главная история авиации авиация второй мировой
   Операция "Приливная волна"
             
         n Михаил Жирохов  


 

 

В годы Второй Мировой войны важным фактором, повлиявшим на окончание войны в Европе, стали регулярные бомбардировки большими силами стратегически важных целей Германии и ее союзников. И так случилось, что отрабатывалась такая методика как называют ее и поныне в Германии "террористических бомбардировок" именно в Румынии.

Для отработки методики в составе USSAF было создано специальное подразделение, известное как HALPRO. Экипажи и бомбардировщик В-24 "Либерейтор" в начале июня 1942 года перебросили на аэродром Фаяд в районе Суэцкого канала. Уже 12 июня 1942 года экипажи HALPRO поднялись в воздух и отправились в первый европейский рейд ВВС США. Их целью был комплекс нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти в Румынии. В этом налете приняли участие тринадцать B-24D под командованием полковника Гарри Хальверсона, двенадцать из них бомбили цель, но лишь семь машин приземлилось на вспомогательном аэродроме в Ираке.

Мало того, задачи не были выполнены √ 8 бомб упало в Черное море, 2 √ в Констанце, 6 √ в Плоешти, 6 √ в Тиешани и несколько в Циофлицени. Погибло всего три человека.

Но это было только зловещее начало.

Командование Люфтваффе тем не менее сделало свои выводы из налета и вскоре в районе Плоешти была создана самая насыщенная в Европе система ПВО. Тут расположили 36 тяжелых зенитных батарей (164 орудия калибра 88 мм), а также 16 батарей легкой артиллерии (210 стволов калибра 20- и 37-мм). Кроме того, тут же базировались 71 аэростат заграждения и так называемый "Катерпиллер" (бронепоезд ПВО). Тут же стали базироваться пять истребительных эскадрилий и одна эскадрилья ночных истребителей ВВС Румынии и пять эскадрилий (из них две ночных истребителей) Люфтваффе.

Ко второму налету американцы подготовились более основательно и 1 августа 1943 года стало настоящим кошмаром Плоешти.

Внезапную атаку предусматривалось осуществить силами пяти группа В-24, которые взлетев с аэродромов в Северной Африки должны были пролететь более 3200 км. Чтобы избежать обнаружения, машинам предстояло лететь на малой высоте, на очень малой высоте. Бомбометание предполагалось осуществлять с высот от 15 до 90 м.

На расстоянии более 1600 км находились семь нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилища. Каждой группе предстояло атаковать по одному комплексу, а 93-й и 98-й бомбардировочным группам - по два. Пролетев над Средиземным морем, силы бомбардировщиков, без истребительного прикрытия, начали долгий полет над сушей к своей цели, где уже были приведены в готовность истребители Люфтваффе и румынских ВВС (так как передовые посты ВНОС находились уже в Греции).

Мало того, с самого начало все пошло наперекосяк - лидирующий "Либерейтор" врезался в море, унеся с собой главного штурмана. Самолет резервного штурмана должен был вернуться на базу из-за технических проблем. На Грецией группу встретила плохая погода и плотные оборонительные порядки бомбардировщиков рассыпались. И, наконец, ошибочно выбранный поворотный пункт маршрута направил передовые части бомбардировщиков к Бухаресту, который был окружен многочисленными позициями зениток.

53-я эскадрилья, вооруженная "мессершмиттами" смогла поднять только дежурную четверку истребителей в составе: Иоан Мага, Замфиреску, Думитру Енциоиу и Николае Скули. В 14:13 они столкнулись с американцами. Но из-за малого остатка топлива румынские летчики сделали только одну атаку. В результате Мага и Энциоиу (совершил вынужденную посадку после того, как закончилось топливо) заявили каждый об одном сбитом. Замфиреску повредил один, но его падения он не видел и самолет не упал (по крайней мере, в Румынии).

6-я истребительная группа, находившаяся на аэродроме Пипера (под Бухарестом) располагала 16 самолетами IAR-80, однако только 12 смогли взлететь на перехват противника. Взлетев в 13:20 через полчаса румыны нашли противника в районе Кривина √ Периш √ Буффеа. Командование решило, что американцы идут бомбить столицы и выдало истребителями новое направление. Около Плоешти адъютант Аурель Владереану смог сбить один бомбардировщик, а Думитру Илие записали две предположительные победы (бомбардировщики загорелись, но полет продолжали по словам летчика, вероятно упали в Болгарии или в Средиземное море). Адьютант Георге Цоцебас был вынужден совершить аварийную посадку (самолет позже восстановлен). Однако "героем дня" стал лейтенант Кароль Анасташеску, который сбил 2 В-24. Вот как в его изложении выглядел бой:

"Утром 1 августа 1943 года я был на дежурстве на аэродроме Пипера. Меня попросил подменить мой товарищ Теодор Николаеску, который уехал на свадьбу сестры. Мы сидели в ангаре возле самолетов, когда услышали сигнал тревоги. В 10:25 мы получили последние предполетные указания и в 11:00 сидели в кабинах самолетов под палящим солнцем в ожидании приказа на взлет. Только в 13:20 мы начали взлетать, причем получили необычный приказ √ набрать высоту в 200 метров, мало того вести бой на такой малой высоте было очень сложно, если не невозможно. Большим сюрпризом для нас стала компактная группа бомбардировщиков: это были американские В-24. Они летели фактически "крылом к крылу", как на параде. Я приказал атаковать. Приблизившись к бомбардировщикам я нажал на гашетку. Мы все были вынуждены держать себя в руках и несмотря на обилие целей атаковать с лучших позиций.

Со ста метров я стал стрелять в левое крыло, где как я помнил находились топливные баки, однако ничего не происходило. Чтобы избежать ответного огня стрелков "Либерейтора", я быстро спикировал и чуть не разбился. Когда я восстановил положение, бомбардировщики оказались под плотным огнем зенитной артиллерии вокруг Плоешти и часть нефтеперерабатывающих заводов была в огне. Все вокруг было похоже на ад. Я сделал третий заход и прицелился в тот же В-24 и стал стрелять в то же крыло. В тот же момент я услышал сильный удар по моему самолету. Осмотревшись вокруг я увидел что вражеский бомбардировщик загорелся, впрочем как и мой истребитель. Я открыл фонарь, но высота была всего в 50 метров и прыгать с парашютом было нельзя. Мне ничего не оставалось как понемногу набирать высоту. Тут мне в прицел попал второй В-24, в который я стрелял. Мало того, казалось, что мы столкнемся. Я выбросился с парашютом и очнулся только в госпитале".

К этому описанию стоит добавить несколько фактов. Около 14:00 В-24 93-й бомбардировочной группы начали атаку. Из-за навигационной ошибки план нападения стал бесполезным и экипажи были вынуждены бомбить первые попавшиеся цели. Следующие за ведущей эскадрильи поступили аналогичным образом. В дело вступила зенитная артиллерия - огонь был невероятно плотным и точным! "Либерейторы" летели настолько низко, что иногда их стрелки устраивали дуэли с расчетами зениток. Пламя и дым от горящих нефтеперерабатывающих заводов поднималось на высоту свыше 300 м, покрывая пролетавшие самолеты копотью. Спустя двадцать семь минут после падения первых бомб все было кончено. Но американцам еще предстоял семичасовой обратный путь, на котором их подстерегали стаи истребителей.

45-я эскадрилья 4-й истребительной в составе шести самолетов была поднята с аэродрома Таргшор. Взлетев в 13:30 они заняли высоту в 1200 метров, получили направление от станции наведения с точностью в 100 метров только в 14:00. В итоге Иоан Никола сбил один бомбардировщик, который упал южнее деревни Огерезени, а адъютант Иоан Босинчеану также атаковал В-24, но расстреляв весь боекомплект смог только сбить несколько пулеметных турелей. Все они вернулись на аэродром благополучно и в 15:30 четверо из них снова взлетели. В итоге Кристу Кристу сбил один В-24, а Ион Барладеану √ два. Американские машины упали западнее Биликурешти и северо-восточней Контештии де Сус.

51-я эскадрилья ночных истребителей с аэродром Зилиштя смогла поднять в воздух только четыре Bf.110, при это только экипаж капитана Марина Чика смог около Болинтину де Вале на высоте 300 метров найти противника. Это была пара В-24, которые атаковал единичный Bf.109. Понятно, что "ночники" атаковали другой. После нескольких очередей у американца загорелось два двигателя, но и "стодесятый" был подожжен огнем стрелков. Командир успел отдать команду спасаться, но сам погиб, так как его парашют не открылся.

Более результативными оказались летчики 4-й ИАГ на IAR-80C из-за того, что на их машинах стояли 2 20-мм пушки "Икария" и два 13,2-мм пулемета. В тоже время IAR-80B из 6-й ИАГ такого усиленного вооружения не имели. Румыны потеряли 2 самолета (один летчик погиб, остальные √ ранения разной тяжести) и еще 2 самолета были повреждены. Летчики истребители заявили о 9 сбитых американских бомбардировщиках.

Летчики Люфтваффе выполнили 69 боевых вылета, сбив 7 самолетов противника, но и потеряв два самолета сбитыми (оба летчика погибли) и 9 поврежденными.

Всего 88 В-24 вернулись в Ливию, из которых 55 были повреждены. Часть машин совершила посадки в нейтральной Турции и экипажи были интернированы.

В итоге 310 членов экипажей погибли, 108 попали в плен, а 78 интернированы в Турции. Сам эффект от налета был чисто психологическим √ поврежденные объекты набрали свою мощность всего за пару недель┘






Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100