главная история авиации авиация второй мировой
   Штуки в "Битве за Англию"
             
         n  


4 июля около 40 Ju-87 из III/StG51 первыми бомбили Портленд, тем самым началось участие "штук" в так называемой "битве за Англию" (операция "Адлертаг" - "День орла"). К 6 июля люфтваффе закончили перегруппировку своих сил - некоторые группы пикировщиков перевели в другие эскадры, доведя их до полного состава. К началу наступления шесть групп разместили на семи аэродромах вдоль побережья. Это были I./StGl, II./StGl, III./StGl в Анже/Сен-Поле, I./StG2, II./StG2, III.StG2 в Сен-Мало, Ланни-оне и Сен-Тронде, I./StGS в Динанде/ Плертуи, SIG51 (база не известна), I./ StG77, II./StG77, III./StG77 в районе города Кан и, наконец, IV.(St)/LGl в Трамкорте.

В июле боевые действия велись, в основном, против британских конвоев в Ла-Манше. Предполагалось очистить пролив от английских судов и добиться отступления Королевского флота из портов Портсмута, Дувра и Портленда, чтобы обеспечить прохождение немецких катеров, которые в это время строились во французских портах. Другой основной задачей было уничтожение аэродромов, авиационных заводов и других стратегических объектов. В конечном счете бомбардировщики должны были осуществлять поддержку сухопутных частей непосредственно при захвате территории противника и расчищать пути для высадки немецких войск на побережье.

В июле в небе над проливом постоянно вспыхивали жаркие стычки между английскими и немецкими истребителями, но доставалось и атакующим корабли пикировщикам. 9 июля 27 Ju-87 из I./StG77 бомбили портовые сооружения в Портленде, стремясь уничтожить находившийся там конвой. "Спитфайры", преградив путь "штукам", встретили решительное сопротивление истребителей сопровождения Bf.110. В этой операции Ju-87 серьезно повредили 7085-тонное каботажное грузовое судно "Эмпайр Даффодайл", потеряв один самолет командира эскадрильи (по другим данным34 - два, еще один сильно поврежденный вернулся на базу).

Утром 11 июля 10 Ju-87B из I./StGl снова появились над Портлендом, атаковав в районе Лим Бэй небольшой конвой. Завязался воздушный бой между тремя "Харрикейнами" из 501-й эскадрильи RAF и четырьмя Ме-109Е-4 из III./JG27, патрулировавшими над Ла Маншем. В итоге "штуки" смогли потопить эскортный корабль "Уорриер

II", а лейтенант Л.Францискет из III./ JG27 в 9.53 сбил один "Харрикейн" (по другим данным, в налете также участвовали пилоты StG2 и StG3, повредившие еще два британских корабля и потерявшие при этом два бомбардировщика). 21 июля у южного побережья острова Уайт подвергся нападению конвой из 20 судов и снова два корабля были потоплены. 24 и 25 июля "Юнкерсы" атаковали Дувр и уничтожили пять небольших судов.

Вечером 25 июля 60 Ju-87 из II. и III./StGl, а также из IV.(St)/LGl атаковали в Ла Манше английский конвой CW8. Так как прикрывавшие его "Харрикейны" прекратили патрулирование из-за нехватки топлива, пилоты "штук" получили возможность спокойно атаковать корабли как на полигоне. В результате погибли 5 кораблей и еще 4 получили повреждения, в том числе эсминцы "Бореас" и "Бриллиант". Лишь под занавес над конвоем появились 9 "Харрикейнов" из 56-й эскадрильи RAF, которым, несмотря на схватку с ВМ09Е из III./JG52, удалось сбить три Ju-87 - два из II./StGl и один из III./StGl, еще три самолета получили повреждения.

Через два дня 30 Ju-87 из I./SIG77 под прикрытием 12 Bf-109E атаковали конвой "Бекон" восточнее Портленда. Три "Харрикейна" сбили одну "штуку". Следующая волна пикировщиков из 20 Ju-87 под прикрытием 19 Bf-109 была более удачливой. Англичан не подпустили к бомбардировщикам и они спокойно атаковали корабли. В результате массированных атак "штуки" повредили несколько транспортов и потопили два последних действующих эсминца 1-й (так называемой Дуврской) флотилии - "Кодрингтон", и "Уорен", другие эсминцы, в их числе "Бразен" и "Делайт" получили серьезные повреждения.

Утром 29 июля 48 "штук" из II./ StG2, II./StGl и IV.(St)/LGl под прикрытием 80 "мессеров" в очередной раз попытались атаковать корабли в гавани Дувра. В жаркой схватке в воздухе без помощи зенитчиков, боявшихся попасть по своим, 23 английских истребителя сбили шесть "штук" и два "мессера", еще два самолета были серьезно повреждены. Потери англичан - семь сбитых и два поврежденных. Но в результате англичане были вынуждены покинуть базу в Дувре, продолжая удерживать Портсмут и Портленд. "Штукам" поставили задачу усилить атаки на базы противника.

8 августа в районе острова Уайт при атаке конвоя CW9 в бою с "Харрикейнами" из 43-й и 145-й эскадрильи RAF был сбит и погиб командир 4./SIG77 гауптман Шмак, его заменил обер-лейтенант Г.Пресслер. Потери составили девять "штук" и 17 истребителей. Досталось и англичанам: из 20 транспортов 7 было потоплено, 10 повреждено, в порт назначения прибыли только четыре.
13 августа начались массированные налеты на Британские острова. Успешно выполнив в июле поставленную задачу, соединения "штук", не привыкшие встречать серьезное сопротивление, в этой операции понесли большие потери. Немецкое командование до конца не представляло себе боевой мощи истребителей Королевских ВВС и не придавало значения использованию противником радарных установок на побережье. 13 августа 280 Ju-87 нанесли удары по британским аэродромам в Истчерче, Детлинге, Мидл Уайлоппе, Бенсоне и на острове Торни. Эскадра StG77 нанесла удар по Уайри-Уэйл, а попытка разбомбить Мидл Уайлоп окончилась неудачей, ни один из 27 Ju-87B и Ju-87R из H/StG2 не смог пробиться к цели. Наиболее успешным был налет на Детлинг группы Ju-87 из IV(St.)/LG5I под командованием капитана Берна фон Браухича. "Хирургически" точными ударами они уничтожили все важнейшие объекты, среди них 22 учебно-тренировочных самолета. Другими целями служили радиолокационные станции на побережье. 14 августа нападению подвергся Уор-мейл, а 15-го от налета "штук" серьезно пострадали Хокинж и Лимпн. Немецкие потери - четыре пикировщика. 16-го августа Ju-87 нанесли новые удары по Тангмеру, Госпорту, Ли-на-Со-ленте и по радиолокационной станции в Венторе. Последний налет оказался самым разрушительным, станцию на неделю вывели из строя, но в этот день I. и III./StG2, по утверждениям англичан, потеряли 9 самолетов над Тангмером (по немецким данным34 - сбито пять и много поврежденных). В тот день над Портлендом "Спитфайры" из 609-й эскадрильи RAF за 5 минут сбили четыре "штуки", еще одна сильно поврежденная упала в море чуть позже, не дотянув до берега.

Черным днем для Ju-87 стало 18 августа, в этот день объектами бомбежек были Биггин Хилл, Форд и остров Торни, а также радиолокационная станция в Поллинге. Во время налета на о.Торни "штуки" подверглись мощной атаке английских истребителей. "Харрикейны" 43-й эскадрильи RAF сбили семь Ju-87, "Спитфайры" 602-й эскадрильи, ведя тяжелый бой с истребителями прикрытия Bf.109, сбили одну "штуку", еще одна на счету зенитчиков. Всего в этот день над островами Форд и Торни английские летчики 43-й, 152-й, 601-й и 602-й эскадрилий RAF сбили 16 Ju-87 из 109 участвовавших в налете. Наибольшие потери понесла I./SIG77, в которой из 28 Ju-87 в течение 5 минут было сбито 10, а еще 6 получили сильные повреждения. Из 56 членов экипажей только половина благополучно вернулась обратно: 17 человек погибли или были смертельно ранены, 5 человек попали в плен, а 6 получили ранения. Среди погибших были командир I./SIG77 и командир 2-й эскадрильи.

Если ранее пилоты "штук" практически не встречали организованного сопротивления, то в небе над Англией им пришлось "лоб в лоб" столкнуться с прекрасно подготовленными летчиками-истребителями. Потери люфтваффе начали стремительно расти. За первые 10 дней над Англией и Ла Ман-шем были сбиты 64 Ju-87. Однако самое главное было то, что за это же время погибли (с учетом небоевых потерь) или попали в плен около 130 членов экипажей, среди которых было 2 командира групп и 5 командиров эскадрилий. Таких потерь штурмовая авиация люфтваффе еще не знала.

Утверждают, что высокие потери Ju-87 обуславливались, в первую очередь, их неправильным боевым применением. В ходе боев постепенно вырабатывалась тактика оптимального использования "штук" для атаки точечных целей. Пионерами этой тактики можно считать Кессельринга и Галланда, старавшихся применять "штуки" как "вторую волну", а первой были "шнельбомберы" Bf 109 с подвешенными осколочными бомбами, подавлявшие объекты ПВО противника.

Потеряв за шесть дней боев 41 пикировщик, немецкое командование вынужденно вывело части "штук" из района Шербура. К началу сентября в Северной Франции дислоцировалось только три (по другим данным - четыре) соединения Ju-87, причем только одна StG3 предназначалась для участия в морских сражениях. По одной группе из состава эскадр StG2 и StG77 находились в боевой готовности и могли атаковать цели, не имевшие истребительного прикрытия. К 7 сентября из 316 Ju-87, действовавших в начале битвы, в строю остались лишь 142 (по другим данным1 - 149, из них исправных - 113). В октябре - ноябре "штуки" опять стали действовать против британских конвоев, в том числе и ночью.

1 ноября 1940 г. 20 Ju-87R из II./ StGl под прикрытием истребителей атаковали в районе Дувра небольшой конвой. Подобные налеты в ноябре совершили еще четыре раза (7,8, 11 и 14 ноября). 8 ноября 27 Ju-87 из I./StG3 и IV.(St)/LGl повредили три судна в устье Темзы, в том числе эсминец "Винчестер". Потеряли три "штуки", еще одна села на вынужденную у Дюнкерка. Около полудня 11 ноября 25 Ju-87R из HI./StGl под прикрытием 60 ВМ09Е из JG26 и III./JG51 совершили налет на корабли в районе Дувра. И снова были потеряны две "штуки" вместе с экипажами, еще один самолет получил повреждения (по английским данным - сбито четыре Ju-87). Общие потери в ноябре - восемь "штук" и еще две поврежденных. После этого от дневных налетов на побережье Англии отказались окончательно.

Впервые ночные налеты Ju-87 в ходе "битвы за Британию" состоялись осенью 1940 г., точных сведений не найдено. В ночь с 15 на 16 января 1941 г. два Ju-87R из StGl сбросили на юго-восточную окраину Лондона две тонные бомбы SC1000, а еще один самолет - такую же бомбу на Дувр. В январе на Лондон упали еще пять таких же бомб.

На рассвете 5 февраля "штуки" из II./StGl потопили вооруженный траулер "Турмалин". Спустя неделю в ходе атаки доков в Чатаме был потоплен еще один вооруженный траулер "Эгер". За два потопленных корабля пришлось заплатить двумя сбитыми "штуками". Утверждают34, что последний Ju-87 был потерян над Англией в ночь с 12 на 13 февраля 1941 г.

В то же время есть данные, что несколько самолетов после разгромных для "штук" августовских боев не отправили на Средиземноморье (по данным разведки, к концу года на севере Франции оставалось около 30 "юнкерсов"), и они участвовали в ряде ночных операций вплоть до 4 июня 1941 г., пока один из Ju-87 не был сбит "спитфайром" 145-й эскадрильи в районе Гавра. Остальных обнаружили в Шербуре и атаковали на земле, не дав подняться в воздух. 7 сентября 1941 г. в 22 час. 30 мин. английские радары засекли самолеты противника, пересекавшие пролив. Они бомбили Маргейт и Рамсгейт, еще несколько бомб попало в залив. Другие самолеты атаковали Дуврскую гавань, пикируя с высоты около 2,5 км. Судя по тактике, это были Ju-87.

Выявившаяся в ходе битвы за Англию практически полная непригодность Ju-87 действовать в условиях сильного истребительного противодействия, хотя и расколола командование люфтваффе на два лагеря - сторонников и противников "штуки", но не положила конца ее легендарной боевой карьере. Достаточно популярный в люфтваффе самолет еще довольно долго выступал в роли "охотника", пока сам окончательно не превратился в "добычу".










Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100