главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Камозин Павел Михайлович
       
Годы жизни: 1917-1983

Павел Камозин родился 16 Июля 1917 года в гор. Бежица (ныне в черте Брянска), в семье рабочего. Окончил 6 классов в 1931 году Работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн". В Советской Армии с 1937 года. Окончил Борисоглебскую военную школу летчиков в 1938 году.

С началом Великой Отечественной войны - на фронте. Свою боевую деятельность начал на истребителе ЛаГГ-3. По словам его товарищей, был исключительно скромным человеком, небольшого роста, по природе своей очень застенчивый. Придет он, бывало, в столовую и сядет тихонько в уголок. Сидит и ждет, пока его заметит официантка. Сам окликнуть ее никогда не осмелится. Но в воздухе - это был отважный летчик, не знающий страха.

Товарищи любили и уважали Павла Михайловича и не было в полку человека, который бы не восхищался его боевым мастерством. Он как-то по-особому дерзко и напористо вел воздушные бои и всегда одерживал победы. Его почерк быстро узнали и вражеские летчики, содрогаясь от одной мысли о встрече с воздушным снайпером.

В Ноябре 1942 года, сражаясь в рядах 246-го ИАП, Павел Камозин на истребителе ЛаГГ-3 завалил над Туапсе два Bf.109 и один Bf.110 ( всего одержал на ЛаГГе 17 побед, войну закончил летая уже на "Аэрокобре" ). После тяжелых боев полк, потерявший значительную часть боевой техники, был отправлен в тыл на переформирование.

К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 269-го ИАП ( 236-я ИАД, 5-я ВА, Северо - Кавказский фронт ) Младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23 воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолетов. 1 Мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1943 года, одним из первых в запасном полку освоив новую технику, Павел добился разрешения отправиться на фронт. Он получил назначение в 66-й ИАП и вскоре начались новые бои. Быстро росло мастерство молодого летчика, вскоре Камозину доверили командование эскадрильей. Особенно ярко проявился его талант в боях за Крым. Только в боях за Севастополь летчики его эскадрильи сбили 64 вражеских самолета, 19 из них уничтожил лично комэск.

...В районе Керчи и Эльтингена, еще занятого противником, высадились наши десантники. Они захватили небольшой плацдарм и закрепились там. Этот с трудом завоеванный клочок земли насквозь простреливался врагом, который любым способом стремился сбросить десантников в море. Откуда-то над плацдармом появились даже бомбардировщики Не.111, которых до этого никто и не видел на крымских аэродромах.

В последний день 1943 года Павел Камозин вместе со своим ведомым Владимиром Ладыкиным вылетели на разведку. Перед ними стояла задача - установить место базирования "Хейнкелей". Когда наши летчики возвращались на аэродром, над селом Синий колодец они заметили транспортный самолет, который, как на параде, шел под экскортом шести Bf.109. У Камозина сразу возникло решение - атаковать с ходу. Передав ведомому команду, Павел на максимальной скорости устремился к цели. Истребители охранения не успели опомниться, как длинная очередь прошила охраняемый ими транспортник. Задымив, тот перевернулся и беспорядочно пошел к земле. А Камозин с напарником словно растворились в сгущавшихся вечерних сумерках...

Лишь через три с лишним месяца, после освобождения Крыма, стало известно, что на борту сбитого Камозиным самолета находилось 18 немецких генералов. Они везли с собой Железные Кресты, которые должны были вручить наиболее отличившимся воякам. Но вместо запланированных новогодних торжеств и наград - получился траур. По словам жителей села, целую неделю немцы ходили с черными повязками на рукавах...

Большой переполох вызвала в Берлине гибель стольких высших чинов. Одному из известных немецких Асов было дано персональное задание - уничтожить Павла Камозина. Граф был опытным и хитрым воякой. Десятки сбитых в небе Западной Европы самолетов значилось на его счету. В то время он командовал тактической школой, где проходили переподготовку немецкие летчики, прибывавшие с фронта... И вот однажды, когда группа Камозина возвращалась с задания, в воздухе появился Граф. Наземная служба вовремя предупредила летчиков о появлении противника и Павел, быстро оценив обстановку, решил принять вызов.

Его звено набрало 6500 м. Ведущий понял, что Граф многое предусмотрел - горючее и боеприпасы у наших летчиков уже на исходе. Приказав пилотам занять исходное положение для атаки, комэск прикинулся беспечным и неосторожным летчиком. Его напарник крайне удивился, увидев как Камозин прошел мимо Графа, вяло делая боевой разворот. Немецкий Ас клюнул на приманку и бросился за Павлом. Но навстречу ему сразу устремились два резервных самолета, летевших выше основной группы наших истребителей. Граф прервал свою атаку, стал в оборонительный вираж, потеряв из виду Камозина.

Павел, наблюдая за Графом, решил не терять ни секунды и устремился на врага. Теперь его участь была решена. Воздушная "карусель" продолжалась недолго. В какой-то миг Камозин "вписал" самолет противника в прицел и открыл огонь. Длинная очередь прошила Bf.109 и вскоре он врезался в землю. С Графом было покончено...

Ошеломляющими, дерзкими атаками Капитан Камозин часто застигал своих противников врасплох. Он в совершенстве владел техникой пилотирования и из любых фигур высшего пилотажа умел выбрать в нужный момент наиболее выгодную. Порой казалось, что цель сама по себе попадает под его разящие трассы.

Немало боев провел Камозин и с численно превосходящим противником. Однажды возглавляемая им пятерка вступила в бой с 27 Bf.109. Первой же очередью Павел сбил ведущего. Оставшись без лидера, противник нарушил строй, стал мешать друг другу. Камозин, мгновенно оценив ситуацию, решил довести схватку до победного конца. Умело руководя действиями своих подчиненных он добился своего - 8 самолетов уничтожили наши летчики в этом бою, не потеряв ни одного своего !

Бывали в его жизни и неудачи. Приходилось "приводнять" подбитый истребитель в море, "тянуть" за линию фронта в расположение своих войск охваченную пламенем машину. Всякое случалось. Противник был силен и коварен, победы давались нелегко. Но Павел умел делать правильные выводы из любого успеха или неудачи, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения позволяющие успешно бить врага.

1 Июля 1944 года командир эскадрильи 66-го ИАП ( 329-я ИАД, 4-я ВА, 2-й Белорусский фронт ) Капитан Камозин, за 131 успешный боевой вылет и участие в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолетов противника и 13 в составе группы, был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

К концу войны Павел Камозин одержал 48 воздушных побед - 35 самолетов сбил лично и 13 в групповых боях. В группе - потому, что он был не только летчиком - асом, но и командиром, водившим в бой молодых бойцов. И 35 самолетов противника, числившиеся на его личном счету, были далеко не все, которые он сбил в действительности (в отдельных источниках указано 36 личных побед).

После войны Камозин оставил службу. С 1946 года работал в гражданской авиации. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени, медалями. Умер 24 Ноября 1983 года. Похоронен в Брянске. Бронзовый бюст установлен на родине.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная 07.10.42 Ме-109 246 иап
2.   07.10.42 Ме-109  
3.   16.10.42 ФВ-189  
4.   15.02.43 Ме-109 269 иап
5.   19.02.43 Ю-87  
6.   22.02.43 Ме-109  
7.   22.02.43 Ме-109  
8.   13.03.43 Ю-87  
9.   20.03.43 Ю-52  
10.   22.03.43 ФВ-189  
11.   21.11.43 Ме-109 66 иап
12.   25.11.43 Хе-111  
13.   04.12.43 Ме-109  
14.   04.12.43 Ме-109  
15.   05.12.43 Ме-109  
16.   05.12.43 Ю-87  
17.   05.12.43 Ю-87  
18.   05.12.43 Ме-109  
19.   31.12.43 транспортный  
20.   01.01.44 Ме-109  
21.   04.01.44 Ме-109  
* парой 09.01.44 Хе-111  
22. личная 11.01.44 Ю-87  
23.   11.01.44 Ме-109  
24.   11.01.44 Ю-87  
25.   12.01.44 Ю-87  
26.   12.01.44 Ю-87  
27.   23.01.44 Ме-109  
* в паре 24.01.44 Ме-109  
28. личная 24.01.44 Ме-109  
29.   26.01.44 ФВ-190  
30.   27.01.44 ФВ-190  
31.   27.01.44 Ме-109  
32.   28.01.44 Ме-109  
33.   22.03.44 Ю-87  
34.   20.02.45 ФВ-190 101 гиап
35.   20.02.45 ФВ-190  



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100