Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Лавриненков Владимир Дмитриевич
       
Годы жизни: 1917-1988

Отличился в боях под Сталинградом, где одержал 14 личных и 9 групповых побед, и к середине 1943 г. был в числе самых результативных, а после серии статей "Мои воздушные бои", написанных им по просьбе маршала Новикова и опубликованных в июле в "Красной Звезде", стал одним из известнейших летчиков-истребителей. Можно представить себе ликование гитлеровцев, когда после столкновения 24 августа 1943 г. с уже сбитой им "рамой" Лавриненкова, выпрыгнувшего из "кобры" с парашютом, ветер отнес к немецким траншеям и он был пленен. Также понятно и их негодование, когда, усыпив бдительность врага напускной покорностью, он вместе с другим летчиком В. Карюкиным выпрыгнул ночью из идущего на полной скорости поезда и скрылся. Через два месяца, после боев в составе партизанского объединения им. Чапаева, участия в разгроме обступающих оккупантов и полицаев в селе Хоцки, он вернулся в авиацию, получил звание гвардии капитана и одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ju-88 над днепровскими плавнями. Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве. Эхо той давней ярости страницы книги "Асы Люфтваффе". Апологеты Люфтваффе Толеран и Констебл приводят анекдот о Лавриненкове как пример боевой ярости и кровожадности русских, рассказывая, что, подбив Bf-109 и увидев, как немецкий летчик, приземливший машину на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков сел рядом и, настигнув противника, задушил его. В свое время, узнав об этой "литературной подробности", Владимир Дмитриевич усмехнулся: "Хорошо, хоть не съел".

Большеголовый, плотный, с выразительными ясными глазами, честолюбивый, отважный и решительный, он встретил войну сержантом, пилотом-инструктором Черниговского авиаучилища, куда был направлен в январе 1941 г., сразу после окончания Чугуевского военного училища летчиков. Свой первый боевой вылет Лавриненков совершил на И-15 бис, безуспешно пытаясь перехватить He-111. На той же машине провел бой с "мессерами", чудом приземлив свой изрешеченный биплан на одно оставшееся колесо...

Весной 1942 г., переучившись на Як-1, в составе 763-го иап он участвовал в боях под Ельцом, где одержал первую победу, хрестоматийно, но решительно контратаковав пару Bf-109. Через несколько дней в тяжелейшем бою с шестеркой Bf-110 он отчаянно уворачивался на вираже от смертоносных очередей многопушечных "мессов". Отвага и мастерство напарника Николая Тильченко внесли победный перелом в безнадежную схватку. Уйдя на вертикаль, Тильченко трижды снайперски атаковал вставших в вираж Bf-110 и сбил 2 машины.

В августе их пару (Н. Тильченко имел тогда 6 побед, а Лавриненков - 4) перевели в 4-й иап, летчики которого в то время были вооружены истребителями Як-7Б. Вскоре полк, пополненный людьми и перевооруженный на новейшие в то время истребители Як-7Б, был направлен на главное направление - на Сталинградский фронт. За три месяца боев в составе 4-го иап Лавриненков стал ведущим, одержал 3 победы... В конце октября командир полка А. Морозов объявил, что Амет-хан, Борисов и Лавриненков откомандировываются в 9-й гиап. После перевооружения на Як-1 полк приступил к боевой работе с аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим полком была связана вся дальнейшая ратная судьба Лавриненкова. С ним он прошел путь от Сталинграда до Берлина, от рядового летчика до командира полка.

С 10 по 31 декабря 1942 г. старшина Лавриненков провел 21 боевой вылет, в 9 воздушных боях лично сбил 3 самолета противника. В одном из декабрьских вылетов в паре с Катей Будановой он подбил He-111, но стрелок вражеского бомбардировщика "стеганул" очередью по правому крылу его "яка", сорвав часть обшивки. С большим риском Лавриненкову удалось приземлиться. Это был последний вылет, из которого он привез серьезные боевые повреждения. Заметим, что с начала 1942 г. и до конца войны Лавриненков воевал на машинах с бортовым номером 17. Суеверный, как многие летчики, он считал этот номер, совпадавший с числом дня его рождения, счастливым для себя.

В феврале 1943 г. гвардии подполковник Л. Шестаков подписал представление замкомэска 9-го гиап гвардии мл. лейтенанта Лавриненкова к званию Героя Советского Союза. К тому времени он провел 322 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 11 самолетов противника.

В конце июня над Доном, в районе станции Великокрепинской, во главе четверки "яков", он стремительно атаковал, сверху - в лоб, и сбил 2 подряд бомбардировщика Ju-88. Его ведомый Н. Остапченко сбил один из истребителей прикрытия - Bf-109. Неприятельские самолеты были рассеяны, бомбометание сорвано. Эта эффектная и красивая схватка происходила в ясную, солнечную погоду, над передним краем, и за ней наблюдали сотни воинов и командующий фронтом Ф. Толбухин. Восхищенный генерал-полковник вызвал к себе летчика, поздравил с "великолепным воздушным боем над нашими войсками" и наградил золотыми часами. Тот бой стал для летчика судьбоносным: через несколько дней лейтенанта Лавриненкова вызвал маршал авиации А. Новиков, расспросил о себе, о товарищах, попросил написать статью о своих воздушных боях. Лавриненков с его 23 личными победами на "яках" был в то время в числе лучших советских истребителей и одним из самых результативных летчиков на самолетах этого типа.

...Однако вскоре полк был перевооружен на "Аэрокобры". Машина эта была тяжелее "яка", но ее мощное вооружение стоило многих недостатков. В первом же бою Лавриненков сполна оценил достоинства семиточечного истребителя, сбив 2 He-111, а на следующий день уничтожил Bf-109. И все же "кобра" оказалась для него несчастливой. В конце августа, столкнувшись в воздухе с "рамой" и выпрыгнув с парашютом, он попал в плен. В роковой вылет он отправился на чужой машине, по дороге на аэродром отдав в стирку гимнастерку с орденами...

После возвращения в полк командир А. Морозов дал Лавриненкову отдохнуть, восстановиться морально и физически, предоставив отпуск домой, в деревню, где жили мать, шестеро братьев и сестер.

Здесь он родился 17 мая 1917 г., отсюда отец послал его в фабзавуч; хотел видеть сына столяром. Но жизнь открывала перед молодежью новые возможности, давала иные ориентиры... В Донбассе, куда привели его поиски заработка, он окончил аэроклуб, получил направление в летное училище.

В начале ноября, в своем первом после плена боевом вылете, волнуясь и спеша, он пробился сквозь рваную облачность к "лаптям", уже бомбившим советские войска, и со второго захода сбил ведущего лидирующей тройки... В апрельских боях в Крыму гвардии майор Лавриненков сбил 4 вражеских истребителя.

1 июля 1944 г. ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, а в августе, во время перевооружения на Ла-7, он был назначен командиром 9-го гиап. Под его руководством летчики полка сражались в Прибалтике и Восточной Пруссии, участвовали в Берлинской операции.

Лавриненков совершил за войну 448 боевых вылетов, провел 134 воздушных боя, лично сбил 35 и в группе 11 самолетов противника. После войны полковник Лавриненков командовал авиадивизией, летал на реактивных боевых машинах. В 1948 г. окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1954 г. - Военную академию Генштаба. Служил в войсках ПВО. В 1971 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1977 г. он назначен заместителем начальника Гражданской обороны УССР, а в 1984 г. - военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Умер 14 января 1988 г.

Дважды Герой Советского Союза ( 1.5.43, 1.7.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 6 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

СПИСОК ПОБЕД АСА

Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная 08.07.42 Ме-109  
2.   09.07.42 Ме-109  
3.   12.07.42 Ме-109  
4.   24.07.42 Ме-109  
5.   26.08.42 Ме-109  
* четверкой 27.08.42 Ме-109  
6. личная 31.08.42 Ме-109  
7.   02.09.42 Ме-109  
8.   05.09.42 Ю-88  
9.   07.09.42 Ме-109  
10.   09.09.42 Ме-109  
11.   09.09.42 Ю-88  
* семеркой 11.09.42 Ю-88  
* девяткой 14.09.42 Ю-88  
* девяткой 14.09.42 Ю-88  
12. личная 14.09.42 Ме-109  
* шестеркой 15.09.42 Ме-109  
13. личная 21.09.42 Ме-109  
14.   26.09.42 Ме-109  
15.   27.09.42 Ме-109  
16.   10.12.42 Хе-111  
17.   17.12.42 Ме-110  
18.   26.12.42 Хе-111  
19.   03.02.43 Ме-109  
* в паре 26.06.43 Ме-109  
20. личная 29.06.43 Ю-88  
21.   29.06.43 Ю-88  
22.   17.07.43 Ме-109  
23.   19.07.43 Ме-109  
24.   21.07.43 Ю-88  
25.   22.07.43 Ме-109  
26.   24.07.43 Ю-88  
27.   18.08.43 Хе-111  
28.   18.08.43 Хе-111  
29.   19.08.43 Ме-109  
30.   24.08.43 ФВ-189  
31.   01.11.43 Хе-111  
32.   29.11.43 Ю-88  
33.   01.02.44 Ю-52  
34.   25.02.44 Ме-109  
36.   10.04.44 ФВ-190  
37.   10.04.44 ФВ-190  
38.   23.04.44 ФВ-190  



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100