История ВВС Израиля
Из коллекции Михаила Жирохова
Глава 9. Между миром и войной (1982-1999)
Глава 8
Успех ВВС Израиля в компании 1982 года показал, что
страна располагает одними из самых эффективных ВВС в
мире. Однако вместе с тем требовалась разработка новых
эффективных систем вооружения и тактики применения, так
как советская техника ПВО тоже не стояла на месте.
Уже в январе 1983 года сирийцы получили в свое
распоряжение зенитно-ракетные комплексы С--200, которые
со своей дальностью действия представляли реальную угрозу
для самолетов и вертолетов ВВС Израиля. Кроме того, в
большом количестве палестинцы получили ПЗРК.
Израильские самолеты продолжали разведывательные полеты с
целью выявления и уничтожения лагерей террористов. Не
обходилось и без потерь. 3 марта 1983 года над Южным
Ливаном пропал ударный "Кфир". Несмотря на принятые меры
по поиску пилота, они закончились неудачей. 20 ноября
того же года один из "Кфиров" был поражен ракетой ПЗРК,
однако пилоту удалось спастись.
Увеличение активности палестинцев не прошло и мимо
командования ООН. С целью недопущения таких акций было
решено нанести ряд ракетно-бомбовых ударов силами ВВС
США, Франции и других государств. В сентябре-ноябре 1983
года активно использовались палубные "Супер Этендары" ВМФ
Франции для уничтожения артиллерийских батарей друзов, а
с 4 декабря к акциям подключились палубные штурмовики А--
6 и А--7 ВМФ США. Огнем сирийских ЗРК было сбито пять
палубных бомбардировщиков А--6Е, три истребителя F--14,
один "Фантом" и два палубных истребителя "Супер
Этандарт".
Израильские потери неизвестны, по крайней мере один ДРЛО
Е-2С был сбит советским расчетом ЗРК С-200 в этот
период.
После войны 1982 года основные силы палестинцев
переместились в Тунис, который стал основным прибежищем
арабских террористов с многих стран Востока. В ответ на
взрыв яхты на Кипре, приведшей к гибели трех евреев, было
решено провести силовую акцию. 1 октября 1985 года
израильские F--15, совершив дальний перелет с несколькими
дозаправками в воздухе, уничтожили штаб квартиру ООП
(Организации Освобождения Палестины) в столице Туниса-
г.Тунис. в результате бомбами был накрыт и жилой квартал,
в котором погибло 73 человека.
Всего миссия заняла пять часов и в ней принимало участие
несколько самолетов. Пока ударная группа выполняла атаку,
еще несколько истребителей прикрывало их от возможной
атаки истребителей ВВС Туниса. Для наведения
использовался самолет ДРЛО Е--2С. По этому поводу Министр
Обороны Израиля заявил: "Этот рейд показал палестинцам,
что длинная рука Израиля достанет их по всему миру".
В ответ на этот рейд сирийские самолеты начали
разведывательные полеты над Ливаном. Израильтяне пытались
этому противодействовать этому, что приводило к
боестолкновениям. Так, 20 ноября 1985 года было сбито два
МиГ--23 ВВС Сирии. В Ливане продолжались боевые действия,
однако сейчас основным противником стали боевики шиитской
организации "Амаль", а впоследствии-фундаменталисты
"Хезболлах".
Израильтяне тоже несли потери: 21 сентября того же года
ракетой был сбит транспортный "Ирокез". Новые потери
принес новый 1986 год: сначала 18 февраля ракетой ПЗРК
был сбит боевой вертолет АН--1, а самый серьезный
инцидент произошел 16 октября в районе г.Тир. Тогда
несколькими ПЗРК был поражен одиночный "Фантом",
выполнявший рутинный налет. Экипажу удалось
катапультироваться: пилот был спассен подоспевшей парой
"Хью Кобр", а оператор попал в плен.
В 90--е годы продолжалось дальнейшее развитие ВВС
Израиля. Этого требовала обстановка на Ближнем Востоке:
Саудовская Аравия получала современные "Торнадо" и F--15,
Сирия-МиГ--29. Израильтяне пошли по пути увеличения
количества и качества боевых самолетов: принятием на
вооружение новейших модификаций F--16 и F--15. Под
давлением США в августе 1987 года было заявлнено о
прекращении программы "Лави". В сентябре 1987 года новым
главнокомандующим ВВС стал генерал-майор Авиху Бен-Нун.
Он был командиром одной из первых эскадрилий ВВС Израиля,
вооруженных "Фантомами", а также занимал ряд руководящих
постов.
Продолжались налеты на позиции боевиков в Ливане.
Сведения о потерях очень скудны. Так, 2 февраля 1995 года
пара АН--1 в районе н. п Ятар, была атакована несколькими
ракетами. В результате чего один вертолет был сбит, а
экипаж погиб.
В период войны в районе Персидского залива в январе-
феврале 1991 года авиация Израиля не принимала участие в
боевых действиях, однако территория Израиля подвергалась
обстрелам иракскими ракетами "Эль-Хуссейн", борьба с
которыми велась при помощи американских ЗРК "Пэтриот",
обслуживаемых американскими расчетами. Только
невероятными усилиями американских дипломатов удалось
уговорить израильтян не наносить ответных ударов, чтио
вполне могло привести к распаду коалиции вообще и выходу
из нее арабских союзников США. После окончания боевых
действий в Ираке израильские самолеты выполняли
разведывательные полеты над территорией Ирака.
В составе ВВС Израиля появились новые самолеты. Из
боевого состава стали постепенно выводиться ударные
самолеты А--4 "Скайхок", последние из которых были
выведены в 1998 году. С 1993 года на вооружение стали
поступать американские вертолеты АН--64 "Апач" и
транспортные UH--60 "Блэк Хок".
На современном этапе ВВС активно используются против баз
террористов в Ливане. Несколько слов надо сказать и о
современной стратегии применения ВВС Израиля.
Основной задачей ВВС было есть и остается защита
государственного суверенитета Государства Израиль и
защитить его граждан от всех форм терроризма. В качестве
средства достижения этого с самого основания государства
была одна, единственная защитная политика-Израиль должен
иметь такой военный потенциал, который бы отпугнул
возможного противника.
Израильское военное командование считает, что они не
могут проиграть ни одной войны. В том случае если все-
таки война начнется, то ответ должен быть быстрым и
эффективным. В стратегическом плане надо не допустить
войны на своей территории. Основной проблемой видится в
том, что Израиль не может выставить такую же по
количественном отношении как его арабские соседи. Поэтому
Израиль должен иметь маленькую, но эффективную армию,
могущую противостоять любому противнику.
Что касается ВВС то задачи на данный момент сформулированы
следующим образом:
- подготовка к будущей войне;
- строительство структуры на основе современных
технологий и вооружений;
- борьба с терроризмом.
Завершая обзор современного состояния ВВС Израиля,
следует сказать, что вооруженные силы, основанные 52
года назад, постоянно находятся в состоянии борьбы с
своими арабскими соседями. К тому же проведя несколько
больших и бесчисленное количество малых войн, ВВС вышли
из них победителями. И в настоящее время ВВС являются
самыми эффективными и подготовленными в мире. Все пилоты
имеют реальный боевой опыт, непрерывно участвуя в боевых
действиях на границе своего государства. Израильтяне
имеют на вооружении самые современные образцы самолетов и
вооружения.
январь 1991 (Война в Заливе):
(Предположительно)
Эскадрилья |
Тип ЛА |
База |
69 АЭ |
F-4E |
Рамат Давид |
100 АЭ |
Piper Super Cub? |
Рамлех? |
101 АЭ |
Kfir C2 |
Хатцор |
102 АЭ |
A-4 |
Рамон |
103 АЭ |
C-47 Dakota, Noratlas? |
Лод |
105 АЭ |
F-4E |
Хатцор |
106 АЭ* |
F-15C/D |
Тель Ноф |
107 АЭ |
F-4E |
Хатцерим |
109 АЭ |
Kfir |
Рамат Давид |
110 АЭ |
F-16A/B |
Рамат Давид |
111 АЭ? |
Kfir |
Увда |
113 АЭ |
Kfir |
Хатцор |
115 АЭ |
A-4N |
Тель Ноф |
116 АЭ |
A-4 |
Рамон |
117 АЭ |
F-16A/B |
Рамат Давид |
119 АЭ |
F-4E/RF-4E |
Тель Ноф |
121 АЭ |
A-4N |
Хатцерим |
133 АЭ |
F-15A/B |
Тель Ноф |
140 АЭ |
F-16A/B |
Рамон |
141 АЭ? |
A-4 |
Увда |
201 АЭ |
F-4E |
Хатцор |
253 АЭ? |
A-4 |
Увда |
Летная Школа |
Magister/A-4 |
Хатцерим |
? АЭ |
? |
Лод |
АЭ |
вертолетная? |
? |
? АЭ |
вертолетная? |
? |
? АЭ |
вертолетная? |
? |
1996 :
Назначение |
Эскадрилья |
Тип ЛА |
База |
Перехватчики\ударные |
|
101 АЭ$ |
F-16C/D |
Хатцор |
|
104 АЭ |
F-16A/B |
Неватим |
|
105 АЭ$ |
F-16C/D |
Хатцор |
|
109 АЭ |
F-16C/D |
Рамат Давид |
|
110 АЭ |
F-16C/D |
Рамат Давид |
|
117 АЭ |
F-16C/D |
Рамат Давид |
|
132 (Р) АЭ |
Kfir C.7 |
Неватим |
|
140 АЭ |
F-16A/B |
Рамон |
|
143 (Р) АЭ |
Kfir C.2 |
Увда |
|
144 АЭ |
Kfir C.7 |
Хатцор |
|
147 АЭ |
F-16A/B |
Рамон |
|
149 (Р) АЭ |
Kfir C.7 |
Хатцор |
|
251 (Р) АЭ |
Kfir C.2 |
Неватим |
|
253 АЭ |
F-16A/B |
Рамон |
Истребительно\бомбардировочные |
|
69 АЭ* |
F-15I |
Тель Ноф |
|
107 (Р) АЭ |
F-4E-2000 |
Хатцерим |
|
119 АЭ |
F-4E-2000 |
Тель Ноф |
|
142 (Р) АЭ |
F-4E-2000 |
Хатцерим |
|
201 АЭ |
F-4E-2000 |
Тель Ноф |
Воздушное прикрытие |
|
106 АЭ |
F-15C/D |
Тель Ноф |
|
133 АЭ |
F-15A/B |
Тель Ноф |
|
148 (Р) АЭ |
F-15A/B |
Тель Ноф |
Штурмовые |
|
102 (Р) АЭ |
A-4N |
Хатцерим |
|
115 АЭ |
F-16A/B |
Неватим |
|
116 АЭ |
F-16A/B |
Неватим |
|
137 (Р) АЭ |
A-4H/N |
Увда |
|
141 (Р) АЭ |
A-4N |
Хатцерим |
|
145 (Р) АЭ |
A-4H/N |
Увда |
|
202 (Р) АЭ |
A-4H/N |
Увда |
Ударные вертолетные |
|
113 АЭ |
AH-64A |
Рамон-Матред |
|
127 АЭ |
AH-64A |
Рамон-Матред |
|
160 АЭ |
AH-1F/S |
Палмахим |
|
161 АЭ |
AH-1F/S |
Палмахим |
|
190 АЭ |
AH-64A |
Рамат Давид |
Транспортные вертолетные |
|
114 АЭ |
CH-53 |
Тель Ноф |
|
118 АЭ |
CH-53 |
Тель Ноф |
Транспортные\спасательные вертолетные |
|
123 АЭ |
Agusta-Bell 212 |
Хатцерим |
|
124 АЭ |
UH-60A/AB 212 |
Палмахим |
|
193 АЭ |
HH-65A |
Палмахим |
РЭБ |
|
134 АЭ |
Boeing 707-ELINT |
Бен Гурион-Лод аэропорт |
|
191 АЭ |
RC-12D/K/King Air 200 |
Сде Дов |
Транспортные |
|
103 АЭ |
C-130 |
аэропорт Бен-Гурион-Лод |
|
120 АЭ |
C/RC-47 |
аэропорт Бен Гурион-Лод |
|
122 АЭ |
Boeing 707/KC-707 |
аэропорт Бен Гурион-Лод |
|
126 АЭ |
Arava 202/102 |
аэропорт Бен Гурион-Лод |
|
131 АЭ |
C-130 |
аэропорт Бен Гурион-Лод |
Связные |
|
100 АЭ |
Cessna U206G/TB 20 |
Сде Дов |
|
125 АЭ |
AB 206B/Bell 206L |
Сде Дов |
|
128 АЭ |
Beech U-21 |
Сде Дов |
|
129 АЭ |
Cessna U206G/TB 20 |
Сде Дов |
|
135 АЭ |
Do 28B |
Сде Дов |
Патрульные |
|
195 АЭ |
Seascan |
аэропорт Бен Гурион-Лод |
Испытательные |
|
151 АЭ |
различные ракеты |
Палмахим |
|
601 АЭ |
различные самолеты |
Тель Ноф |
Тренировочные |
|
130 (Р) АЭ& |
AB206 |
Хатцерим |
|
162 (Р) АЭ& |
H500MD |
Хатцерим |
|
247 (Р) АЭ& |
C-12/U206G/Do 28B |
Хатцерим |
|
252 (Р) АЭ& |
TA-4H/J |
Хатцерим |
|
Летная Школа |
CM-170/PA-18 |
Хатцерим |
|
Летная Школа.Отдельные звенья |
PA-18 |
Сде Кедем |
|
505 АЭ |
ультралайты |
Тель Ноф |
|
505 АЭ звенья |
ультралайты |
Меггидо |
|
505 АЭ звенья |
ультралайты |
Эйн Шемер |
Всопомагательные |
|
146 (Р) АЭ |
БЛА Samson/Delilah |
Рамон |
|
150 АЭ |
ОТР Jericho |
Седоф Микха |
|
155 АЭ |
БЛА Samson/Delilah |
Хатцерим |
|
194 АЭ |
БЛА Firebee/Teledyne 324 |
Палмахим |
|
199 АЭ |
ОТР Jericho |
Седоф Микха |
|
200 АЭ |
БЛА Scout/Hunter/Searcher |
Палмахим |
|
248 АЭ |
ОТР Jericho |
Седоф Микха |
(Р) = Резервное подразделение (половина персонала)
$ = Роль противорадиолкационной борьбы ('Уйлд Визел')
* = В стадии реформирования
& = Обозначение в случае войны
ОТР = Отряд тактических ракет
БЛА = Беспилотные летательные аппараты
Начало
[an error occurred while processing this directive]