главная история авиации авиация второй мировой
   Дебют Корсаров
             
         n  

Американцы начали наступление на юго-западный периметр обороны японцев в Тихом океане в начале 1942 г. План адмирала Кинга предусматри╜вал последовательное продвижение от Ифэта на Новых Гебридах к Эспириту-Санто, затем, с вновь построенных баз - к Соломоновым островам и архипелагу Бисмарка. Тихоокеанский театр военных действий 4 апреля 1942 г. разделили на две зоны ответствен╜ности: генерал Дуглас Макартур командовал войсками Юго-Западной ча╜сти Тихого океана, адмирал Честер Нимитц принял командование группировкой в Центральной части. Соглас╜но общей стратегии силам Нимитца предстояло совершать ╚лягушачью прыжки╩ с острова на остров через всю Центральную часть Тихого океана. Отправной точкой для ╚маршрута сле╜дования╩ выбрали острова Гилберта, высадка на которые была намечена на ноябрь 1942 г. Далее следовало занять Маршалловы острова, Марианы, Иводзиму и Окинаву. Макарутр в это время должен был продвигаться через Соломо╜ны и Новую Гвинею к Филиппинам.

Ключом к успеху янки в кампании на Соломоновых островах стал быстрый захват недостроенного японского аэродрома на ост╜рове Гуадалканал. Первая волна десанта высадилась на Гуадалканале 7 августа 1942 г., а 12-го числа аэродром уже был готов принят американс╜кие самолеты. Летчики через несколько дней окрестили базу Хендерсон-Филд. Авиа╜ция, действовавшая с основ╜ного аэродрома и с двух ╚сателлитных╩ взлетно-посадоч╜ных площадок ╚Fighter Strip One╩ и ╚Fighter Strip Two╩ получили прозвище ╚Cactus Air Force╩. Словом ╚Кактус╩ был за╜шифрован в американских планах ос╜тров Гуадалканал, так что колючее ра╜стение из которого делают огненную воду под маркой ╚текила╩, здесь не причем. Соломоновы острова японцы отстаивали с большим упорством. По╜теря Соломонов означала потерю Ра-баула - главного бастиона японского периметра обороны в Южной части Тихого океана. В боях за острова япон╜ская авиация и флот понесли тяжелей╜шие потери, здесь погиб цвет импера╜торских моряков и летчиков. От этих потерь Япония так и не оправилась.

Ожесточенное сражение за Соло╜моновы острова было далеко от завер╜шения, когда 12 февраля 1943 г. на Гуадалканале приземлились истребители Чэнс-Воут F4U-1 ╚Корсар╩ из эскадри╜льи VMF-124 корпуса морской пехоты США - первого подразделения авиа╜ции КМП США, оснащенного истре╜бителя данного типа. Эскадрильей ко╜мандовал майор Уильям И. Гиз. Имев╜шие вдвое большую дальность полета по сравнению с истребителями F4F, ╚Корсары╩ значительно расширили радиус действия авиации ╚Cactus Air Force╩. ╚Корсары╩ могли сопровож╜дать тяжелые бомбардировщики ВВС США в дальних рейдах на аэродромы японской авиации, расположенные в центральной и северной частях Соломо╜нов. В составе первой группы летчиков, прибывших на Гуадалканал в составе эскадрильи VMF-124, находился лейте╜нант Кеннет А. Уэлш - первый ас, завое╜вавший почетный титул, летая на ╚Кор╜саре╩. Вот как вспоминал о боевом де╜бюте нового истребителя:

Мы получили ╚Корсары╩ в конце октября 1942 г. Самолеты были еще ╚сырыми╩, их требовалось ╚довести╩, прежде чем отправлять в бой. Эскад╜рилья располагало 24 истребителями и 29 летчиками. До отправки на Тихий океан каждый из нас налетал на ╚Кор╜саре╩ по 20 часов, выполнил одну стрельбы в полете, один ночной полет. Программа подготовки была явно сжа╜той, однако необходимость присут╜ствия ╚Корсаров╩ на Тихом океане ощущалась очень остро. Учиться пред╜стояло в боях. На Гуадалканале бази╜ровались истребители F4F ╚Уайлдкэт╩, которые с огромным трудом еще могли обеспечить ПВО острова, но принимать участие в наступательных операциях им не позволял недостаточ╜ный радиус действия. Японские ╚Зеро╩ играл с ╚Уайлдкэтом╩ словно кошка с мышкой. Для наступательных операций на Тихоокеанском театре военных дей╜ствий подходили всего два американских истребителя - Локхид Р-38 ╚Лайтнинг╩ и Чэнс-Воут F4U-1 ╚Корсар╩.

Приказ отбыть на театр военных действий мы получили в первую неде╜лю января 1943 г. Все наши 24 ╚Корса╜ра╩ погрузили на палубу авианосца ╚Китти Хок╩. Корабль доставил само╜леты на Новые Гебриды, в Эспирито-Сантос. После двенадцатидневного пребывания на Гебридах, мы прибы╜ли на Гуадалканал, а 12 февраля 1943 г. состоялся первый боевой вылет. Мы взлетели на рассвете - предстоял полет по маршруту протяженностью 550 миль на сопровождение бомбардиров╜щиков PB4Y (модификация самолета В-24 для ВМС США). Вернулись мы на базу мы к полудню: полет завершился даже раньше, чем планировалось. Че╜рез час мы вновь были в воздухе - те╜перь сопровождали летающую лодку PBY ╚Каталина╩. В бою над Коломбонгара в 200 милях от Гуадалканала были сбиты два истребителя F4F-4 ╚Уайлдкэт╩. За первый боевой день двенадцать пилотов ╚Корсаров╩ нале╜тали по девять часов.

Сбитыми были лейтенант Джефферсон Дебланк (восемь побед на ╚Уайлдкэте╩) из эскадрильи VMF-112 и стэфф-сержант Джеймс А. Фелтон из эскадрильи VMF-121. Последний прежде чем был сбит сам уничтожил пять японских пикирующих бомбарди╜ровщиков, державших курс на Гуадал╜канал. За свой подвиг Фелтон получил Почетную медаль Конгресса.

В ходе этого полета мы приблизи╜лись на расстояние всего 50 миль к крупной базе японских ╚Зеро╩. Я с ужа╜сом думал о том, что может быть, если в воздухе появятся японские истреби╜тели - все наши летчики не имели бое╜вого опыта, к тому же мы летели на небольшой высоте. Мы могли поте╜рять большинство, если не всех ╚Кор╜саров╩. Удача улыбнулась нам: ╚Зеро╩ не появились, а мы благополучно вер╜нулись на Гуадалканал.

Я полгал, что у нас будет время изу╜чить район полетов, увы мои геогра╜фические представления о районе так и остались на прежнем уровне: Тулаги, Саво, мыс Эсперанс и Русселз - вот и все, что я знал. После возвращения перед нами поставили очередную зада╜чу- сопровождать В-24 в налете на сто╜явшие в порту Буин японские кораб╜ли. В двух полетах я летал ведущим третьего звена, но в этом занял свое обычное место лидера четвертого, за╜мыкающего строй, звена. Согласно принято системе нумерации получа╜лось, что бортовой номер моего само╜лета должен быть ╚13╩. Вопреки суе╜вериям, в дальнейшем на борту всех истребителей на которых я буду летать станет красоваться номер ╚13╩. В этом полете нам опять удалось избежать знакомства с ╚Зеро╩. Фортуна нам явно благоволила.

Мой первый по-настоящему бое╜вой вылет состоялся 14 февраля. Япон╜цы тогда нас поджидали. Мы вновь эскортировали четырехмоторные ╚Либерейторы╩, на сей раз им предстояло нанести удар по аэродрому Кахили. Японская служба наблюдения и опо╜вещения обнаружила наши самолеты задолго до цели. Над Кахили нас встре╜тили ╚Зеро╩. В том бою мы потеряли двух парней из нашей эскадрильи, кро╜ме того были сбиты два ╚Либерейтора╩, четыре ╚Лайтнинга╩ и два одно╜моторных истребителя Р-40. Японцы потеряли три ╚Зеро╩, один из которых столкнулся в лобовой атаке с ╚Кор╜саром╩. Наш первый бой вошел в ис╜торию эскадрильи как ╚Ужасный день Святого Валентина╩. Аналогичный вылет планировался на утро 15 февра╜ля, но его отменили непосредственно перед взлетом.

Мы первыми получили ╚Корсары╩, никто еще не мог объяснить нам силь╜ные и слабые стороны новейших истре╜бителей. Требовалось самим разрабаты╜вать тактику воздушных боев на F4U. Мы знали - вслед за нашей ╚Корсары╩ поступят на вооружение множества эс╜кадрилий, летчики которых будут брать пример с нас. Я попросил одного летчи╜ка, который добился в первые дни сражения за Гуадалканал впечатляющих результатов, летая на ╚Уайлдкэте╩, что он думает о боях с ╚Зеро╩. Он ответил кратко: ╚Тебе не сесть ему на хвост╩.

Я быстро усвоил, что высота явля╜ется ключевым фактором в воздушном бою. Кто выше, тот и диктует ход боя. В этом плане летчикам ╚Зеро╩ не све╜тило - мы легко делали их в наборе высоты. ╚Корсар╩ превосходил ╚Зеро╩ по всем параметром, за исключением скорости сваливания (у ╚Зеро╩ она была меньше) и маневренности в гори╜зонтальной плоскости. Потребовалось время, но мы придумали эффективные приемы воздушного боя с японскими истребителями. Больше в преддверии встречи с ╚Зеро╩ я не чувствовал себя жертвой. Я знал, что такое ╚Зеро╩ и как с ними бороться. Я знал как стрелять из пулеметов и пользоваться прицелом Mk 8. По сетке прицела, зная размеры ╚Зеро╩ было достаточно просто опре╜делить дистанцию до цели. Шесть крупнокалиберных пулеметов ╚Корса╜ра╩ имели боекомплект по 400 патро╜нов на ствол и скорострельность 800 выстрелов в минуту. В патронных лен╜тах патроны с зажигательными пуля╜ми чередовались с патронами с броне╜бойными и с трассирующими пулями. За двухсекундную очередь пулеметы выпускали 150 патронов, а ╚Зеро╩, по╜добно большинству японских самоле╜тов, не имел ни бронирования, ни протектированных топливных баков. В конструкции планера самолета наряду с алюминием применялся магний. Маг╜ний и вытекшее из пробитого бака топ╜ливо - чертовски огнеопасная смесь! Представьте себе в какой факел могли превратить японский самолет 30-40 хороших попаданий!

Однажды я закрутился с ╚Зеро╩ в собачьей схватке и потерял скорость, а на малых скоростях японец имел пре╜имущество. Мне сильно повезло - я уцелел. Всего я уничтожил 21 японский самолет, 17 из них были ╚Зеро╩, в воз╜душных боях я сбил пять самолетов противника. Меня самого сбивали трижды, причем всегда внезапно - я не видел противника. Думая, что и япон╜ские летчики, которых сбил я меня так╜же не видели. Когда на Тихий океан стали прибывать вооруженные ╚Кор╜сарами╩ эскадрильи, то мы могли уже кое-чему научить новичков.

К июлю-августу 1943 г. на Соломо╜новых островах уже имелось восемь оснащенных ╚Корсарами╩ эскадрилий. Наш первый ╚тур╩ на войну продол╜жался примерно семь месяцев: первый боевой вылет состоялся 12 февраля 1943 г., последний - 7 сентября. За это время мы сбили 68 самолетов против╜ника, боевые и небоевые потери в ╚Корсарах╩ составили 30 машин; в боях погибло 11 летчиков, трое не справились с управлением при манев╜рировании в бою и разбились, еще чет╜веро пропало без вести. Среди погиб╜ших пилотов был первый командир эскадрильи майор Гиз, он не вернулся из боевого вылета 14 мая 1943 г.

Свою первую победу в воздушном бою я одержал 1 апреля 1943 г. Мы патрулировали воздушное простран╜ство между Русселлоом и Паттерсон-Филд. Два часа мы летали челноком между двумя крайними точками района патрулирования, прежде чем нам на смену пришла шестерка ╚Лайтнингов╩. Я развернул свою восьмерку ╚Корса╜ров╩ на курс, ведущий к Гуадалканалу. Менее чем через минуту на ╚Лайтнинги╩ навалилась группа ╚Зеро╩. Нас никто не предупредил о появлении японских самолетов - наземных РЛС обнаружения воздушных целей мы пока в этом районе не имели. Скорее всего, летчики ╚Зеро╩ воспользовались облачностью, чтобы укрыться от на╜блюдателей службы оповещения. Про╜блему японских истребителей следова╜ло решать немедленно самым реши╜тельным способом. Бросив взгляд че╜рез левое плечо, я с удивлением увидел, что ╚Лайтнинги╩ встали в оборони╜тельный круг. Я немедленно приказал своим парням изготовится к атаке: проверить оружие, переключить пода╜чу горючего на основной топливный бак - топливо из резервных баков сле╜довало поберечь для возвращения на Гуадалканал.

Когда мы подошли к месту боя, ╚Зеро╩ и ╚Лайтнинги╩ сцепились в еди╜ный клубок. Мы продолжали набирать высоту над районом боя. Внезапно чуть правее прямо по курсу появился ╚Зеро╩. На доли секунды я оказался заворожен зрелищем эстетически пре╜красного самолета с чистыми аэроди╜намическими формами. Но мы были здесь как раз для того, чтобы сбивать эти красивые машины. Я взял упреж╜дение для стрельбы - японец заложил вираж. Я находился внутри его вира╜жа, дал очередь, но промахнулся. Мой ведомый лейтенант Раймонд, открыл огонь одновременно со мной. Раймонд стрелял удачнее - ╚Зеро╩ вспыхнул. В этот момент я заметил еще один ╚Зеро╩ - прямо на 12 часах! Японский летчи╜ки не видел меня, поэтому сбить ╚Зеро╩ большой проблемы не составило.

Мы начали действовать с острова Мунда вечером 14 августа. На следую╜щий день в третьем боевом вылете я возглавлял шестерку, мы прикрывали высадку десанта в Велла-Лавелла. Тре╜бовалось не допустить удара японской авиации по силам десанта. С эсминца охранения поступило предупреждение: ╚Ред уан, с севера курсом на запад идут бандиты, много бандитов╩. Я ответил Роджер (жаргон - понял, дескать). Зап╜росите Мунду о помощи╩. У меня почти иссяк запас кислорода, поэтому забраться высоко я возможности не имел. Пришлось дать команду лезть на потолок командиру второго звена кэптену Вэлли Зиглеру (5,333 победы). Внизу остался сам и мой ведомый. Ког╜да японские самолеты приблизились, я атаковал снизу пикирующие бомбар╜дировщики ╚Вэл╩ и сбил пару, прежде чем на меня навалился ╚Зеро╩. Японец зашел в хвост, летчик выпустил удачную очередь из пушки: в мой ╚Корсар╩ по╜пало несколько снарядов, один из них пробил левый крыльевой топливный бак, к счастью бензин не вспыхнул.

Не оставалось ничего другого, как скрыться в облачности, после чего взять курс на базу. В облачности само╜лет попал в штопор. Из блоков я вы╜валился в перевернутом положении с креном в 45 градусов. Ощущения - буд╜то бы находишься в кратере извергаю╜щегося вулкана. Элеронами я вывел истребитель в горизонтальный полет. До Мунды я дотянул, только самолет восстановить здесь не удалось: ╚Кор╜сар╩ разобрали на запасные части для ремонта других машин. Один 20-мм снаряд, выпущенный пушкой ╚Зеро╩, проделал дыру в главном лонжероне крыла и перебил магистраль гидроси╜стемы. В полевых условиях наши тех╜ники плоскости крыльев не меняли. Несмотря на то, что соотношение в воздушном бою было 6:1 в пользу про╜тивника, мы сорвали налет ╚Вэлов╩.

К концу августа мы вернулись на Гуадалканал. К этому времени здесь уже находилось восемь эскадрилий ╚Корсаров╩, прибыли дополнительные подразделения ╚Лайтнингов╩ и Р-40 из состава ВС. Теперь мы могли показать японцам настоящее шоу. Наша эскад╜рилья в полном составе 30 августа со╜провождала бомбардировщики. Когда мы подвергались атаке ╚Зеро╩, я опять не смог набрать высоту - отказал тур╜бонагнетатель. Пришлось делать по╜садку на остров Мунда, где я сменил свой ╚Корсар╩ на машину из эскадрильи VMF-215. Я взлетел и присоеди╜нился к своей группе. Недалеко от по╜бережья Велла-Лавелла японцы сбили один В-24, из экипажа ╚Либерейтора╩ не спасся никто. Одна ╚Аэрокобра╩ также была сбита. Я сцепился с парой ╚Зеро╩, к которым вскоре присоедини╜лось еще четыре истребителя. Японцы взяли мой ╚Корсар╩ в коробочку. Ото╜рваться от преследователей я сумел только на предельной малой, на уров╜не волны, высоте. Двигатель работал с перебоями, но я все же рассчитывал дотянуть до Мунды. Увы, мотор встал, пришлось прыгать совсем недалеко от берега Велла-Лавелла. Меня спас эки╜паж торпедного катера типа ╚Хиггинс╩. Кампанию составил парень, выпрыгнувший из ╚Аэрокобры╩.

В моем звене чаще всего летали 1-й лейтенант Джонстоун, 1-й лейтенант Раймонд и стэфф-сержант Трои. В са╜мых горячих схватках ведомым у меня был Джонстоун. Я сбил больше других самолетов противника, обычное дело - командир звена всегда атакует пер╜вым. Джонстоуна сбил ╚Зеро╩ 1 апре╜ля, но мой товарищ успел выпрыгнуть из горящего ╚Корсара╩. Летчик удач╜но приводнился, а через день уже был на Гуадалканале. Ко мне вернулся на╜дежный и верный ведомый, Джонсто╜ун не однажды спасал мне жизнь.

12 августа мы сопровождали бом╜бардировщиков, в том полете Джон╜стоун снял с хвоста моего ╚Корсара╩ японский ╚Зеро╩. Японец все же успел выпустить очередь - семь 20-мм снарядов и 37 пуль винтовочного калибра. Мой ╚Корсар╩ загорелся, кабина на╜полнилась дымом. ╚Боже, только не здесь!╩- воскликнул я, слишком хоро╜шо зная, ЧТО делают японцы с плен╜ными летчиками. Все же я стал гото╜вится к прыжку с парашютом. Открыл фонарь - дым сразу вытянуло из каби╜ны набегающим потоком воздуха. Я пристроился к группе ╚Либерейторов╩ в надежде дотянуть под прикрытием мощного оборонительного вооруже╜ния бомбардировщиков до аварийной полосы в Сеги на Новой Джорджии. Управлять истребителем было очень тяжело, но я все же сел в Сеги.

Ховард Финн, 1-й лейтенант из той же эскадрильи VMF-124, также стал асом, летая на ╚Корсаре╩. Он так рас╜сказывал о своем боевом опыте:

Первым самолетом противника, который я сбил стал бомбардировщик ╚Бетти╩. Его я завалил 10 июня 1943 г. В тот день нам сопутствовала удача: мы оказались в нужное время в нуж╜ном месте. Ночью один наш транспорт получил попадание торпеды, теперь он двигался со скоростью не более 2-3 уз╜лов. Береговой наблюдательный пост информировал нас о трех японских бомбардировщиках в 100 милях от нас. Мы завершили третий круг над райо╜ном патрулирования, когда японские самолеты подошли на дистанцию ви╜зуального обнаружения. Я качнул кры╜льями истребителя, чтобы привлечь внимание кэптена Эрла Кроу (7 побед) к бомбардировщикам противника. Он меня понял, мы устремились в атаку. Я сбил один ╚Бетти╩, с двумя другими разделались летчики моего звена. Это был очень успешный вылет - мы не допустили атаки вражескими бомбар╜дировщиками поврежденного транс╜порта. Судно с ценным грузом на бор╜ту удалось отбуксировать в Тулаги.

Моя вторая победа в воздушном бою стала воистину удивительной. 16 января японская авиация предприняла массированный налет на Гуадалканал. Никто не успел взлететь на отражение налета. В это время у нас заканчива╜лось время патрулирования. Меня, Эрла Кроу и Тома Матца земля сроч╜но направила в район порта Тулаги. Кроу первым обнаружил противника: ╚Бандиты внизу, над самой водой╩. Мы спикировали к океану, где напо╜ролись на группу ╚Зеро╩. Я пристро╜ился в хвост одного японского истре╜бителя. Точные очереди пулеметов ╚Корсара╩ зажгли ╚Зеро╩. Затем я ата╜ковал ╚Вэл╩, воздушный стрелок бом╜бардировщика отстреливался отчаян╜но, но я сбил ╚Вэл╩. Пикирующие бом╜бардировщики из-за неубирающихся опор основных шасси имели низкую скорость полета. Я мог диктовать ме╜сто и дистанцию боя. У экипажей ╚Вэлов╩ не имелось шансов на удачу в бою с ╚Корсарами╩.

Когда мы только начали воевать, у японцев еще оставались опытные лет╜ные кадры. Эти летчики владели ╚Зеро╩ блестяще, они крутили виражи с очень малыми радиусами. Даже ╚Вэл╩ однажды заложил такой вираж, что с трудом удержался у него на хвос╜те. Низкая скорость не позволила бом╜бардировщику ускользнуть - я все-таки сбил его. В феврале 1943 г. мы дрались с опасным противником, но затем профес╜сиональный уровень японских летчиков в массе стал снижаться, их действия ста╜ли предсказуемыми, а разнообразие ти╜пов маневров уменьшилось. Нередко, обнаружив наше приближение, японцы боевым разворотом уходили от схватки. Я не сомневаюсь, что летом 1943 г. япон╜цы потеряли много опытных летчиков. Восполнить эти кадры противник не смог до конца войны.












Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100