главная история авиации авиация второй мировой
   Битва за Британию. Статистический анализ. I./1
             
         n Игорь Шихов  


ОТ АВТОРА

Хотелось бы сразу сказать, что главным мотивом, побудившим взяться за подготовку настоящего материала, стал интерес (собственный, да и большинства соотечественников) к событиям начала Великой Отечественной войны. За прошедшие полтора десятка лет вышло немало различных книг, журнальных статей, посвященных событиям июня 1941 г., включая работы по авиации. Из наиболее свежих - работы Марка Солонина и Дмитрия Хазанова. Работы, мягко говоря, очень разные, что только подчеркивает, насколько сложна тема. Наши лучшие авторы работ по авиационной тематике - Антипов В., Быков М., Диков А., Заболотский А., Ларинцев Р., Марданов А., Морозов М., Рыбин Ю. своими работами многое сделали для воссоздания правдивой картины Великой Отечественной.

В свою очередь, мне показалось разумным посмотреть, что представляло из себя Luftwaffe к июню 1941 г. через призму достаточно хорошо освещенной и изученной воздушной кампании - так называемой Битвы за Британию, когда были впервые опробованы многие тактические наработки, ярко проявились многие достоинства и недостатки Luftwaffe.

Англичане сняли обильную стружку с Luftwaffe, но не только не уничтожили и не обескровили, но скорее, заточили этот инструмент германской военной машины. Битва за Британию дает множество примеров смелых, тактически разнообразных действий и пилотов и командования Luftwaffe. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что в России Luftwaffe добились больших успехов в начальный период войны, равно как закономерна и последующая их деградация, вызванная привычной недооценкой противника, соответственно, не адекватными планированием производства и подготовкой летного состава и, как следствие, неспособностью поддерживать высокую активность длительное время.

В настоящей работе будет дан максимум статистики, в ряде случаев оригинальной или малоизвестной у нас, и, по возможности, не слишком много авторских рассуждений и выводов, дабы читающий мог сделать собственные.

В дальнейшем предполагается продолжить работу техническим анализом авиатехники сторон и сделать подборку некоторых наиболее ярких операций и эпизодов.

ВСТУПЛЕНИЕ.

По какой-то, ведомой только самим английским историкам причине, дневники Истребительного Командования за период с 10 июля по 31 октября 1940 года подменили собой то, что можно было бы назвать воздушным противоборством в рамках готовившегося сторонами (но не состоявшегося) сражения за Британские острова. В Британии упор делается на то, что героизм и самопожертвование немногих - в списки героев попали примерно 3 тысячи человек ("всего лишь численность пехотной бригады или экипажа единственного линкора"), в том числе примерно 500 посмертно, спасли от нацистского рабства население целой страны.

Впечатление такое, что Британской Империи срочно потребовались герои, причем не 1-2 и даже не десяток-другой, британцы превзошли советских пропагандистов на порядки - в герои попал личный состав целого командования (достаточно было выполнить хотя бы 1 боевой вылет). Очевидно, с Esprit-de-Corps на островах было совсем туго (на этом вопросе вообще не принято заострять внимание).

Не пытаясь бросить камень в отважных английских (и не только) пилотов, хотелось бы знать, почему сотни никак и ничем не отличившихся летчиков, совершив считанные вылеты и при этом в глаза не видевшие противника, стали национальными героями, а, например, B. Hancock из No.6 SFTS (летной школы), таранивший 18 августа He 111 своим маленьким Avro "Anson", к их числу не относится ?

Летчики истребителей "бленхейм", сопровождавшие флотские "альбакоры" на бомбежку десантных плавсредств в портах Франции - герои (без слов - лететь в пасть врага на таком : в кавычки стоит взять слово истребитель), но вот о судьбе летчиков несчастных бипланов узнать что-либо практически невозможно - они не из ВВС и звания у них как-то странно звучат (суб-лейтенант и т.д.), словом, к Битве за Британию отношения не имеют. "Бленхеймы" сопровождения имеют, а "альбакоры" - нет:* Аналогичная история и с летчиками Бомбардировочного Командования. Помимо десантных судов, разбомбили как-то в Эйндховене 10 Не111 - немцы в потери попадают, а вот пилоты английских бомбардировщиков ни в канонические цифры потерь, ни в герои не попали. Ну а если наоборот - "хейнкели" накрыли бомбами "веллингтоны", сбитый британской ЗА или ИА немец - в перечень, а англичане, естественно, нет. Просто удивительная логика.

Известно, что после фантастических цифр немецких потерь, заявленных англичанами и усилившегося недоверия нейтральной прессы к достоверности британских сообщений, Черчилль лично прекратил попытки командования FC RAF (Даудинга) установить истинные размеры потерь Luftwaffe (мол, все равно нельзя узнать, сколько немцев упало в море, сколько разбилось во Франции). Он же пустил в ход крылатую фразу о "немногих few" (в речи 20 августа). Черчилль, безусловно, знал что делал, но какое это имеет отношение к истории и к памяти других незаслуженно забытых защитников Британии?

Вообще, существует простой показатель, так сказать, кровопролитности боевых действий - процент сбитых самолетов к количеству вылетов. По логике, кровавая Битва за Британию должна быть, во всяком случае, не последней в череде сражений второй мировой.

С 10 июля по 31 июля пилоты FC RAF выполнили 12,9 тыс. с/вылетов, потеряли - 0,54 %. В разгар битвы - в августе и сентябре в сумме выполнили 38,8 тыс. самолето-вылетов, потеряли - 1,86 %. По более поздним меркам союзников - откровенно незначительный уровень потерь.

Для сравнения, лётчики ПВО Рейха в период с марта по май 1944 выполнили 13607 с/вылетов и потеряли уничтоженными 1256 машин - 9,23 %, 765 пилотов погибли. Сбили примерно как англичане - минимум 1438, подтвержденных в сводках радиостанции ВВС. Либо в 1944 г. немцы летали в 5 !!! раз меньше на то же количество потерянных своих / уничтоженных противников, либо очень много и не по делу летали англичане в 1940 г. (при своих-то передовых РЛС).**

В большинстве работ по Второй Мировой, касаясь Битвы за Британию, акцент делается на том, что Luftwaffe, значительно численно превосходившие немногочисленное Истребительное Командование, в силу неразборчивости в целях атак, и, конечно, по причине героизма английских пилотов, не смогли решить поставленных задач. Перенос центра тяжести атак на Лондон, если не спас англичан, то точно угробил Luftwaffe. Но ведь Jagdwaffe имели превосходство в качестве техники и серьезное в уровне подготовки пилотов. Производство "спитфайров" составляло только 1/3 выпуска английских 1-мот. истребителей. Сами англичане считали "спитфайр" равным Bf109E, а "харрикейн" - заметно уступавшим "мессеру" в ЛТТХ. Если сравнивать самолеты других классов - Bf110 vs "бленхейм", английские бомбардировщики против немецких (особенно Ju88) - результат получится также не в пользу английских машин. Как же могло получиться, что, не уступая в численности, серьезно превосходя в опыте, подготовке пилотов и, очевидно, в уровне командования, Luftwaffe проиграли воздушную компанию? А могли ли немцы выиграть? Представляется, что выполнение или не выполнение декларативных целей высшего руководства еще не является всеобъемлющим показателем реального результата борьбы (хорошо, что Геринг не пообещал Гитлеру утопить острова!). Каждая сторона считала, что истребила противную не один раз и, тем не менее, ни одна не объявила о победе в течение всего 1940 г. (в отличие от множества других случаев, когда победителем себя считали обе стороны).

Господство над островной промышленно развитой Британией завоевать было невозможно в принципе. Это не Польша или Югославия, а сравнимый по силе противник. Англичане всегда могли отвести часть (или всю) ИА за пределы досягаемости немецких истребителей и ожидать решающего сражения в день высадки (S-Tag), при этом, подавляющая часть промышленности оставалась бы прикрытой. Без сапога пехотинца и гусениц танков на аэродромах противника - решительного результата достичь было невозможно ни в 1940 г., ни в 1944 г. К 15 сентября 1940 г. у немцев всё было готово для высадки - десантный флот, сформированы команды для строительства и обслуживания передовых аэродромов на захваченных плацдармах. Если разобраться, то серия дневных массированных налетов на Лондон в течение 15 сентября, ясно продемонстрировала, в сущности, отсутствие господства самих англичан над Южной Англией, включая район Лондона, неспособность предотвратить атаки Luftwaffe на избранные цели. Как отметил Лен Дейтон [35], победа Истребительного Командования заключалась не в поражении Luftwaffe, а в том, что оно смогло уцелеть и сохраниться как военная сила (что-то а ля Бородино !).

Все рассуждения о Битве за Британию держатся на том, что немцы в действительности планировали вторжение, и не состоялось оно только по одной главной причине - неудачи усилий Luftwaffe завоевать господство в воздухе над Южной Англией.

Давайте посмотрим. Статистика сама по себе не отвечает на вопросы, но очень помогает в поиске ответов.

* Комментарий : обнаружив скопление барж в портах Ла-Манша, англичане, всерьез опасаясь высадки, задействовали вечером 11 сентября более 100 ударных самолетов из состава BC и CC RAF. Бомбардировке подверглись Кале, Гавр, Дюнкерк и Булонь. Было сброшено около 80 тонн бомб, уничтожено до 100 барж. Истребители Luftwaffe встречали каждый английский налет, задействовав не менее 60 Bf109. Английские потери над французскими портами составили 15 машин. В упомянутом выше налете (на Кале) участвовали 12 флотских "альбакоров", которых прикрывали 6 "бленхеймов" из sq.235 FC. Пилоты "мессершмиттов" из III./JG53 заявили сбитыми над Кале в период 18:40~18:45 два "бленхейма" и три "альбакора", в тоже время, штаффель 1./JG52 заявил сбитыми в 18:35~18:45 два "бленхейма" и два "альбакора". Два "бленхейма" действительно не вернулись, 6 человек из состава их экипажей погибли. Судьба "альбакоров" и их экипажей - не ясна, можно только утверждать, что немцы сбили не более 5 из 12. Вероятно, командование RAF хотело данной операцией намекнуть на отсутствие "спитфайров" и "харрикейнов"(остались последние 50) и продемонстрировать всю отчаянность своего положения. Еще несколько таких выступлений и спровоцировали бы немцев на высадку, а там бы их заманили и проучили...

** Комментарий : я специально оставил свой первоначальный вывод. Кому-то покажется логичным, кто-то сразу возмутится. На основании количества вылетов на один сбитый, любит строить свои рассуждения М. Солонин (и в своей книге и на страницах "АвиаМастера") . В приведенном выше примере разница 10 c/вылетов у немцев в 1944 г. и 50 с/вылетов у англичан в 1940 г. на сбитый, убедительно доказывает только то, что данный метод совершенно неприемлем для того чтобы делать какие-либо выводы. Пилоты Bf109 в 1940 г. летали в среднем еще больше, чтобы сбить самолет противника. Достаточно полистать ЖБД какой-либо истребительной группы - сплошь и рядом, несмотря на "тесное" небо Южной Англии, встреч с противником не было, либо 15 наших Bf109 встретились с 21 "спитфайром" - сбитых и потерянных нет:

ЧАСТЬ 1. ХОТЯТ ЛИ ГИТЛЕРЫ ВОЙНЫ ?

В отличие от русских из известной песни, конечно хотят. Непременно быстрой такой, победоносной, чтобы начать еще одну. Но не с Англией - почему-то все больше с Россией. Правда в том, что Германия не рассматривала Англию как реального противника и даже в ходе компании во Франции ни малейших разработок планов дальнейших военных действий против Англии не проводилось. Уже 20 мая 1940 г. после занятия Аббевилля, Гитлер заявил, что готов подписать сепаратный мир с Англией в любое время (Ref: Jodl Diary 01.02~26.05.40). Вскоре последовало еще одно очень существенное высказывание. 2 июня Гитлер заявил командующему группы армий "А" Рунштедту, что если Англия сейчас пожелает закончить войну и даст согласие на разумный мир, которое он от неё ожидает, то он (Гитлер) был бы, во всяком случае, свободен для выполнения своей настоящей большой задачи - борьбы с Большевизмом (Ref: Gen.Inf. Sodenstern). Кажется, что столь "миролюбивый" настрой Гитлера носит беспрецедентный характер в истории всей Второй мировой войны.

В июне 1940 г. произошел ряд событий укрепивших Гитлера в решимости проведения военной компании против СССР - ноты Прибалтийским государствам 14/16 июня и, особенно, решение "бессарабского" вопроса 23-28 июня.

22 июня сдалась Франция и Гитлер наложил запрет Luftwaffe на полеты над Британией, чтобы не провоцировать англичан. Геринг разрешил своим пилотам вступать в бой при встрече с английскими самолетами, в том числе над Ла Маншем, но последний пересекать запрещалось.

30 июня Ф. Гальдер встречался с госсекретрем Министерства Иностранных Дел Вайцзеккером (von Weizs?cker), который сообщил, что внимание Гитлера обращено на Восток. Однако, если Англия по- прежнему не будет проявлять желания заключить мир, вероятно, потребуется еще одна демонстрация военной силы.

1 июля начальники штабов Ф.Гальдер (OKH) и Шнивинд (OKM) обсуждали практические проблемы высадки. На следующий день эти вопросы обсуждались с главнокомандующим сухопутными силами на совещании в Фонтенбло. 3 июля, в дневнике Франца Гальдера появляется запись об оперативных задачах Генштаба - помимо Британии, "восточная проблема" выдвигается на первое место. Можно сказать, что уже к началу июля Россия прочно заняла свое место в планах германских военных по прямому и неоднократному указанию А. Гитлера.

13 июля на совещании высшего военного руководства пришли к общему мнению, что Англия не идет на заключение мира, т.к. надеется на Россию.

На первый взгляд, позиция Британии также не имеет аналогов в период Второй Мировой. Избегая военного столкновения, Британия бросила к ногам Германии последовательно Австрию, Чехословакию, Польшу, да и во Франции провоевали меньше половины компании, больше заботясь о спасении имущества и эвакуации войск, отказав даже в воздушной поддержке в критический момент - Англия не воевала за Францию до конца (при этом приготовления к отражению вторжения начались едва ли не в первый день кампании, см. Выводы к I/1). Никто бы не осудил Англию, если бы та села в очередной раз за стол переговоров с Гитлером. Кроме того, было ясно, что следующей жертвой Гитлера в случае нейтралитета Англии станет СССР. Казалось бы, воплощение мечты многих десятилетий Черчилля и не только - еще в 1936 г. британский премьер С. Болдуин говорил "Если бы в Европе дошло дело до драки, я бы хотел бы, чтобы эта была драка между большевиками и нацистами."[01]. Подписание мирного договора с Гитлером (И.В. Сталин Пакт с немцами имел, чем, собственно, Британия хуже?), на самом деле, позволяло Англии вздохнуть на год раньше, чем произошло в действительности, сберечь десятки тысяч жизней и перенести войну на Восток. Понять причину такого поведения Англии позволяют, например, мемуары Й. фон Риббентропа [28]. Насколько можно судить, вся политика нацистов изначально предполагала серию конфликтов с восточными соседями из-за территорий, утраченных в результате Версаля, а затем и с Францией по той же причине. В тоже время, многовековая позиция Англии заключалась в недопущении чрезмерного усиления какой-либо одной европейской державы (будь то Германия или Франция - не важно). В этой связи понятно отклонение Иденом в конце ноября 1937 г. полуофициального предложения о присоединении Британской Империи к Антикоминтерновскому пакту (по признанию самого Риббентропа, анти-русского по своей сути). Заслуживают внимания соображения и выводы, изложенные Риббентропом в памятной записке A5522 от 02.01.1938 (в то время германский посол в Лондоне). Риббентроп пришел к выводу, что с началом конфликтов с восточными соседями, Англия рано или поздно обязательно вступит в войну и ее позиция станет причиной втягивания в конфликт Франции. Англия готовится к войне.

В конце концов, 16 июля вышла Директива No.16 (достаточно осторожного содержания) в которой упоминается план вторжения "Seel?we". 19 июля во время выступления в рейхстаге Гитлер обратился к Лондону с "последним призывом к благоразумию", все еще надеясь на заключение компромиссного мира. Впрочем, не дожидаясь ответа, 21 июля Гитлер собрал совещание высших руководителей OKL и OKM (Ешоннек и Редер соответственно) на котором отметил, что угроза вторжения - лучшее средство заставить Британию обратиться к разуму, но вторжение должно быть реально осуществлено только в том случае, если не будет другой возможности заставить Британию заключить мир. На следующий день, Геринг был вызван в ставку для получения инструкций по подготовке компании на Востоке. В этот же день Галифакс в ледяных выражениях ответил отказом на предложение Гитлера. 28 июля вышел меморандум о том, что с Британией необходимо продолжать борьбу (компания против судоходства), в России для скорейшего завершения компании потребуется сильная авиа-поддержка. "Seel?we" продолжать готовить до весны 1941 г. также как и вторжение в Россию. Прозвучала даже идея о вторжении в Россию уже осенью 1940 г. В конечном итоге, Гальдер записал в своем дневнике: Россия - весна 1941 г. 31 июля на совещании в Бергхофе, Гитлер сообщил своим генералам о предстоящей войне c Россией, ближайшие возможные сроки высадки в Англии определялись на 20~26 сентября (при этом все подготовительные мероприятии, включая постановку минных заграждений и траление, необходимо было завершить к 15 сентября). Многие из присутствовавших, поняли, что в текущем году никакой высадки не будет.

1 августа OKW выпустило директиву, в которой указывалось, что решение о целесообразности высадки будет принято фюрером через 8 - 14 дней после начала воздушного наступления против Англии, начало которого предполагается приблизительно 5 августа, в зависимости от его результатов. В этот же день Гитлер выпустил собственную Директиву No.17 о войне против Англии. В ней также упоминается о начале полномасштабного воздушного наступления после 5 августа, точную дату устанавливают сами Luftwaffe по готовности. Геринг в этот день встречался со своими командирами соединений в Гааге, и 2 августа из недр OKL вышла в свет директива, предписывавшая начать большое воздушное наступление "Adler Tag" 10 августа. Из-за погодных условий официально немцы начали 13 августа, впрочем, уже с 11 августа авиация обеих сторон действовала с полной нагрузкой и большими потерями. Д. Ричардз [03] и многие другие считают датой начала Битвы за Британию 12 августа.

Несмотря на то, что было определен срок завершения подготовки "Seel?we" к 15 сентября (причем окончательное решение принимается за 10 дней до дня высадки) и Luftwaffe приступили к компании в поддержку операции, 14 августа Гитлер делает заявление, что подготовка к высадке на островах должна продолжаться даже если вторжение не будет реально осуществлено. Т.е. целью этих мероприятий являлось опять же склонение Англии к переговорам воздушными атаками и демонстрацией угрозы реальности вторжения.

Тем временем, после состоявшегося 30 августа "Венского арбитража" по Румынии, в советско-германских отношениях запахло "жаренным", причем не только на дипломатическом уровне.

2 сентября моряки просят перенести срок высадки (S-Tag) на 21 сентября. Вскоре немцы решили приступить к бомбардировка объектов расположенных в Лондоне (не нужно путать с налетами собственно на городские жилые кварталы).*

11 сентября должно быть принято решение о вторжении (текущая дата для S-Tag - 21 сентября), но результаты бомбардировок Лондона настолько обнадеживают немецкое руководство, что кажется возможным вообще обойтись без высадки. 14 сентября происходит очередное совещание - решено и дальше оказывать максимально возможное давление на Англию бомбардировками Лондона и демонстрацией намерения высадки. Геринг обратился к Гитлеру с просьбой разрешить бомбардировку не только военных объектов, но и жилых кварталов - Гитлер отказал, боясь за свои города.

15 сентября происходит крупнейший дневной налет на Лондон. В Британии принято считать, что в этот день Luftwaffe было нанесено столь решительное поражение (объявлено об уничтожении 185 самолетов при потерях 1 : 7), что немцы вынуждены были отказаться от высадки, убедившись в отсутствии перспектив завоевания господства в воздухе. На самом деле, потери имели достаточно обычные размеры и пропорцию - 26 англичан против 58 самолетов противника. Но если немцы рассчитывали бомбардировкой сотен самолетов в течение всего дня показать англичанам их беспомощность предотвратить разрушительные налеты на столицу, то британское правительство, со своей стороны, заявив о победе, пусть и мнимой, показало свою решимость продолжать борьбу даже перед лицом возможных крупных разрушений и жертв (рейтинг Черчилля в октябре - 89%, т.е. на 1% выше, чем в июле - ПР !). Данный факт уничтожил надежду Гитлера на возможность принудить Англию к миру бомбардировками, а также угрозой высадки, поэтому не удивительно, что на очередном совещании 17 сентября (соответственно, высадка могла быть назначена на 27-е), было решено определиться в сроках позднее. Для сохранения десантных средств от дальнейшего уничтожения во время регулярных налетов Бомбардировочного Командования, Гитлер приказал рассредоточить по удаленным портам, однако с расчетом, что их вновь можно будет собрать в 10-дневный срок. Факт рассредоточения был установлен фоторазведчиками 23 сентября. Между 18 и 30 сентября британские фоторазведчики зафиксировали 30% уменьшение количества сосредоточенных для высадки барж. Впрочем, авиаторы только подтвердили то, что уже вечером 17 сентября знал Черчилль - из перехватов "Ультра" стало известно о распоряжениях отданных инстанциями Luftwaffe о свертывании транспортного обеспечения вторжения. Угроза высадки миновала.

26 сентября германское руководство определилось с точкой приложения дальнейших военных усилий - Средиземное море, Балканы, Россия (22 сентября немецкие части появились в Финляндии), а на следующий день - 27-го, был подписан Тройственный Пакт.

Официальное решение об отказе от высадки было принято 2 октября, а 12 октября войска получили уведомление об отсрочке вторжения в Англию до весны 1941 г. и прекращении подготовительных мероприятий до соответствующего уведомления. Вероятно, имеет смысл упомянуть еще одно событие, произошедшее через месяц - встречу Молотова с Гитлером в Берлине 12 ноября 1940 г. - по результатам которой, как представляется, в СССР можно было немедленно объявлять мобилизацию.

Сами немцы считают главной причиной отказа от высадки [02] следующие причины:

1. Слабость собственных ВМС.

2. Подготовку к войне с Россией.

3. События на Средиземном море и Балканах.

Кроме того, некоторое значение имеет вопрос погодных условий, т. к. план операции предполагал период ясной погоды, а на момент принятия решения погодные условия установились очень плохие. Однако, едва ли это имеет первостепенное значение (союзники, напротив, в июне 1944 предпочли достаточно плохие погодные условия).

Итак, можно утверждать, что именно предстоящая война с Россией предотвратила немецкую высадку на британские острова. Сами немцы после войны считали, что невзирая на потери, плацдармы они сумели бы захватить. С этим трудно не согласиться, как и с тем, что вопросы снабжения и усиления войск тяжелой техникой были трудно разрешимы и стоили бы немцам огромных потерь. Если бы Гитлер не нацелился на Россию, то немцы могли пойти на то, чтобы обескровить три десятка дивизий и, что совершенно неизбежно, также и Luftwaffe, вплоть до использования самолетов из учебных частей. Тем не менее, столкнувшись с твердой решимостью защищаться, Гитлер понял, что блицкрига в Британии не будет. Скорее всего, остановившись где-нибудь на окраинах Лондона, немцы ничего большего добиться не сумели бы. А далее, сказалась бы помощь доминионов и, самое главное, США (даже несмотря на отсутствие вторжения, Рузвельт сумел протолкнуть закон о Ленд-Лизе для Англии)**.

Таким образом, мягко говоря, "активная" позиция СССР в восточно-европейских делах летом 1940 г. позволила Англии избежать появления на островах немецких солдат, с другой стороны, непримиримая позиция британского правительства, прежде всего лично Черчилля, дала Сталину без малого год на подготовку к германской агрессии.

* Комментарий: Здесь уместно привести весьма показательные цифры людских потерь от бомбардировок. При этом нужно помнить, что интенсивность боевых действий в сентябре была такой же как, и в августе и заметно снизилась в октябре, при этом количество жертв выросло в 8 раз !

Потери гражданского населения Великобритании во второй половине 1940 г.  

м е с я ц у б и т о р а н е н о в с е г о
июль 258 321 579
август 1075 1261 2336
сентябрь 6954 10615 17569
октябрь 6334 8695 15029
ноябрь 4588 6202 10790
декабрь 3793 5044 8837
и т о г о 23002 32138 55140

Столь большое (8-кратное) увеличение жертв, в особенности среди лондонцев, потребовало принятия срочных мер. Уже 10 сентября командующий Anti-Aircraft Command F.Pile собрал своих командиров на совещание и приказал впредь каждому орудию вблизи Лондона при приближении немецких самолетов вести огонь с максимальной скорострельностью (в смысле создать для населения Лондона максимально возможный фейерверк). За сентябрь только тяжелая артиллерия выпустила 260 тыс. снарядов. Газетчики быстро ввели в оборот объяснение новой тактике ЗА - "барраж" якобы заставлял подниматься немецкие самолеты выше и бомбить не прицельно. Однако, не сообщалось об ущербе от собственных зенитных снарядов, часть которых взрывалась на крышах домов собственных граждан. Кроме того, неэффективность принятой тактики (впрочем, альтернативы были еще хуже) стала предлогом увольнения из RAF Парка и Даудинга. При этом, в первом труде Министерства Авиации посвященном Битве за Британию, вышедшем в середине 1941 г, их имена даже не упоминаются. [35]

Можно сказать, что немецкая стратегия, в общем, работала, но дать реальный результат могла только против внутренне слабого государства.

** Комментарий : роль США в процессе развязывания Второй Мировой войны также имела место быть, но чтобы сохранить объем работы в приемлемых рамках, этот вопрос не рассматривался.

ЧАСТЬ 2. ПЕРИОД БИТВЫ ЗА БРИТАНИЮ.

Целью предыдущей части было показать, что если рассматривать воздушные операции Luftwaffe в контексте вторжения на британские острова, то эти операции происходили с 11 августа по 17 сентября 1940 г. Фактически, можно даже было бы ограничиться 15 сентября, т.к. затем установилась плохая погода и масштабы действий 16-17 сентября не были значительными.

В первом официальном исследовании, посвященном Битве за Британию, вышедшем в свет в первой половине 1941 г. [04], период воздушного сражения определялся с 8 августа по 31 октября 1940 г. Там же выделяют 4 фазы сражения:

I фаза : 08 августа - 18 августа

II фаза : 19 августа - 05 сентября

III фаза : 06 сентября - 05 октября

IV фаза : 06 октября - 31 октября

Со временем, все британские историки сошлись на периоде 10 июля - 31 октября. И как книга на главы, так и период воздушного сражения поделен на фазы, показывающие различие целей и методов их решения в различные периоды. Кто-то из историков считает возможным ограничиться 4 фазами, кто-то насчитывает 5. Р. Бикерс [05] дает 4 фазы аналогично официальной работе 1941 г., Н. Франкс [06], добавляя предварительную фазу с 10 июля, также остается в рамках 4 периодов, совместив I и II в одну:

I фаза : 10 июля - 07 августа

II фаза : 08 августа - 06 сентября

III фаза : 07 сентября - 30 сентября

IV фаза : 01 октября - 31 октября

Вудз и Демпстер [07] делят уже на 5 периодов:

I фаза : 10 июля - 07 августа

II фаза : 08 августа - 23 августа

III фаза : 24 августа - 06 сентября

IV фаза : 07 сентября - 30 сентября

V фаза : 01 октября - 31 октября

Интересно, что в последних двух работах, заключительная фаза носит исключительно календарный характер - октябрь. И потому неудивительно, что со временем возникла работа Дж. Форемана - "Forgotten Months." о действиях Истребительного Командования в ноябре-декабре 1940 г. - чем они хуже октября - действительно забытые месяцы.

Далее стоит упомянуть работу Дж. Рэя [08], в которой автор, напротив, сокращает количество периодов до трёх, правда, несколько странным образом.

I фаза : 10 июля - 18 августа

II фаза : 19 августа - 06 сентября

III фаза : 07 сентября - 16 октября

Работа Л. Дейтона [09] содержит, как обычно, 4 периода, но разбивка сделана уже по-новому и, как представляется, наиболее разумным образом. Если исключить 1 фазу, то остальные 3 охватывают наиболее решительный период, который и можно называть Битвой за Британию.

I фаза : 10 июля - 11 августа

II фаза : 12 августа - 23 августа

III фаза : 24 августа - 06 сентября

IV фаза : 07 сентября - 15 сентября

Джон Фореман в своих работах [24], [38], оставаясь в рамках 4 периодов, несколько изменяет рамки, но название последней фазы вполне говорит само за себя :

I фаза : 26 июня - 11 августа "Битва за пролив"

II фаза : 12 августа - 06 сентября "Битва за аэродромы"

III фаза : 07 сентября - 30 сентября "Битва за города"

IV фаза : 01 октября - 30 октября "Битва окончена ?"

Кроме Дж. Форемана, с 26 июня ведет отсчет периода, имеющего отношение к Битве за Британию также и Йохен Прин в двухтомнике "Einzats am Kanal und Uber England. 26.6.40-21.6.41." [21].

А. Путлэнд справедливо отмечает, что в Германии к временным рамкам сражения относятся более свободно. У него немцы определяют период сражения несколько иначе: соглашаясь с датой начала - 10 июля, период воздушного сражения делится не на 4, а на 6 фаз. Добавляется V фаза - с 1 ноября 1940 по 8 февраля 1941 г. и VI фаза - с 9 февраля по 11 мая 1941 г., когда был совершен последний крупный налет на Лондон [10] (интересно, что за немцы, уж не Олаф Грёхлер ли ?). Но, как "справедливо" замечает А. Путлэнд, под Битвой за Британию понимается попытка Luftwaffe уничтожить Королевские ВВС в контексте предстоящего вторжения. Усилия немцев, предпринятые в период с 8 августа по 31 октября 1940, успеха не принесли. При этом совершенно непонятно, из каких побуждений относят к периоду БоБ октябрь 1940 г., если на то пошло, то London Blitz был все еще в разгаре и в ноябре. А через две недели после победного завершения битвы, немцы без малейших потерь сносят Ковентри. Luftwaffe научились технологии ночного бомбометания, которая понравилась англичанам настолько, что BC RAF занимались этим, за редкими исключениями, до конца войны.

Вот как заканчивает описание Битвы за Британию создатель замечательного сайта Alan L. Putland [10]: "Наступило 31 октября 1940 г., не было привычного завывания сирен воздушной тревоги, стояла странная тишина, которую не нарушал рев моторов ни своих ни вражеских самолетов, люди на аэродромах приготовились к очередному налету, который так никогда и не состоялся. Отвага не только храбрых пилотов, но и всех тех, кто обеспечивал вылеты их истребителей, наводил на самолеты противника, не позволили Германии осуществить свои планы вторжения в Британию. В этот день германская тактика кардинально изменилась, теперь планировалось уничтожить надежду в сердцах британцев постоянными бомбардировками их городов. В этот день, 31 октября 1940 г. Королевские ВВС вырвали у Luftwaffe сердце и официально закончили последнюю фазу вторжения в Англию, Битва за Британию закончилась."

Лен Дейтон [35] пишет, что 25 октября один из перехватов Ultra (критически важного для обеспечения высадки транспортного управления Luftwaffe) был сообщен Британскому Правительству. Черчилль знал о его содержании еще 17 сентября! Наконец, 31 октября члены Комитета Обороны под председательством лично Черчилля согласились, что опасность вторжения теперь является достаточно отдаленной перспективой. Вскоре была понижена боеготовность сил подготовленных к отражению высадки.

В тоже время, согласно информации Graham Boak, нет свидетельств того, что публично было объявлено о победе ранее марта 1941 г., когда вышла в свет известная брошюра Министерства Авиации, подготовленная, кстати, Hillary St. George Saunders - автором послевоенной официальной истории Битвы за Британию.

Очевидно, что решительный период воздушного сражения приходится на период с 11 августа по 15-17 сентября, когда германское руководство ставило перед Luftwaffe самые решительные цели (можно утверждать, что впервые на практике была опробована доктрина Дуэ). Так или иначе, но обе стороны во время войны считали началом Битвы за Британию 8 августа 1940 г., что подтверждается документами того времени. Это уже потом историки, прежде всего британские, начали задним числом выводить фазы, их даты и названия. Так что, фактическим началом, стоило бы определить 11 августа, но исторически - это 08 августа, безотносительно к целесообразности.

С датой окончания всё сложнее. Немцы её не определили. Англичане выбрали 31 октября 1940 г. Очевидно, что Черчилль был свободен в выборе даты окончания Битвы за Британию, и это могла быть любая дата, начиная с 18 сентября. Наиболее вероятно, что одной из главных причин, по которой не было объявлено о победе раньше, была угроза полномасштабных дневных бомбардировок по образцу 15 сентября. Было просто неразумно объявлять населению, находящемуся практически каждый день и ночь под бомбами, сообщать, что свершилась победа. К концу октября масштабы дневных налетов значительно уменьшились, перспективы борьбы с ночными приобрели внятные временные рамки. Уже в декабре RAF рассчитывали, что такие налеты не останутся безнаказанными.

ЧАСТЬ 3. НАЛИЧИЕ МАТЧАСТИ FC RAF.

После завершения операции "Динамо" по эвакуации войск из Дюнкерка, на 04 июня 1940 в составе FC RAF имелось исправных [16]:

таблица 3.1

всего в sq. в т.ч. H/S ASU H/S всего H/S
446 331 36 367

Здесь и далее H/S - "харрикейны" и "спитфайры". Всего 367 "спитфайров" и "харрикейнов". Однако, при высоком уровне производства, многократно превышающем потери, уже к 1 июля FC RAF смогли полностью восстановиться. В прекрасном труде Мэйсона [12] приводятся цифры по наличию и состоянию матчасти FC на 01 июля 1940. Число современных исправных машин, находящихся в частях выросло на 65% и составило 546. Отмечу, что доводилось видеть абсолютно другую (ошибочную) трактовку этих цифр: FC RAF имели 347 боеготовых "харрикейнов", вычитая отсюда 115 неисправных, получили всего лишь 232 исправных ?!.

Cводная таблица наличия истребителей в FC RAF по состоянию на 09:00, 01 июля 1940 г. [12] :

таблица 3.2

     тип  sq. исправно неиспр. всего пилотов
Hurricane 28,5 347 115 462 527
Spitfire 19 199 93 292 385
Defiant 2 25 12 37 43
Blenheim 7,5 69 45 114 148
и т о г о 57 640 265 905 1103

* 5 подразделений на "харрикейнах" находились в процессе боевой подготовки или перемещения, в их составе было 48 исправных (16 неисправных) машин, 71 пилот.

Однако, тот же Мэйсон упоминает о 591 истребителе в дивизионах "харрикейнов" и "спитфайров", Лен Дейтон приводит более подробную информацию по этой цифре, однако, причина расхождения не ясна.

Cводная таблица наличия истребителей в FC RAF по состоянию на 09:00, 01 июля 1940 г. [35] :

таблица 3.2

тип исправно неиспр. всего
Hurricane 347 116 463
Spitfire 160 126 286
Defiant 25 12 37
Blenheim 59 55 114
и т о г о 591 309 900

После тяжелых потерь истребителей над Дюнкерком, благодаря высокому уровню производства, значительно выросло количество резервных истребителей. Если 28 июня количество истребителей находящихся на хранении в ASU: 287 (170 Hurricane, 97 Spitfire, 20 Defiant). Уже через неделю к 5 июля запасы выросли до 373 машин (222 Hurricane, 119 Spitfire, 32 Defiant). [34].

Здесь необходимо пояснить, что истребители FC RAF находились в четырех структурах:

1) собственно боевые части - дивизионы (sq.);

2) ремонтные подразделения (M.U.);

3) на хранении (A.S.U);

4) в учебно-тренировочные подразделения (O.T.U.);

Сумма всех четырех дает полное количество всех истребителей в Британии.

Дивизионы составляли ежесуточный доклад о состоянии матчасти (RAF Equipment Branch). Бланк рапорта содержал 7 категорий состояния матчасти [15] :

таблица 3.3

A B C D E F G
Establishment Total Serviceable Serviceable Repairable Repairable Total
  serviceable in 12 hrs in 7 days not in 7 days in M.U. struck-off

Штат (A) дивизионов на "харрикейнах" предполагал 20 машин, на "спитфайрах" - 20 или 16. Самолеты указанные в колонках (C, D, E) - ремонтировались на месте техсоставом дивизиона. Серьезно поврежденные самолеты (Cat.2) отправлялись на ремонт в специальные технические подразделения (F). Колонка (G) - полностью уничтоженные, либо подлежащие списанию машины.

27 мая 1940 г. система учета повреждений RAF приняла свой окончательный вид. К уже имевшимся категориям повреждений: Cat.1 - машины подлежащие ремонту в своей части, Cat.2 - машины, подлежащие ремонту в мастерских MU или CRO (гражданские мастерские), Cat.3 - полностью уничтоженные или списанные, дополнительно вводились еще три - Cat.4 - машины, которые можно вернуть в строй через 36 часов, Cat.5 - самолеты, которые можно было безопасно перегонять в мастерские по воздуху (если срок ремонта оценивался менее 24 часов, пилот оставался до его завершения), Cat.6 - более длительный ремонт, чем Cat.4 (перевозка наземным транспортом).

Наличие одномоторных истребителей в составе FC RAF на 20 июля 1940 :

таблица 3.4

тип [12]* [14]
Hurricane ? 308
Spitfire ? 224
Defiant ? 11
всего исправ. 531 543
всего неиспр. 78 ?
и т о г о 609 ?

* в том числе 27 Defiant (очевидно, исправных и неисправных вместе).

По Мэйсону получается, что с 1 по 20 июля количество боеготовых 1-мот. истребителей в частях незначительно снизилось с 571 до 531 (вполне реально). В тоже время, общее количество (с учетом неисправных) упало с 791 до 609 (??? необъяснимо).

Общее количество машин в частях FC согласно [14] (исправных) - 605, согласно [07] - 658. К сожалению, в каждом приличном исследовании авторы приводят собственные цифры наличия матчасти, как правило, не расшифровывая способ их получения, да и формат подачи данных, не позволяет понять причины расхождения в тех или иных цифрах.

Причины разнобоя данных в различных источниках, в общем-то, понятны (табл. 3.3), приведу статистику по некоторым датам согласно работы П. Куксли [13] и сайта [14].

таблица 3.5

  P. Cooksley www.raf.mod.uk/bob1940/ разница H/S
H S Tot H S Tot B/D/G Tot dH dS dH/S
21.08.40 615 326 941 400 239 639 90 729 215 87 302
30.08.40 580 287 867 410 234 644 73 717 170 53 223
08.09.40 530 275 805 381 197 578 81 659 149 78 227
15.09.40 472 256 728 389 192 581 79 660 83 64 147
02.10.40 482 281 763 383 224 607 67 674 99 57 156
18.10.40 512 285 797 408 218 626 66 692 104 67 171

Похоже, что у Куксли дается общее количество "спитфайров" и "харрикейнов" в частях, включая неисправные, но без находящихся на ремонтных предприятиях или на хранении. Данные сайта (где дается количество машин по каждому типу и на каждый день), очевидно, включают только исправные самолеты в боевых частях.

В "юбилейной" работе [16] авторы дают количество на некоторые даты августа исправных "харрикейнов" и "спитфайров", находящихся на хранении (A.S.U.) немедленно готовых к использованию (левая колонка), в правой колонке количество отремонтированных в M.U. машин Cat.1 (немедленно готовых к использованию) согласно [12]:

таблица 3.6

дата H/S H/S
A.S.U. Cat.1
09.08.40 289 292
16.08.40 236 216
23.08.40 161 170

Здесь необходимо пояснить, что все находящиеся на ремонте в M.U. машины делились на 4 категории. Нам будут интересны две из них: Cat.1 - немедленно готовые к использованию, Cat.2 - будут готовы в течение 4 дней. Cat.3 и 4 не имеют определенных сроков готовности.

Еще одна таблица, составленная по Мэйсону [12], показывает количество и состояние всех находящихся в ремонте истребителей, даты выбраны так, чтобы можно было сравнить с таблицей, составленной по работе П. Куксли [13] и материалам сайта [14].

таблица 3.7

дата Всего Cat.1-2 Всего Cat.3-4 Всего Cat.1-4
H/S H/S/D/B H/S H/S/D/B H/S H/S/D/B
23.08.40 198 279 182 222 380 501
30.08.40 192 239 197 243 389 482
06.09.40 169 241 126 149 295 390
13.09.40 154 244 100 119 254 363
04.10.40 197 285 115 130 312 415
18.10.40 254 355 117 138 371 493

Здесь H/S -"харрикейны"/"спитфайры", H/S/D/B -"харрикейны"/ "спитфайры"/ "дефайанты"/ "бофайтеры"

Таким образом, с учетом вышеприведенных данных можно получить сумму всех основных английских истребителей, находившихся в различном состоянии на определенную дату.

на 23 августа FC RAF имели :

таблица 3.8

тип sq. ASU MU 3/4 в с е г о
H/S 646 198 182 1026
прочие 87 81 40 208
и т о г о 733 279 222 1234

Наличие в A.S.U. принято не по [16], а по Мэйсону - суммарно Cat.1, 2.

Стоит также отметить, что производство в районе выбранной нами даты составляло 9 "харрикейнов", 6 "спитфайров", 1 "дефайант" и 1 "бофайтер" в сутки [16].

Наименьшее количество немедленно готовых к использованию "харрикейнов" приходится на 30.8.40 - 78, впрочем, в течение 4-х дней должны быть отремонтированы еще 17, и в недельный срок еще 113. Наименьшая цифра резервов "спитфайров" приходится на 20 сентября - лишь 38 шт. были немедленно готовы к использованию.

Cводная таблица наличия истребителей в FC RAF по состоянию на 09:00, 01 августа 1940 г. [12] :

таблица 3.9

тип sq. исправно неиспр. в с е г о пилотов
Hurricane 29,5 350 116 466 558
Spitfire 19 208 87 295 366
Defiant 2 20 8 28 35
Fulmar 1 6 6 12 15
Gladiator 1 8 6 14 13
Blenheim 5,5 48 30 78 111
и т о г о 58 640 253 893 1098

Cводная таблица наличия истребителей в FC RAF по состоянию на 09:00, 01 сентября 1940 г. [12] :

таблица 3.10

тип sq. исправно неиспр. в с е г о пилотов
Hurricane 30,5 349 125 474 599
Spitfire 18 207 76 283 347
Defiant 1 9 7 16 64
Blenheim 7 75 30 105 114
и т о г о 56,5 640 238 878 1124

Наличие "спитфайров" в составе RAF на 13 сентября 1940 г. [17] :

таблица 3.11

в частях кол-во sq. исправно неиспр. в с е г о
10 Gr. 3 48 6 54
11 Gr. 7 92 28 120
12 Gr. 6 86 24 110
13 Gr. 3 44 12 56
в с е г о 19 270 70 340
M.U. Cat.1   47 0 47
M.U. Cat.2   0 10 10
O.T.U.   26 24 50
и т о г о   343 104 447

У Куксли 256 "спитфайров", а по данным сайта 192.

На протяжении любого отрезка времени, во время Битвы за Британию FC RAF не испытывали никаких затруднений с матчастью. Производство и ремонт поврежденных самолетов были поставлены образцово. Потери не превышали или были сравнимы с уровнем производства новых и выпуском из ремонта поврежденных самолетов. Истребительное Командование развернуло сравнительно небольшое количество дивизионов с целью поддерживать их боеспособность при любых обстоятельствах. Даже в период наибольшей напряженности, Luftwaffe удалось лишь уменьшить запас немедленно готовых к использованию истребителей (Cat.1) на 60% [16], и это все:

таблица 3.12

дата H/S A.S.U.
09 августа 289
16 августа 235
23 августа 161
07 сентября 125

Начиная с конца сентября FC RAF имели ясное численное превосходство на частями немецких истребителей : 1050 "спитфайров" и "харрикейнов" (730 исправных) + 300-400 машин в резерве, против 730 немецких Bf109 (исправных и нет), при этом резервов у Luftwaffe не было. [19]

ЧАСТЬ 4. ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

В январе 1940 г. в Великобритании была принята программа экстренного расширения производства самолетов - Harrogate programme. Уже в мае плановые цифры были превышены.

Производство самолётов в Великобритании в 1940 г. [03], [07], [12], [18]

Таблица 4.1

месяц все типы истребители
январь ? 157
февраль 719 141
март 860 177
апрель 1081 256
май 1279 325
июнь 1591 446
июль 1665 496
август 1601 476
сентябрь ? 467
октябрь ? 469
ноябрь ? ?
декабрь ? ?
и т о г о 8796 3410

В период с июня по октябрь было выпущено 2354 истребителя, в т.ч. приблизительно 2100 "спитфайров" и "харрикейнов". За весь 1940 год было произведено 4283 истребителей, соответственно, в ноябре-декабре выпускалось 435 истребителей ежемесячно. Помимо произведенных в Метрополии, 219 истребителей в июне-октябре поступили из-за рубежа Канада (таблица 4.4). Уже в сентябре в сводках попадаются канадские Hurricane Mk.X.

Производство истребителей "спитфайр".

Таблица 4.2

     \ тип Supermarine Vickers в с е г о
       \ Wulston, Itchen Castle-Bromwich
месяц\ Spitfire Mk.I Spitfire Mk.II
VI.1940 93 10 103
VII.1940 137 23 160
VIII.1940 126 37 163
IX.1940 100 56 156
X.1940 61 88 149
XI.1940 73 66 139
XII.1940 42 75 117
и т о г о 632 355 987

* в части Mk.II попали в августе 1940 г.

Производство истребителей согласно еженедельным сводкам М.А. [12].

 Таблица 4.3  

месяц Hu Sp H/S De Be в с е г о
июль 279 160 439 56 7 502
август 239 166 405 37 21 463
сентябрь 242 148 390 40 15 444
октябрь 262 151 413 52 22 487
и т о г о 1022 625 1647 185 65 1897

* скорректировано к календарным месяцам.

** Hu - "харрикейн", Sp - "спитфайр", De - "дефайант", Be - "бьюфайтер"

Цифра выпуска за июль-октябрь согласно классическим данным М.А. - 1908, против 1897 в приводимой таблице, т.е. сумма практически идентична. Расхождение в цифрах выпуска за отдельные месяцы может быть связано с процессом приемки машин выпущенных в последних числах месяца.

Цифры производства "спитфайров" также немного отличаются. В период август - октябрь 468 машин в таблице с разбивкой по заводам-изготовителям и 465 в таблице на основе еженедельных сводок.

В целом, данные находятся в очень хорошем соответствии между собой.

Уже в начале лета в Британию стали поступать американские самолеты. На фоне собственного производства размеры поставок были не велики - менее 15%. Важен был, скорее, сам факт, который не никто и не скрывал. 06 сентября Cf. Gr. I(L) на совещании OKW сообщил, что поставки американских самолетов в Великобританию за август 1940 г. составили 236 шт. Поставки критически важных для воздушного сражения истребителей были еще менее значительны - менее 10% и машины еще предстояло освоить лётным составом, поэтому, единственным импортным истребителем - участником Битвы за Британию стал Grumman "Martlet", поступивший на вооружение одного из дивизионов морской авиации и выполнявший патрульные вылеты в течение последней недели октября.

Импорт 1-моторных истребителей [07] :

Таблица 4.4              

        \ тип Brewster Curtiss Grumman Canada в с е г о
месяц\ Buffalo Hawk 81 Martlet Hurricane
VI.1940 - - - 4 4
VII.1940 12 5 - 3 20
VIII.1940 - 49 2 24 75
IX.1940 1 10 3 1 15
X.1940 11 57 36 1 105
и т о г о 24 121 41 33 219

Таким образом, общее количество одномоторных истребителей, полученных RAF в июле-октябре 1940 г., с учетом импорта, составило 2116 шт., против 688 произведенных в Германии. 3,08 : 1.

ЧАСТЬ 5. НАЛИЧИЕ МАТЧАСТИ В LUFTWAFFE.

В дневнике OKW за 26.08.40 содержится доклад Cf.Gr I (L) Maj. Freiherr von Falkenstein* о потерях и поступлении самолетов в Luftwaffe с начала компании на Западе 10.05.40 [02/2]:

Таблица  5.1

тип потери поступило
ближ. разведчики 147 146
1-мот.истребители 439 630
2-мот.истребители 240 280
всего, вкл. тренир. 2239 2436

*Cf.Gr. I (L) H.d.D.W., OKB Kriegtagbuch

Казалось бы, состояние с матчастью Luftwaffe за 3,5 месяца даже несколько улучшилось. Однако, в докладе упоминается, что 2239 - это полностью уничтоженные самолеты. А величина потерь, включая тяжело поврежденные, составляет 3298. Поэтому, с одной стороны, всё прекрасно, а фактически - на лицо убыль в 862 единицы.

Состав LF 2, LF 3, LF 5 на 20.7.40 [12]*

Таблица  5.2

тип самолетов Luftflotte 2, 3  Luftflotte 5 в с е г о
всего исправ. Всего исправ. всего исправ.
дальние разведчики 67 48 67 48 134 96
дальние бомбардировщики 1131 769 129 95 1260 864
пикирующие бомбардировщики 316 248 0 0 316 248
морские разведчики, мингзаги и т.д. 82 46 28 15 110 61
1-мот. истребители 809 656 84 69 893 725
2-мот. истребители 246 168 34 32 280 200
и т о г о 2651 1935 342 259 2993 2194

Кроме того, имелись 90 ближних разведчиков, которые должны были использоваться с началом вторжения

* Cf. German Air Staff, 8 Abteilung

Состав LF 2, LF 3, LF 5 на 07.9.40 [35]

Таблица  5.3

тип самолетов LF 2  LF 3  LF 5 в с е г о комментарий
дальние разведчики 51 58 14 123 Bf110, Do17, He111, Ju88
бомбардировщики 489 314 0 803 198 Do17, 302 He111, 299 Ju88, 4 FW200
пикировщики 93 40 0 133 127 Ju87, 6 Do17/He111
штурмовики 44 0 0 44 Bf109E/B, Bf110
морские самолеты 16 0 17 33 27 He115, 6 Do18
1-мот. истребители 485 90 35 610  
2-мот. истребители 107 22 0 129  
и т о г о 1285 524 66 1875  

Численность истребителей Bf109 по состоянию на 17 августа - согласно сборнику А.Прайса [22], на 13 августа и 07 сентября 1940 г. - Б. Колье [23].

Наличие Bf109 в составе LF 2, LF 3, LF 5 на различные даты.

Таблица  5.4

дата

 
тип*

 
   Luftflotte 2    Luftflotte 3   Luftflotte  5 и т о г о  пр., резерв
всего испр. всего испр. всего испр. всего испр. всего испр.
13 августа J 658 563 347 303 85 79 1090 945    

 

JB 10 9         10 9    

 

NJ 20 17         20 17    
17 августа J 532 446 332 265 39 35 903 746 100 77

 

JB** 39 34         39 34    

 

NJ                 6 3
07 сентября J 669 526 118 90 44 35 831 651    
  JB*** 33 27         33 27    
  NJ                    

* J- Jagd Gruppen, JB - Jagd-Bomern (SKG), NJ - Nachtjagd Gruppen

** Erp.Gr. 210 в составе LF 2 - 30 (15) Bf109E/B + Bf110

*** Erp.Gr. 210 в составе LF 2 - 26 (17) Bf109E/B + Bf110C/D

За три недели интенсивных боев количество Bf109 снизилось на 260 машин (1/4), а боеготовых на 300 (1/3).

Однако, вывод о нехватке матчасти в Jagdwaffe будет все же поспешным.

Например, в конце сентября I./JG 3 имелось 37 Bf109, в том числе 30 исправных. Однако пилотов - только 18 (45% штата). Еще 6 отсутствовали по ранению и пр. причинам. В августе-сентябре ни один пилот не прибыл в группу на замену 18 выбывшим.

Сведения о наличии боевых самолетов в частях Luftwaffe согласно дневнику OKW [02/2] :

Таблица  5.5

тип ~7.08.40* 10.08.40** 01.10.40***
бомбардировщики 949 1015 (1600) 898
пик. бомбардир. 336 346 (  ?  ) 375
1-мот.истребители 869 933 (1171) 730
2-мот.истребители 268 375 (448) 174
с у м м а 2422 2669 ~(3565) 2177

* доклад Cf.Gr. I (Luftwaffe) от 08.08.1940. Цифры боеготовых машин за 7 августа или ранее.

** доклад Cf.Gr. I (Luftwaffe) от 12.10.1940. В левой колонке наличные машины, в правой штатная

численность.(75% штата).

*** доклад Cf.Gr. I (Luftwaffe) от 12.10.1940. Убыль в 492 единицы по сравнению с 10.8.40. (60 % штата).

Решил отдельно выделить данные по Ju87, т. к. многие считают, что к середине сентября 1940 г. их оставалось менее 200 исправных. Цифры, опубликованные у нас М. Зефировым, скорее, подтверждают это мнение. Давайте попробуем разобраться с этой критически важной в случае осуществления для высадки машиной.

Эффективную поддержку десанту в Англию должны были обеспечить экипажи Stuka. Очевидно, что не только и не столько из-за высоких потерь (например, уровень потерь групп ZG в августе был заметно больше), но, скорее, из-за чрезвычайно высокой ценности, группы Ju87 уже через неделю после Adler Tag были выведены из боевого соприкосновения с RAF.

Численный состав Luftwaffe к началу июля 1940 г. [34]*

Таблица  5.6

т и п кол-во
Bf109 1107
Bf110 357
Ju87 428
бомбардировщики 1380
разведчики 569
морские 233
транспортные 408
и т о г о 4482

* [33] : AHB VII/83 Luftwaffe GQM 6.Abt. 29.6.1940

** отмечу соответствие цифры по Bf109 с данными таблицы 6.8

10 июля 1940 г. после очередной реорганизации штурмовой авиации Luftwaffe имели 11 групп на Ju87:

Stb.,I.,II.,III./StG 1;

Stb.,I.,II.,III./StG 2;

Stb.,I./StG 3;

Stb.,I.,II.,III./StG 77;

I.(St.)/LG 1;

* их штатная численность - 11 х 36 + 4 х 3 = 408 (моя оценка)

Ко "Дню Орла" 13 августа 1940 г. в составе Luftflotte 2 и 3 были сосредоточены все группы "штук", исключая III./StG 2. Бангэй [34]* дает их численность в 311 Ju87.

* Balke "Der Luftkrieg in Europa."; по LF 3 - RL7/89, RL7/90;

** М. Зефиров дает цифру (как всегда, без ссылки) 277 Ju87 на 13 августа 1940 г.

Возникает впечатление, что с тех пор, как у немцев было 428 Ju87 по 13 августа, когда осталось 311 (и даже 277 по М. Зефирову), группы StG понесли тяжелые потери. Либо и не было этих 428 Ju87 вовсе. Потери Ju87 уничтоженными и списанными от всех причин за июль составили 21 машину - примерно 1/3 выпуска. В период с 1 по 12 августа потеряно еще 13, т.е. примерно 2/3 производства за это время. Таким образом, количество Ju87 в Luftwaffe должно было вырасти на 40 - 45 единиц.

На самом деле, существует еще одно подтверждение первой цифры 428 Ju87 (табл. 5.6) . В работе доктора Йохена Прина [21] приводятся данные по наличию Ju87 согласно St?rkmeldungen der Luftwaffe am 3.August 1940 / 24.August 1940: Ist Bestand (в наличии) - 465 / 450; Einsatzbereit (исправных) - 446 / 323.

Так что, очевидно, к 15 сентября Luftwaffe имели около 500 таких самолетов.

ЧАСТЬ 6. ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ В ГЕРМАНИИ В 1940.

Несмотря на наличие большого количества данных по выпуску авиационной техники в Германии в период Второй Мировой войны, практически в каждом исследовании авторы приводят нечто неповторимое, несмотря на то, что наиболее достоверный источник - планы поставок C-Amt RLM в большинстве своем сохранились, но не опубликованы. Поэтому привожу все, что поможет осветить выпуск основных типов немецких самолетов во время Битвы за Британию. Вероятно, имеет смысл говорить о среднемесячном количестве выпуска различных типов самолетов. Скажем, по Bf109 имеется 5 различных цифр:

[18] - 203, [47] - 180, [50] - 172, [31] - 160, [21] - 243 (новых и из капремонта). Очевидно, [18], т.е. Новарра дальше всех от истины.

Производство авиатехники в Германии в 1940 г. :

таблица 6.1

п/п назначение выпуск
1 Истребители Bf109/110 2746
2 Бомбардировщики 2852
3 Штурмовики Ju87 603
4 Разведчики 971
5 Гидросамолеты 269
6 Транспортные Ju52 388
7 Планеры 378
8 Связные 170
9 Учебные 1870
и т о г о 10247
основных боевых 7172

Примерная расшифровка выпуска 1940 г. по типам.

таблица 6.2

п/п тип в год в месяц
1 Bf109 1693 140
Bf110 1083 90
и т о г о 2746  
2 Ju88 бомбардировщик 1878 155
He111 758 65
Do17 180 15
FW200 36 3
и т о г о 2852  
4 Ju88 разведчик 330 25
Do17 93 10
Hs126 368 30
FW189 38  
 и т о г о 829  
5 He115 66  
Ar196 98  
Do18 50  
и т о г о   214  
8 Fi156 216  
Fh.104 17  
Me108 79  
и т о г о   312  

* По Bf109 встречается цифра 1868 в 1940 г. и 2628 в 1941 г. - суммарно 4496 шт., например, [46]. В данной таблице использованы цифры 1693 в 1940 г. и 2764 в 1941 г. - суммарно 4457 шт. [18], [47]

** По Do17 имеется цифра выпуска в 1940 г. - 315 шт. [46], а также 273 [47], но в эти цифры включены разведчики и не ясно, включены ли в нее 101 Do215 (скорее всего нет и 215-ые необходимо включить в число разведчиков, за минусом ночников и экспорта). Соответственно, разбивка на разведчики и бомбардировщики делается с целью выйти на итоговые цифры и, разумеется, приблизительна.

Кроме того, выпущенные 20 Do217 в таблицу не включены, по причине малочисленности. Скорее всего, использовались для экспериментов и в частях дальней разведки ObdL (группа Ровеля).

*** По Bf110 встречается цифра 1231, но здесь такая же история, как и с Bf109. В числе 1083 Bf110 [18], [47] находится, по крайней мере, несколько десятков фоторазведчиков.

**** Выпуск Ju88 за 1940 обычно указывается в 2184 машины. В тоже время, разбивка по типам - 1816 бомбардировщиков, 330 разведчиков и 62 истребителя дает сумму 2208 шт. [47] В таблице 6.2 истребители включены в число бомбардировщиков.

***** Количество выпущенных He111 также неоднозначно. В [46] - 827 (можно полагать завышено, т.е. принято меньше), [47] - 758.

В книге по германской авиапромышленности 1933-45 гг. Вайды и Дэнси [47] (через Neil Wakefield) содержится интересная таблица выпуска по типам за каждый месяц 1940 г.

Выпуск основных типов самолетов в Германии в июле-октябре 1940 г. [47]

таблица 6.3

месяц Bf109 Bf110 Ju87 Ju88 He111 Do17 Do217 в с е г о
VII.1940 180 110 65 250 60 30 0 695
VIII.1940 220 120 65 216 70 25 1 717
IX.1940 160 130 90 185 55 20 2 642
X.1940 160 145 80 330 75 10 4 804
и т о г о 720 505 300 981 260 85 7 2858
сред.мес. 180 125 75 245 65 20 2 715

* к сожалению, в книге отсутствуют источники и едва ли эти данные являются абсолютно достоверными (такими данными я считаю данные RLM Lieferplan No.18 и в данном случае разницу в выпуске между цифрами на 01.11.40 и 01.07.40).

** представляется, что полученные среднемесячные цифры выпуска близки к действительности.

Производство Bf109 в течение лета-осени 1940 г. [18]

таблица 6.4

месяц июнь июль август сентябрь октябрь в с е г о
выпуск 164 220 173 218 200 975

В течение последних 4 месяцев 1939 г. германская промышленность выпустила 449 Bf109, т.е. 112 шт./месяц. Согласно Х. Новарра [18], за 1940 г. выпущено 1693 Bf109. Тогда, на 7 месяцев: январь-май, ноябрь-декабрь остается только 718, т.е. 102 в месяц. Достаточно странно - в течение 5 месяцев, указанных Новаррой, производство на уровне 195 в месяц, остальные 7 - только 102, т. е. меньше, чем в 1939 г.

Цифра производства за 1940 г. по трофейным немецким документам (приводятся в американском исследовании по стратегическим бомбардировкам) выше - 1868 шт. Тем не менее, цифры помесячного производства у Новарры представляются завышенными.

Производство основных типов самолетов летом-осенью 1940 г. [31]

таблица 6.5

месяц Bf109 Bf110 Ju87 Ju88 He111 Do17
июнь 1940 180 117 55 235 ? ?
июль 1940 ? ? ? ? ? ?
август 1940 160 114 ? ? ? ?
сентябрь 1940 ? ? 57 ? ? ?
октябрь 1940 144 100 62 ? ? ?

Выпуск Bf109 согласно документов C-Amts. [50]

таблица 6.6

период всего средне-
выпуска за период месячно
I - III.1939 340 113
IV - VIII.1939 617 123
IX - XII.1939 449 112
I - VI.1940 658 110
VII - X.1940* 688 172
  613 153

* в течение этого периода были выпущены 75 экспортных Bf109E-3a, число которых необходимо учитывать при рассмотрении мощности германского авиапрома, но не учитываются при рассмотрении поставок авиатехники в Luftwaffe.

В числе поставленных в Luftwaffe в период июль-октябрь 1940 г. 613 истребителей Bf109:

125 E-1, 293 E-4, 186 E-7, 9 F-1.

Поставки в части истребителей Bf109 (новых и из ремонта, включая Jabo) [21]

таблица 6.7

поставка VII.40 VIII.40 IX.40 X.40 и т о г о
всего 159 238 337 239 973
в т.ч. LF2, 3 159 235 312 169 875

Численность истребителей и пилотов Jagdwaffe имеется и в первичном источнике - Genst. Gen.Quatermeister 6.Abteilung (IIIA) (GQM), поквартально.

Наличие истребителей Bf109 и пилотов в Luftwaffe:

таблица 6.8

дата

 
и с т р е б и т е  л и п и л о т ы
штат имеется исправно неисправ. штат имеется готовы неготовы
29.06.40 1171 1107 856 251 1171 1126 906 220
28.09.40 1132 920 712 208 1132 917 676 241
28.12.40 1162 829 586 243 1162 915 711 204

ВЫВОДЫ.

Изучая материалы, связанные с Битвой за Британию, складывается впечатление, что английская сторона с приходом к власти 11 мая 1940 г. Уинстона Черчилля вела последовательную и продуманную политику эскалации войны. Полагаю, что дело (идет 1940-й год) не в нацисткой идеологии, а в принципиальной неприемлемости для Великобритании чрезмерной мощи любой из европейских держав.

Обращает на себя внимание также тот факт, что меры по отражению возможного германского вторжения начали предприниматься, по крайней мере, уже через пять дней (если не с 11 мая ) после начала французской компании, при том, что сами немцы таких планов и намерений еще не имели. В работе Вудса и Демпстера [07] приводится любопытная информация о некоторых таких планах и мероприятиях RAF. *

По первой части работы можно сделать вывод, что английская авиационная промышленность уже к июлю 1940 г. была значительно мощнее немецкой. А в терминах важнейших для завоевания господства в воздухе типов самолетов (одномоторные истребители) англичане имели тройное! превосходство. Говорить о недостатке пилотов также не приходится. В 1944 г. Luftwaffe пересадили на истребители летчиков бомбардировочной авиации - необходимость подобного хода со стороны англичан даже не просматривается. Возникает вопрос - а как могло получиться, что одна из сторон надеялась победить в чрезвычайно невыгодных, если не сказать безнадежных, для себя условиях заметно более сильного противника? Что думали немцы по поводу потенциала RAF, имелась ли достоверная информация - об этом во второй части.

* Основные командования RAF - FC, BC, CC приступили к тщательной отработке взаимодействия противодействию возможному вторжению уже в начале мая 1940 г. В отличие от этих командований, Training Command (с конца мая - Flying Training & Technical Command), подготовило собственный план. 15 мая увидел свет приказ No.1 "Об усилении Бомбардировочного Командования самолетами Тренировочного Командования в случае высадки противника в Англии." Данный план обычно именовался "Схема ZZ", а 27 мая 1940 г. получил официальное наименование "Banquet".

Планом предусматривалось, что с началом вторжения максимальное число самолетов с опытными пилотами перелетят на аэродромы BC RAF, откуда, получив пулеметы и бомбы, будут совершать боевые вылеты. Stage I - 4-х часовая готовность, персонал в постоянной 2-х дневной готовности. 14 авиабаз BC RAF получили 169 самолетов: 64 основных типов (Hampden -1, Wellington - 3, Blenheim - 27, Battle - 33) и 105 2-й линии (Anson - 48, Audax -33, Harts - 12, Hind -12).

В дополнение, 6 Group (Training) получила приказ приготовить все свои Whitley, Hampden, Wellington, Blenheim, Battles, Anson и докладывать о текущем состоянии каждые 48 часов.

В конечном итоге решили использовать максимальное количество Tiger Moth и Magister (что-то вроде наших По-2). В кратчайшие сроки были изготовлены комплекты для подвески 8 х 20 фунтовых бомб. 09.08.40 Air Ministry выпустило приказ об использовании этих лёгких тренировочных самолетов в плане Banquet - планировалось перебросить 5 групп по 70 машин. Пилотировать самолеты должны были инструкторы, командиры дивизионов - из Army Cooperation Command. Этот план получил собственное наименование Banquet Light.

ИСТОЧНИКИ.

[01] Niedhardt G. "Grossbritanien und Sowjetunion, 1934-39." M?nchen, 1972

[02] Karl Klee "Operation Sea Lion and the Role of the Luftwaffe in the Planned Invasion of England." vol.2,

1955 (P.R.C. 0468155)

[02/2] Karl Klee "Operation Sea Lion and the Role of the Luftwaffe in the Planned Invasion of England." vol.3,

1955 (P.R.C. 0468156)*

[03] Dennis Richards "Royal Airforce 1939-45. vol.I "The Fight At Odds." HMSO, London 1953

[04] "The Battle of Britain. An Air Ministry Account of the Great Days from 8 Aug. to 31 Oct. 1940."

HMSO, London, 1-Edition 1941

[05] Richard T. Bickers "The Battle of Britain." Salamander, 2001

[06] Norman L. Franks "RAF Fighter Command Losses of the Second World War." Ian Allan, 1998

[07] Derek Woods & Derek Dempster "The Narrow Margin." Tri-Service Press, London, 1990

[08] John Ray "Battle of Britain. New Perspectives. Behind the Scenes of the Great Air War." Arms & Armour

Press, London, 1994

[09] Len Deighton & Taylor A.J.P. "Fighter. The True Story." Books Sales, 2000

[10] Alan L. Putland www.battleofbritain.net "RAF FC Battle of Britain - 1940." 1999, 2003

[11] Christofer F. Shores "Duel for the Sky." Grub Street, London, 1998

[12] Francis K. Mason "Battle Over Britain." McWhirter Twins, London, 1969

[13] Peter G. Cooksley "The Battle of Britain." Ian Allan, 1990

[14] www.raf.mod.uk/bob1940/

[15] Информация Питера Корнвелла (Peter Cornwell)

[16] Richard Hough & Denis Richards "The Battle of Britain. The Jubilee History." Guild Pub., London, 1990

[17] Dr. Alfred Price "Spitfire Mk.I/II Aces 1939-41." Osprey Pub., Oxford, 1996

[18] Heinz Joachim Nowarra "Messerschmitt Bf109. Aircraft & Legend." Haynes Pub., Sparkford, 1989

[19] Jochen Prien & Gerhard Stemmer "JG 3 Udet in WWII. vol.I" Schiffer, 2002

[20] David Irving "The Rise and Fall of the Luftwaffe. The Life of Field Marshall E. Milch." Brown Little, 1973

[21] Jochen Prien/Gerhard Stemmer/Peter Rodeike/Winfried Bock "Die Jagdfliegerverb?unde der Deutschen

Luftwaffe." Teil 4/I,II Struvedruck Verlag, Eutin, 2003

[22] Alfred Price "Luftwaffe Databook." Greenhill books, 1997

[23] Basil Collier "The Defence of United Kingdom." HMSO, London, 1957

[24] John Foreman "RAF FC Victory Claims of WW II. Part One 1939-1940." Red Kite, 2003

[25] Wikipedia en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Britain

[26] Taylor A. J. P. & Mayer S. L. "History of World War II." Octopus Books, 1974

[27] Cpt. Liddel Hart B. H. "History of the Second World War." Pan Books, London, 1973

[28] Joachim von Ribbentrop "The Ribbentrop Memoirs" George Weidenfeld & Nicolson, London, 1954

[29] сайт Тони Вуда www.lesbutler.ip3.co.uk/tony/tonywood/

[30] сайт русской службы радиостанции BBC www.bbc.co.uk/russian/specials/bob/bob_index.shtml

[31] Milward A.S. "The German Economy at War." The Athlone Press, London, 1965

[32] www.battle-of-britain.com/BoB2/Squadrons/

[33] Williamson Murray "Strategy for Defeat - The Luftwaffe." Chartwell Books, 1986

[34] Stephen Bungay "The Most Dangerous Enemy. A History of the Battle of Britain." Aurum Press, 2000

[35] Len Deighton "Battle of Britain." George Rainbird Ltd., London, 1980

[36] Andreas L. Nilsen "The Collection and Evaluation of Intelligence for the German Air Force High Command."

Karsruhe Study, 1955 (P.R.C. 0468180)

[37] Christopher H. Goss "The Luftwaffe Fighter' Battle of Britain." Crecy Pub., Manchester, 2000

[38] John Foreman "The Fighter Command War Diaries." Volume One. Air Research Pub., 2002

[39] John Foreman "The Fighter Command War Diaries." Volume Two. Air Research Pub., 1998

[40] Armand van Ishoven "The Luftwaffe in the Battle of Britain." Ian Allan, London, 1980

[41] "Rise and Fall of the German Air Force: 1933-1945." P.R.O., 2002

[42] The Battle of Britain Historical Society (BOBHS) President - Cdre. Peter Brother, Patron - Len Deighton

/battleofbritain.net/bobhsoc/

[43] Fighter Pilots Association www.the-battle-of-britain.co.uk/pilots/

[44] сайт Bail outs Project www.ejection-history.org.uk/Bailouts/

[45] Ted Hooton "Spitfire Special." Ian Allan, 1975

[46] "The U.S. Strategic Bombing Survey: European Theater of Operations." Second Edition, January 1947.

[47] Ferenc A. Vajda, Peter G. Dancey "German Aircraft Industry & Production: 1933-1945." SAE International,

1998

[48] Mr.Higgins www.SchoolHistory.co.uk

[49] Dennis Newton "A Few Of The Few." Australian War Memorial

[50] Документы C-Amt RLM:

- RLM Flugzeugbeschaffungs-Programm Nr.10 von 01.01.1939

- RLM Flugzeugbeschaffungs-Programm Nr.11 von 01.04.1939

- RLM Flugzeugbeschaffungs-Programm Nr.15 von 01.09.1939

- RLM Flugzeugbeschaffungs-Programm Nr.16 von 25.10.1939 g.Kdos. Nr 811

- C-Amts Programm vom 01.07.40 g.Kdos Nr 740/40

- RLM Lieferplan Nr.18 Ausgabe 2 von 01.09.1940

- RLM Lieferplan Nr.18 Ausgabe 3 von 01.11.1940

- C-Amts Programm LC-21 vom 01.10.40 g.Kdos Nr 984/40

* Kriegstagbuch (KTB) OKW (1.8.40 - 24.3.41), Ministerialrat Helmuth Greiner

(I./1) страниц - 20; таблиц - 31.

=============================

версия 24 (H) 25.10.06 - 24.01.07

(c) 2006, 2007 Шихов Игорь 'Борисыч'

 




Уголок неба. 2007  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100