Уголок неба ¦ Мейлус Иван Игнатьевич

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Мейлус Иван Игнатьевич
       
Годы жизни: 1913-1987

Мейлус Иван Игнатьевич родился 15 августа 1913 года на руднике Рудченково (ныне находится в черте города Донецк) в семье рабочего. Отец до и после революции работал на том же руднике машинистом водокачки, мать была домохозяйкой.

Иван Мейлус окончил 7 классов. Затем поступил в горнопромышленное училище рудника Рудченково Рудченковского района Сталинской области по специальности электрослecapь. После окончания училища, в 1930 году и до призыва в армию, работал шофером в гаражах коксохимзавода, а позднее - в управлении новыми шахтами.

2 октября 1935 года Иван Мейлус был призван Рудченковским РВК Сталинской области для прохождения действительной военной службы и направлен в город Бобруйск (Белоруссия) в бронетанковые войска. В декабре этого же года красноармеец Мейлус был переведен в город Минск в 45 авиационный отряд, где и проходил службу. В 1937 году, после окончания срока службы остался сверхсрочником и работал до апреля 1940 года в отдельном звене связи при 100-й пехотной дивизии БОВО авиамехаником.

В апреле 1940 года Иван Мейлус получил направление в Пуховическую военно-авиационную школу нилотов ЗапОВО (Белоруссия) В декабре этого же года школа перебазировалась в город Поставы (Литва). После выпуска, в феврале 1941 года курсанту Мейлусу было присвоено звание "старшина", и он был направлен в 97 сбап ЗанОВО (город Бобруйск) пилотом.

С 25 июня 1941 года старшина Мейлус в составе 97 сбапа (Брянский фронт) принимал активное участие в уничтожении гитлеровских войск. Уже на третий день воины летчики полка наносили бомбовые удары по наступающим соединениям 2-й танковой группы.

Танкистов Гудериана настойчиво бомбили экипажи 97 сбап. С 1 по 28 сентября они совершили 562 боевых вылета, в основном уничтожая противника в районе Стародуб, Почеп, Глухов. 10 сентября 1941 года cтаршина Мейлус выполнял боевое задание ведомым в группе пяти Су-2. Перед группой была поставлена задача бомбардировать артиллерийские позиции противника в районе Почеп. По цели был нанесен эффективный удар и подавлен огонь артиллерийской батареи из четырех орудий. При отходе от цели старшина Мейлус подавлял огонь точек зенитной артиллерии. При возвращении с боевого задания, он обнаружил аэродром противника, на котором находилось до двадцати самолетов Hs-126. Сделав три захода по аэродрому, старшина Мейлус поджег три из них, израсходовав при этом весь боекомплект. Результат своего удара он сфотографировал и привез в часть снимок полевого аэродрома противника, куда после была выслана группа Су-2, с задачей нанести удар по аэродрому. В результате налета на земле было уничтожено девять самолетов Hs-126.

Приказом "2/6 от 7 ноября 1941 года старшина Мейлус был награжден орденом "Красного Знамени".

Зима 1941 - 1942 годов выдалась невероятно снежной и холодной, поэтому активность боевых действий была невысокой. Полеты, в основном, совершались наиболее опытными экипажами. Так, 25 декабря 1941 года Иван Мейлус летал ведущим звена в группе девяти Су-2 на выполнение боевого задания с задачей нанести бомбовый удар но автоколонне противника на дороге Мажарово-Змеевка. Группа обнаружила цель и сделала три захода по автоколонне, в результате чего было уничтожено 10 автомашин с войсками и штабной автобус. За отличное выполнение боевого задания старшине Мейлусу командующий ВВС 3-й армии объявил благодарность с вручением именных часов.


И.И.Мейлус в центре

Весной 1942 года боевые действия активизировались, и сражавшийся к тому времени на Брянском фронте 97-й сбан потерял в мае во время бомбежки на аэродроме Ельца почти все Су-2. Оставшимися машинами и личным составом усилили 209-й ббап. Этой части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в неимоверно трудных условиях отбивать начавшееся 28 июня немецкое наступление, многие полки несли тяжелые потери, но 209 ббап сохранил боеспособность

28 августа 1942 года старшине Мейлусу присвоено звание "младший лейтенант", за время службы в 97 сбапе и 209 ббапе им произведено 93 боевых вылета, при которых уничтожено 9 танков, 106 автомашин, 44 повозки, 20 орудий, 20 минометов, 2 цистерны, 3 склада, 4 железнодорожных вагона, 6 точек зенитной артиллерии, 3 дзота и до 900 солдат и офицеров противника.

12 сентября 1942 года 209 ббап был расформирован и младший лешепант Мейлус переведен в 44 окраэ, которая с 1 ноября 1942 года приступила к ведению боевых действий на Калининском фронте 22 ноября 1942 юда младшему лейтенанту Мейлусу на Калининском фронте присвоено звание "лейтенант", а 5 апреля 1943 года на Волховском фронте - "старший лейтенант".

Весной 1943 юда в связи с отсутствием новых Су-2 командование ВВС приступило к формированию корректировочных эскадрилий на самолетах Ил-2, потому старший лейтенант Мейлус был направлен в 3 шаэ 16 оутаи для переучивания по сокращенной программе, которую закончил на "отлично". За время переучивания на самолетах УИл-2 и Ил-2 совершил 23 вылета с общим налетом 6 часов 11 минут. Командир 16 оутап подполковник Вевер в летной характеристике на старшего лейтенанта Мейлуса от 24 мая 1943 года указывал: "Старший лейтенант Мейлус может быть использован в боевом авиационном полку на самолете Ил-2. И может быть допущен к вывозке летного состава на самолете УИл-2 в качестве инструктора со второй кабины".

15 марта 1943 года старший лейтенант Мейлус летал на выполнение боевого задания корректировать огонь артиллерии по артбатареям противника в районе населенного пункта Мга. Его прикрывали два Як-1. Противник выслал четыре FW-190 с задачей - сбить самолет-корректировщик. Старший лейтенант Мейлус вместе с истребителями прикрытия вступил в бой, при этом не переставая корректировать огонь нашей артиллерии, в результате чего была подавлена четырехорудийная батарея противника. В воздушном бою в группе было сбито три FW-190. Четвертый истребитель покинул поле боя. Приказом командующего артиллерией Волховского фронта от 15 марта 1943 года лейтенант Мейлус И.И. награжден орденом "Отечественной войны" 2-й степени за отличную корректировку автогня.

В ноябре 1943 года старший лейтенант Мейлус был переведен в 958 шан и принял участие в боевых действиях на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. За период с 22 июня 1941 года по 27 ноября 1943 года он произвел 123 успешных боевых вылета, при этом уничтожил 9 танков, 107 автомашин, 110 повозок с лошадьми, 22 орудия, 1 мост, 4 железнодорожных вагона, 22 миномета, 5 дзотов, 5 автоцистерн с горючим, 3 самолета на аэродромах, 3 склада с боеприпасами, 1 артбатарея противника, до 1219 человек живой силы противника и сфотографировал 7 маршрутов укрептерритории врага.

1944 год принес резкое повышение активности боевых действий Старший лейтенант Мейлус, будучи заместителем командира авиаэскадрильи, неоднократно летал на выполнение боевых заданий. Участвуя в боях за Новгород, он водил в бой группы от 2 до 6 самолетов.


И.И.Мейлус первый слева

2 февраля 1944 года Иван Мейлус возглавил группу из четырех Ил-2, имевших задание уничтожить отходящие войска противника по дорогам Вдицко - Огорели - Язвинка. Снизившись до бреющего полета, группа штурмовала войска противника, уничтожив до 45 солдат и офицеров, 5 автомашин, подавила огонь 5 огневых точек

9 февраля он водил в бой группу из четырех Ил-2 с задачей: нанести шгурмовой и бомбардировочный удары по артпозициям в районе 1 км восточнее населенного пункта Пески. Район цели был сильно насыщен зенитными средствами противника. Применяя противозенитный маневр, группа задание выполнила отлично, уничтожив до 25 солдат и офицеров, подавив огонь четырех орудий полевой артиллерии, и создав два очага пожара, сопровождавшихся взрывами.

В представлении от 20 февраля 1944 года на орден "Красного Знамени" на заместителя командира авиаэскадрильи старшего лейтенанта Мейлуса командир 958 шап майор Ярошенко писал: "На фронте Отечественной войны совершил 136 успешных боевых вылетов. После последней награды совершил 28 боевых вылетов, из них на самолете Ил-2 - 21 вылет ". 

Однако 15 марта старший лейтенант Мейлус был награжден только орденом "Отечественной Войны" 1 степени.

В аттестационном листе на присвоение очередного звания "капитан" от 13 июня 1944 года командир 958 шап майор Ярошенко указывал: "Участвуя на фронте Отечественной войны на самолетах У-2, Р-5, Су-2, совершил 127 боевых вылетов, на самолете Ил-2 совершил 33 боевых вылета. За отличные органиваторские способности и отличную штурманскую подготовку, приказом по 14 ВА назначен на должность штурмана полка в мае месяце 1944 года.

Летает на самолетах: У-2, Р-5, Су-2, Ил-2. Общий налет на всех типах самолетов 800 часов, из них боевой налет 160 час.

Налет на самолете Ил-2 100 часов, боевой налет на Пл-2 39 часов". И уже 20 июля ему присваивают это очередное звание

3 августа 1944 года на выполнение боевых заданий два раза водил группы по четыре Ил-2 с задачей: подавить артминометные батареи противника и уничтожить живую силу в опорном пункте Лаура. Преодолевая зону зенитного огня, группа вышла на цель, и метко сброшенными бомбами уничтожила 2 орудия полевой артиллерии, 3 миномета, до 20 солдат и офицером противника и подавила огонь батареи зенитной артиллерии. Создано 2 очага пожара, сопровождавшихся взрывами.

10 августа старший лейтенант Мейлус дважды вылетал для подавления артиллерийских позиций и уничтожения живой силы противника в районе Стуколова. Группой задание было выполнено отлично, при этом уничтожено: 3 орудия полевой артиллерии, до 20 солдат и офицеров противника, подавлен огонь 1 батареи полевой артиллерии, 3 точек зенитных пулеметов, создано 3 очага пожара.

17 августа 1944 года выполнял боевое задание ведущим четырех Ил-2 по уничтожению живой силы противника и подавлению артминометных батареи в районе Разина. Группа боевое задание выполнила отлично, при этом уничтожив 20 солдат противника, 1 орудие полевой артиллерии, подавлен огонь 3 точек зенитной артиллерии и 4 миномета. При возвращении с боевого задания капитан Мейлус заметил группу из двенадцати Ju-87, возвращавшуюся с боевого задания под прикрытием десяти FW-190. Приняв решение атаковать, он подал команду своим ведомым. Смело врезавшись в строй самолетов противника, Илы нарушили их боевой порядок, заставив в панике броситься в разные стороны. В завязавшемся воздушном бою в группе было сбито два Ju-87, которые горящими упали на землю в районе 3 км юго-западнее Разина. Группа в полном составе вернулась на свой аэродром.

Горя желанием приблизить час победы над врагом и освободить из фашистского ига советский народ, капитан Мейлус в боях за города Псков и Остров лично водил группы по два раза в день. Летным составом в Псковско-Островскую операцию было совершено 230 успешных боевых вылетов. Из них капитан Мейлус, лично совершил на самолете Ил-2 24 боевых вылета на штурмовку и бомбардирование огневых средств, техники и живой силы противника на переднем крае его обороны, за что командиром 958 шапа майором Ярошенко 24 августа 1944 года представлен к награждению орденом "Красного Знамени" и 20 сентября он получил эту награду.

В 1944 году капитану Мейлусу неоднократно объявлялись благодарности за участие в боевых действиях, которые закончились для 958 шапа 26 ноября 1944 года. В дальнейшем прошел переучивание на самолет Ил-10.

В боевой характеристике па штурмана 958 шап капитана  Мейлуса И.И. от 30 декабря 1944 года командир 958 шап подполковник Ярошенко писал. "Участвуя в Отечественной войне, на самолете Ил-2 совершил 57 боевых вылетов, на Су-2 132 вылета с общим боевым налетом 202 часа. Летает на самолетах: ПС-2, Ут-2, Р-5, СБ, Су-2, Ил-2. Общий налет на всех типах самолетов 1230 часов, из них налет на Ил-2 115 часов, боевой налет на Ил-2 65 часов.

За время руководства штурманской службой в полку летным составом совершено 986 успешных боевых вылетов, без единого случая потери ориентировки групп, а также сдельных экипажей, невыхода на цель и бомбометания по своим войскам".

В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза указывалось: "На Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах на самолете Ил-2 совершил 57 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы, огневых средств и техники противника на переднем крае его обороны. В бою умеет сочетать мужество и героизм с высоким летным мастерством, благодаря чему наносит вред и большие уроны в живой силе и технике противника. За совершенные 189 боевых вылетов не имел ни одной боевой или не боевой потери матчасти.

За совершенные 189 боевых вылетов капитан Мейлус лично уничтожил 9 танков, 127 автомашин, 114 повозок с грузом, 38 орудий полевой артиллерии, 500 солдат и офицеров противника. В групповом воздушном бою сбито 3 самолета противника.

За геройство и мужество, проявленные в боях за социалистическую Родину, за отличное выполнение боевых заданий командования на фронте Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое руководство летным составом полка, за высокое летное мастерство, достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда".

23 февраля 1945 года штурману 958 шап капитану Мейлусу И.И. Указом президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

В период Отечественной войны он получил опыт свободной охоты бомбово-штурмовых ударов по объектам и живой силе противника, как одиночным экипажем, так и в группе. В дальнейшем капитан Мейлус передавал свой большой опыт молодым летчикам.

1 июня 1945 года капитан Мейлус назначен заместителем командира 958 шап ВВС МВО.

Медалью "За боевые заслуги" (за выслугу лет) он награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1945 года.

5 июля 1946 года при расформировании штурмовой авиадивизии, через резерв капитан Мейлус назначен на должность командира авиационной эскадрильи 374 тап 12 гвардейской  тад, 26 февраля того же года переведен на ту же должность, убывающего из-под Москвы в Белую Церковь (УССР) 313 тап ВДВ с последующим перебазированием в Кривой Рог для постоянной дислокации.

В аттестации на командира 1 аэ капитана Мейлуса от 1 декабря 1947 года командир 363 тап подполковник Шалухин писал: "Об- щий налет составляет 1542 часа. За 1947 год налетал на самолете Ли-2 287 часов, 617 посадок, из них - на десантирование войск - 43 полета, имеет хорошие инструкторские навыки. За 1947 год вверенная ему эскадрилья налетала 1551 час. 1920 посадок - из них на десантирование войск - 263 часа 13 минут, 430 самолето-вылетов. Летных происшествий в авиаэскадрильи - одно - вынужденная посадка с поломкой самолета по вине летного состава".

7 августа 1948 года ему было присвоено очередное звание "майор".

8 1948 и 1949 годах Иван Игнатьевич Мейлус участвовал в парадах на День Авиации над аэродромом Тушино в Москве, за что награжден двумя орденами "Красной Звезды" от 23.08.48 года и 25.07.49 года.

В служебной характеристике на командира 1 аэ 363 тап ВДВ майора Мейлуса И.И. врио командира 363 тап майор Доценко от 2 декабря 1948 года писал: "Личный состав вверенной ему эскадрильи в короткий срок в 1948 учебном голу изучил новую материальную часть самолета Ил-12 с мотором АШ-82ФН и успешно закончил программу переучивания летного состава без летных происшествий. Летает на самолетах: Ил-12, Ли-2, По-2, Ут-2, Р-5, СБ, Су-2. Имеет общий налет 1700 часов, из них на Ил-12 - 75 часов".

5 августа 1949 года майор Мейлус переведен в 340 тап 54 тал 29 ВА, а 2 ноября того же года назначен командиром эскадрильи 342 тап 54 тад23 ВА. В 1949 году из-за недостаточного контроля и помощи инженера аэ была поломка самолета Ил-12 на стоянке по вине технического состава.

25 декабря 1949 года переведен в управление 29 ВА старшим летчиком-инспектором транспортной авиации ГК ВДВ.

12 декабря 1950 года ему было присвоено звание "военный летчик 1 класса", а 14 июня 1951 года присвоено очередное званиё "подполковник" и 25 июля того же года награжден орденом "Красной Звезды".

В аттестации на старшего инспектора летчика бомбардировочной авиации 29 ВА подполковника Мейлуса И.И. от 20 марта 1953 года начальник отдела боевой подготовки 29 ВА подполковник Старченко писал: "За короткий промежуток времени успешно овладел реактивным самолетом Ил-28. С начала летной работы имеет общий налет 2830 часов. В период с августа 1949 года по март 1953 года налетал 987 часов. Из них в об- лаках с применением системы ОСП - 222 часа, 268 посадок. С 1950 по 1953 год обучил по системе ОСП - 68 летчиков. Проверил технику пилотирования у 360 летчиков".

29 апреля 1954 года награжден орденом "Красной Звезды" за налет в сложных метеоусловиях.

23 июля 1955 года переведен в 52 бад 76 бак 29 ВА (остров Сахалин) и назначен заместителем командира по летной подготовке.

12 сентября 1956 года переведен в 47 бад 30 ВА ПрибВО и назначен заместителем командира по летной подготовке, а уже 28 сентября того же года награжден орденом "Красного Знамени" за выслугу в СА.

23 июля 1957 года Мейлусу И.И. присвоено очередное воинское знание "полковник", а 16 октября 1957 года он награжден орденом "Ленина" за налет в сложных метеоусловиях.

12 июля 1959 года он был назначен первым заместителем командира 47 бад, однако ввиду отсутствия высшего военного образования и достижения предельного срока службы, а также дальнейшего сокращения ВС СССР, встал вопрос о перспективности дальнейшей службы.

Приказом Министра Обороны от 18 ноября 1959 года полковник Иван Игнатьевич Мейлус в возрасте 46 лет уволен в запас по выслуге установленных сроков действительной службы с правом ношения военной формы одежды. Из списков части исключен с 7 января 1960 года.

После увольнения Иван Игнатьевич Мейлус жил в городе Запорожье и работал сначала диспетчером, а затем - заместителем начальника Запорожского аэропорта. В период до 1964 года дважды избирался депутатом районного и городского Совета депутатов трудящихся. Умер 20 сентября 1987 года.

 


Су-2 Ивана Мейлуса



(c) Олег Алферов


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100