Уголок неба ¦ Ударный отряд "Гремлин"

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Ударный отряд "Гремлин"
             
         n Михаил Жирохов  


 

 

Воздушная война на Тихом океане в годы Второй Мировой войны для массового отечественного читателя по разным причинам на сегодняшний день остается "терра инкогнита". Однако она изобилует многочисленными интересными моментами и коллизиями. Как, например, японские летчики на службе Британской империи.

После развала Японской империи в августе 1945 года британское военное командование немедленно взяло под контроль Южный Индокитай (Вьетнам), всю Яву, Борнео, Целебес и Западную Новую Гвинею. В Индокитае при общем населении в 128 миллионов человек на тот момент находилось 122700 пленных и интернированных лиц. А всего примерно 633 тысячи японских военных, 93 тысячи японских гражданских лиц и около 10 тысяч тайваньцев и корейцев были демобилизованы и должны были репатриированы. При этом основную роль в перевозке и обустройстве такого количества людей легло на британцев (американцы при этом демонстративно дистанцировались). Поэтому для переброски этого контингента британцы создали дополнительно 9 транспортных эскадрилий и две эскадрильи спецназначения.


Транспортные "Nell" группы "Гремлин" на одном из индокитайских аэродромов

Так как в Индокитае на какое то время установился вакуум власти, то на Севере подняли голову вьетнамские националисты Вьетминя, которые объявили о независимости от Франции. На помощь им немедленно пришли китайские отряды.

Первым самолетом союзников, который приземлился в сентябре 1945 года на аэродром Тан Сон Нхут стал американский C-47, который принадлежал ОСС (предшественник ЦРУ). Задачей американских разведчиков был сбор информации. В числе прочего в отчете появилась запись: "найдено около 50 японских транспортных самолетов, истребителей и истребителей-бомбардировщиков". Тут же отмечалось, что власть в Сайгоне формально принадлежит японцам, однако в городе насчитывается около тысячи вооруженных повстанцев, которые называют себя "аннаманцами".

6 сентября начали прибывать первые британские подразделения – основа из состава 1/19-го Хайдерабадского полка с приданными частями инженеров и медиков. Первым делом был организован отдел службы отправки военнопленных RAPWI (Recovery of Allied Prisoners of War and Internees). Была установлена радиосвязь с Рангуном, где находилось командование британских оккупационных сил.

Для координации воздушных перевозок от RAF в Сайгон был направлен маршал Вальтер Чешир. По его совету в Тан Сон Нхут в течение сентября были переброшены "Спитфайры" Mk VIII 273-й эскадрильи, а также сводные разведывательные звенья от 681-й и 684-й эскадрилий, вооруженные как "Спитфайрами" XIX, так и "Москито" PR34. Их задачей была невооруженная разведка и сопровождение транспортных самолетов. Тогда же у Чешира возникла мысль о создании оперативного соединения "Гремлин", куда кроме британских и французских самолетов вошли бы и японские самолеты и пленные летчики.

Командовать группой был назначен сквадрон лидер МакНаб. Большинство же вылетов выполнили японские летчики под плотным контролем британцев. Это были кроме вылетов на разведку также полеты на выброску листовок, гуманитарных грузов, а также перевозке японских, британских и французских репатриантов. Кроме Индокитая самолеты "Гремлина" отметились в Бангкоке и Сингапуре.


Японские военнопленные механики обслуживают двигатель "Москито" 81-й эскадрильи под присмотром капрала Симса, аэродром Селетар, ноябрь 1946 года

Для фоторазведки и связных полетов широко применяли Ki-36 'Ida', Ki-51 'Sonia', Ki-46 'Dinah' и Ki-48 'Lily', для транспортных полетов также привлекали Ki-21 'Sally', Ki-54 'Hickory', Ki-57 'Topsy' и L2D "Tabby". Причем самолеты использовались достаточно интенсивно – так, только за январь 1946 года японцы налетали 810 часов в 408 вылетах, перевезя более чем 2200 пассажиров и 228 тонн грузов. Для сравнения, например, возьмем 118-е Крыло RAF в Бирме, которое состояло из трех эскадрилий "Дакот" и за этот же период перевезло в Гонконг 4500 пассажиров.

На большинстве японских самолетов опознавательные знаки были закрашены и заменены на зеленые кресты. При этом часть самолетов, например, Ki-43 'Oscar' получили красные кресты, что хорошо идентифицируется на монохромных фотографиях. Почему это было сделано – до сих пор неясно.

"Гремлин" просуществовал весьма недолго – самолеты работали на износ, запчастей было взять неоткуда. Отметим также, что Ki-43-III Ko из состава бывшего 64-го сентая на Тан Сон Нхуте недолгое время были основными истребителями французских ВВС в Индокитае, но это уже совсем другая история.









Уголок неба. 2015 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100