Уголок неба ¦ Пелед Беньямин

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы послевоенного периода
 
     Пелед Беньямин 
       
Страна: Израиль
Годы жизни: 1928-2002

Бени Пелед родился в 1928 г. в Тель-Авиве и начал свой путь в авиации механиком, но, закаленный в огне битв 1948 г., стал одним из первых лётчиков Израиля. Начав с  истребителей типа «мустанг» и «спитфайр», он перешел на реактивные «метеоры». В 1956 г. во время Синайской кампании его самолет был сбит, и Бени стал первым летчиком в Израиле, использовавшим катапультирующее устройство. Раненый в ногу, он сумел спрятаться от искавших его египетских солдат и дождаться посланного за ним связного «Кэба».

После изучения авиации в израильском университете Бени был назначен командиром военно-воздушной базы, где, среди прочего, подготовил и организовал в Шестидневную войну операцию израильской авиации по полному уничтожению находившихся еще на земле египетских ВВС.

Бени Пелед принял командование ВВС Израиля в 1973 г., всего за 5 месяцев до начала войны Йом-Кипур. Ему казалось, что Израиль сумеет, как и в 1967 г., мгновенно уничтожить египетские и сирийские самолеты. Увы, ВВС Израиля потерял более 100 самолетов, сотни лётчиков были убиты, ранены, попали в плен прежде всего из-за использования советских ЗРК, сконцентрированных в основном на египетском фронте. После войны, считая, что причины стратегических неудач крылись в недостатке разведывательных данных, Бени организовал разведку ВВС, независимую от общей военной разведки.

Пиком карьеры Бени Пеледа была блестящая операция в Энтеббе 4 июля 1976 г., когда израильские летчики спасли 103 пассажиров-евреев французского самолета, угнанного немецкими и арабскими террористами в Уганду. Отчаянное положение заложников-евреев (неевреев террористы отпустили) и молчание мирового сообщества живо напомнили евреям недавнюю Катастрофу. Но сегодня у них было свое государство, и оно пришло на помощь своим братьям, находившимся в 4000 км от Израиля.

Буквально за несколько часов перед истечением назначенного террористами крайнего срока (после которого они собирались приступить к методическим убийствам заложников) Израиль направил в Уганду 4 «Геркулеса», 2 Боинга 707 и несколько «фантомов». 500 израильских командос были переброшены через Красное море в Сомали в обход радаров. Впереди армады, участвовавшей в операции "Удар молнии", летели в Боинге Бени Пелед и заместитель начальника генштаба Кути Адам. В их самолете располагался передвижной центр операции. Полет происходил ночью, без визуальной ориентировки и радиосвязи. Участвовавшие в операции врачи и медики тоже прошли специальную подготовку.

Пока шла операция, Боинг Бени Пеледа кружил над озером Виктория. Всего через 53 минуты после её начала самолеты с освобожденными заложниками поднялись в воздух. Из 10 террористов 7 - было убито, 3 - захвачено, взорваны все советские МиГи, взяты на борт некоторые компоненты приборов радарной станции, а большая часть оставшейся техники уничтожена, включая контрольно-диспетчерский пункт.

В невиданной по скорости и точности исполнения операции Израиль сумел освободить всех заложников при минимальных жертвах: 9 раненых и 4 убитых, среди которых был, к сожалению, и бесстрашный подполковник Йони Нетаниягу, старший брат будущего премьер-министра.

После ухода из армии Бени Пелед работал в военной индустрии - директором ведущих предприятий высоких технологий Израиля Эльбит и Эльсинт.

13 июля 2002 г. после долгой болезни Бени Пелед скончался.

Из трёх детей и 8 внуков Бени Пеледа, два его сына пошли по стопам отца - стали лётчиками. 

 

 


(с) М.Жирохов, 2005



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100