Уголок неба ¦ Бельгийские ВВС во Второй мировой войне

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Бельгийские ВВС во Второй мировой войне
             
         n Михаил Жирохов  


 



По окончанию Первой Мировой войны Бельгия обладала весьма современными воздушными силами. В межвоенный период основным поставщиком авиационной техники была Великобритания.
В 1935 году ВВС передали под командование территориальных сил (на тот момент называлась Commandement de la Defense Aerienne du Territoire). Фактически истребительные и бомбардировочные подразделения починялись сухопутным войскам, а разведывательные эскадрильи распределили по всей стране. Командовал воздушными силами генерал Гиернэ, который на 1940 год располагал тремя полками, летной школой и вспомогательными подразделениями.
Аэродромная сеть страны была неразвита, оборудование на них было устаревшее. Аналогичное положение было и с авиатехникой. Основу составляли британские самолеты разработки 30-х годов - Фейри "Фокс" и "Файрфлай". В 1937 году последние было решено заменить на более современные машины. В результате конкурса были выбраны английские же "гладиаторы" и итальянские "фиат" CR.42. "Гладиаторы" планировали производить по лицензии, но ограничились покупкой 22 машин. В 1938 году были заказаны 20 Хаукер "Харрикейн" I (однако на вооружение поступили всего 15, 4 машины были реквизированы англичанами и использовались во время кампании во Франции) и была приобретена лицензия на производство еще 80 (к началу войны выпущено всего два (по другим данным - три) экземпляра). Бельгийские машины отличались от британских аналогов вооружением: вместо восьми .303 планировалась ставить четыре .50 (однако реально на изготовленных машинах стояли только два пулемета).
В преддверии приближающейся войны бвли сделаны попытки закупить более современные истребители - так, в США был размещен заказ на 40 Брюстер F2A-2. Истребители прибыли, но на момент германского вторжения все еще находились в доках Антверпена. Из Италии с марта 1940 года было поставлено 27 машин (всего было заказано 34, но получено 30) "фиатов".
Бомбардировочная авиация была значительно усилена за счет поставки 16 Фейри "Бэттл" в 1938 году. Эти легкие бомбардировщики были произведены в стране и несколько отличались от своих британских собратьев.

"Странная война"

Первый период Второй Мировой войны (с 1 сентября 1939 года по 10 мая 1940 года) получил на Западе название "Странная война" (или Drole de Guerre). Бельгия оказалась на стыке двух враждующих сторон, попутно объявив о своем нейтралитете в разгорающейся мировой войне. Уже 3 сентября бельгийский король объявил мобилизацию, по которой вооруженные силы были увеличены на полтора миллиона человек.
Авиации была поставлена задача охраны своего воздушного пространства, так как пролеты как германских, так и французских самолетов не были редкостью. Во исполнение этого приказа все наличные истребители были рассредоточены вдоль государственной границы. Уже 6 сентября "харрикейны" эскадрильи 2\I\2Ае начали патрулирование восточной части границы, а 4\II\2Ае начала аналогичные полеты в западной части. И стоит сказать, что опасения были не напрасными.
9 сентября "Фокс" из 4-й аэ и пара "Файрфлай" из 5-й аэ перехватили над Арденнами группу британских "Уитли", возвращавшихся с боевого вылета. В коротком бою один бомбардировщик был сбит, а второй был посажен на ближайший аэродром (Нивеллес). Машина ("DY-J", K8985) была реквизирована. В ходе боя ответным огнем "Фокс" VI был незначительно поврежден, но машина стала неуправляемой и летчик поспешно воспользовался парашютом. Интернированный самолет был впоследствии стал жертвой налета германских бомбардировщиков 10 мая 1940 года.
Еще один британский самолет, на этот раз "Харрикейн", после выработки топлива 10 ноября совершил вынужденную посадку в Бельгии. Флайт-лейтенант Горацио Данн благополучно пережил катастрофу, но погиб в ходе "Битвы за Британию".
Однако гораздо большую проблему представляли собой пилоты Люфтваффе. 2 марта 1940 года при попытке посадить разведывательный Дорнье Do-17P (из состава 1(F)\Aufklarungsgruppe) был сбит один (погиб второй лейтенант Хавьер Генрард) и повреждено два "харрикейна" (причем один из них разбился при посадке). Столь высокие потери объясняются просто - из-за нейтрального статуса истребители на перехват поднимались невооруженными! И только после этого трагического случая на вылеты стали вылетать вооруженными.
Однако и следующая встреча с Дорнье из этого подразделения закончилась плачевно - стрелки смогли повредить аж три "харрикейна".
Вообще с Люфтваффе у бельгийских летчиков "старая дружба" - еще 19 апреля 1939 года пассажирский Юнкерс 52 (D-ANAL) отклонился от запланированного курса и занимался фотографированием укреплений в районе Льежа. Тогда отличились истребители 2\I\2, которые принудили его к посадке на Эвере. После досмотра "юнкерс" отпустили.
Первую победу во Второй Мировой войне бельгийские авиаторы одержали 20 апреля 1940 года, когда над Маастрихтом тройка "гладиаторов", ведомая первым сержантом Делормом, атаковала и сбила одинокий Хейнкель Не-111 ("V4-DA" из Stab\KG1). Перед этим экипаж выдержал схватку с пятеркой французских MS.406 из CG II\2 и собирался укрыться в нейтральном бельгийском воздушном пространстве.
Самолет с дымом ушел в сторону Голландии, где был добит голландскими расчетами ПВО. В результате летчик смог совершить аварийную посадку, в которой погиб один член экипажа.
6 мая 1940 года из-за нехватки горючего совершил вынужденную посадку во Франции патрульный "харрикейн". Сержант Пьер ван Стрийдонк после выполнения необходимых формальностей и заправки горючим отбыл домой.

Германская агрессия

10 мая 1940 года в 04:15 началось германское вторжение в Бельгию. Первыми вступили в бой Юнкерсы 87 из состава III\StG2, которые проштурмовали крепость Эбель. Вскоре там появились Юнкерсы 52, которые кроме парашютистов, тянули еще и планеры DFS-230. Кроме этого, на всем протяжении границы бельгийские части атаковали многочисленные Хейкели Не 111 и Хеншели Hs-123, под прикрытием Мессершмиттов 109. Высадка прошла без особого сопротивления и за короткое время в руках немцев оказались несколько стратегически важных мостов, которые позволили развить дальнейшее наступление. Особенное внимание было уделено захвату аэродромов. Бельгийское командование было готово к такому развитию событий, так как в руки разведчиков попали важные документы германского Генштаба. Еще 10 января 1940 года в Бельгии из-за плохой погоды совершил аварийную посадку штабной Bf 108 "Тайфун" (DNF+AW), на борту которого и был высокопоставленный офицер (майор Рейнбергер) .
За оставшееся время смогли организовать эвакуацию основных аэродромов. Однако к 10 мая не удалось этого сделать только на Шаффене. И именно тут германские Не 111 устроили настоящую катастрофу.
На аэродроме первый сигнал тревоги прозвучал в 03:00. На тот момент здесь находилось 11 "харрикейнов", 14 "гладиаторов" и еще несколько десятков "фоксов". В 04:20 "фоксы" ушли на Виссенакен и тут на аэродром навалились 50 бомбардировщиков. В этот без команды поднял в воздух свои "гладиаторы" капитан Гусганг. И вместо того, чтобы обеспечить воздушное прикрытие базы, они развернулись на Бевехайн.
С низкой высоты "хейнкели" расстреляли все стоявшие на взлетке крылом к крылу оставшиеся "фоксы" и "харрикейны" (уцелели только две машины - капитан ван дер Хове и корпорал Джакоб смогли взлететь уже в ходе штурмовки).
Три "гладиатора" при отходе от аэродрома расстроили группу "хейнкелей" (причем было заявлено об одной сбитой машине врага, что не подтверждается германскими отчетами).
В 09:15 пять выживших "гладиаторов" были перехвачены большой группой "мессеров" из I\JG21 и III\JG27, которые при потере одной машины сбили их всех. Еще два "гладиатора" были сбиты в районе Тирилемон около 10:00.
"Фиаты" эвакуировались с Нивеллиса на Брюстхем, когда Юнкерсы 87 атаковали их базу. Два Cr.42 разбились во время посадки на незнакомый аэродром, и еще один был сбит во время неудачной атаки на Do-17.
Мало того, когда последние машины уже заходили на посадку (это в 05:30), замыкающее звено, ведомое капитаном Каллатаем, обнаружило большую группу Ю-52 над Тонгрэ. Это были машины 17/KGzbV5, сбрасывавшие тактический десант. Тройка "фиатов" развернулась и резво атаковала противника. Капитану удалось повредить одну машину до подхода истребителей прикрытия (экипаж совершил вынужденную посадку около Маастрихта). Бельгийские пилоты смогли оторваться от преследователей, однако повернули на Нивеллес, посчитав, что площадка в Брюстеме уже атакована бомбардировщиками противника.
Практически сразу после посадки (в 06:05) пятерка "фиатов" была поднята на патрулирование.
Первая патрульная пара (лейтенант Гоффин и сержант Деланнай) столкнулись с несколькими Bf 109 восточнее Варемме. Самолет сержанта был сбит сразу - летчик воспользовался парашютом, но погиб от огня с земли. Гоффину повезло больше - ему удалось повредить один истребитель, который ушел с дымом. Это был Bf109E из состава 2/JG1, лейтенант Эрвин Дютель благополучно покинул горящий самолет над Аахеном. Ко всему стоит добавить, что сбитый немец был из группы в 19 истребителей, прикрывавших 40 Юнкерсов 52. В послеполетных докладах германские летчики красочно описали свой бой с пятеркой "гладиаторов":
Около полудня Брюстхем был атакован группой Ю-87 и практически все оставшиеся CR-42 были сожжены.
Тем не менее несколько машин продолжали выполнять боевые вылеты, при этом еще и одерживать победы. Так, примерно в 14:40, возвращавшийся после вылета на прикрытие разведчика, лейтенант Вёрнер де Мюроде, сбил разведывательный Do17. По всей видимости, это был Dol7P (экипаж обер-лейтенанта В. Шаезлера из 2(F)/l23), совершившийся вынужденную посадку в 14:40 около Мюнчергладбача.
"Фоксы" из 5\III\2 перед лицом атакующего противника попытались подняться навстречу, но были рассеяны и частично уничтожены пилотами Bf-109. Три истребителя (второй лейтенант Брез, лейтенант Дюфоззе и сержант Детайл) были сбиты, а остальные - повреждены. Правда, Дюфоззе удалось сбить один вражеский истребитель. По всей видимости, это был Bf109E, пилотированный фельдфебелем Хоппе из 3/JG 27, который погиб по время аварийной посадки.
3-й полк был практически полностью уничтожен, не сделав ни одного боевого вылета. Однако большинство "бэттлов" удалось сохранить.
Разведывательные машины в основном были рассредоточены, но тоже сильно пострадали от налетов германской авиации. Оставшиеся смогли выполнить 112 вылетов в интересах наземных войск.

Следующие дни

На следующий все оставшиеся после катастрофы бомбардировщики бросили на самоубийственную штурмовку мостов через канал Альберта, надеясь таким образом сбить темп наступления Вермахта. 11 мая в 07:00 на задание ушла девятка "бэттлов" из 5\III\3 под прикрытием шестерки "гладиаторов". Вскоре летчики разделились на три группы - целями стали мосты в Вельдвезельт, Вроенховен и Бриегдене.
Истребители тоже разделились, но только на две группы. Первую возглавил капитан Макс Гусганд ("Гладиатор" G-27) и под его командованием остались сержанты Андрэ Пирло (G-19) и А.Ван ден Брёк (G-31). Вторая группа взлетела через 10 минут и состояла из первых сержантов Дениса Ролина (G-22) и Генри Винанда (G-32) и сержанта Генри Клинкуарта (G-34).
Когда они подошли в район тут их поджидали германские истребители (по разным подсчетам от 8 до 12 машин). Естественно, завязалась отчаянная схватка, в ходе которой Винанд повредил один "мессер" и Ролин записал себе предположительно поврежденный самолет противника (он не мог видеть результатов своей стрельбы, так как практически сразу был сбит асом I/JG1 - лейтенантом Людвигом Франзискетом, выпрыгнул с парашютом и попал в плен). По немецким данным единственной потерей за 11 июня был самолет из 3/JG1, который из-за выработки топлива совершил вынужденную посадку и был "поврежден на 70%).
За этот бой немецкие летчики записали себе шесть побед:
- лейтенант Эрвин Манн (06:50);
- лейтенант Людвиг Франзискет (06:53);
- гауптманн Вильгельм Балтазар (06:55 и 06:58);
- фельдфебель Гейнц Гилберт (07:01);
- унтерофицер Эмиль Клад (07:01).
Однако реально было сбито только четыре бельгийских "гладиатора" ! :
- сержант Андрэ Пирло (официально числится пропавшим без вести, его самолет упал);
- первый сержант Денис Ролин (как уже упоминалось выше попал в плен);
- сержант Генри Клинкуарт (погиб);
- капитан Макс Гусганд совершил вынужденную посадку в поле около Варемме после того, как его машина была повреждена в бою и он был ранен в лицо. Аппарат сожжен позже.
Атака мостов тоже прошла неудачно. Сначала Т-60 столкнулся с Do-17 и был вынужден уйти с боевого курса, так как стрелок был ранен. Потом Bf-109 из JG27 перехватили и сбили Т-58 (экипаж погиб). В итоге мост в Вельдзвельте был атакован единственным Т-73, однако в цель попала только одна 50-кг бомба!
Т-70 был сбит германскими зенитчиками прямо над целью (стрелок выпрыгнул, а пилот - капитан Глори погиб), но смог сбросить три бомбы, которые, однако, не нанесли заметных повреждений. Еще одной жертвой зенитчиков стал Т-61.
Из налета на Вроенховен вернулся только Т-64 (его бомбы упали мимо). До цели не дошли "Бэттлы" Т-71 и Т-62: они попали под огонь собственных зенитчиков. Т-71 был поврежден и экипаж принял решение вернуться, а вот экипаж Т-62 предпочел воспользоваться парашютами. Т-68 смог дойти до цели, однако был подбит и совершил вынужденную посадку. Таким образом, из девятки бомбардировщиков и шести "гладиаторов" только 5 машин вернулись на базу. Оставшиеся "бэттлы" совершили несколько разведывательных вылета до тех, пор пока все они не были уничтожены во время штурмовки аэродрома Аалтера 18 мая.
Оставшиеся "Фалько" из 4-й эскадрильи перебазировали на Ниевкерке - Ваас (это на севере страны). Летчики выполнили несколько десятков вылетов, но практически все были сбиты в схватке с более совершенными Bf-109. 14 мая CR.42 из состава 2-й Группы (единственные на тот момент бельгийские истребители) осуществляли прикрытие отступавших частей 7-й французской Армии и были перехвачены "мессерами" из 8\JG3. Бельгийские истребители отличились - им удалось сбить один германский истребитель (вторую победу на свой счет записал капитан Каллатай), еще один повредить (как и Do-17). А последний вылет в войне "фалько" сделали 15 мая, когда лейтенант Гоффин сбил один Bf109 (вторая победа пилота в войне), правда и один бельгийский истребитель был сбит.
16 мая было принято решение эвакуировать всю оставшуюся технику во Францию. Из шести CR.42 до французских аэродромов добрались только пять.1 июня они пополнились еще тройкой таких истребителей, перегнанных из Турина в рамках бельгийского заказа. Это подразделение продолжало воевать и сбивать врага - так, 3 июня лейтенант Гоффин и первый сержант Алексис Джоттард смогли повредить по одному германскому бомбардировщику. Правда, тип самолета они указать не смогли и вообще на этом направлении германские бомбардировочные эскадры в этот день потерь не имели. Оба бельгийских летчика не пережили войну. Гоффин после поражения эвакуировался в Англию и летал в составе 7-й фоторазведывательной группы 8-й ВА, USAAF. Погиб на "спитфайре" Mk. XI во время очередного вылета 8 сентября 1944 года. Джоттард летал в составе RAF (145-я эскадрилья). Был сбит и погиб 27 октября 1940 года.

Выжившие.

28 мая 1940 года бельгийское правительство подписало акт о капитуляции. Кроме уже упоминавшихся "Фалько", эвакуированных во Францию, еще несколько тренировочных машин смогли укрыться на Британских островах. Остальные машины либо попали в руки германских частей либо были сожжены личным составом при отступлении. Восемнадцатидневная кампания была окончена..
18 бельгийских летчика сложили свои головы в боевых вылетах, четыре эскадрильи были уничтожены полностью, а бои в небе продолжались всего два дня. А последний вылет бельгийские летчики совершили 15 июня и это был сержант Дизелле на стареньком "Файрфлае".
К 17 мая боеспособными оставались только три разведывательных эскадрильи, вооруженные семью "фоксами" и 14 Ренарами. Эти части эвакуировались на север и при германском наступлении сожгли свою технику. В них погибло 6 летчиков и еще 4 были ранены.
Единственным сопротивлением бельгийской авиации были два больших воздушных боя, в которых летчики записали себе 8 сбитых самолета противника.
Плачевный результат столкновения с Люфтваффе можно объяснить прежде всего превентивным ударом немцев по аэродромам. Если бы уцелело больше "гладиаторов" и "харрикейнов" сопротивление было бы гораздо большим. После поражения очень много бельгийских летчиков эвакуировались в Великобританию и Францию, где продолжили свою войну против фашизма:
 









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100