Уголок неба ¦ Китайская авиация в войне с Японией, 1940-43 гг.

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Китайская авиация в войне с Японией, 1940-43 гг.
             
         n Анатолий Демин  



История китайских ВВС в войне с Японией более всего напоминает легендарную птицу Феникс, постоянно возрождавшуюся из пепла. До 1942 года японские самолеты практически ежегодно "в пух и прах" разносили гоминьдановскую авиацию, но китайцы раз за разом терпеливо восстанавливали боеспособность своих ВВС.

В 1937 - 1940 гг. главным поставщиком будущего "воздушного металлолома" являлся Советский Союз, отправивший в счет кредитов на общую сумму 200 млн. долларов 563 истребителя (И-15, И-15бис, И-16 и И-153) и 322 бомбардировщика (292 СБ, 24 ДБ-3 и 6 ТБ-3). Однако из 250-300 ежегодно поставляемых боевых самолетов к концу года в летном состоянии оставалось лишь несколько десятков.

Ввиду полной неспособности китайских ВВС противостоять японцам, Авиационный Комитет (АК) Китая неоднократно отдавал приказ всем своим подразделениям на прекращение боевых действий, чтобы хоть как-то сохранить уцелевшие самолеты. Некоторые из них они пытались спасти и укрыть даже в разобранном виде.

Наиболее показательна в этом смысле история с советскими "Чайками". После вывода из Китая всех советских добровольцев (остались только немногочисленные советники, лично не принимавшие участия в боях) первый же налет "Зеро" на Чунцин 13 сентября 1940 г. стал очередным "погромом" китайских ВВС. Скоростные японские истребители без потерь расстреляли 18 "Ишаков" и 9 И-15бис. На следующий день АК отдал приказ о прекращении боевых действий в воздухе.

К концу года в Китай из СССР поступили три эскадрильи "новейших" И-153 (93 машины). Китайские пилоты освоили их в январе-феврале 1941 г., но уже первый бой над Чэн-ду 14 марта показал, что китайцы на "Чайках" беспомощны перед японцами на "Зеро". В том бою, получившем в Китае нарицательное имя "бой 314" (3-й месяц, 14 число), погибли 24 И-153 и еще три были подбиты. Только четыре "Зеро" получили легкие повреждения. Вновь последовал приказ о приостановке боевых действий. Спустя два месяца "черными" для китайской авиации стали 22 и 26 мая. Во время "рассредоточения" (по принципу "спасайся, кто может") и перелета на "безопасный" аэродром японцы перехватили две группы "Чаек" (17 и 18 машин) и полностью их уничтожили. 15 машин было сбито, остальные - расстреляны на земле во время дозаправки. Самое обидное, что японцы опять не потеряли ни одного самолета.

На фоне столь катастрофичного развития событий китайское военное руководство решило вновь обратиться за помощью к заокеанскому "дяде Сэму". В конце 30-х годов СССР на время "затмил" основного поставщика боевых самолетов для авиации Чан Кайши - американскую компанию "Кертисс". Но прочные связи с этой фирмой, берущие начало еще в начале века, фактически не прерывались. После бипланов "Хок" II и "Хок" III, составлявших основу истребительной авиации Китая к середине 1937 г., пришел черед моноплана "Хок" 75. Демонстрационный экземпляр модели "Хок" 75Н с неубирающимся шасси был закуплен в 1938 году и стал личным самолетом американского советника АК Клэра Шэнно, занимавшегося в Китае обучением китайцев, а попутно - лоббировавшего поставки американских самолетов.

Модификация "Хок" 75М с убирающимся шасси, созданная специально для Китая, в войне с японцами широко не применялась, несмотря на то, что летом и осенью 1938 г. в Китай отправили 30 самолетов и 82 комплекта для их сборки. "Хоки" планировалось собирать на эвакуированном из Ханьчжоу в Лэйюнь авиазаводе. Место неподалеку от границы с Бирмой на восточном берегу реки Жуйлуцзян в провинции Юннань в тот момент казалось защищенным от японских налетов. Но реально сборку "Хоков" 75М освоить там не сумели, хотя, по некоторым данным, до октября 1940 г. (пока японцы не разбомбили завод), успели собрать 8 машин. Судьба остальных комплектов неизвестна.

Затем на авиазаводе планировали организовать сборочное производство экспортной версии легкого истребителя Кертисс-Райт СW-21 "Демон". В США заказали три таких самолета и 32 комплекта заготовок. Завод в Лэйюне работал до апреля 1942 г., когда в результате японского наступления его пришлось эвакуировать в Кунь-мин. В 1943 - 1946 гг. на рассредоточенном в окрестных ущельях Кунь-минском авиазаводе собрали опытную партию в девять истребителей-монопланов, скорее всего, из деталей "Хоков" 75М, 75А-5 и CW-21 Степень их подобия американским прототипам и дальнейшая судьба неизвестна В западных источниках первый экземпляр фигурирует под странным индексом ХР-0.Воевавшие в Китае "Хоки" 75 активно участвовали в боях, но особых успехов не добились 16-ю эскадрилью из 6- й бомбардировочной авиагруппы, летавшую ранее на легких бомбардировщиках V-92 "Корсар", 1 октября 1938 г переименовали в истребительную и сразу же отправили в Чжыцзян (провинция Хунань) для получения девяти "Хоков". Летчики переучивались под руководством Клэра Шэнно. В конце года их перебазировали в Ибинь (провинция Сычуань) для противовоздушной обороны временной столицы Китая Чунцина В январе 1939 г эскадрилья перелетела в Куньмин (провинция Юннань), а в августе ее расформировали. 18-я эскадрилья до 1 ноября 1938 г также входила в состав 6-й авиагруппы (летала на легких бомбардировщиках "Дуглас" 0-2МС). После переименования в истребительную она получила девять "Хоков" 75 и самостоятельно начала переучивание в Ибине 18 августа 1939 г пилоты 18-й эскадрильи впервые встретились в воздухе с японцами на новых "Хоках". И в первом же бою погиб командир эскадрильи Тан Бошэн. В январе 1939 г 18-я эскадрилья была передислоцирована в Куньмин (Юннань) для защиты города от налетов.

Фактически ею руководил К Шэнно, хотя сведений о его личном участии в воздушных боях нет. 1 августа эскадрилья перебазировалась в Чунцин а в декабре того же года она участвовала в боях на юге провинции Гуанси. В начале 1940 г ее вновь перебросили в провинцию Юннань на защиту железной дороги Куньмин - Мынцзы, подвергавшейся массированным налетам. В конце мая эскадрилья вернулась в Чунцин. Так как "Хоков" 75 уже не хватало, в конце июня она получила девять старых бипланов "Хок" III из 22-й эскадрильи. 4 октября 1940 г во время массированного налета японцев на Чэнду Штаб ВВС 3-й армии приказал пилотам "рассредоточиться". Шесть "Хоков" 75 из 18-й эскадрильи полетели в Гуаньсянь но в пути их настигли вездесущие "Зеро". В результате до места назначения добрался только один самолет. Один "Хок" был сбит, два сели на вынужденную, еще двух японцы сожгли на земле во время дозаправки. К 1 декабря 18-я эскадрилья фактически перестала существовать.

16 декабря 1940 г в Чэнду на авиабазе Тайпинсы была создана 11-я истребительная авиагруппа. В ее состав вошли новообразованные 41-я, 42-я 43-я и 44-я эскадрильи. С ремонтных заводов они получили 20 И-15, 15 И-16 4 И-153 и 5 "Хоков" 75. Показательно, что даже в тот критический для китайских ВВС период молодых неопытных летчиков, недавних выпускников летных школ не бросили в бой сразу, а направили в Цюнлай (пров Сычуань) на переучивание и тренировки. 21 мая 1942 г во время налета на Цюнлай японцы сожгли там шесть И-15. До ноября пилоты 11-й авиагруппы участия в боях не принимали.

Тем временем более опытные китайские летчики продолжали по мере сил воевать с японцами 26-я эскадрилья, оснащенная И-16 с весны 1941 г защищала от налетов Лань-чжоу - конечный пункт перегоночной трассы из СССР. 21 мая восьмерка "Чаек" из 21-й эскадрильи, ведомая Чжэнь Шэном, вступила в бой с 27-ю японскими бомбардировщиками и сбила один из них. Это была единственная победа китайских истребителей в первой половине 1941 года. Летом до десятка "Чижей" (И-16) и "Чаек" попытались использовать для противовоздушной обороны Чэнду и перехвата японских разведчиков, но безуспешно. В июле - августе японцы продолжали наносить массированные удары по китайским городам. 28 июля на перехват 108 японских самолетов смогли взлететь только семь И-153(вернулись четыре), а в воздушном бою 11 августа были уничтожены последние "Чайки".

В начале 1942 г 17-я эскадрилья на 11 И-153 совместно с американскими добровольцами участвовала в боях над Бирмой, но вскоре их отправили "от греха подальше" в тыл, на авиабазу Ласюй, где "Чайки" использовались как Связные.

Летом эскадрилья вернулась в Чэнду. К тому времени город защищали семь И-16 из 29-й эскадрильи. Одновременно еще семь И-16, ведомые командиром 29-й эскадрильи Ван Иньхуа, перелетели в Ланьчжоу оборонять город и авиабазу. В 1943 г единственной китайской эскадрильей летавшей на советских истребителях оставалась 41 -я аэ 11 -и авиагруппы. В июне когда боевые действия проходили в провинции Чу-аньху они летали совместно с 42-й аэ. В ряде источников есть упоминание об одиночном И-16, сбившем в 1943 году японский Ki-43 над "Бирманской дорогой". Скорее всего, в кабине И-16 сидел командир 41-й аэ Чэнь Чжаоцзи открывший 6 июня 1943 г боевой счет своей эскадрильи. Чуть более удачно действовали китайцы на наших бомбардировщиках. Несмотря на многочисленные небоевые потери, обусловленные слабой подготовкой экипажей, китайские части на СБ и ДБ-3 продолжали изредка наносить удары по японцам. Так, 9 марта 1942 г шестерка ДБ-3 бомбила Ичан на пределе своего радиуса Действия. Потери - один самолет. К концу года в Китае осталось всего три боеспособных ДБ-3. Из-за нехватки запчастей прекратились даже учебные полеты. В январе 1943 г эскадрильи, летавшие на ДБ-3, расформировали.

Поставки в Китай СБ с моторами М-103 (китайцы их обозначали как СБ III) продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. В конце 1940 г одновременно с 11-й истребительной авиагруппой создали 12-ю бомбардировочную на СБ. До своего расформирования в 1944 г на фронт она почему-то так и не попала. В то же время эскадрильи из 1-й 2-й и 6-й авиагрупп осенью 1941 г участвовали в боях за Чанша. 8 января 1942 г в воздушном бою над провинцией Хунань превосходящие силы японцев изрядно потрепали наши "Катюши". Два СБ были сбиты, еще три пошли на вынужденную. После этого, 22 и 24 января, во время бомбежек аэродрома в Ань-цине китайских бомбардировщиков прикрывали американские добровольцы - "Летающие тигры". Тем не менее 22 января был сбит еще один СБ.

В середине 1942 г. большую часть уцелевших СБ сосредоточили на границе с Бирмой для борьбы с местными "опиумными королями". Американское и китайское командование стремилось во что бы то ни стало помешать распространению наркомании в войсках, угрожавшему боеспособности армии. В июне - июле 12-я аэ совершила девять боевых вылетов на разведку и бомбардировку маковых плантаций. Летали смешанными группами на СБ, "Корсарах" и "Дугласах". Кроме того, бомбардировщики поддерживали наземные войска, оборонявшие позиции на границе Китая и Индии.

К началу 1943 г. единственной по-настоящему боеспособной авиачастью на СБ была 1-я авиагруппа, где в летном состоянии еще оставались 19 машин. В мае они совершили последние вылеты на Хуйбэйском фронте. По словам китайского историка "1941 год был самым трудным для китайских ВВС в восьмилетней войне. Для того чтобы оказывать сопротивление японским войскам, китайцы активно искали новую международную помощь." Тем более удивительным выглядит тот факт, что когда в начале июня 1941 г. командный состав 3-й истребительной авиагруппы направили в Рангун для получения новых истребителей "Томагавк" (экспортное обозначение "Хок" 81А-3), закупленных в Америке, китайские летчики от них отказались! Тайваньские источники сообщают, что "после проверки боевых качеств этих истребителей установили, что они не могут противодействовать "Зеро"." В итоге самолеты отдали группе американских добровольцев. Хотя Вторая Мировая война шла уже полтора года, к весне 1941 г.

США продолжали формально соблюдать "дипломатические приличия". Подписанный президентом Рузвельтом в марте 1941 г. закон о Ленд-Лизе не позволял США оказывать прямую военную помощь Китаю. Однако уже 15 апреля 1941 г. Рузвельт официально разрешил военнослужащим армии США участвовать в войне в Китае на Добровольных началах. Гоминьдановское правительство предоставило им 100 Р-40С, закупленных в США за 2 млн. 300 тыс. US$. (Фактически - 99, так как один ящик с комплектом деталей при транспортировке упал в море). Сборку самолетов производили на авиабазе Дунгуа в Рангуне.

К.Шэнно давно уже не числился офицером американской армии. Будучи советником АК в Китае, формально он представлял "Центральную компанию по производству самолетов". От имени этой компании он начал формировать добровольческую истребительную авиагруппу и пригласил к себе в отряд более 200 летчиков и техников.

Индивидуальные контракты с американцами были подписаны в начале июля, Официально отряд добровольцев, вошедший в состав китайских ВВС, был создан 1 августа 1941 г. Командиром, естественно, стал К.Шэнно. В его подчинении оказались три истребительных эскадрильи. Вскоре "тигры" перебазировались на аэродром Рангун, прикрывая боевые действия наземных английских войск против японцев. Их главной задачей стала оборона шоссейной дороги Бирма - Юннань ("Бирманская дорога"), которая на протяжении всей войны оставалась единственным наземным путем доставки военных грузов в Китай.

В середине декабря 1941 г., когда стало ясно, что японцы собираются активизировать налеты на провинцию Юннань, где заканчивалась китайская часть Бирманской дороги, Шэнно перебазировал 1-ю и 2-ю эскадрильи в Куньмин, а 3-я осталась в Рангуне. 20 декабря во время налета японцев на Куньмин американцы сбили четыре самолета. После этого все три истребительные эскадрильи добровольцев поочередно находились в Куньмине и в Рангуне. В начале марта 1942 г. в связи с японским наступлением американцы покинули территорию Бирмы и сконцентрировались в Китае. Их задачей, кроме обороны Куньмина и прикрытия "Бирманской дороги", стала и противовоздушная оборона районов боевых действий наземных войск.

Добровольцы воевали в Китае до середины 1942 г. Китайцы пишут, что "отряд "Летающих тигров" благодаря отличным летным данным Р-40 (сравните с оценкой китайских летчиков. - А.Д.), и высокому уровню летной подготовки добился превосходных результатов". По их подсчетам, с 20 декабря 1941 г. до конца мая 1942 г. "тигры" участвовали в более чем 100 воздушных боях, сбили и подбили 297 японских самолетов, а сами потеряли 51 истребитель.(Анализ реальных данных о японских потерях дает не столь оптимистичную картину. Фактически "Летающие тигры" сбили всего 31 самолет (17 истребителей, из них 14 Ki-43 и 3 Ki-27, и 14 бомбардировщиков). Собственные потери в воздушных боях составили 6 самолетов (5 "Томагавков" и "Киттихок"). Все остальные списанные машины были разбиты в авариях или уничтожены при налетах на аэродромы.

4 июля 1942 г. американское правительство вывело "Летающих тигров" из состава китайских ВВС и включило в список регулярных соединений армии США. Их преобразовали в 23-ю истребительную авиагруппу (авиакрыло) 10-й воздушной армии сухопутных войск США. В Китае их стали именовать "отрядом спецназначения американских ВВС" или "отрядом союзнических стран, воевавших в Китае". Группой продолжал командовать Клэр Шэнно.

Вступление США в войну с Японией в конце 1941 г. для китайцев стало настоящим подарком судьбы. Они автоматически попали в список стран, получающих из США по Ленд-Лизу военную технику, в том числе боевые самолеты. На полную мощь заработала "Бирманская дорога", а на ее защиту в провинцию Юннань перебросили почти всю уцелевшую китайскую авиацию.

Американская авиатехника по Ленд-Лизу пошла в Китай уже с середины 1941 г., хотя не исключено, что первые партии до начала 1942 г. шли под видом "закупок".

9-ю бомбардировочную эскадрилью китайских ВВС в августе 1941 г. перевооружили на штурмовики- бомбардировщики "Локхид" А-29. В октябре она вновь приняла участие в боях, совершая налеты на Юньчен (Шаньси), Ханькоу и другие города и районы. 30-я эскадрилья начала перевооружаться на А-29 с августа, а 11-я - с октября 1942 г. К тому моменту на "Локхидах" летала уже вся 2-я авиагруппа. С мая 1943 г. Групповой портрет "Летающих тигров". Обратите внимание на своеобразные утепленные пппотнп, которые американцы почему-то называли "казацкими шапками".

она бомбила цели в провинции Ху-бэй. В том же году А-29 освоила 10-я эскадрилья. Всего в Китай в 1941 - 1943 гг. поставили 29 (по другим данным - 28) штурмовиков-бомбардировщиков "Локхид" А-29. Они участвовали в боях до середины 1944 г. Весной экипажи 2-й авиагруппы разбомбили железнодорожный мост на реке Хуанхэ. Затем их передислоцировали в Наньчжэнь (пров. Шаньси) для участия в боевых действиях на Центральной равнине.

Переучивание китайцев на американские самолеты происходило, главным образом, в Индии (Карачи и другие города), куда их отправляли группами и целыми подразделениями. Уже с конца 1941 г. китайских летчиков, в основном недавних выпускников авиашкол, начали направлять для дальнейшего обучения и освоения американских самолетов в США.

В феврале 1943 г., готовясь к переходу на новую американскую авиатехнику, китайцы перебазировали в Индию группы первоначального обучения из своих авиашкол. В Китае остались только курсы разведчиков и фотографов. В марте 1945 г. курсантов, прошедших первоначальное обучение в Индии, направили в Америку учиться дальше. К тому времени общее число командированных составило 1224 человека, из них 384 успели вернуться в Китай для участия в боях. Всего в 1942-1945 гг. из США в Китай через Индию было отправлено 420 учебно- тренировочных самолетов, в том числе 20 АТ-6, 8 АТ-7, 15 AT-17, 150 PT-17, 127 РТ-19, 70 РТ-22 и 30 ВТ-13, а также 10 санитарных "Бичкрафт" D.17.

Авиатехнику в Китай перегоняли через Гималаи по "воздушному мосту", получившему название "Горб верблюда" (из-за сходства рельефа трассы с силуэтом "корабля пустыни").

В начале мая 1942 г. японские войска заняли три ключевых населенных пункта в Бирме, тем самым перерезав "Бирманскую дорогу". Для обеспечения бесперебойного снабжения Китая стратегическими грузами, по просьбе гоминьдановского правительства власти США согласились организовать "воздушный мост". Его "навели" транспортные авиаотряды сухопутных войск армии США и воздушно-транспортный отряд китайской авиакомпании. В 1942-1945 годах китайцы получили из США ровно 100 транспортных самолетов - 77 С-47 "Дакота" и 23 С-46 "Команде".

Между Индией, Бирмой и Китаем начали осуществляться небывалые по масштабам авиаперевозки. На западе "Горб верблюда" начинался в Индии и доходил до нагорья в Юн-нани и ряда хребтов в провинции Сычуань. После открытия воздушного пути он стал для китайцев настоящей "дорогой жизни". Количество переброшенных грузов доходило до 70000 тонн ежемесячно. По подсчетам китайцев, с мая 1942 по сентябрь 1945 г. было перевезено в общем счете 650000 тонн, из которых китайские летчики доставили 75000 (-12%). Кроме того, по "воздушному мосту" в обе стороны перевезли более 33400 человек. Суммарный налет составил 1,5 млн. часов. Несмотря на плохие метеоусловия, при недостаточном навигационном обеспечении (для всех групп не хватало даже штурманов) американские и китайские летчики изо дня в день перевозили грузы в Чэнду, Куньмин и другие города. "Воздушный мост" работал до победы.

Полеты сопровождались большими потерями из-за плохой погоды, отказов авиатехники и атак японских истребителей. Всего на "воздушном мосту" погибло 468 американских и 46 китайских экипажей, более полутора тысяч летчиков. Ежемесячные потери достигали 50% одновременно летавших по трассе самолетов. "Горб верблюда" оказался самым большим и протяженным стратегическим "воздушным мостом" в мире. Только в 1948 - 1949 гг. его превзошел по объему перевозок Западно-Берлинский воздушный мост. Вероятно, после отказа китайских летчиков от Р-40С из США в Китай стали отправлять самолеты по принципу "на тебе, Боже, что нам негоже." В 1942 - 1943 гг. китайцы получили 129 малоудачных истребителей Р-66 "Вэнгард" и 108 штук Р-43А "Лэн-сер", на других фронтах Второй Мировой войны практически не применявшихся. Первой американские истребители Р-43А в марте 1942 г. стала получать 4-я авиагруппа (21-я - 24-я эскадрильи). Она переучивалась в Куньмине, а за новыми самолетами летчики поочередно небольшими группами летали в Индию. 24 апреля на взлете в Куньмине разбился зам. командира 24-й эскадрильи У Чженьхуа. 12 мая в тренировочном полете погиб командир звена 23-й эскадрильи Чень Локунь, врезавшись в дерево при посадке. В июле по невыясненным причинам загорелся в воздухе Р-43 командира Экипаж китайского "Митчелла" на фоне своего самолета. Стволы пулеметов на бомбардировщике с целью предохранения от коррозии во влажном китайском климате приходилось обматывать промасленным брезентом.

4-й авиагруппы Чжэн Шаоюя, пилот погиб. 3 августа 1942 г. в тренировочном полете разбился зам. командира группы Чень Шэн. Подобной чередой катастроф сопровождалось освоение китайскими летчиками практически каждой новой машины. (Примечательно, что в китайских источниках пофамильно названы только погибшие командиры различных рангов, а потери среди рядовых пилотов, как правило, вообще не упоминаются.)

Закончив переучивание на Р-43А в начале августа 1942 г., группа вернулась в Чэнду.

С 27 октября все эскадрильи на "Лэнсерах" начали сопровождать бомбардировщики А-29 из 2-й авиагруппы. В тот же день в воздушном бою с японским разведчиком был подожжен истребитель из 21-й эскадрильи, летчик Хэ Дэсян погиб. Основной базой авиагруппы стала Тайпинсы в Чэнду, но 12 февраля 1943 г. она вернулась на аэродром Байшии (Чунцин) для противовоздушной обороны Бэйду. В мае 1943 г. ее направили в Ляншань (Сычуань) для поддержки наземных войск в провинции Хубэй.

В начале 1943 г. на новые самолеты начали перевооружать 4-ю авиагруппу. Она получила 41 истребитель Р-43А и 27 Р-40Е.

10 января 1943 г. налетом на Цзинмэнь в провинции Хубэй началась боевая карьера Р-40Е в Китае. Как и у большинства других машин, на которых воевали китайские летчики, особо удачной ее не назовешь. В один из дней, когда четыре Р-43А из 21-й эскадрильи прикрывали "Киттихоки", штурмовавшие японские войска, произошел воздушный бой. Сразу были сбиты четыре китайца, еще один "Лэнсер" пропал без вести. 24 февраля 1943 г. 18 японских самолетов совершили налет на Цяньцзинь, куда в конце 1942 г. перебазировали 22-ю аэ. Четыре "Лэнсера", ведомые комэском Ван Тэцзянем, поднялись на перехват. Лучше бы они этого не делали! Три истребителя из четырех вскоре были сбиты, а их пилоты погибли. Четвертый сел на вынужденную. Японцы же, как обычно, ушли без потерь.

19 мая в налете на Янсичжэнь (провинция Хубэй) погиб зам. командира 4-й авиагруппы Сюй Бао-юнь. В тот день он вел группу из восьми Р-40Е и четырех Р-43А, прикрывая бомбардировщики А-29. Зенитный снаряд пробил бак в правом крыле его самолета. Машина была мгновенно охвачена пламенем, и летчик не смог даже выбраться из кабины.

Через неделю, 25 мая 15 "Киттихоков" из 23-й эскадрильи вылетели для воздушного прикрытия наземных войск на границе провинции Хубэй. Над линией фронта зам. комэска Ду Чжаохуа отделился от строя и самостоятельно начал штурмовать японские позиции. Но этот героизм продолжался недолго. Внезапно его самолет взорвался в воздухе, очевидно, от прямого попадания зенитного снаряда. Еще через два дня четыре Р-40Е из 22-й эскадрильи атаковали позиции японцев в районе Шаньюй. Два "Киттихока" были сбиты зенитчиками.

Едва ли не каждый боевой вылет для китайцев сопровождался потерями, но особенно мрачным днем стало 6 июня, когда японцы совершили налет на аэродром Ляншань. В воздушном бою погибло 15 "Киттихоков", взлетевших на перехват, и еще один самолет сгорел на земле. Частично расквитался за гибель своих товарищей командир 23-й эскадрильи будущий ас Чжоу Чжикай, которому удалось сбить два японских истребителя. За этот бой он был награжден орденом.

В июньских боях над Сианем (запад провинции Шаньси) впервые приняла участие 43-я эскадрилья, вооруженная Р-40Е. Первую потерю они понесли 23 июля при налете японцев на их базу. Китайский летчик, взлетая по тревоге, врезался в дамбу.

3-я авиагруппа стала направлять летчиков в Индию за истребителями Р-66 с середины июня 1942 г. За полгода она облетала 60 машин, но у нее осталось только 15, остальные передали в 5-ю и 11-ю авиагруппу. 7-я эскадрилья получила "Вэнгарды" в сентябре 1942 г. и в том же месяце приступила к боевому дежурству в Чунцине. Спустя месяц к ней для усиления противовоздушной обороны города присоединили 8-ю эскадрилью. К боевым успехам Р-66 (правда, весьма относительным) можно отнести только воздушный бой 23 августа 1943 г. над Чунцином. На перехват японских бомбардировщиков поднялись самолеты 11-й и 4-й авиагрупп, среди которых было и несколько Р-66. Китайцы сбили два самолета, потеряв при этом двоих летчиков. Осенью 1943 г. разразились бои за город Чандэ (провинция Хунань). 21 ноября во время налета японцев комэск Жэнь Цзао поднял на перехват четверку Р-66. Итог вполне типичен: из китайских пилотов на аэродром не вернулся никто. Командиру удалось сесть на вынужденную, остальные погибли.

В целом в 1942 г. - начале 1943 г. основная тяжесть войны в воздухе в Китае легла на американскую 23-ю истребительную авиагруппу (бывших "Летающих тигров"). С июля 1942-го по март 1943-го они сбили (по ки- тайским данным, скорее всего, сильно завышенным) 149 японских самолетов и сбросили на вражеские позиции более 300 т бомб, сами же потеряли 16 Р-40.

10 марта 1943 г. 23-я иаг была преобразована в 14-е авиакрыло сухопутных войск армии США. Вслед за этим она начала получать бомбардировщики В-24 и В-25, истребители Р-38, Р-47 и Р-51. Вскоре у них насчитывалось 60 В- 25 и более 100 истребителей. В их задачи входила поддержка наземных войск на всех фронтах. Совместно с авиацией флота США они совершали налеты на японские авиабазы в Гонконге, на Тайване и Филиппинах. 1943 г. в Китае стал переломным в антияпонской войне, так же, как и на других фронтах Второй Мировой. С 19 мая по 6 июня 1943 г. развернулись активные боевые действия в западных районах провинции Хубэй. В воздушных схватках количество и китайских, и японских самолетов нередко доходило до 40 с каждой стороны. 1- я, 2-я, 4-я и 11-я авиагруппы китайцев и 14-е авиакрыло армии США (в общем счете 165 самолетов) сражались плечом к плечу. В боях за Хубэй группы китайских самолетов 53 раза вылетали на боевые задания (истребители совершили 336 самолето-вылетов, бомбардировщики - 88). Всего, по китайским данным, они сбили 31 самолет, 6 уничтожили на земле, а также потопили и повредили 23 японских корабля.

Но гораздо более важным итогом битвы в провинции Хубэй стало то, что китайцы впервые за долгие годы по- пытались овладеть инициативой в воздушной войне. По словам одного из китайских историков: "... наши ВВС начали от стратегической обороны переходить к контрнаступлению (...) Они проявляли высокую активность в налетах. Определяли направления главных ударов японских ВВС и активно им противодействовали. Проводили широкомасштабные бомбардировки аэродромов противника и позиций вражеских войск. Осуществляли дальние налеты и перерезали тыловые транспортные коммуникации врага." К середине 1943 г. в китайских ВВС появилось уже достаточное количество американских боевых самолетов и обученных воевать на них летчиков. Вместе с тем, наблюдавший в течение ряда военных лет за малой эффективностью, а фактически полной беспомощностью гоминьдановских авиачастей, Клэр Шэнно пришел к выводу о целесообразности объединения всех воевавших в Китае авиационных подразделений. Правительство Чан Кайши положительно восприняло эту идею, и 5 ноября 1943 г. в Гуйлине "для лучшей организации взаимодействия китайских и американских воздушных сил" было создано смешанное американско-китайское 16-е авиасоединение. Первоначально в него вошли 1-я, 3-я и 5-я китайские авиагруппы, а также часть летного состава 14-го авиакрыла США.

Командующим этой "авиаинтербригадой" стал все тот же Шэнно, успевший получить звание генерала американских ВВС. Все командование было совместным, на паритетных началах. На каждом уровне управления находились два командира, по одному от каждой стороны. Летный и наземный персонал на 2/3 состоял из китайцев. Авиасоединение находилось в оперативном подчинении командования китайских ВВС. В середине 1943 г. китайское правительство отправило 1-ю, 3-ю и 5-ю авиагруппы в Индию в учебный центр для овладения американской авиационной техникой и тактикой воздушной войны. Примерно в это же время в Китай начала поступать новая модификация "Киттихока" с более мощным мотором, обозначенная P-40N. В дальнейшем она станет самым массовым китайским самолетом Второй Мировой войны. Первыми на новые "Хоки" перевооружилось 14-е авиакрыло, затем пришел черед и "чисто китайских" подразделений. В августе 1943 г. в Индию за P-40N отправились 28-я и 32-я эскадрильи из 3-й авиагруппы. И сразу пошли "традиционные" небоевые потери. 14 и 30 сентября во время тренировочных полетов погибли командир 28-й эскадрильи Цэн Пэйфу и командир одного из звеньев Дай Дэцзинь. Во время перелета врезался в гору С-47, похоронив под обломками пятерых летчиков из 28-й аэ. Но, несмотря на трудности и жертвы, 15 октября обе эскадрильи на новых самолетах вернулись в Китай, получив задачу усилить противовоздушную оборону Гуйлиня (Гуанси).

В конце года закончили переобучение пилоты 7-й и 8-й эскадрилий. Они вошли в состав американо-китайского авиасоединения, но воевали все еще "по-китайски". Так, 23 декабря пятерка P-40N взлетела из Гуйлиня для атаки аэродрома Тянь-хэ. Где-то в районе цели произошел воздушный бой и больше эти "Киттихоки" никто не видел.

В октябре 1943 г. "Отдел авиации" преобразовали сначала в департамент, а затем в сектор. Из пилотов, прошедших курс обучения в летной школе, формировались истребительные и бомбардировочные эскадрильи. Но процесс этот шел крайне медленно, главным образом из-за хронической нехватки бензина, который в первую очередь поступал в японские боевые авиачасти.










Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100