главная история авиации авиация второй мировой
   "Летающие тигры"
             
         n Михаил Жирохов  



Американские летчики, воевавшие в Китае в 1941-42 годах были наемниками. За каждый сбитый японский самолет они получали по 500 долларов. Причем в отличии от распространенной практики в зачет шли как самолеты, сбитые в воздухе, так и уничтоженные на земле. Данные очень часто неточные, так как бывали случаи когда за уничтоженные самолеты премия делилась на всех участвовавших в налете.

В 1986 году авиационный историк Фрэнк Олиник работая с множеством документов по группе "Летающих Тигров" значительно уточнил данные по победам. При подготовке данной заметки автор пользовался именно его работами, которые являются "эталоном" авиационных исследований.

Всего 67 летчиков получили премию за уничтоженные самолеты врага. Из них 60 претендуют на один или более японских самолета, уничтоженных в воздухе и 18 стали асами в европейском понимании этого термина (то есть сбили пять и более самолетов). С другой стороны стоит сказать, что еще в ходе войны отмечались большие трудности в подтверждении побед. Большинство боев проходило над территорией, контролированной японцами, естественно, что точно определить место падения того или иного самолета не представлялось возможным. Японские данные по потерям на этом театре боевых действий весьма неполные и в большинстве своем недоступны западным и нашим исследователям.

Далее я привожу список асов "Летающих Тигров". Любые исправления и дополнения с радостью принимаются !





1. Роберт Нил

Родился в Сиэтле. До своей "китайской" экспедиции был летчиком пикирующего бомбардировщика на авианосце "Саратога". Был командиром 1-й эскадрильи после гибели Санди Санделла. Был из немногих кто после расформирования "тигров" перешел в ВВС США. Интересно, что он гражданский был советником при командире 23-й истребительной группы, куда пришли и некоторые "тигры" и которая считает себя наследницей их славных традиций.
После возвращения в США летал рядовым пилотом в одной из авиакомпаний. По американским данным он претендует на 13 побед:
23 января 1942: 1 Ki-27 Nate 24 Январь1942: 2 Ki-21 Sally 26 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 6 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 4 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 3 май 1942: 1 Ki-15?

2. Дэвид Ли Хилл
Родился в Корее в семье капеллана. До своего поступления в "тигры" тоже был летчиком пикирующего бомбардировщика на авианосце "Рэйнджер". Он заменил Джэка Ньюкирка на посту командира 2-й эскадрильи в марте 1942 года. Он был одним из пятерых кто поступил в ВВС США в июле 1942. Получил звание майора и командование над 75-ой истребительной эскадрильей. После войны был генералом в Texas Air National Guard. По американским данным претендует на 10.25 побед:
3 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 23 Январь 1942: 2 Ki-27 Nate 24 январь 1942: 1 Ki-21 Sally + 1 Ki-27 Nate 29 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 24 Апрель 1942: в группе 1 Ki-15 Sonia 28 Апрель 1942: 2 Ki-43 Hayabusa 5 май 1942: 1 Ki-43 Hayabusa 6 июль 1942: 1 Ki-27 Nate

3. Джордж Бургард
Родился в Пенсильвании. До поступления в армию шесть лет был репортером в газете. На момент поступления в группу был пилотом транспортного самолета. После Китая был пилотом одной из авиакомпаний.
21 Февраль 1942: 2 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 1 бомбардировщик + 2 истребителя 26 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 12 июнь 1942: 1 Ki-45 Toryu + 1 Ki-27 Nate ( Ки-45 пилотировал Sgt. Jiro Ieiri, командир "Nagano Force" , состоявшего из пяти Ki-45, которые базировались в Кантоне; Ieiri погиб при вынужденной посадки, его штурман выжил и попал в плен)

4. Роберт Литтл
Был индейцем по происхождению. Погиб в бою во время штурмовки японских позиций в районе реки Салвин 22 мая 1942 года.
29 январь 1942: 1 Ki-27 Nate 6 Февраль 1942: 2 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 8 Апрель 1942: 1 Ki-43 Hayabusa

5. Чарльз Олдер
До поступления на флот изучал право. После войны продолжил обучение и стал судьей.
23 Декабрь 1941: 2 Ki-21 Sally 25 Декабрь 1941: 2 Ki-21 Sally + 1 Ki-43 Hayabusa 17 Январь 1942: 1 Ki-21 Sally + 1 в группе
29 март 1942: 1 Ki-46 Dinah? 10 Апрель 1942: в группе 1 Ki-43 Hayabusa (пилот Sgt. Yoshito Yasuda из 64th Sentai, который смог прилететь на собственный аэродром. И после войны опубликовал свои воспоминания об этом бое) 28 Апрель 1942: 2 Ki-43 Hayabusa

6. Роберт T. Смит
Родился в Небраске. До поступления в "тигры" был инструктором на аэродроме Рандольф Филд. Войну закончил в звании полковника. Опубликовал свои мемуары "Tale of a Tiger" - один из лучших источников по группе. Имел 8.90 побед:
23 Декабрь 1941: 1 Ki-21 Sally + 1 в группе
25 Декабрь 1941: 2 Ki-21 Sally + 1 Ki-43 Hayabusa 8 Апрель 1942: 2 Ki-43 Hayabusa (первый под управлением Lt. Yohei Hinoki из 64th Sentai, который несмотря на повреждения смог дотянуть до своего аэродрома; второй - Sgt. Chikara Goto, имевшего две победы в Сингапуре, самолет упал в 30 милях от Лоивинга)
10 Апрель 1942: 1 Ki-43 Hayabusa 25 Апрель 1942: в группе 2 Ki-15 Sonia ( потеря этих самолетов подтверждается японскими данными) 28 Апрель 1942: 1 Ki-43 Hayabusa

7. Вильям МакГарри
Один из немногих кто до поступления в "тигры" имел дело с истребителями: вернее летал на Р-40. Был сбит 24 марта 1942 года во время штурмовки японского аэродрома в Чианг Мэй (Тайланд). Попал в плен. Японцы передали его местным властям и окончание войны он встретил в тайской тюрьме. Имел 8 побед.
26 январь 1942: 1 Ki-27 Nate 6 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 4 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 2 Ki-27 Nate

8. Чарльз Бонд
Поступил в армию в 1935 году. После неудачной попытки поступить в летное училище и выучиться на истребителя стал летать на транспортных "Хадсонах" RAF. После разгона группы вступил в ВВС США. Окончил военную карьеру в звании генерал-майора. В 1984 опубликовал свои мемуары "A Flying Tiger's Diary". На его счету 7 побед.
29 январь 1942: 2 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 4 май 1942: 1 Ki-21 Sally ( самолет принадлежал 98th Sentai, который базировался в Рангуне, упал в Китае)

9. Фрэнк Лайвор
После обучения в университете Северной Каролины поступил на флот в 1938 году. После Китая продолжил свою военную карьеру, дослужился до звания лейтенант - коммандера. Имел 7 побед.
23 Январь 1942: 4 Ki-27 Nate 29 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 5 май 1942: 2 Ki-27 Nate

10. Роберт Хэдман
Один из немногих американцев, который стал асом в один день. До поступления в армию учился в университете Северной Каролины. После остался в Китае и летал пилотом в компании CNAC. По ведомостям CAMCO его победы всего 4.83, но реально он имеет 6 побед.
25 Декабрь 1941: 4 Ki-21 Sally + 1 Ki-43 Hayabusa 10 Апрель 1942: в группе 1 Ki-43 Hayabusa (Sgt. Yasuda) 20 Апрель 1942: в группе 1 Ki-15? Sonia

11. Камилл Джозеф Росберт

До вступления в флот в 1938 году получил образование инженера-химика. Летал на "Каталинах". После расформирования группы служил пилотом в авиакомпании CNAC, самолеты которой летали в Китай через Гималаи. Имел шесть побед.
25 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 12 июнь 1942: 2 Ki-45 Toryu

12. Ричард Росси
Был моряком. На момент вступления в "тигры" 26-летний пилотом был инструктором по летному делу. Остался в Китае как пилот гражданской авиакомпании. В данный момент является председателем Flying Tiger Assocation.
28 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 12 июнь 1942: 1 Ki-27 Nate

13. Роберт Прескотт
В колледже изучал право. Как и многие "тигры" после командировки летал как пилот гражданской авиакомпании. Имеет 5.5 побед.
29 январь 1942: 1 Ki-27 Nate 6 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 18 Апрель 1942: в группе 1 Ki-46? Dinah

14. Перси Бартелт
Получил техническое образование в университете Айовы. Четыре года прослужил на флоте до того, как поступил в "тигры". Пропал без вести в марте 1942 года.
23 январь 1942: 3 Ki-30 Ann 24 Январь 1942: 2 Ki-27 Nate

15. Вильям Бартлинг
Пришел в группу как и многие с флота. Летал в CNAC.
23 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 28 Январь 1942: 1 Ki-27 Nate 9 май 1942: 1 Ki-46 Dinah ( самолет пилотировал Capt. Hideharu Takeuchi из 18th Independent Chutai) 12 июнь 1942: 1 Ki-45 Toryu + 1 Ki-27 Nate

16. Эдмунд Оверенд
Родился в 1914, Эдди был одним из самых "старых" в группе, так как ему было 28 лет. До Китая летал в КМП. После командировки продолжил службу в морской пехоте и закончил карьеру в звании майора.
23 Декабрь 1941: 1 Ki-21 Sally 25 Декабрь 1941: 2 Ki-21 Sally 8 Апрель 1942: 1 Ki-43 Hayabusa 28 Апрель 1942: 1 Ki-43 Hayabusa

17. Роберт Санделл
Инструктор армейской авиации на аэродроме Максвелл Филд. По прибытии в Китай стал командиром 1-й эскадрильи. Несмотря на свою короткую карьеру успел стать асом. Погиб 7 февраля 1942 года, когда во время облета только отремонтированного самолета потерпел аварию.
28 Январь 1942: 2 Ki-27 Nate 29 Январь 1942: 3 Ki-27 Nate

18. Роберт H. Смит
Окончил колледж в Канзасе. До поступления в "тигры" прослужил в армейской авиации 18 месяцев. После командировки продолжил службу и окончил карьеру в звании майора.
21 Февраль 1942: 1 Ki-27 Nate 25 Февраль 1942: 3 Ki-27 Nate 26 Февраль 1942: 1 Ki-48 Lily
Некоторые заметки.
Внизу привожу список пилотов, получивших деньги за уничтоженные самолеты от кампании САМСО (Формально летчики заключали контракты именно с этой китайской фирмой). Рядом приведены цифры, высчитанные Олиником на основе архива Ченнолта, который хранится в Стэнфорде. Все имена и фамилии сохранены в английской транскрипции.



Имя CAMCO Олиник
Frank Adkins
Noel Bacon
Percy Bartelt
William Bartling
Lewis Bishop
John Blackburn
Harry Bolster
Charles Bond
Gregory Boyington
J. Gilpin Bright
Robert Brouk
Carl Brown
George Burgard
Thomas Cole
James Cross
John Dean
John Donovan
Parker Dupouy
John Farrell
Henry Geselbracht
Paul Greene
Clifford Groh
Ralph Gunvordahl
Raymond Hastey
Thomas Haywood
Robert Hedman
David Lee Hill
Fred Hodges
Louis Hoffman
James Howard
Kenneth Jernstedt
Thomas Jones
Robert Keeton
Matthew Kuykendall
C. H. Laughlin
Frank Lawlor
Robert Layher
Edward Leibolt
Robert Little
William McGarry
George McMillan
Kenneth Merritt
Einar Mickelson
Robert Moss
Charles Mott
Robert Neale
John Newkirk
Charles Older
Arvid Olson
Edmund Overend
John Petach
Robert Prescott
Robert Raine
Edward Rector
William Reed
Freeman Ricketts
C. Joseph Rosbert
J. Richard Rossi
Robert Sandell
Charles Sawyer
Frank Schiel
Van Shapard
Eriksen Shilling
Robert H. Smith
Robert T. Smith
Fritz Wolf
Peter Wright
1.00
3.50
7.00
7.27
5.20
2.00
2.00
8.77
3.50
6.00
3.50
0.27
10.79
1.00
0.27
3.27
4.00
3.50
1.00
1.50
2.00
2.00
1.00
1.00
5.08
4.83
11.25
1.00
0.27
6.33
10.50
4.00
2.50
1.00
5.20
8.50
0.83
0.27
10.55
10.29
4.08
1.00
0.27
4.00
2.00
15.55
10.50
10.08
1.00
5.83
3.98
5.29
3.20
6.52
10.50
1.20
4.55
6.29
5.27
2.27
7.00
1.00
0.75
5.50
8.73
2.27
3.65
1.00
3.00
5.00
5.00
2.20
2.00
1.00
7.00
2.00
3.00
3.50
нет
10.00
1.00
нет
3.00
1.00
3.50
1.00
нет
2.00
2.00
1.00
1.00
4.00
6.00
10.25
1.00
нет
2.33
3.00
1.00
2.00
1.00
2.20
7.00
0.33
нет
10.00
8.00
4.50
1.00
1.00
2.00
нет
13.00
7.00
10.00
1.00
5.00
3.98
5.50
3.20
4.75
3.00
1.20
6.00
6.00
5.00
2.00
4.00
1.00
нет
5.00
8.90
4.00
2.65
Всего 296.00 230.00








Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100