Реклама...

*    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Скоморохов Николай Михайлович
       
Годы жизни: 1920-1994

 


Николай Скоморохов родился 19 Мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Саратовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на судоремонтном заводе в Астрахани. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Батайскую военную школу пилотов в Марте 1942 года.

В действующей армии с Ноября 1942 года. Воевать начал в составе 164-го ИАП ( 295-я ИАД под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова ). Этот полк, базировавшийся на Кавказе, одним из первых в Советских ВВС получил на вооружение новые истребители ЛаГГ-3. Николай Скоморохов прошел все ступени авиации - был пилотом, старшим пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Воевал на Закавказском, Северо - Кавказском, Юго - Западном и 3-м Украинском фронтах.

Свой боевой счет открыл в одном из вылетов в районе Туапсе. Над линией фронта Скоморохов обнаружил Fw.189 и атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила "раму". Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за падением вражеской машины, то с удивлением заметил, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец Николай, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. Как ему тогда показалось, он нашел ключ к победе.

Но... шли дни, росло число боевых вылетов, а количество сбитых вражеских самолетов оставалось прежним - один. Уже несколько воздушных боев закончились для него безуспешно. Пришлось, в нелетные дни, засесть за учебу - вникать в схемы и физические расчеты, глубже познавать теорию стрельбы. И это принесло ему успех. Число побед стало быстро рости.

Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя: "4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Bf.109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

В боях за освобождение Украины и Донбасса, в небе Молдавии и на Балканах, он совершает сотни боевых вылетов, в десятках воздушных боев оттачивает свою боевую выучку. Ему доверяют лично и во главе группы вести воздушную разведку. Вскоре молодой летчик ( в 23 года ), был назначен командиром эскадрильи "охотников". Здесь в полной мере проявились его организаторский талант и тактическое мастерство.   К концу Декабря 1944 года командир эскадрильи 31-го ИАП ( 295-я ИАД, 9-й САК, 17-ВА, 3-й Украинский фронт ) Капитан Скоморохов совершил 483 боевых вылета, провел 104 воздушных боя, сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника.

В Декабре 1944 года начались длительные и напряженные воздушные бои в Венгрии. 16 Января 1945 года Капитан Скоморохов в паре вылетел на свободную охоту. В районе Тата, северо - западнее Будапешта, летчики встретили в воздухе 3 группы вражеских самолетов, общей численностью до 35 Ju.52 и около 50 истребителей прикрытия. В результате смелых атак ведущий лично сбил 2 Ju.52 и один истребитель, а его ведомый уничтожил еще 2 машины.

При сопровождении штурмовиков для ударов по танкам и мотопехоте противника, Николай и его подчиненные провели немало блестящих боев и без потерь возвращались на свой аэродром. Так сопровождая группу "Илов" в район севернее Будапешта, Капитан Скоморохов во главе шестерки "лавочкиных" вступил в бой с группой истребителей противника. В непродолжительной, но упорной борьбе на вертикалях наши летчики сбили 8 вражеских машин, не потеряв ни одной. Три самолета вогнал в землю лично Николай Михайлович.

Характеризуя Скоморохова, командир 31-го ИАП Подполковник Г.А.Онуфриенко писал: "В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчетлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчиненным. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости..."

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" - было законом в боевой работе советского аса и его питомцев. 22 Февраля 1945 года, за умелое командование эскадрильей, мужество и героизм, проявленные в боях, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Марту 1945 года Капитан Скоморохов, находясь в том же полку, совершил 520 боевых вылетов, провел 119 воздушных боев, сбил лично 35 самолетов противника. 18 Августа 1945 года, за боевые заслуги проявленные при освобождении Венгрии и Австрии, он был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

За годы войны Николай Михайлович Скоморохов совершил более 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, сбил лично 46 и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

После войны остался на службе в ВВС. Командовал авиационной частью, соединением. В 1949 году окончил Военную Академию им. Фрунзе, в 1958 - Военную Академию Генштаба. С 1973 года - Начальник Военно-Воздушной Академии им. Гагарина,   Доктор военных наук,   Профессор.   Заслуженный военный летчик СССР ( 1971 год ), Маршал Авиации (1981 год ), Депутат ВС СССР 6 - 8 созывов. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й Степени, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем назван пассажирский теплоход. Автор книг - "Служение Отчизне" и "Боем живет истребитель". Погиб в автокатастрофе в 1994 году.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Самолет Часть
    ??.01.43 ФВ-189 ЛаГГ-3 164-й иап
    22.02.43 Ю-87
    ??.02.43 Ме-109
  груп 14.06.43 ФВ-190 Ла-5
  груп 14.06.43
    ??.07.43 Ме-109
23   ??.10.44 вражеский с-т
    4.12.44 Ме-109 Ла-5ФН
    4.12.44
    19.12.44
    20.12.44 ФВ-190
    20.12.44
    ??.01.45 Ю-52
    6.03.45 Ме-109
    10.04.45 ФВ-190 Ла-7
    10.04.45
    10.04.45 Ме-109
    ??.04.45 ФВ-190
    ??.04.45
    1.05.45

 

Ла-5, 164-й иап, летчик - Николай Скоморохов, декабрь 1943 г.



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100