печати и никак иначе!".

Тем не менее, мы "благоразумия" не проявили и пошли дальше по нашему "неправильному" пути. Резоны наши таковы. Публикация в печати, это конечно замечательно, но как показывает наш опыт, этот процесс может растянуться по времени неопределенно долго. Причем с неопределенным конечным результатом. Что же теперь? "Сундучить" информацию которая у нас есть подобно пушкинскому скупому рыцарю? Тогда вообще есть ли смысл заниматься какими-либо историческими изысканиями? Разве что ради удовлетворения собственного самолюбия?

К тому же, опасения, что размещение материала в Сети, начисто лишает всякого смысла последующую "бумажную" публикацию, очень сильно преувеличенны.

Чтобы далеко не ходить приведем пример из нашей собственной практике. У нас ещё в 2006 г. вышел справочник по потерям ближних разведчиков Fw189 (Заблотский А.Н., Ларинцев Р.И. В прицеле ФВ-189. Потери ближних разведчиков ФВ-189 на Советско-германском фронте в 1941-1943 годах. СПб.: Галея Принт, 2006). С того же года, таблица потерь "рам" в 1941 г. (на 94 эпизода) выложена в свободном доступе здесь же на "Уголке".

Тем удивительнее нам было прочитать в опубликованной в популярном авиационном журнале "Авиация и время" 4/2009 статье А. Харука "Летающий глаз" Люфтваффе. Самолет-разведчик Fw189", что оказывается "в ходе начального этапа войны против СССР ближнеразведывательные авиаподразделения продолжали летать на старых машинах" и "в ноябре 1941 г. первым из строевых частей получил новые Fw189A дальнеразведывательный отряд 2.(F)/11". Тут, к сожалению, в пору не о новых справочниках думать, а переизданием старых заниматься┘ 

 С наилучшими пожеланиями,

Авторы.

Потери в 1941 году

Потери в 1942 году

Потери в 1943 году

 



Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100