Уголок неба ¦ История ВВС Ливана

Реклама...

    


 
 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Ливана
             
          


 

Современная история этого небольшого ближневосточного государства представляет собой практически сплошную картину непрерывного противостояния арабов, христиан, евреев, сирийцев и израильтян. В этих войнах все меньшую роль играет авиация, так как для нормального существования этого рода вооруженных сил требуется кой-какая подготовка персонала и непрерывная финансовая подпитка.

Основаны ВВС Ливана в 1949 году, когда в страну прибыли английские специалисты вместе с двумя тренировочными самолетами Персиваль Проктор. Все имевшиеся в стране аэродромы (а их было немало - Бейрут, Баалбек, Клаят, Раяк ) были построены еще во времена французского владычества и представляли собой достаточно современные на тот момент объекты.

Вампир Т.55 ВВС Ливана Уже на следующий - 1950 год- самолетный парк ВВС пополнился 11 тренировочными "Чипмунками" Т.30, "Дав" и тремя Савойами СМ.79, использовавшиеся для тренировок и транспортных перевозок. В 1952 году парк тренировочных машин был значительно усилен за счет получения сразу шести "Харвардов", причем их количество в боевом составе постоянно возрастало.

Первые по настоящему боевые самолеты появились на ливанской земле только в 1954 году - это была четверка учебных "Вампиров" Т.55 и десять ударных модификации FB.52.
Гражданские беспорядки привели к высадке американских войск в 1958 году, одновременно таким образом Запад не допустил присоединения Ливана к ОАР. Постоянно повышалась и мощь ВВС: были получены шесть "Хантеров",также непрерывно повышалось количество "Харвардов" за счет снимаемых с вооружения ВВС Ирака и Сирии.

Первые вертолеты в составе ВВС появились в 1961 году: тогда прибыли четыре "Аллуэт"2, а в 1963-64 годах - еще и пять "Аллуэт"3.В 1965 году с получением еще 13 "Хантеров" ( из них три учебно-боевых) удалось сформировать еще одну эскадрилью, причем "Вампиры" постепенно стали выводиться из боевого состава. В 1966 году стали поступать и реактивные учебные машины СМ.170 "Мажистер".

Бульдог ВВС Ливана В 1964 году правительство Ливана собиралось купить 18 "Крусейдеров" или 16 "Скайхоков" в США, однако под давлением Франции было решено приобрести новые "Миражи"3. В 1965 году был размещен заказ на 10 истребителей и два учебно-боевых "Миража". Кроме того был план закупить для их вооружения 15 УР "Матра" R.530. Поставки по этому контракту начались в сентябре 1967 году и закончились в марте 1969 года. Одновременно ливанские пилоты прошли подготовку во Франции. Однако в итоге пять самолетов сразу были поставлены в ангары, а остальные использовались весьма ограниченно. Новенькие "Миражи" не смогли вытеснить любимых многими пилотами "Хантеров". Мало того в 1975 году была заказана дополнительная партия самолетов этого типа, однако до начала гражданской войны были получены только шесть.

Для нужд армии в 1973-74 годах было приобретено шесть вертолетов АВ-212 в Италии.

Присутствие на территории страны баз по подготовке палестинских боевиков в значительной степени дестабилизировало ситуацию и ввергло Ливан в состояние гражданской войны, которая продолжается до сих пор. Мало того в 1976 году Сирия ввела свой воинский контингент. Для поддержки сирийского наступления "Хантеры"совершили несколько вылетов, более активно использовались вертолеты.

Ирокез ВВС Ливана После окончания первой фазы боевых действий были получены еще "Мажистеры", а также шесть тренировочных "Бульдогов". Одновременно правительство стало подыскивать замену для "Миражей" и "Хантеров", однако новый виток напряженности перекрыл все планы.
В 1982 году израильские войска захватили южный Ливан, при этом не обошлось и без столкновений с сирийцами. Одновременно ливанская армия начала боевые действия с незаконными вооруженными формированиями друзов. Широко использовалась и авиация, правда довольно неудачно - так только за две недели лета 1983 года от огня ПВО было потеряно сразу четыре ударных "Хантера". После этого ВВС не использовались в разгоревшихся боях, а ливанские вооруженные силы оказались на грани развала.

В настоящее время несмотря на заметное улучшение общего климата в регионе ВВС Ливана находятся в плачевном состоянии и активно используются в лучшем случае несколько вертолетов, которые не могут обеспечить полностью потребности правительственной армии.

В 1995 году были сформированы 10-я и 11-я эскадрильи на базе 16 Bell UH-1H из состава US Army. "Миражи" были проданы в Пакистан в 2000 году. В 2005 году была сформирована 15-я эскадрилья на авиабазе Раяк как учебная вертолетная эскадрилья. На ее вооружении четыре Robinson R44 Raven II.

На сегодняшний день ВВС Ливана состоят из пяти эскадрилий: 10-я и 11-я на UH-1H базируются на авиабазе Бейрут, 12-я и 15-я - на Раяке, 14-я - на Клеяте. На данный момент в строю только "Хью" и "Рейвены". Все самолеты - на хранении. Вертолеты используются как универсальные средства.

В 2007 году из ОАЭ поступили девять SA342L Gazelle, из которых сформировали 8-ю эскадрилью на авиабазе Бейрут. Использовались как штурмовые в боях с повстанцами (причем часть вертолетов не несла никаких ОЗ и номеров ВВС Ливана).

По некоторым сведениям ливанцам удалось ввести в строй два "Хантера" (один из них двухместный). Кроме трех "Газелей" Бейрут планирует ввести в строй по крайней мере пять из двенадцати полученных AB212. Также при финансовой помощи Катара планируется ввести в строй два из шести  SA330L.

 


Уголок неба. 2008 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100