Уголок неба ¦ Боевое применение планеров Хорса

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Боевое применение планеров Хорса
             
         n Константин Кузнецов  


Подготовка военных планеристов в Великобритании началась в ноябре 1941 года в 16-й летной школе первоначального обучения. Дальнейшее обучение шло на планерах "Хотспур", а потом - "Хорса" в учебных подразделениях №1 в Кидлинк-тоне и №2 в Нетгеравоне. Пилоты не только летали, но готовились стать полноценными пехотинцами. В этом, кстати, состояло отличие британского подхода от взглядов на задачи экипажей десантных планеров в других странах, где их функции заканчивались сразу после посадки. В планеристы набирали добровольцев в звании не ниже сержанта.

Первый самостоятельный полет на "Хорее" курсант совершал после трех вылетов с инструктором общей продолжительностью не менее полутора часов. Курсантов учили выполнять взлет, отцепление на высоте 300-600 м и посадку. После трех часов дневных полетов выполнялась серия полетов ночью, а затем - снова днем. Отрабатывалась отцепка на малой высоте, с боковым и попутным ветром, перелеты на пустом, загруженном наполовину и полностью загруженном планере. Эти полеты выполнялись и днем, и ночью. Обучение заканчивали полетом в условиях, приближенных к боевым.

На взлете за буксировщиком (С-47 "Дакота" или бомбардировщиком "Халифакс") планер первым отрывался от полосы, и его приходилось удерживать на малой высоте - примерно два метра, чтобы он не задирал хвост ведущему и не усложнял ему взлет. После отрыва ведущего сцепка довольно уверенно набирала высоту.

Полет на буксире был не менее труден, чем самостоятельное планирование после отцепки. Большая площадь крыла, составлявшая 102,5 м2, приводила к тому, что планер при скорости стандартной буксировки 240-260 км/ч был очень чувствительным к порывам ветра. Загруженный планер сильно "болтало", в связи с чем при полетах на большие дистанции пилоты меняли друг друга через каждые 15 минут.

Зато в планирующем полете "Хорса" (особенно - версия Мк.И) становился устойчив и легко управляем. Если управление было правильно отрегулировано триммерами, то он мог лететь сам, без вмешательства пилота.

После сброса буксира скорость снижалась до 185 км/ч. На этой скорости планер направлялся к точке посадки. На высоте порядка 300 м или чуть больше выпускали щитки, что давало возможность снижаться под большими углами 35-45° с вертикальной скоростью до 13м/с. Полностью загруженный планер подходил к земле с выпущенными щитками под углом 35° на скорости примерно 160 км/ч.

На малой высоте, у самой земли пилот брал штурвал на себя. Приземление выполнялось на скорости 110-130 км/ч в зависимости от массы груза. Шасси было крепким, с большим ходом амортизаторов, а надежные тормоза колес сильно сокращали пробег. Перед ночной посадкой пилот включал мощный прожектор с питанием от аккумулятора, который обеспечивал работу в течение 30 секунд. В конце войны посадки выполнялись на повышенных скоростях, что удлиняло пробег, но позволяло быстрее освободить место на площадке для следующих планеров.

Первая попытка боевого применения нового планера обернулась полным провалом. Это была относительно небольшая диверсионно-десантная акция под кодовым названием "Фрешмэн". Ее целью являлось уничтожение электролизной фабрики по производству тяжелой воды в оккупированной немцами Норвегии. Англичане всерьез опасались, что получаемый там оксид дейтерия нацисты могут использовать для создания атомного оружия (как известно, это вещество применяется в качестве замедлителя нейтронов при ядерных реакциях).

Для операции отобрали четверых наиболее опытных пилотов-планеристов и 30 добровольцев-десантников с саперной подготовкой. На двух "Хорсах" им предстояло приземлиться вблизи фабрики, уничтожить охрану и взорвать предприятие вместе с уже наработанными запасами тяжелой воды, а затем - пробираться в нейтральную Швецию.

19 ноября 1942 года две сцепки стартовали с аэродрома в Шотландии и взяли курс на северо-восток. Неприятности начались сразу после взлета. На планерах отказало электрооборудование и телефонная связь с буксировщиками. Полет, тем не менее, решили продолжить.

По прибытии на место выяснилось, что посадочные огни, которые должны были зажечь на земле норвежские подпольщики, отсутствуют. Внизу расстилалась непроглядная чернота. В этих условиях экипаж одного из буксировщиков решил вернуться вместе с планером, но на развороте буксирные тросы оборвались. Пилот "Хорсы", несмотря на то, что посадочный прожектор не действовал, попытался сесть вслепую, однако это ему не удалось. Планер разбился вдребезги, восемь десантников погибли, остальные были ранены и лишены способности передвигаться. На рассвете их обнаружил и расстрелял немецкий патруль.

Второй буксировщик также не смог отыскать место посадки. Летчик решил снизиться, чтобы по наземным ориентирам определить свое местоположение. Это решение оказалось роковым. В темноте самолет, а за ним и планер врезались в гору. В живых осталось только трое искалеченных десантников, но и их через несколько часов обнаружили и добили немецкие солдаты.

Англичане все же не отказались от своих планов лишить немцев тяжелой воды. Повторная операция была проведена уже не планерами, а парашютистами, которым удалось взорвать завод и склад готовой продукции.

Но, вернемся к истории планера "Хорса". Первая крупномасштабная десантная операция с применением этих летательных аппаратов, получила кодовое наименование "Лэндброк" и состоялась летом 1943 года на Сицилии. Ее целью являлся захват стратегического моста Понте-Гранде в 2,5 км от города Сиракузы. Этот "блин" тоже вышел комом.

10 июля около 19 ч 143 буксировщика с планерами вылетели из Туниса в направлении Сицилии. Три из них везли противотанковые пушки, остальные - десантников с легким вооружением. Помимо "Хоре", в операции участвовали американские десантные планеры "Вако" CG-4A. Из-за технических неполадок шесть сцепок вернулось сразу, остальные пошли по маршруту, но в пути отстали еще четыре. 133 планера все же достигли заданного района.

Армада на малой высоте обошла Мальту, но в районе высадки наткнулась на интенсивный зенитный огонь и лучи прожекторов, которые ослепляли пилотов. Вдобавок дул сильный встречный ветер. В таких условиях экипажи буксировщиков "на ходу" решили увеличить высоту отцепки с 500 до 600 метров, однако и этого оказалось мало. В результате из 133 планеров 69 не дотянули до берега и упали в воду. Свыше 200 планеристов и десантников утонули. Экипажи и пассажиры семи "Вако" и трех "Хоре" погибли в полном составе. 54 планера приземлились на Сицилии, но большинство из них разбилось при посадке.

Семь планеров CG-4A погибли, врезавшись в деревья, две "Хорсы" разбились об каменные изгороди. Несмотря на то, что намеченные посадочные площадки располагались в 1,5 км от моста, пять планеров сели в 20 км к югу от цели, а один - в 20 км севернее от Сиракуз. Только в 37 планерах из 54 приземлившихся обошлось без жертв.

Тем не менее, уцелевшие десантники быстро захватили уже заминированный мост и обезвредили взрывчатку. Однако утром итальянцы, опомнившись, бросились в контратаку и после ожесточенного боя вновь овладели мостом. Но их радость была недолгой. К тому времени основные силы союзников высадились с моря, и всего через час над .злополучным мостом вновь развивался "Юнион-Джек".

Пришла пора подводить итоги. В целом десант свою задачу выполнил - удалось предотвратить подрыв моста. Однако цена за это оказалась весьма высока. Из 1200 десантников погибли 310, из них только 60 -в бою с врагом, остальные же стали жертвами авиакатастроф. Еще около 300 человек было ранено. Полк планеров потерял 57 пилотов погибшими и 31 - ранеными. Потерь в самолетах не было.

Планеристы и десантники возложили всю вину на пилотов буксировщиков, которые, якобы испугавшись зениток, преждевременно отцепили планеры. И еще долгое время жестокие драки между английскими летчиками и десантниками сотрясали портовые бары и солдатские клубы...

Несмотря на потери, вскоре состоялась еще одна десантная операция с аналогичной задачей. Операция, названная "Фустайн", предполагала захват моста Примасол через реку Симето, что в 10 километрах от сицилийского города Катания. На этот раз главную роль должны были сыграть парашютисты.

В операции принимали участие 135 самолетов, из них 116 машин с парашютистами, а также 19 буксировщиков с 11 -ю планерами "Хорса" и восемью CG-4A. Самолеты везли 1856 десантников из состава 1-й британской парашютно-десантной дивизии, а планеры - 77 артиллеристов, 10 шестифутовых пушек и 18 джипов. Предполагалось, что парашютисты, приземлившись первыми, расчистят посадочные" площадки для планеров.

Самолеты взлетели в 19.20 13 июля. Двум буксировщикам с планерами из-за поломок пришлось вернуться. Их экипажам, можно сказать, повезло больше всех, поскольку из-за навигационной ошибки остальная группа вскоре пролетела вблизи своих кораблей , команды которых из соображений секретности ничего не знали о готовящейся операции. Корабельные зенитчики открыли огонь. В результате два самолета были сбиты, еще два "Дугласа", уклоняясь от "трасс", столкнулись в воздухе, девять машин получили повреждения и вернулись в Африку.

Только 39 "Дугласов" выбросили парашютистов в намеченной точке, еще 48 машин сбросили десант вдали от цели. Из 17 планеров лишь восемь более-менее нормально приземлились на Сицилии, из них всего четыре смогли сесть в заданном квадрате. Остальные девять разбились при посадке или упали в море. В двух особенно сильно пострадавших планерах были убитые и раненые.

Лишь около 250 парашютистов сумели быстро собраться и атаковать мост, имея в качестве поддержки три противотанковых пушки и два джипа с пулеметами. Тем не менее, почти неохраняемый мост был захвачен и разминирован.

Но затем в точности повторилась история предыдущего десанта. Утром итальянцы нанесли контрудар и отбили мост, который англичанам потом опять пришлось штурмовать с участием прибывших по морю подкреплений. Правда, здесь итальянцам удалось подтянуть более значительные силы, и кровопролитные бои продолжались почти двое суток. Оборонявшиеся вполне могли вновь заминировать и взорвать мост, но почему-то не сделали этого. К вечеру 15 июля англичане снова овладели им. На сей раз о потерях среди десантников ничего не сообщалось.

К моменту высадки в Нормандии многие ошибки были учтены и люди лучше подготовлены. В знаменитой операции "Оверлорд" планеры "Хорса" широко использовали как англичане, так и американцы. Весной 1944 г. для осуществления воздушного вторжения на континент собрали 1166 самолетов С-47 из американских транспортных дивизий и 150 - из английских. Также для буксировки планеров было привлечено 150 бомбардировщиков. Самих же десантных планеров подготовили аж 2500 штук, но и это огромное количество некоторые офицеры, ответственные за операцию, считали недостаточным. Предполагалось довести число планеров до 3300, однако, в конце концов, решили ограничиться тем, что есть.

Первоочередной задачей, поставленной перед 6-й британской десантной дивизией, являлся захват перед высадкой с моря основных сил стратегических мостов на реке Орн и параллельном ей канале Кан. Для этого выделили шесть взводов десантников и шесть планеров "Хорса" - потри на каждый мост. Еще три планера с десантом и 600 парашютистов должны были захватить немецкую береговую батарею Мервилль, представлявшую серьезную угрозу для флота вторжения.

5 июня в 22.56 с аэродрома в южной Англии взлетела шестерка "Халифаксов", тянувших на буксире шесть "Хоре" с десантниками. Видимость была нормальной, немецкая ПВО бездействовала, и в 0.15 первые три сцепки благополучно достигли точки разделения. На высоте 1500 м планеристы сбросили буксиры. Снизившись до километра, они опознали мост и выпустили тормозные щитки. На 300 метрах были выпущены тормозные парашюты. При посадке планеры получили незначительные повреждения из-за неровностей площадки, но из экипажей и десанта никто не пострадал. Первые три аппарата приземлились на расстоянии менее 200 метров от моста через канал Кан. Десантники быстро перестреляли застигнутых врасплох часовых, и через 15 минут все было закончено. Еще через полчаса к мосту подъехал легковой автомобиль с немецким офицером за "баранкой". Как оказалось, это ничего не подозревавший начальник охраны моста возвращался из города к месту службы. Он сдался в плен после нескольких предупредительных выстрелов в воздух.

Второй целью был мост через Орн. Здесь все также прошло гладко, несмотря на то, что пилот одного из трех планеров потерял ориентировку и приземлился на берегу другой реки. Но экипажи оставшихся двух бесшумно "сняли" часовых и взяли мост без единого выстрела.

Захват форта Мервилль оказался менее удачным. Началось с того, что один из трех планеров сорвался с буксира вскоре после взлета. Пилот еще одного отцепился вовремя, но слишком поздно разглядел в темноте форт и сел почти в двух километрах от него. Наконец, третий планер приземлился вплотную к форту, но на пробеге врезался в его каменную стену. Оставшиеся в живых десантники храбро вступили в бой с гарнизоном форта, однако силы были неравные. Положение спасла подоспевшая команда второго планера и начавшие "сыпаться" с неба британские парашютисты. И хотя из 600 человек в районе форта приземлилось только около 150 (остальных разбросало ветром по большой территории), их хватило, чтобы штурмом взять Мервилль и вывести из строя его тяжелые береговые орудия. Начальная фаза операции завершилась успешно.

Основные британские воздушно-десантные силы первого эшелона состояли из двух волн, в которые входили 326 планеров "Хорса" и 34 тяжелых танкодесантных планера "Хамилькар".

Первая волна - 68 "Хоре" и четыре "Хамилькара" - стартовала в ту же ночь на 6 июня. Помимо людей, они везли боеприпасы, джипы и тяжелое вооружение (противотанковые пушки) для парашютистов, чья высадка намечалась в том же районе. При взлете четыре "Хорсы" и один "Хамилькар" оборвали лееры и сели в Англии. Еще три "Хорсы" "оторвались" позже и приводнились в Ла-Манше, но пилотов и десантников спасли моряки с кораблей английского флота. В 3.30 в район посадки прибыли 49 планеров. На этот раз неожиданной атаки не получилось -противник открыл зенитный огонь. 25 планеров получили повреждения, но людских потерь пока не было и всем аппаратам удалось сесть в намеченном квадрате.

При посадке несколько планеров оказались разбитыми настолько, что не удалось извлечь груз. Но главные силы благополучно десантировались и приступили к выполнению боевых задач.

Вторая волна состояла из 258 планеров "Хорса" и 30 "Хамилькаров". Они везли части 6-й воздушно-десантной дивизии, бронеразведывательный взвод, медсанбат, противотанковый дивизион и дивизион 76-мм гаубиц.

В соответствии с планом высадка состоялась вечером первого дня вторжения. Взлет начался в 18.40, а в 19.15 все были в воздухе. Погода улучшилась, видимость составляла 15-20 км. Сцепки сопровождали 25 "Спитфайров" и "Мустангов", но эта мера предосторожности оказалась излишней, - немецкие самолеты в воздухе так и не появились. Большинство буксировщиков и планеров без приключений добралось до цели. Не долетели 10 планеров. Один из них разбился при старте, врезавшись в стену ангара, при этом погибли все, кто был на борту. Четыре планера сорвались с тросов над Великобританией. Два приводнились в канале, утонуло 6 человек. По тогдашним меркам такие потери считались "в пределах нормы".

248 "Хоре" приземлились на заданных площадках всего за 25 минут. Учитывая минимальные размеры импровизированных наскоро расчищенных парашютистами полевых аэродромов, это можно считать большим достижением. Тем более, что высадка прошла фактически без жертв. Только в одном планере оказалось четверо раненых, но это было вызвано не аварией при посадке, а попаданием зенитного снаряда. Английские летчики, планеристы и десантники могли гордиться: за год, прошедший со времен боев на Сицилии, они многому научились.

30 огромных "Хамилькаров" доставили среди прочего 13 легких танков "Локаст". Два из них получили незначительные повреждения, когда один "Хамилькар" наткнулся на другой при пробеге. А большинство остальных, едва выехав из фюзеляжей своих носителей, тут же встало без движения, так как на их катки и гусеницы намотались стропы десятков тормозных парашютов, разбросанных по всему полю. Танкистам потом пришлось долго резать и вытаскивать из траков обрывки прочных шелковых веревок.

Американские воздушно-десантные операции первых дней "Овер-лорда" имели условные наименования "Детройт", "Эльмира", "Галвестон", "Хакензак" и "Кеокук". Если англичане высаживались на восточном фланге района вторжения,в окрестностях города Кан, то американцы "взяли на себя" западный фланг у города Карантан. Американцам тогда повезло меньше.

В "Эльмире" - операции по доставке подкреплений и снаряжения частям 82-й парашютно-десантной дивизии использовалось 22 CG-4A и 54 "Хорсы". Они везли 437 солдат, 64 тягача, 13 57-миллиметровых противотанковых пушек, разведывательный и медицинский взводы, а также 24 тонны других грузов.

Пилоты не знали, что парашютисты, выброшенные ранее, не смогли в отведенные сроки очистить от врага окрестности района посадки. У дравшихся на земле парашютистов не было прямой радиосвязи с самолетами. Увидев сцепки, идущие на малой высоте прямо на немцев, они пытались просигнализировать желтым дымом, что означало опасность, но летчики сигнал не заметили. Немцы тут же открыли ураганный огонь из всех видов оружия. Буксировщики, поспешно освобождаясь от своих "подопечных", стали разворачиваться на обратный курс. Два "Дугласа" все же были сбиты и врезались в землю. Еще 37 машин получили повреждения разной степени тяжести, однако всем им удалось дотянуть до ближайших английских аэродромов.

Планеры не понесли потерь от зенитного огня, зато при посадке на крохотных неподготовленных площадках они "гробились" один за другим. 21 "Хорса" и три CG-4A оказались полностью разбиты, погибло пятеро летчиков, 17 получили ранения. Два аппарата приземлились в расположении германских войск, а их экипажи попали в плен.

Вторая волна "Эльмиры", состоящая из 24 "Вако" и 86 "Хоре", также понесла большие потери. 56 "Хоре" и все CG-4A при посадке превратились в груды обломков. 10 пилотов погибло, 29 было ранено. Среди десантников потери составляли 28 погибших и 106 раненых. Разбитыми оказались 17 из 59 транспортируемых джипов и 12 из 24 полевых гаубиц. Повреждения от зенитного огня получили 25 буксировщиков. Три из них не смогли перелететь Ла-Манш и на обратном пути упали в воду.

В операции "Галвестон", проходившей на следующий день и также состоявшей из двух волн десанта, участвовало в общем счете 82 CG-4A и 68 "Хоре". Они перевозили 717 солдат и офицеров первого батальона 325-го десантного полка, 41 джип, 20 пушек и 26,5 тонны различных грузов.

Чтобы уменьшить потери самолетов от зенитного огня, высоту отцепки понизили до минимума - 60-100 метров. В результате планеры после отделения от буксировщика находились в воздухе всего полминуты. Это требовало от пилотов высочайшего мастерства, которым они, как правило, не обладали. В результате далеко не всем удавалось приземлиться, не разбив при этом свои машины. Всего по итогам операции "Галвестон" пришлось списать 35 планеров, еще 22 получили повреждения. 17 десантников погибли, 98 были ранены.

Спустя всего лишь два часа после завершения "Галвестона" началась новая операция под кодовым названием "Хакензак". В ней участвовали 30 "Хоре" и 70 CG-4A. Они перевезли 1335 солдат, 25 джипов, девять грузовых прицепов, 13 81-миллиметровых минометов и 45 тонн других грузов. Несмотря на то, что высоту отцепки вновь увеличили до 200 метров, давая планеристам больше свободы маневра, аварийность оставалась высокой. Из 29 "Хоре", долетевших до Франции, разбились 16иеще 10 получили повреждения. Среди CG-4A процент потерь был немного ниже -13 разбитых и 38 поврежденных машин. Погибли трое пилотов и 16 десантников, 89 человек получили травмы.

Последней операцией этого дня, в которой приняли участие американские "Хорсы", стал "Кеокук" - переброска через Ла-Манш вооружения и автотранспорта для 101-й парашютно-десантной дивизии. В 18.30 из Англии стартовали 32 буксировщика с планерами, которые везли 40 джипов с водителями, шесть полевых орудий с прислугой и 19 тонн военного снаряжения. Здесь также не обошлось без "приключений". Два планера по ошибке приземлились за линией фронта и были захвачены нацистами. Еще несколько аппаратов "традиционно" разбились при посадке. Из находившихся на их борту 14 человек погибли, 30 получили ранения.

Всего же в открытии Второго фронта участвовали 517 американских десантных планеров и 1034 пилота-планериста, 25 из которых погибли, 122 получили ранения и 50 пропали без вести (в основном - попали в плен).

На основе полученного опыта стало ясно, что при посадке в боевых условиях "Хорса" опасней для экипажа и пассажиров, чем американский CG-4A. Процент погибших и раненых на "Хорсах", а также - процент аварий оказались гораздо выше. Это объяснялось более крупными размерами английского планера, худшей маневренностью и более длинной посадочной дистанцией. Однако грузоподъемность английской машины почти вдвое превышала максимальную полезную нагрузку ее американского "коллеги", а потому отказываться от ее применения пока никто не собирался.

И в дальнейшем "Хорсы" участвовали во всех крупных десантных операциях союзников на территории Западной Европы. В августе 1944-го 372 "Вако" и 35 "Хоре" приняли участие в высадке на юго-востоке Франции (операция "Драгун"). Десант выполнил свою задачу, но после этой операции лишь около 40 из 409 планеров оказались пригодными для повторного использования и всего два из них не получили при посадке вообще никаких повреждений! Среди пилотов насчитывалось 11 погибших и более 30 раненых.

Наиболее массово "Хорсы" применялись в операции "Маркет Гарден" - предпринятой англичанами в сентябре 1944-го попытке прорыва фронта в Голландии путем комбинированного встречного удара воздушных десантников и наземных войск. Для обеспечения успеха требовалось захватить и удержать до подхода основных сил мосты через Рейн у города Арнем. Именно эту задачу и возложили на планеристов-десантников.

В первый день операции стартовало 478 планеров, из них более 320 "Хоре". Из-за сильной турбулентности 24 планера оборвали буксировочные тросы еще над Англией и совершили вынужденные посадки. Один по неизвестной причине развалился в воздухе (все, кто на нем летел, погибли). Еще пять "Хоре" сорвались с буксира над Северным морем. Пилотам пришлось садиться на воду, но благодаря хорошо налаженной службе спасения их удалось быстро эвакуировать.

Огромное количество самолетов и планеров, скопившихся в небе над целью и ждавших своей очереди на посадку, требовало от пилотов усиленного внимания, но без инцидентов все же не обошлось. Два "Хорсы" после отцепки столкнулись в воздухе и рухнули на лес. Еще три планера и один буксировщик сбили немецкие зенитки. И все же большинство более-менее удачно приземлилось в заданных квадратах к западу от Арнема.

Следующий день стал рекордным. Одновременно в воздух поднялись 1205 буксировщиков с планерами, которые везли почти 6700 солдат и офицеров, 60 орудий с боеприпасами, 680 автомобилей различных типов, почти 600 тонн военного снаряжения и даже два бульдозера для расчистки аэродромов и строительства укреплений!

Такое скопление воздушных судов вызвало в небе над Арнемом и на посадочных площадках настоящий хаос. Никем до сих пор не подсчитано, сколько планеров разбилось в тот день, сколько столкнулось в воздухе, а сколько стало жертвами зенитного огня, но в любом случае их количество исчисляется сотнями. Десантники сразу вступили в ожесточенные бои с немецкими войсками, и им было не до подсчета потерь.

Всего в операции "Маркет-Гарден" было использовано 2596 десантных планеров - практически весь запас, имевшийся на тот момент в Великобритании. 2239 из них выполнили свою задачу, доставив в заданный район 13780 солдат, 1689 автомобилей, 290 артиллерийских орудий и 1259 тонн иных грузов. Еще около 19000 десантников спустилось на парашютах.

Благодаря столь значительной концентрации сил англичанам удалось быстро захватить Арнем и вожделенные мосты через Рейн. Однако затем наступило повторение прошлогодних историй с захватом мостов на Сицилии, только в гораздо более крупных масштабах и с несравненно более тяжелыми для британцев последствиями. Немецкие войска, подтянув подкрепления, в том числе танки и самоходные орудия, нанесли мощный контрудар и в упорных боях разгромили десантников. А наземные части союзников так и не успели прийти им на помощь.

Город и мосты вновь перешли в руки немцев, которые удерживали их до весны следующего года. За неделю боев погибло, пропало без вести или оказалось в плену свыше 13000 десантников и около полутора тысяч членов экипажей планеров и буксировщиков.

"Маркет-Гарден" стал самым крупным поражением британских ВДВ, от которого они не смогли оправиться до конца войны.

В финальной воздушно-десантной операции на Западном фронте, получившей название "Варсити", первую скрипку уже играли американцы. Из 1350 планеров, собранных к середине марта 1945 года для высадки на восточном берегу Рейна, 860 несли на крыльях белые звезды и только 490 - английские трехцветные круги (440 "Хоре" и 50 "Хамилькаров"). Но и для них у англичан не нашлось достаточного числа планеристов. Пришлось в приказном порядке отправлять на переучивание курсантов летных школ. После трехнедельных ускоренных курсов переподготовки им предстояло совершить единственный боевой вылет на "одноразовых" летательных аппаратах.

В ночь на 24 марта союзные войска начали форсирование Рейна у города Визель. А через пять часов после того, как первые плавающие танки и бронетранспортеры-амфибии выкатились на восточный берег, стартовали британские планерные сцепки с 6-й десантной дивизией.

До точки назначения добрались 449 планеров. Здесь их встретил яростный зенитный огонь. Немцы хорошо подготовились к встрече. По воспоминаниям английских ветеранов-десантников, такой плотности стрельбы им до этого не доводилось видеть ни разу.

Немцы старались целиться по самолетам, но планеристам тоже досталось. Деревянные "Хорсы" и "Хамилькары" от попаданий зажигательных и трассирующих пуль вспыхивали, как факелы. Хуже всех пришлось тем, кто вез джипы с заправленными бензобаками и канистры с бензином. Если горючее воспламенялось, люди, находившиеся внутри фюзеляжа, моментально сгорали заживо. Всего было сбито |23 буксировщика и не менее 10 планеров. Еще 284 аппарата, многие из которых получили повреждения еще в воздухе, разбились при посадке. Только убитыми англичане потеряли в тот день 101 пилота. Данные о потерях десантников не публиковались. Также, кстати, не публиковалось полных данных о потерях американцев. Известно только, что у них не вернулись на аэродромы 12 самолетов-буксировщиков.

Десант все же выполнил поставленную задачу, нанеся удар с тыла по он немецким войскам, защищавшим свои позиции на восточном берегу Рейна. В 15.00 десантники соединились с наступавшими им навстречу наземными частями. Самый мощный рубеж немецкой обороны на Западе был прорван. Союзные войска, почти не встречая сопротивления, устремились в глубь Германии. До победы оставалось чуть больше полутора месяцев.

На этом заканчивается история самого массового английского десантного планера. А вскоре после окончания войны сам этот класс летательных аппаратов утратил свое значение и перестал существовать.
 










Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100