главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Степаненко Иван Никифорович
       
Годы жизни: 1920-2005

Иван Никифорович Степаненко родился 13 Апреля 1920 года в селе Нехайки, ныне Драбовского района Черкасской области, в семье бедного крестьянина. С 13-ти лет начал трудовую жизнь, сначала пастухом, а после окончания семилетней школы - слесарем на заводе в городе Днепродзержинск. Там и учился летать в местном аэроклубе. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Свою боевую деятельность cержант Степаненко начал в середине Июля на Южном фронте, в районе Балты. Первый воздушный бой он провел 12 Июня 1942 года. Несколькими днями позже, 15 Июня, в бою под Ельней, одержал первую победу - сбил Ju.87. Тяжело груженные "юнкерсы" шли бомбить наш передний край. Наметив себе "лапотника", Иван вслед за ведущим устремился в атаку. Сблизился настолько, что промахнуться было уже нельзя. Реактивные снаряды поразили вражеский самолет между кабиной и плоскостью. Первая победа !   Она окрыляет любого. За ней последовали и другие.

Степаненко повезло - нередко летая ведомым уже известного летчика Анатолия Морозова, он быстро постиг многие "секреты" победных атак. Каждая схватка в небе была для молодого летчика учебой. Степаненко умел делать правильные выводы на будущее из успехов и неудач.

Настоящая зрелость пришла к нему уже под Сталинградом где, будучи командиром звена, с осени 1942 и до начала 1943 года, Иван совершил около 100 боевых вылетов, сбил 7 самолетов противника. Один из таких вылетов запомнился ему особо.

В тот день он вместе с летчиком Мочалиным вылетел на разведку. В районе Абганерово, несмотря на ураганный зенитный огонь, сфотографировали вражеские позиции. Но вот появились 4 "мессера" и устремились в погоню. Они настигли разведчиков у самой линии фронта и закрутили "карусель". Степаненко удалось сбить одного, но другие повредили машину его ведомого. Приказав товарищу уходить, Иван связал боем оставшуюся тройку. В лобовой атаке он сбил еще одного "месса", остальные ушли ни с чем...

Затем Степаненко сражался с врагом в небе Кубани, под Орлом и Курском, проявив себя большим мастером лобовых атак. В Июне 1943 года он пересел на новую машину - Як-9T и его боевой счет начал быстро расти ( к концу года он одержал на нем 8 побед ).

К Августу 1943-го заместитель командира эскадрильи 4-го ИАП (11-й САК, 15-я Воздушная Армия, Брянский фронт ) Старший лейтенант Степаненко совершил 232 боевых вылета и уничтожил лично 14 самолетов противника.

В конце 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 4-го ИАП, действующего уже на Прибалтийском фронте. 13 Апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В этот день отважному воздушному бойцу исполнилось ровно 24 года.

Летом 1944 года на одном из участков 2 - го Прибалтийского фронта в воздухе появился истребитель - "молния", гроза немецких самолетов. Это был Иван Степаненко - на левой стороне фюзеляжа его машины действительно красовалась молния и три ряда красных звезд - символы одержанных им побед. В течение 1944 года Иван Степаненко уничтожил еще 8 самолетов противника, включая новейший истребитель Fw.190D.

16 Февраля 1945 года восьмерка "яковлевых", возглавляемая комэском 4-го ИАП Майором Иваном Степаненко, вылетела для "расчистки воздуха" перед налетом группы Ил-2 из 225-го ШАД, которые должны были нанести удар по немецким и латвийским частям в районе Тукумс - Либава.

Наша группа состояла из ударного звена и звена прикрытия, эшелонированных по высоте. Hад целью ударное звено во главе с Дважды Героем Советского Союза Майором Алексеем Рязановым, завязало бой с четверкой "Фокке - Вульфов - 190". Одновременно звено Ивана Степаненко было атаковано двумя группами немецких истребителей, появившихся со стороны Балтийского моря.

Однако лишь одному Fw.190 удалось прорваться к нашим штурмовикам. Встреченный дружным огнем бортовых стрелков, немец шарахнулся в сторону, был расстрелян Майором Рязановым и, заваливаясь на правое крыло, врезался в землю. Вскоре Иван Степаненко сбил еще один "Фокке - вульф" ( это была 30-я победа прославленного Аса ). Потеряв два истребителя, противник прекратил атаки. Одним из пилотов сбитых "фоккеров" оказался 4-й по результативности Ас Люфтваффе, командир 2-го штаффеля JG 54, Обер - лейтенант Отто Киттель, имевший уже 267 побед ( другим - унтер-офицер Альбрехт Лихт ).

К Февралю 1945 года командир эскадрильи 4-го ИАП ( 185-я ИАД, 14-й ИАК, 15-я Воздушная Армия, 2-й Прибалтийский фронт ) Майор Степаненко совершил 395 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил 32 самолета противника. Свою последнюю победу Иван одержал в небе Прибалтики 8 Мая 1945 года. Гитлеровцы, окруженные в районе Тукумса и Либавы, пытались вырваться из котла. Транспортный самолет Ju.52, до предела набитый офицерами и генералами, взлетел с аэродрома Серава и взял курс на Швецию. Но не долетел - он был сражен истребителем - "молнией".

К концу войны Иван Степаненко совершил 414 боевых вылетов, провел 118 воздушных боев, лично сбил 33 вражеских самолета, став одним из наиболее выдающихся Советских Асов летающих на самолетах Яковлева. За мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, 18 Августа 1945 года - в первый послевоенный праздничный День авиации - командир эскадрильи Майор Степаненко был награжден второй медалью "Золотая Звезда" Героя.

После войны Иван Никифорович продолжил службу в армии. В 1949 году окончил Военную Академию им. Фрунзе, в 1957 - Военную Академию Генштаба. Занимал ряд командных постов, но постоянно летал, прекрасно пилотирую реактивные машины. Глядя на то, как Генерал Степаненко пилотирует сверхзвуковой ракетоносец, трудно было поверить, что пилоту уже более 50 лет. Летное долголетие прославленного воздушного бойца, его неутомимось в работе и неиссякаемая энергия, вызывали чувство особого уважения у молодых авиаторов.

С 1976 года Генерал - Майор Авиации Степаненко - в запасе. Жил в гор. Львове. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественой войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й Степени, Красной Звезды ( пять ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. На родине Героя установлен бронзовый бюст. Автор книги - "Пламенное небо".



 

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Дата Время Тип сбитого Место победы Самолет Примечания
7.06.42   Ме-109   Харрикейн  
15.06.42   вражеский с-т    
14.07.42   Юнкерс    
14.07.42      
??.08.42   Ю-88   Як-1  
7.09.42   ФВ-189      
14.09.42   Ю-88      
14.09.42       в группе
29.09.42   Ме-109     в группе
29.09.42       в группе
6.10.42        
6.10.42        
8.01.43   вражеский с-т      
31.07.43 утро Ме-109 р-н Барилово Як-9  
01.08.43   ФВ-190а р-н п.Васильевский  
01.08.43   ФВ-190 р-н Локня-Скородумка  
04.08.43 6:10 Ме-109 18 км зап. Карачева  
04.08.43 11:30 ФВ-190 р-н Карачев  
04.08.43 11:45 ФВ-189 с.в. Хотинец в группе
04.08.43 15:00 Ю-88 аэр. Каменка  
04.08.43 на закате Ме-109 аэр. Карачев на взлете
07.08.43   ФВ-190 над аэр. Карачев  
07.08.43   ФВ-190 р-н дер. Каменка  
10.08.43   Ю-88 р-н Карачева  
24.08.43 4:40-8:44 ФВ-190 с.в. Цементного завода  
??.??.43   Ме-109 р-н ст. Людиново  
08.09.43 8:05-9:15 ФВ-190 р-н х. Синявский  
10.09.43 16:15-17:22 ФВ-190 р-н Окопоть, высота 246  
11.09.43 утро ФВ-190 с.в. Людиново, высота 246  
11.09.43 15:00-16:05 ФВ-190 3 км Буда  
12.01.44 16:30-17:00 ФВ-189 4 км вост. Идрицы у д. Степашково Як-9Т-37  
28.02.44   2 х Ме-109    
03.03.44   Ю-88 р-н Великие Луки  
04.03.44   Ю-88 р-н Колпачево - Красное озеро - Чупрово  
13.07.44   ФВ-190 р-н Лудза-Резекне  
??.07.44 9:53 ФВ-190 на подступах г.Осмея  
06.08.44   Ме-109 Прибалтика  
07.08.44   2 х ФВ-190 Прибалтика  
25.08.44   ФВ-190 Прибалтика  
18.09.44   ФВ-190 р-н зап. Риги  
09.10.44   ФВ-190 Прибалтика  
11.10.44   ФВ-190 р-н Тукумс-Кемери  
27.10.44   ФВ-190 р-н Либава  
26.12.44   вражеский с-т      
8.01.45        
7.05.45        

 

Як-9Т командира эскадрильи 4-го ИАП Майора Степаненко, 1944 г.

 



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100