Уголок неба ¦ Колдунов Александр Иванович

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Колдунов Александр Иванович
       
Годы жизни: 1923-1992

Александр Колдунов родился 20 Сентября 1923 года в дер. Мощиново Монастырского района Смоленской области в семье служащего. Образование среднее. Накануне войны закончил Аэроклуб и подал заявление с просьбой принять его в Качинскую летную школу. Но получил отказ - мало лет. Александр пошел к военкому. Тот только руками развел - помочь не могу. Тогда юноша написал письмо лично К.Е.Ворошилову. Нарком обороны дал указание направить Колдунова в летную школу.

Весной 1943 года после успешного окончания курса летной подготовки Александра Колдунова направили в один из ЗАП, а затем он самовольно "пристроился" к летчикам 688-го ИАП. Командир дивизии Б.А.Смирнов, понимая состояние молодого пилота, разрешил ему остаться в полку. Смело и мужественно сражался Александр. Он хорошо пилотировал самолет, отличался дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелость. В свободное от полетов время он тренировался на земле у стендов с макетами самолетов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. В результате, Колдунов быстро вошел в строй и начал выполнять ответственные задания. Свою первую победу одержал 21 Июня - сбив пикировщик Ju.87.

В воздушных боях возле гор. Изюм полку пришлось столкнуться с сильнейшей истребительной эскадрой противника "Рихтгофен", в которой служили прославленные немецкие Асы. Однако наши летчики смело вступали с ними в бой и добивались успеха. Несколько вражеских самолетов сбил и Александр Колдунов. В одном из боев он был ранен, но сумел посадить свой самолет. Всего 3 дня Александр пролежал в полевом госпитале и снова вернулся в строй.

Быстро росло его боевое мастерство. Когда личный счет Александра дошел до 5 сбитых самолетов противника, его назначили командиром звена, затем зам. комэска. Однажды шестерка "Яков", возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Вдруг в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Bf.109 с задней полусферы и первой же очередью сбил. В это время два самолета противника зажали в клещи его ведомого. Колдунов боевым разворотом зашел в хвост ближайшему "мессеру" и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджег ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал 3 победы !

Колдунов участвовал во многих воздушных схватках при освобождении городов и сел Украины, Донбасса и Молдавии. Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конникам Генерала Плиева, глубоко прорвавшимся в тыл противника. Над линией фронта их атаковали 18 пикировщиков Ju.87. Они летели бомбить наши войска, а тут такая добыча - транспортные Ли-2 под охраной всего 4-х истребителей. Трудно пришлось тогда Александру и его товарищам. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, им удалось дать отпор противнику и сбить 5 "юнкерсов", из них 2 были на счету Колдунова.

Но и самолет Александра, в том бою, получил повреждение - было разбито правое крыло. Позже инженеры и техники удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолете !   Зато все Ли-2, сбросив груз, вернулись на свой аэродром. Что же случилось тогда в воздухе ?   Ведь Колдунов, настоящий виртуоз, мог в критический момент отвернуть, уйти от огневой трассы противника. Но тогда был бы уничтожен прикрываемый им транспортный Ли-2, а на его борту - экипаж, ценный груз. И летчик сознательно принял удар на себя...

К тому времени Александр имел на счету уже 22 сбитых самолета противника. "Хозяином неба" называли в дивизии 20-ти летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище "Колдун". Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: "Ахтунг, ахтунг, Колдун !..." Александр быстро привык к своему "рабочему" позывному и не обижался на товарищей.

В первых числах Мая дивизию посетил высокий гость - бывший министр авиации Франции, господин Пьер Кот. Показать свое летное мастерство в технике пилотирования было доверено Колдунову. Тот взлетел и через несколько минут появился над аэродромом. На высоте 20 метров, перевернув самолет на "спину", он на большой скорости пронесся над головами собравшихся, а затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Наградой молодому летчику стали золотые часы, подаренные ему Пьером Котом. Он остался в восторге от этого полета.

К началу Мая 1944 года командир эскадрильи 866-го ИАП (288-я ИАД, 17-я ВА, 3-й Украинский фронт) Капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провел 45 воздушных боев, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолет противника. 2 Августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале Августа 1944 года над селом Граденицы, Белявского района, Одесской области шестерка Колдунова уничтожила 2 вражеских самолета. Колхозник этого села, Герасим Александрович Богаченко, пожелал купить на свои деньги новейший самолет - истребитель и вручить его командиру отважной группы. Осенью 1944 года Капитану Колдунову торжественно вручили "именной" Як-3. На этой машине Александр участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

В районе Будапешта наши пилоты не раз встречалась с немецкими "охотниками" летавшими на "мессерах" размалеванных драконами и тузами. Для борьбы с ними была выделена отдельная группа - шестерка советских летчиков, во главе с Колдуновым. Лишь за 7 дней боев наши пилоты уничтожили 22 самолета противника, а всего, за 3 месяца боев под Будапештом, отважная шестерка сбила 35 самолетов. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

20 Октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций был сбит самолет командира звена 707-го ШАП Лейтенанта М.И.Антипова. Летчик приземлил Ил-2 "на живот" у железнодорожного полустанка в районе гор. Скопля. Ведомый Антипова, летчик Дорохов, посадил свою машину рядом с товарищами и хотел вывезти их, но штурмовик увяз в грязи. В это время противник устремился к нашим летчикам. Им пришлось залечь, отстреливаясь из пистолетов. Это увидел Колдунов, случайно оказавшийся в том районе. Он со своим напарником прижали фашистов огнем, не давая им поднять головы. Воспользовавшись этим, летчики-штурмовики выкатили Ил-2 на подходящее для взлета место, кое-как разместились и Антипов пошел на взлет. Вскоре они были на своем аэродроме...

7 Ноября 1944 года в районе города Ниш (на территории Югославии), Александр Колдунов совершил настоящий подвиг. В этот день две группы американских самолетов Р-38 "Лайтнинг" атаковали части советских войск, двигающиеся походным маршем. Для отражения налета была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. Лишь благодаря мужеству и настойчивости Александра эта встреча не закончилась настоящим воздушным побоищем. Подробный рассказ об этой схватке, бывшего командира 288-й ИАД, Героя Советского Союза Б.А.Смирнова, опубликован ниже.

В последних числах Декабре 1944 года Александр получил задание срочно доставить пакет Штаба Армии командиру одной из авиачастей. Подлетая на своем "Яке" к аэродрому назначения, Колдунов заметил, что два Bf.109 штурмуют наши самолеты. Он с ходу атаковал противника на выходе с пикирования и сбил ведущего. Ведомый пытался горкой уйти за облака, но Александр настиг его и в упор расстрелял. Благополучно посадив свою машину он вручил пакет командиру части.

В начале 1945 года в боях у озера Балатон Колдунов участвовал в сражении с большими группами самолетов противника и неизменно выходил победителем. Так, 3 Марта восьмерка истребителей, возглавляемая Александром, отразила налет 18 Fw.190 груженных бомбами в сопровождении 12 Bf.109, пытавшихся атаковать наши сухопутные войска. В этом бою было уничтожено 6 вражеских самолетов, 2 из них сбил Колдунов. На следующий день его эскадрилья вела бой с 26 самолетами противника и сбила еще 5 машин.

Трудно перечислить все боевые задания, которые приходилось выполнять Александру Колдунову. Не раз его товарищам приходилось наблюдать, как он создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не выбирался. Ведомых своих он учил просто и мудро. Подведет, бывало, к вражескому самолету и говорит ведомому: "Я прикрывая, сбивай !" Попробуй не сбить - стыдно в глаза будет смотреть.

Свой последний бой он провел западнее Вены, вблизи Санкт - Пальтена с пятеркой "фоккеров" груженных бомбами. Шли они спокойно, видимо не ожидая встречи с нашими летчиками. Колдунов стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе. Александр тут же зашел в хвост второму Fw.190. Короткая очередь - и объятый пламенем самолет противника устремился к земле. Через несколько дней после этого вылета война закончилась.

Менее двух лет молодой летчик провел на фронте. За это время он совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых уничтожил лично 46 самолетов противника и 1 в составе группы. 23 Февраля 1948 г, за мужество и отвагу проявленные в боях с фашистами, Александр Колдунов награжден второй медалью "Золотая Звезда". Его Як-3, подарок молдавского колхозника, установили в одном из Домов пионеров.

После войны остался на службе в ВВС. Окончил Военно - Воздушную Академию в 1952 году и Военную Академию Генштаба в 1960 году. С Ноября 1970 года командовал войсками ПВО Московского ВО. С 1975 года 1-й заместитель, а в 1978 - 1987 гг - Главнокомандующий Войсками ПВО - зам. министра обороны СССР (был снят с занимаемой должности в связи с нашумевшим перелетом в Москву Матиуса Руста). Главный Маршал Авиации (1984 г). Депутат ВС СССР 9 - 11 созывов, Ленинской премии (1984 г).

Награжден Орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (шесть), Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й Степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Дата Тип сбитого Самолет Часть
21.07.43 бомбардировщик Як-1 866-й иап
21.07.43 Юнкерс
13.03.44 ФВ-189
??.04.44 Ю-87
??.04.44
22.08.44 бомбардировщик
2.02.45 ФВ-190 Як-9
2.02.45
3.03.45 вражеский с-т Як-3
3.03.45
9.03.45 ФВ-190
28.03.45 Ме-109
28.03.45




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100