Уголок неба ¦ Китайская авиация в войне с Японией, 1943-45 гг.

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Китайская авиация в войне с Японией, 1943-45 гг.
             
         n Анатолий Демин  



1943 г. в Китае стал переломным в антияпонской войне, так же, как и на других фронтах Второй Мировой. С 19 мая по 6 июня 1943 г. развернулись активные боевые действия в западных районах провинции Хубэй. В воздушных схватках количество и китайских, и японских самолетов нередко доходило до 40 с каждой стороны. 1- я, 2-я, 4-я и 11-я авиагруппы китайцев и 14-е авиакрыло армии США (в общем счете 165 самолетов) сражались плечом к плечу. В боях за Хубэй группы китайских самолетов 53 раза вылетали на боевые задания (истребители совершили 336 самолето-вылетов, бомбардировщики - 88). Всего, по китайским данным, они сбили 31 самолет, 6 уничтожили на земле, а также потопили и повредили 23 японских корабля.

Но гораздо более важным итогом битвы в провинции Хубэй стало то, что китайцы впервые за долгие годы попытались овладеть инициативой в воздушной войне. По словам одного из китайских историков: "... наши ВВС начали от стратегической обороны переходить к контрнаступлению (...) Они проявляли высокую активность в налетах. Определяли направления главных ударов японских ВВС и активно им противодействовали. Проводили широкомасштабные бомбардировки аэродромов противника и позиций вражеских войск. Осуществляли дальние налеты и перерезали тыловые транспортные коммуникации врага."

К середине 1943 г. в китайских ВВС появилось уже достаточное количество американских боевых самолетов и обученных воевать на них летчиков. Вместе с тем, наблюдавший в течение ряда военных лет за малой эффективностью, а фактически полной беспомощностью гоминьдановских авиачастей, Клэр Шэнно пришел к выводу о целесообразности объединения всех воевавших в Китае авиационных подразделений.

Правительство Чан Кайши положительно восприняло эту идею, и 5 ноября 1943 г. в Гуйлине "для лучшей организации взаимодействия китайских и американских воздушных сил" было создано смешанное американско-китайское 16-е авиасоединение. Первоначально в него вошли 1-я, 3-я и 5-я китайские авиагруппы, а также часть летного состава 14-го авиакрыла США.

Командующим этой "авиаинтербригадой" стал все тот же Шэнно, успевший получить звание генерала американских ВВС. Все командование было совместным, на паритетных началах. На каждом уровне управления находились два командира, по одному от каждой стороны. Летный и наземный персонал на 2/3 состоял из китайцев. Авиасоединение находилось в оперативном подчинении командования китайских ВВС.В середине 1943 г. китайское правительство отправило 1-ю, 3-ю и 5- ю авиагруппы в Индию в учебный центр для овладения американской авиационной техникой и тактикой воздушной войны. Примерно в это же время в Китай начала поступать новая модификация "Киттихока" с более мощным мотором, обозначенная P-40N. В дальнейшем она станет самым массовым китайским самолетом Второй Мировой войны. Первыми на новые "Хоки" перевооружилось 14-е авиакрыло, затем пришел черед и "чисто китайских" подразделений.

В августе 1943 г. в Индию за P-40N отправились 28-я и 32-я эскадрильи из 3-й авиагруппы. И сразу пошли "традиционные" небоевые потери. 14 и 30 сентября во время тренировочных полетов погибли командир 28-й эскадрильи Цэн Пэйфу и командир одного из звеньев Дай Дэцзинь. Во время перелета врезался в гору С-47, похоронив под обломками пятерых летчиков из 28-й аэ. Но, несмотря на трудности и жертвы, 15 октября обе эскадрильи на новых самолетах вернулись в Китай, получив задачу усилить противовоздушную оборону Гуйлиня (Гуанси).

В конце года закончили переобучение пилоты 7-й и 8-й эскадрилий. Они вошли в состав американо-китайского авиасоединения, но воевали все еще "по-китайски". Так, 23 декабря пятерка P-40N взлетела из Гуйлиня для атаки аэродрома Тянь-хэ. Где-то в районе цели произошел воздушный бой и больше эти "Киттихоки" никто не видел.

11 февраля 1944 г. группа истребителей из 32-й аэ сопровождала бомбардировщики В-25, летевшие бомбить аэродром в Гонконге. В схватке с японскими перехватчиками китайцы вроде бы сбили два самолета, но цена за это оказалась слишком высокой: ни один "Киттихаук" не вернулся из боя.

Очень серьезный урон понесла 3-я авиагруппа в июне 1944 г. 2 июня в разгар боев на Центральной равнине семь P-40N из 7-й аэ совершили налет на аэродром, где базировался транспортный авиаотряд японцев.

Над Чжэнчжоу (Хэнань) произошел воздушный бой, в котором погиб командир звена. Через два дня при штурмовке танковой колонны в Дайне (Шаньси) был сбит P-40N из 32-й аэ. 10 июня зенитками был сбит и погиб еще один летчик из той же эскадрильи. Наконец, 28 июня, получая в Индии новые самолеты, во время облета P- 40N погиб командир 8-й эскадрильи Лю Мэнцзинь.

Но в это же время авиагруппа добилась и наиболее крупного успеха. 9 июня 1944 г. восьмерка P-40N 28-й аэ, ведомая комэском Чжэн Сунтином, сбила в воздушном бою шесть японцев. Свои потери - два самолета и один летчик. Чжан Юнчжан выпрыгнул с парашютом из горящего "Киттихока", но купол не раскрылся и пилот погиб.

Другой пилот Чжао Юанькун на подбитой машине сел на вынужденную и остался жив. 29 августа истребители 28-й эскадрильи повторили свой рекорд. Шестерка P-40N летела бомбить японские склады в Шаояне. На подлете к цели вновь произошел бой, в котором китайцы сбили шесть самолетов. При этом погиб ведущий группы Мэн Чжаои, еще два летчика получили ранения, а в кабину удачливого Чжао Юанькуна опять попало более 60 пуль, но он сумел вернуться на базу. Напомню, что все результаты боев мы даем по китайским источникам.

В марте 1944 г. в Китай вернулись 26-я и 29-я эскадрильи, получившие в Индии 24 "Киттихока". Через месяц к ним присоединились 17-я и 27-я аэ. Все эти части объединили в 5-ю авиагруппу, воевавшую в районах Чанша, Хэнъян и Гуйлинь. В течение 1944 г. пилоты группы совершили 2194 самолето-вылета, участвовали в 336 воздушных боях, сбили 18 японских самолетов и еще 160 уничтожили на земле. Свои потери - 20 P-40N и 9 погибших.

Наиболее результативной оказалась 17-я эскадрилья. С 8 августа до конца 1944 г. она совершила 467 самолето-вылетов, сбив семь самолетов и потеряв при этом шесть "Киттихоков".

4-я авиагруппа начала перевооружаться на P-40N на рубеже 1943-1944 гг. Первыми отправились в Индию в конце 1943 г. 22-я и 24-я эскадрильи, в январе к ним присоединилась 21-я, а чуть позже - 23-я. Вероятно, китайские асы получали новые самолеты "вне очереди", поскольку командир 23-й эскадрильи Чжоу Чжикай уже 14 декабря на новом P40N проводил разведку передовой. На обратном пути он погиб в воздушном бою. 20 января, облетывая самолет после ремонта, разбился зам. командира 23-й аэ Чэн Ишунь.

Ожесточенные сражения на земле и в небе начались в конце весны. 12 мая пятерка P-40N, ведомая командиром 23-й аэ Цэнь Локунем, атаковала японскую автоколонну на трансконтинентальной магистрали в Лояне. Над целью "Киттихоки" попали под сильный зенитный огонь. Один летчик был тяжело ранен и пошел на вынужденную, еще четверо пропали без вести. В итоге на базу не вернулся никто. В тот же день семь самолетов совершили налет на Лоян и Ичуань, атаковав бронетанковую колонну японцев. По китайским данным, им удалось сжечь более 30 единиц бронетехники. Над целью был сбит командир звена, еще два подбитых самолета совершили вынужденные посадки.

21 мая японская зенитка сбила P-40N из 22-й аэ, проводивший разведку в окрестностях Ханьчэна. 23 мая пропал без вести зам. командира 22-й эскадрильи Цзи Чэнтао. 6 июня при атаке японской автоколонны погиб летчик из 21-й аэ. 28 июля японской зениткой в районе Хэнъяна был сбит и погиб И Минхуй из 22-й эскадрильи.

К концу июня, когда всю 4-ю авиагруппу перебросили в Чжицзян, в ней оставался всего 21 истребитель. Между тем, бои продолжались. 29 июня на взлете разбился командир звена 21-й аэ Тао Юхуай. Чуть более эффективно воевали китайские бомбардировщики. Сводную группу из наиболее опытных летчиков 1-й бомбардировочной авиагруппы собрали в августе 1943 г. и двумя партиями отправили в Индию для переучивания на В-25 "Митчелл". Учебные полеты начались 9 августа. К концу года экипажи освоили новые самолеты и вошли в состав американо-китайского соединения, приняв участие в боях в Чандэ.

Первыми в "авиаинтербригаде" начали воевать на "Митчеллах" экипажи 2-й эскадрильи, расквартированные в Гуйлине. 4 ноября комэск Тан Дэ повел два самолета на "зачистку" побережья в провинциях Гу-андун и Фуцзянь.

По китайским данным, они уничтожили два японских военных корабля и четыре самолета, но командирский бомбардировщик был подбит и разбился при вынужденной посадке. Весь экипаж погиб.

Наиболее активно сражались 2-я и 4-я бомбардировочные эскадрильи. 29 февраля два "Митчелла" из 4-й аэ бомбили японские корабли в нижнем течении Янцзы. Один самолет был сбит, экипаж погиб. 10 марта два экипажа из 2-й аэ вновь совершили налет на корабли в нижнем течении Янцзы. На обратном пути у одного из них кончилось горючее. Вынужденная посадка закончилась катастрофой, летчик и штурман погибли. 12 мая очередной "Митчелл" во время патрулирования над морем к востоку от Гонконга был сбит японскими корабельными зенитками.

Между тем, самую тяжелую потерю китайские бомбардировщики понесли безо всякого участия японцев. 7 июня четыре В-25 из 2-й аэ, возвращаясь из Чунцина в Ляншань, врезались в гору. Из экипажей не уцелел никто. Но "Митчеллов" у китайцев оставалось еще много, и налеты продолжались. 3 августа тройка В-25 впервые ночью на малой высоте разбомбила железнодорожный мост через Хуанхэ. Из боя не вернулся один самолет, считающийся пропавшим без вести.

В августе-сентябре всю авиагруппу, включая вернувшуюся из Индии 3-ю аэ, сконцентрировали на авиабазе Байши. Оттуда китайские летчики начали летать на поддержку наземных войск в Чжицзяне. Всего до конца года авиагруппа совершила 194 боевых вылета, потеряв 25 машин.

1 марта 1945 г. был воссоздан и размещен в Пэншане (Сычуань) штаб 8-й "тяжелобомбардировочной" авиагруппы. В ее состав вошли новообразованные 33-я, 34-я и 35-я эскадрильи, которым предстояло воевать на четырехмоторных бомбардировщиках "Либерейтор". Костяк штаба составляли специалисты, уже обучившиеся в США летать на В-24. Командиром группы стал Хун Янфу. Но основной состав группы завершил курс обучения на "Либерейторах" только в сентябре 1945- го, то есть уже после окончания боевых действий.

Вместе с тем воздушная мощь американо-китайского авиасоединения, прозванного "воздушной армией Шэнно", неуклонно увеличивалась. К ноябрю 1944 г. в ней насчитывалось 535 истребителей и 156 бомбардировщиков, а личный состав достигал 17437 человек. В конце 1944 г. "американо-китайские ВВС" обрели, наконец, господство в воздухе и вынудили ослабевшую японскую авиацию перейти к обороне. Правда, сами японцы утверждают, что дело не в каких-то выдающихся успехах американских и уж тем более - китайских летчиков, а в остром дефиците бензина, вынуждавшем японские самолеты "отсиживаться" на земле.

В начале 1945 г. благодаря успешному контрнаступлению союзников в Бирме была восстановлена наземная транспортная магистраль, перерезанная японцами почти на три года. Из Индии в Китай непрерывным потоком двинулись огромные колонны грузовиков с оружием и всем прочим, что необходимо для успешного ведения войны. Значительно увеличилась боевая мощь авиации за счет дополнительных поставок самолетов, запчастей, боеприпасов и горючего. Китайские ВВС уже насчитывали семь авиагрупп, одну отдельную эскадрилью и воздушно-транспортный отряд. Одновременно значительно увеличился штат американских воздушных сил в КНР. Общая численность гоминьдановских и американских ВВС в Китае превысила 800 самолетов.

На заключительном этапе войны, с января по июль 1945 г. китайские летчики активно участвовали в боях, поддерживая наземные войска на всех фронтах, в центральном, южном и восточном Китае. К маю 1945 г. летчики "авиаинтербригады", по китайским данным, сбили и подбили 2054 японских самолета, а сами потеряли около 500 машин. (В первую цифру очень трудно поверить, зная, что японцы в 1942- 1944 годах держали в центральном и южном Китае только три истребительных и три бомбардировочных полка неполного состава, то есть в общем счете не более 300 самолетов.)

В начале 1945 г. у китайцев "дошла очередь" до получения из США одного из лучших истребителей Второй Мировой войны - P-51D "Мустанг". Часть летчиков осваивала их в США, другие переучивались в Индии, получив машины от 51-го авиакрыла американской армии. Первыми в бой на "Мустангах" вступили летчики 8-й и 32-й эскадрилий из 3-й иаг. 5 января 1945 г. объединенная группа из 28 P-40N и Р-51 взлетела из Лаохэкоу (Хубэй) для атаки на японский аэродром в Ухане. Над целью произошел воздушный бой, в котором один китайский летчик погиб. О потерях японцев не сообщается. 4 февраля на "Мустанге" разбился Ли Цзунтан из 7-й аэ, имевший на своем счету три сбитых самолета. Через неделю на "Мустанге" разбился в тумане еще один китайский летчик, возвращавшийся из боевого вылета на Ханькоу. Любопытно, что ни китайские, ни тайваньские источники практически ничего не сообщают о подробностях воздушных боев, зато охотно пишут о самолетах, сбитых зенитчиками, и летчиках, погибших из-за неисправности матчасти. Так, в хронике боевых действий гоминьдановской авиации за 1945 год указаны всего два "Мустанга", сбитые в воздушных боях. В то же время четыре истребителя были сбиты огнем с земли, три - потеряны по метеоусловиям (все врезались в горы) и еще шесть разбились из-за отказа техники. Впечатляющая статистика, хотя и далеко не полная!

Стоит отметить, что 1 марта 1945 г. китайцы создали специализированную разведэскадрилью № 12(летавшая на СБ авиачасть с этим номером была расформирована в конце 1943 г.), получившую от американцев 14 разведчиков F-5E (разведывательный вариант истребителя Р-38 "Лайтнинг"). Эскадрилья прибыла на фронт в июле и до конца антияпонской войны успела совершить лишь несколько боевых вылетов.

15 августа была объявлена безоговорочная капитуляция Японии, но спустя три дня, 18 августа, когда зам. комэска 24-й аэ Го Фэну полетел в Гуйсуй разбрасывать листовки с текстом указа императора Хирохито о капитуляции, японские зенитчики его все-таки сбили. Он стал последней жертвой китайской авиации в 8-летней антияпонской войне.

Начиная с 1941 года китайские ВВС получили по Ленд-Лизу из США 679 истребителей (377 Р-40 различных модификаций, 129 Р-66, 108 Р-43, 50 P-51D-K и 15 Р-38 в варианте разведчика F-5E), 159 бомбардировщиков (131 В-25 и 28 А-29), 100 транспортных самолетов (77 С-47 и 23 С-46) и более 400 учебно- тренировочных. На американских истребителях стали асами восемь китайских летчиков: Лю Цуй-ган - 11 побед, Лю Чжэшэн - 11, Ван Гуанфу, Юань Баокан и Гао Юсинь - по 8, а также Чжоу Чжикай и Чжоу Тинфан - по 6.

История воздушной войны в Китае будет неполной без рассказа об авиации марионеточной "империи Манчжоу-Го", образованной на территории оккупированной японцами в 1931 году Манчжурии. 30 августа 1940 г. при правительстве Манчжоу-Го был создан "Отдел авиации". Его возглавил Чэнь Чанцзу, открывший на аэродроме Чэнуцяо "Центральную школу ВВС" и по совместительству ставший ее начальником.. Из пилотов, прошедших курс обучения в летной школе, формировались истребительные и бомбардировочные эскадрильи. Но процесс этот шел крайне медленно, главным образом из-за хронической нехватки бензина, который в первую очередь поступал в японские боевые авиачасти.

Тем не менее к середине 1944 года был сформирован манчжурский авиакорпус со штаб-квартирой в Мукдене. Надо сказать, что существовал он по большей части на бумаге. Уровень подготовки и моральный дух летчиков были крайне низкими. Никакого участия в боевых действиях этот авиакорпус не принимал. Даже когда в августе 1945 г. Красная армия вступила на территорию Манчжурии, пилоты Манчжоу- Го в большинстве своем попросту разбежались. Все самолеты были захвачены на аэродромах советскими войсками.









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100