главная история авиации авиация второй мировой
   Истребители "Харрикейн" в составе ВВС Румынии
             
         n Михаил Жирохов  




После подписания пакта Молотова - Риббентропа Румыния осталась изолированной. Немедленно румынские политики обратились к своим традиционными союзникам - Англии и Франции.

После дебатов английский парламент согласился поставить в 1939 году Бухаресту три торпедных катера, 40 бомбардировщиков Бристоль "Бленхейм" и 12 истребителей Хаукер "Харрикейн" Мк.1.

Для выполнения этого контракта в Англию отправилась военная делегация во главе с капитаном Драганешку. Он самолично выполнил облет всех самолетов, лично контролировал их разборку и сопровождал транспорт до Констанцы. Тут самолеты разгрузили и перевезли на аэродром Пипера, где британские механики собрали все истребители.

Интересно, что в соседнем ангаре немцы собирали Ме-109Е для румын. Несмотря на то, что между Великобританией и Германией уже была напряженность, инцидентов не было.

Все самолеты включили в состав 53-й эскадрильи 5-й группы, летчики которая весной прошли курс переподготовки. В ходе учебных полетов погиб командир эскадрильи капитан Драганешку.

К боевым вылетам летчики эскадрильи приступили весной 1941 года, прикрывая аэродром Пиперы.

5 мая 1941 года во время патрулирования состоялся бой И-16 из 67-го ИАП с румынскими "Харрикейнами", закончившийся потерей одного "Харрикейна".

Оба потерянных самолета удалось заменить машинами, захваченными в Югославии. После войны на Балканах хорватское правительство получило в наследство несколько "Харрикейнов". Три из них продали Румынии в мае 1941 года. В сентябре того же года Румыния купила в Хорватии еще три истребителя, предназначенных для разборки на запчасти.

В июне 1941 года эскадрилья приняла участие в нападении на Советский Союз и до конца года заявила 35 побед, потеряв только два истребителя. Первую победу румыны одержали 23 июня, отражая налет на Констанцу. Пилот капитан Хория Агаричи, действуя на не вполне исправном "Харрикейне", заявил три сбитых ДБ-3, из которых один по его словам упал в море. Вероятнее всего пилоту удалось сбить два СБ-2. Лучше всего среди пилотов 53-й эскадрильи показал себя Радулеску, который заявил семь подтвержденных и четыре вероятные победы.

Потери румын были не очень боль-шими - всего два истребителя. Один из них был сбит пилотами 69-го ИАП в районе Одессы 12 сентября 1941 года.

Летняя кампания была кульминацией в карьере румынских "Харрикейнов". Самолеты оставались на первой линии до середины 1942 года, но отсутствие запасных частей и связанная с этим аварийность заставили отвести оставшиеся машины в тыл и использовать их в учебных целях. Вместо "Харрикейнов" 53-я эскадрилья получила самолеты Bf109G. "Харрикейны" продолжали летать до начала 1943 года, когда их всех направили на капитальный ремонт, из которого вернулись далеко не все машины. Последний "Харрикейн" отправили на слом осенью 1944 года.

  10.07.1941 л-т Константин Кантакузино 1xДБ-3
  11.07.1941 л-т Лучиан Тома 1xДБ-3
  13.07.1941 л-т Константин Кантакузино 1xДБ-3 предположительно
  13.07.1941 л-т Константин Кантакузино 2xДБ-3 или СБ?
  15.07.1941 л-т Константин Кантакузино 1xИ-16
  15.07.1941 л-т Константин Кантакузино 1xИ-16 предположительно
  01.08.1941 л-т Хория Агаричи 1x "Харрикейн" ??*
  01.08.1941 л-т Хория Агаричи 1x??

* - видимо самолет другого типа, так как на вооружении ВВС РККА самолет этого типа на тот момент не состояло.




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100