Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Зайцев Александр Петрович
   
       
Годы жизни: 1912-1942
   

Советский летчик - истребитель. Окончил среднюю школу, работал на заводе. Осенью 1933 года молодой рабочий Саша Зайцев стал курсантом Харьковского авиационного училища, а спустя три года, уже летчиком - истребителем с двумя "кубарями" в петлицах, отправился в одну из авиационных частей для дальнейшего продолжения службы.

В 1937 году для Лейтенанта Зайцева кончилась мирная жизнь. В составе отряда летчиков - добровольцев он убыл на помощь китайскому народу, отражающему агрессию со стороны Японии. За храбрость в боях и сбитые японские самолеты Александр был представлен к первому ордену - Красного Знамени и внеочередному воинскому званию - Капитан.

После возвращения домой его направили в авиационный полк, принимавший участие в боевых действиях против белофинов. Здесь он совершил 51 боевой вылет, одержал несколько побед, за что был награжден Орденом Красной Звезды.

Великую Отечественную войну Капитан Зайцев встретил опытным воздушным бойцом в должности командира эскадрильи 145-го ИАП. Для летчиков Заполярья война началась фактически 17 Июня 1941 года, когда нарушение воздушного пространства СССР германскими ВВС стало постоянным. 25 Июня Александр Зайцев открыл счет своих побед в этой войне. Пятерка И-16 под его командованием ушла на штурмовку самолетов, находящихся на вражеском аэродроме Луостари. Успешно выполнив задание, наши истребители повернули обратно, но в районе Маяка Мишукова их атаковали два Bf.109. Зная, что И-16 уступают их машинам в летно-тактических данных, немецкие летчики повели себя довольно нагло и тут же были наказаны: короткая точная очередь ведущего нашей группы прервала полет одного из "мессеров". Второй, уклонившись от схватки, поспешил воспользоваться преимуществом в скорости.

20 Июля, по личному распоряжению командующего ВВС Северного флота, в полк прибыла первая партия новых истребителей ЛаГГ-3. Тяжелые в управлении, без радиостанций на борту, они отличались от И-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью. В боевой обстановке наши летчики быстро освоили новую машину и, почувствовав силу, рвались в бой...

В составе немецких ВВС, воевавших в Заполярье, служил один из самых титулованных Асов Германии - Капитан Отто Шашке. На его счету было 104 победы в воздушных боях и 3 потопленных корабля. Большинство побед он одержал в небе Западной Европы. Награжденный высшими знаками отличия, в том числе и Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями, он летал на именном самолете, подаренном ему Герингом. Это был мощно вооруженный двухмоторный истребитель Bf.110. Шашке сбивал самолеты в Испании, Польше, Франции, но особенно отличился в воздушных боях против Англии. Летчик носил титул - "непобедимого".

Немало бед натворил он и в Советском Заполярье. 24 Июня потопил сторожевик, за короткий срок записал на свой счет 18 наших самолетов (включая уничтоженные на аэродромах). Главная причина его успеха заключалась в том, что все его атаки постоянно обеспечивали 12 сопровождавших "мессеров". Но на 44-й день войны звезда "непревзойденного" Шашке закатилась навеки, а разрисованный знаками побед киль его самолета был установлен в Мурманске на центральной площади для всеобщего обозрения.

Киль Bf.110 Отто Шашке Истребитель Bf.110
      Киль самолета Отто Шашке (справа) с отметками побед

4 Августа 1941 года выдался погожий день: ярко светило солнце, на небе - ни облачка. Вдруг над нашим аэродромом появились 13 вражеских самолетов во главе с Шашке: его размалеванный самолет трудно было спутать с любым другим. Первым взлетело дежурное звено в составе Зайцева, Пискарева и Старкова. Закружилась смертоносная карусель.

Старков пошел в атаку на истребитель ведущего и тут же наткнулся на встречную разящую очередь. Его кабину охватило пламя и он вышел из боя. Но дело свое сделал: заставил своим огнем вильнуть Шашке в сторону. Этого Зайцеву с его мгновенной реакцией оказалось достаточно, чтобы на крутом вираже зайти в хвост "стодесятке" лидера. Одновременно Пискарев, правильно оценив ситуацию, атаковал ведомого Шашке. Немцев было значительно больше, и они бросились бы на выручку своего шефа, но их связало боем второе звено, взлетевшее вслед за первым.

Всего 4 минуты длилась схватка Зайцева с Шашке. Немецкий Ас, попав в трудное положение, стремился уйти из-под атакующего удара нашего летчика и занять выгодную позицию. Но все было напрасно. Зайцев "вцепился" в хвост Bf.110 мертвой хваткой, и головокружительные эволюции не помогли противнику. Вначале Александр заставил замолчать воздушного стрелка, а затем, приблизившись, в упор точно поразил и пилота. Самолет Шашке упал неподалеку от нашего аэродрома. Еще по одному Bf.109 сбили наши летчики в этой схватке, длившийся более 40 минут. Но и у нас потери оказались немалыми - погибли Николай Пискарев, Лев Звягин и Николай Шелухин.

...Командир эскадрильи 145-го ИАП Майор Зайцев погиб 30 Мая 1942 года во время учебно - тренировочного полета на истребителе Р-39 "Аэрокобра". К тому времени он совершил более 200 боевых вылетов, одержал 14 воздушных побед лично, еще 21 вражеский самолет сбил в групповых боях...

Список побед

 
Вид Дата Тип сбитого Место победы Самолет Часть Примечания
1 лич. 25.06.41 Bf 110 р-н маяка Мишуково И-16 145 иап  
* лич. 04.08.41 Bf 110 р-н а/д Шонгуй ЛаГГ-3 145 иап Bf 110E-2, WNr 3761
Hpt G. Schaschke,
IV/ZG 76 (погиб)
8 ? 15.09.41 Bf 110 р-н Мурманска ЛаГГ-3 145 иап  
9 ? 16.05.42 Bf 109 р-н Западной Лицы Airacobra I 19 гиап  
 


ЛаГГ-3 капитана А. Зайцева. 145 иап, а/д Шонгуй, август 1941 г.

 

 




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100