главная история авиации авиация второй мировой
   Хэллкэты над Европой
             
         n  



Истребитель F6F предназначался прежде всего для Тихоокеанского ТВД. Тем не менее, его использовали и в Ев╜ропе. Однако немцы были совсем дру╜гими противниками, нежели японцы.

Истребители F6F использовались главным образом для поддержки десан╜тных операций в Европе. Англичане, которые в начале войны испытывали нехватку палубной авиации, заказали партию истребителей F4F ╚Wildcat╩, которым первоначально присвоили обо╜значение ╚Martlet╩, F4F стал первым американским палубным истребителем, принятым на вооружение английским ВМФ. Пилотам нравилась прочность и надежность машины. До 1945 года анг╜личане получили почти 1100 истребите╜лей F4F ╚Wildcat╩ и FM-2.

Летом 1943 года английская палубная авиация получила первые машины F6F и F4U. Всего англичане получили 2000 истребителей F4U ╚Corsair╩. Это был самый многочисленный тип американских самолетов.

Первая английская эскадрилья, оснащенная истребителями F4U, была сформирована в Квонсет-Пойнт на ос╜трове Роуд в начале июня 1943 года. не коты╩ начали поступать в Англию чуть позже. Первой частью, получившей F6F-3 стала 800-я эскадрилья FAA, которая прежде летала на Hawker Sea ╚Hurricane╩. В соответ╜ствии с принятой в Англии системой, самолет F6F-3 получил обозначение ╚Gannet╩ Mk I. Но уже в январе 1944 года все американские самолеты полу╜чили свои ╚родные╩ имена. ╚Gannet╩ стал называться ╚Hellcat╩, ╚Martlet╩ - ╚Wildcat╩, a TBM ╚Harpoon╩ - ╚Avenger╩.

Истребители F6F-3 из 800-й эскад╜рильи FAA стали первыми из 252 машин этого типа, полученных англича╜нами. Позднее Великобритания полу╜чила 930 истребителей F6F-5. назван╜ных ╚Hellcat╩ Mk II.

Первая операция с использовани╜ем истребителей ╚Gannet╩ имела мес╜то в декабре 1943 года. 800-я эскадри╜лья с палубы авианосца ╚Emperor╩ вылетела на перехват немецких кораб╜лей у берегов Норвегии. Из-за слабого сопротивления люфтваффе над Скан╜динавией, английские истребители ╚Hellcat╩ выступали в роли штурмови╜ков и истребителей-бомбардировщи╜ков, подавляя артиллерию ПВО и по╜ражая наземные цели.

В это время серьезную угрозу для английского судоходства представлял немецкий линкор ╚Tirpitz╩, базировав╜шийся в Каа-фьорде, Норвегия. Для его уничтожения англичане привлекли четыре авианосца, в том числе ╚Emperor╩ с 800-й эскадрильей на бор╜ту. Истребители обеспечивали воздуш╜ное прикрытие, в то время как основной удар должны были наносить бом╜бардировщики Fairey ╚Barracuda╩, ба╜зировавшиеся на борту авианосцев ╚Victorious╩ и ╚Furious╩. Предполага╜лось провести два налета. В каждом налете должны были участвовать 21 бомбардировщик-торпедоносец ╚Barracuda╩ в сопровождении 20 истре╜бителей ╚Hellcat╩ и 20 ╚Wildcat╩. Пер╜вый эшелон поднялся в воздух 3 апре╜ля 1944 года в 4:15. Английские авиа╜носцы в этот момент находились в 120 милях западнее Каа-фьорда. Англича╜не всю дорогу к цели шли низко над водой, стараясь не попасть на экраны немецких радаров.

Через час и 15 минут после взлета пилоты увидели линкор ╚Tirpitz╩, сто╜явший на якоре. Немцы оказались зах╜вачены врасплох. Тем не менее, оборо╜няющаяся сторона начала ставить ды╜мовую завесу и открыла плотный заг╜радительный зенитный огонь. Через 90 секунд после обнаружения цели анг╜лийские истребители резко спикирова╜ли и обстреляли территорию порта из 12,7-мм пулеметов. Затем атаковали бомбардировщики. Атака прошла ус╜пешно. Немцам удалось сбить только один бомбардировщик. Линкор ╚Tirpitz╩ получил девять прямых попа╜даний, еще пять бомб разорвались в опасной близости от борта.

Второй эшелон оказался над целью в 6:40. Бомбардировщикам удалось добиться еще пяти прямых попаданий, в то время как истребители продолжи╜ли терзать немецкую зенитную артил╜лерию.

Во время второго налета англича╜не потеряли один бомбардировщик и один ╚Hellcat╩. Однако операция за╜вершилась успешно, поскольку немец╜кий линкор вышел из строя на четыре месяца.

В августе англичане предприняли новую попытку потопить ╚Tirpitz╩. Но на этот раз результаты были нулевые из-за плохой погоды. Два эшелона ос╜тались на авианосцах, а два отозвали с полпути. Следующий и последний налет состоялся 24 августа. В нем уча╜ствовала оснащенная истребителями ╚Hellcat╩ ML 11840-я эскадрилья FAA с авианосца ╚Furious╩. В этот раз анг╜личанам удалось лишь незначительно повредить линкор.

В мае 1944 года англичане провели две операции, по подавлению немец╜кого судоходства. В ходе этих опера╜ций английским истребителям ╚Hellcat╩ удалось одержать первые и единственные воздушные победы в Ев╜ропе. В этих операциях участвовала 800-я эскадрилья с авианосца ╚Emperor╩. Кроме того, в операции участвовали авианосцы ╚Furious╩ и ╚Archer╩.

8 мая 1944 года 800-я эскадрилья сопровождала бомбардировщики ╚Barracuda╩, когда их перехватила группа немецких истребителей Bf 109 и Fw 190. Немецкие самолеты по ско╜рости превосходили английские. Одна╜ко истребитель ╚Hellcat╩ отличался луч╜шей маневренностью, и английские пи╜лоты полностью использовали это пре╜имущество. Потеряв две машины, они смогли сбить три немецких истребителя.

Спустя шесть дней, 14 мая 1944 года истребители ╚Hellcat╩ с авианосца ╚Emperor╩ снова обнаружили немец╜кие самолеты. На этот раз противник был гораздо слабее - два двухмоторных гидросамолета Не 115.

Последняя операция с участием истребителей ╚Hellcat╩ имела место на Средиземном море.

Семь английских эскортных авиа╜носцев в августе 1944 года участвова╜ли в поддержке союзнического десан╜та в Южной Франции. Одним из авиа╜носцев был все тот же ╚Emperor╩ с 800-й эскадрильей на борту. Командовал эскадрильей ветеран части полковник Г.Р. Хендерсон. В его распоряжении было 12 истребителей ╚Hellcat╩. Анг╜лийские авианосцы, объединенные в две оперативные группы, были усиле╜ны двумя американскими авианосцами ╚Tulagi╩ и ╚Kasaan Bay╩. Каждый из американских авианосцев нес по эскад╜рилье из 24 истребителей F6F-5. На ╚Tulagi╩ также находилась разведыва╜тельная эскадрилья VOF-1 полковни╜ка Уильяма Ф. Брингла, также осна╜щенная истребителями ╚Hellcat╩.

На борту ╚Kasaan Bay╩ находилась эскадрилья VF-74, которой командовал подполковник Гарри В. Басе. Номиналь╜но это была истребительная эскадрилья, но на практике ей приходилось зани╜маться разведкой и штурмовыми нале╜тами. Несмотря на недостаточный опыт, пилоты Басса применяли ракеты и бом╜бы с эффективностью 35%.

Всего на союзнических эскортных авианосцах находилось 97 ╚Seafire╩, 71 ╚Hellcat╩ и 52 ╚Wildcat╩. Истребители F6F, имевшие большую дальность по╜лета и оснащенные направляющими для ракет, оказались наиболее эффективными палубными самолетами союз╜ников. Истребители ╚Hellcat╩ летали в район Тулузы, на 200 миль вверх по Роне, в район Канн и Ниццы. Опера╜ция ╚Anvil-Dragoon╩ началась 15 авгу╜ста 1944 года. Туманным утром две эскадрильи американской палубной авиации атаковали батарею из 4 орудий на острове Де-Перкель. Низкая облач╜ность помешала оценить результаты на╜лета. Тем не менее, истребители ╚Hellcat╩ провели разведку плацдарма, попутно используя бомбы, ракеты и даже 350-фунтовые (160-кг) глубинные бомбы с ударным взрывателем.

Налет на железнодорожную линию между Арлем и Мирена оказались бо╜лее простой задачей, чем непосред╜ственная поддержка частей американ╜ской 12-й армии. Разрушение железно╜дорожного полотна не позволило не╜мецкому командованию свободно ма╜неврировать даже теми немногими из имеющихся резервов. Авиация барра╜жировала вдоль дорог, ведущих к плацдармам, не давая немцам разви╜вать контрнаступление. Всего в день высадки десанта истребители с авиа╜носцев ╚Tulagi╩ и ╚Kasaan Bay╩ совер╜шили 100 боевых вылетов, в том числе 60 VF-74. Был потерян всего один самолет, который получил повреждения от огня 20-мм зенитной пушки и не смог выпустить крюк аэрофинишера. Этот самолет был отправлен на аэро╜дром Катерен на Корсике в ремонт. Два самолета вместе с пилотами с авиа╜носца ╚Kasaan Bay╩ не вернулись 17 августа с дальней разведки. Командир полка и его ведомый потеряли контакт с основными силами патруля и их больше никогда не видели.

До этого времени люфтваффе не проявляло активности. Восемь ╚Hellcat╩ из VOF-1 заметили 19 авгус╜та три Не 111 к северо-западу от Тарасона, но из-за низкой облачности пе╜рехватить немецкие самолеты не уда╜лось. Два F6F-5 приземлились на па╜лубе авианосца ╚Emperor╩ буквально на последних каплях бензина.

Во вторую половину дня два звена с авианосцев ╚Tulagi╩ действовали удачливее. Проводя тактическую раз╜ведку в районе реки Роны, заместитель командира VOF-1 заметил два Не 111. Звено полковника Джона Сандора ата╜ковало оба бомбардировщика, кото╜рые направлялись на юг. Немецкие машины разошлись в разные стороны. Один из них, подбитый капитаном Рене Э. Пуселом и 2-м лейтенантом Альфредом Р. Вудом, разбился в... род╜ном городе Пусела. Сандор и 2-й лей╜тенант Дэвид Робинсон атаковали вто╜рой бомбардировщик. Немецкий пи╜лот посадил машину на первой попав╜шейся площадке. Однако посадка про╜шла неудачно и самолет получил по╜вреждения. Оба американца снизи╜лись, чтобы расстрелять самолет на земле. Плотный свинцовый дождь раз╜нес самолет и не оставил никаких шан╜сов членам экипажа.

Вскоре к югу от Вьенна 2-й лейте╜нант Вуд заметил третий Не 111, кото╜рый также вскоре был сбит.

Кроме этих трех самолетов, пило╜ты звена Сандора уничтожили 21 гру╜зовую машину, замаскированные вет╜ками, один паровоз и сожгли еще де╜сять единиц автотранспорта.

VF-74 также одержала одну побе╜ду. Командир эскадрильи подполков╜ник Басе и три других пилота ╚поде╜лили╩ Ju 88. который упал на берегу Роны. В тот же день к югу от Лиона шесть F6F с ╚Kasaan Bay╩ перехвати╜ли Do 217. Победу записали на счет пары 1-й лейтенант Э.У. Кастанедо и 2-й лейтенант К.У. Халлард.

Следующий день (пятый с момен╜та высадки) стал худшим для амери╜канских истребителей днем кампании. Эскадрилья VF-74 потеряла три само╜лета и двух пилотов, в том числе само╜го Гарри Басса. Командир эскадрильи попал под огонь немецкой зенитной артиллерии во время атаки наземных целей в районе Шамле. Два самолета потеряла и VOF-1. 21 августа истреби╜тели провели несколько воздушных боев. Лейтенант Эдвард У. Олыпевки и 2-й лейтенант Ричард В. Йенцер об╜наружили над Роной три транспорт╜ных самолета Ju 52. Несмотря на то, что оба истребителя были повреждены в предыдущем бою, пилоты решили атаковать легкую цель. Олыневски сбил два ведомых Ju 52, а Йенцер - ведущий самолет. В тот же день эскад╜рилья VOF-1 потеряла один ╚Hellcat╩. Это был девятый американский F6F, потерянный в ходе операции. Амери╜канские эскортные авианосцы на два дня покинули район плацдарма для пополнения запасов топлива, а 24 ав╜густа снова подключились к операции.

Во время отсутствия американских авианосцев. ╚Emperor╩ потерял три истребителя ╚Hellcat╩ (22 августа), по╜павших под огонь немецкой зенитной артиллерии.

Последние шесть дней операции ╚Anvill-Dragoon╩ прошли без серьез╜ных происшествий. В период между 24 и 29 августа союзники потеряли толь╜ко два истребителя ╚Hellcat╩, оба с авианосца ╚Tulagi╩. Обоих пилотов удалось подобрать. На протяжении 13 дней операции ╚Tulagi╩ и ╚Kasaan Bay╩ потеряли 11 истребителей ╚Hellcat╩. Эти потери стали платой за 825 унич╜тоженных и 335 поврежденных единиц автотранспорта, 84 выведенных из строя паровозов, разрушенные в не╜скольких местах железнодорожное по╜лотно, а также восемь сбитых самоле╜тов люфтваффе. Командующий опера╜тивной группой английский контр-ад╜мирал Т.Х. Трубридж высоко оценил боевые возможности истребителей в роли штурмовиков. Отдельно контр-адмирал в своем рапорте отметил ис╜требители F6F, написав: ╚Американс╜кие самолеты, особенно ╚Hellcat╩, по╜казали свое качество╩.













Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100