[an error occurred while processing this directive]
Из коллекции Михаила Жирохова
Первые попытки организации будущих еврейских военно- воздушных сил относятся к 10 ноября 1947 года, когда была организована "Хаган Шерут Авир" ("Воздушная служба"). Во главе ее стал Ешуа Эшел, а его заместителем-Аарон Ремез.
С самого начала Ремезу приходилось решать две главные проблемы: закупка боевой техники и привлечение подготовленных пилотов. Все это решалось с очень большими проблемами , так как Палестина по прежнему оставалась английской подмандатной территорией и создание формирований "Хаганы" было полулегальным. Поэтому поначалу продолжилась практика закупки самолетов частными лицами. В итоге поначалу Воздушная служба имела 11 аппаратов типа "Тайгер Мот", RWD--13, Аустер и другие. Все это были легкие самолеты, не несшие никакого вооружения.
Пилоты легких самолетов тоже принимали активное участие в боях Так, 4 июня несколько израильских машин пытались атаковать египетский конвой в Средиземном море. Из-за того, что применялись самодельные бомбы и практически полного отсутствия необходимого прицельного оборудования было зарегистрировано всего одно попадание, зато египетские зенитчики сбили один Файрчильд.
Как ни странно, но с началом активных боевых действий поток самолетов в Израиль значительно увеличился. Прежде всего правдами и неправдами удалось закупить несколько транспортных С--47 "Дакоты", которые стали применяться как ударные бомбардировщики. Уже 10 июня тройка таких импровизированных "бомберов" нанесла удар по столице Трансиордании-Амману. Значительно улучшилось и положение с пилотами. Интенсивная компания по вербовке сделал свое дело: в страну стали прибывать пилоты. В основном это были ветераны Второй Мировой, не нашедшие себя в мирной жизни. Большинство из них были евреями, желающими помочь своему национальному государству, однако были среди них и обыкновенные "солдаты удачи". Следует сказать, что их услуги хорошо оплачивались правительством Израиля: каждый получал по 600 долларов в месяц. В основном пилоты и летно-технический состав прибывал из США, Канады и Великобритании, отмечено и несколько Героев Советского Союза. Из-за такого интернационального состава основным языком общения в ВВС был не иврит, а английский. 11 июня 1948 года противоборствующие стороны при посредничестве ООН заключили перемирие (первое по счету). И арабы и евреи нуждались в передышке для накопления резервов и реорганизации своих войск. К этому моменту потери Израиля оценивались в полторы тысячи погибших и несколько тысяч раненных, однако не было потеряно ни километра своего государства.
В июне чехословаки предложили на продажу 75 истребителей
"Спитфайр" и все необходимые запчасти. Это был качественный
перелом в строительстве ВВС.
Уже известный нам Шиммер развернул бурную деятельность в
США по закупке самолетов для ВВС Израиля. Так его "трофеями"
стали четыре разоруженных бомбардировщика В--17 "Летающая
крепость". Один был сразу разобран и кораблем отправлен в
Израиль (на запчасти). А остальные три было решено перегнать
своих ходом.
12 июня 1948 года эти три самолета взлетели с Пуэрто-Рико (кстати, официально самолеты были закуплены как транспортные одним южноамериканским государством) и направились на Корсику. К этому моменту еврейским эммисарам удалось арендовать несколько аэродромов по всей Европе, одним из основных был аэродром на Корсике, для переброски чехословацких самолетов и вооружения использовался аэродром Жатец. Именно туда после дозаправки и направились бомбардировщики. Полет проходил в очень тяжелых условиях, так как практически полностью отсутствовало навигационное оборудование и только мастерство нескольких пилотов, ранее летавших в ВВС США на таких самолетах, помогло обойтись без потерь. В Чехословакии механики несколько доработали эти четырехмоторные самолеты, приспособив их для несения бомб (правда, только на внешней подвеске). В начале июля перемирие было нарушено и начались ожесточенные бои вокруг Иерусалима, на севере страны и на египетском фронте. Уже 9 июля четверка Авиа попыталась атаковать прифронтовой египетский аэродром Эль-Ариш, однако из-за облачности пилоты цель не обнаружили и пошли на запасную цель : египетские части в районе сектора Газа. Сильным огнем с земли был сбит один самолет. К сожалению, пилот-американец Роберт Викерман-погиб. Этой же ночью несколько "Дакот" и легких самолетов нанесли бомбовые удары по позициям арабов.
10 июля сирийская пехота при поддержке танков и авиации начала наступление. Несколько АВИА в это время находились на египетском фронте, поэтому в конце дня пара истребителей в срочном порядке была переброшена на север (благо Израиль страна небольшая). Это дало ощутимые результаты: Маурис Манн сбил сирийский АТ--6, однако эта победа была омрачена пропажей самолета южноафриканца Лионела Блоха над Голанскими высотами. Несмотря на тяжелые бои и действовавшее эмбарго, поставки вооружения шли непрерывным потоком. Еврейские С--47 продолжали свою бомбардировочную карьеру, так один из таких вылетов 13 июля закончился трагично: в грузовом отсеке произошел самопроизвольный взрыв самодельной бомбы. Хотя пилоту удалось привести тяжело поврежденный самолет на Рамат-Дваид, однако восстановлению он не подлежал.
14 июля было отмечено прибытием трех В--17, что резко увеличило потенциал ВВС. Следуя из Европы, экипажи умудрились сделать крюк и сбросить несколько 227--кг бомб на Каир и Эль-Ариш. С прибытием этих бомбардировщиков активность израильской бомбардировочной авиации резко возросла. А тоннаж сбрасываемых бомб в сравнении с предыдущим периодом войны возрос в пять раз. В условиях все возрастающего израильского господства в воздухе египетские пилоты все чаще стали применять тактику "ударь и беги", для того чтобы свести к минимуму потери при встречах с израильскими истребителями. На сирийском фронте потеря арабами всего одного самолета болезненно сказалась на моральном настрое пилотов и после этого вылетов не зарегистрировано. После десяти дней упорных боев было заключено 18 июля очередное перемирие. В этот момент под американским давлением чехи отказали израильскому правительству в дальнейшей эксплуатации аэродрома Жатец, было предложено в двухнедельный срок передать аэродром властям. Это оказалось неожиданностью для евреев, однако вскоре после недолгих переговоров был заключен на аренду аэродрома в югославском городке Титоград. В это время израильским агентам в Великобритании удалось закупить пятерку разоруженных истребителей-бомбардировщиков Бристоль "Бофайтер". Самолеты были закуплены якобы новозеландской кинокомпанией якобы для съемок фильма о действиях новозеландских пилотов в годы Второй Мировой войны на Тихом океане. Один самолет разбился на перелете, а остальные четыре через Корсику перелетели на израильские аэродромы. В боевой состав были введены только три самолета, так как один оставили на запчасти.
23 июля совершил свой первый вылет и "Спитфайр" с израильскими опознавательными знаками. Однако эта машина не была куплена в Чехословакии, а имела более интересную судьбу. В первый день независимости зенитчикам удалось сбить египетский "Спитфайр", пилот которого совершил удачную вынужденную посадку. Самолет попал в руки евреев практически неповрежденным. Несколько техников из запчастей оставленных англичанами при эвакуации неисправных "Спитфайров" и этой машины собрали единственную летнопригодный аппарат. Этот самолет представляла собой "сборную солянку" из различных частей модификаций Мк.5 и Мк.9. Решив начать активные наступательные действия, командование сухопутных войск Израиля планировало полностью использовать свое превосходство в количестве транспортных самолетов (и значит лучшей мобильности). С 18 августа по 9 сентября была проведена операция по переброске израильских подразделений в ближайшую прифронтовую зону на востоке сектора Газа. Для этого в пустыне Негев было создана полуторокилометровая взлетно-посадочная полоса для посадки транспортных С--46 и С--47. Об интенсивности вылетов говорят такие факты: в ночь на 7 сентября транспортники совершили 13 вылетов, перевезя 81 тонну припасов, а к 9 сентября было всего совершено 170 вылетов, за которые были перевезены 1000 тонн припасов и 2400 человек. Основные вылеты совершались ночью и посадка на совершенно не оснащенную навигационными приспособлениями полосу граничила с самоубийством. Несколько самолетов было серьезно повреждено, однако начавшеяся наступление позволило переломить ход событий войны . С 22 сентября начались попытки переброски истребителей "Спитфайр", закупленных в Чехословакии. Для этого на югославской базе самолеты были дооборудованы дополнительными топливными баками для того чтобы совершить беспосадочный перелет в Израиль. 27 сентября пять "Спитфайров" и С--54 в качестве лидера отправились в Израиль. Два самолета из-за проблем с топливной системой совершили вынужденную посадку на о. Родос, где самолеты и пилоты были интернированы. Для обеспечения пролета было подготовлено несколько транспортных "Дакот" для обеспечения возможных спасательных операций. Кроме того, в полной боевой готовности находились суда ВМФ. В конце сентября истребительный компонент ВВС был значительно усилен за счет поставки из США четырех истребителей Р--51Д "Мустанг". После сборки буквально через несколько недель самолеты поступили на вооружение 101--й эскадрилья. Сложилась уникальная ситуация, когда на вооружении одной эскадрильи были сразу три типа истребителей. По воспоминаниям пилотов, вылеты совершали на тех машинах, которые были пригодными для полетов. Таким образом, все летчики были "универсалами". Благодаря усилиям к концу 1948 года ВВС Израиля имели на вооружении примерно 100 самолетов, из которых было только 10 бомбардировщиков и 25 истребителей. Однако при хронической нехватке запчастей и агрегатов только примерно треть была пригодна для боевых полетов.
15 октября израильские войска начали наступление на южном направлении, острие атаки было направлено на Эль Ариш. Очень активно использовались бомбардировщики В--17 и С--47. За неделю напряженных боев было сбито три самолета противника. Однако эти победы были оплачены гибелью десятка израильских пилотов и техников. Так, 16 октября погиб известный "ас" Моди Алон, имевший на тот момент три воздушные победы. Во время штурмовки позиций египетской армии был сбит "Бофайтер", который стал могилой для трех членов экипажа. А через четыре дня (24--го) упал и разбился транспортный С--47 с четырьмя людьми на борту.
19 октября египетским ударным самолетам удалось повредить два израильских судна в Средиземном море. Египетские подразделения начали отход с позиций, удерживаемых в секторе Газа. В конце 1948 года разведывательные полеты начали самолеты британских ВВС с баз в Египте. Из-за отсутствия современных самолетов перехват скоростных "Москито" был невозможен. Только 20 ноября пилот 101--й эскадрильи американец Вэйн Пейк на новеньком "Мустанге" перехватил и сбил английский самолет.
18 декабря прибыло еще 12 "Спитфайров", однако не обошлось без потерь: два самолета попали в снежную бурю и разбились. Никто из пилотов не выжил. 22 декабря израильтяне начали операцию по полному освобождению сектора Газа. Египтяне пытались организовать контрнаступление, однако из-за отсутствия резервов вскоре оно захлебнулось. Война в воздух приобретала все более ожесточенные формы. Было сбито несколько египетских истребителей.
После захвата сектора Газа израильские войска вышли непосредственно к границам Египта. В ответ англичане, ссылаясь на статьи англо-египетского соглашения от 1936 года, пригрозили евреям силовыми акциями, если наступление будет продолжено. 6 января 1949 года египтяне предложили перемирие. Англичане продолжали разведывательные полеты. А следующий день был отмечен самыми большими победами израильских ВВС. В тот день англичане организовали две группы разведывательных самолетов для оценки положения израильских войск. Первая группа, состоявшая из одного "Москито" под прикрытием четырех "Темпестов" благополучно выполнила свое задание. Однако вторую ждала "горячая" встреча. В ее состав входило четыре "Спитфайра", причем два были в разведывательном варианте. Во время полета они обнаружили железнодорожный состав, прикрытый средствами ПВО. Израильтяне открыли огонь и один из самолетов был поврежден. Пилот воспользовался парашютом. Остальные три британских самолета, заметив место приземления своего товарища, стали разворачиваться на базу. Однако тут были атакованы парой патрульных "Спитфайров" ВВС Израиля. Самолеты подошли по просьбе наземных частей. Чалмерс Гудлин и Джонн МакЭлрой сбили все три английских самолета, причем один пилот погиб. Английские летчики не сколько уступали в подготовке евреям сколько были дезориентированы внешним видом своего противника-еврейские "спиты" несли английский камуфляж и красные коки винтов, как и у самолетов этой британской эскадрильи.
После того как истекло полетное время и патруль не вернулся, британское командование организовало массовые поиски пропавших самолетов. На этот раз разведывательный "Спитфайр" был прикрыт несколькими "Темпестами". И на этот раз группа была перехвачена парой израильских "Спитфайров". Победу одержал один из пилотов ВВС Израиля-Вильям Шредер. После таких событий англичане выразили официальный протест, однако евреи заявили, что не смогли опознать английские самолеты и приняли их за египетские.
7 января 1949 года закончились сражения между арабами и
Израилем. Новосозданному еврейскому государству эта первая
война стоила 6 тысяч убитых и 12 тысяч раненых. Из группы
небольших самолетов в самом начале конфликта к концу ВВС
представляли из себя значительную группу: примерно 100
самолетов. Пилоты ВВС претендуют на 23 сбитых сирийских,
египетских и английских самолета. Собственные потери
оценивались в 15 машин, из которых буквально считанные единицы
были потеряны в боевых столкновениях, а большая часть была
потеряна из-за технических отказов изношенной техники.
660 добровольцев (в том числе пилотов и техников) сражалось в
рядах израильских вооруженных сил, только в ВВС погибло 20
человек. Много позже Премьер-министр Израиля Бен-Гурион
скажет: "Израильские ВВС не могли стать тем, чем они есть сейчас
без огромного вклада пилотов-добровольцев, которые
использовали свой опыт Второй Мировой."
10 ноября 1947 (Создание Шерут Авир):
Подразделение | Тип ЛА | База |
---|---|---|
2 x RWD.13 | Сде Дов | |
1 x RWD.15 | Сде Дов | |
1 x Auster J-1 | Сде Дов | |
1 x Dragon Rapide | Сде Дов | |
2 x Tiger Moth | Сде Дов | |
1 x Seabee | Сде Дов | |
2 x Taylorcraft | Сде Дов |
14 мая 1948 (Создание Государства Израиль):
Эскадрилья | Тип ЛА | База |
---|---|---|
Звено Тель Авив | Auster J/1 Autocrat, RWD.13, RWD.15 | Сде Дов |
Звено Негев | Taylorcraft Model C | Бейт Дарас |
Звено Галлилея | Auster AOP.5 | Явнил |
101 АЭ | Spitfire, Seabee | Херзлия |
14 октября 1948 (Операция Йоав):
Эскадрилья | Тип ЛА | База |
---|---|---|
АЭ Тель-Авив | Auster J/1 Autocrat, RWD.13, RWD.15 | Сде Дов |
АЭ Негев | Taylorcraft Model C | Бейт Дарас |
АЭ Галлилея | Auster AOP.5 | Явнил |
101 АЭ | 8 x S 199, 3 x Spitfire LF.9, 1 x PR Spitfire | Херзлия |
103 АЭ 'A' Звено | 5 x Dakota | Рамат Давид |
103 АЭ 'B' Звено | 2 x Beaufighter | Рамат Давид |
69 АЭ | 3 x B-17 | Рамат Давид |
106 АЭ | 6 x C-46, 2 x C-54, 1 x Lodestar | Тель Ноф |
35 Звено | 5 x C-64A | Тель Ноф |
1 июня 1949 (Перемирие):
Эскадрилья | Тип ЛА | База |
---|---|---|
101 АЭ | 19 x Spitfire, 3 x P-51D | Рамат Давид |
Аэродромное Звено | 1 x Auster, 1 x Piper Cub | Рамат Давид |
2 TTB | 2 x Harvard | Хайфа |
Летная Школа | 8 x Harvard, 4 x Kaydet | Кфар Сиркин |
141 АЭ | 6 x Consul, 3 x Anson, 2 x Harvards, 1 x Norseman |
Кфар Сиркин |
22 Крыло | различные не пригодные для полетов самолеты | Тель Ноф |
69 АЭ | 1 x B-17 | Тель Ноф |
100 АЭ | 10 x Piper Cub, 2 x Bonanza, 1 x Rapide | Тель Ноф |
103 АЭ | 5 x C-46, 4 x C-47, 2 x Hudson, 1 x Mosquito PR.16 |
Тель Ноф |
[an error occurred while processing this directive]