главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Хлобыстов Алексей Степанович
       
Годы жизни: 1918-1943

Алексей Хлобыстов родился 23 Февраля 1918 года в селе Захарово ныне Захаровского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально работал электромонтером на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском Аэроклубе в 1938 году. В Советской Армии с 1939 года. Закончив Качинскую школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП.

В Июне 1941 года Лейтенант Хлобыстов был отправлен в 153-й ИАП ( Ленинградский Фронт ), где на 6-й день войны одержал первую победу на самолете И-153, сбив бомбардировщик Ju.87. Вскоре, ему удалось еще один "Лапотник" посадить на свой аэродром. За эти победы он был награжден Орденом Красного Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский Фронт и перевооружен на МиГ-3. Затем Алексей был отправлен в 147-й ИАП ( Kарельский Фронт ), около Mурманска, летающий на американских истребителях Curtiss P-40 "Томагавк".

8 Апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват группы из 15-ти Ju.87 и пяти Bf.110. Один Bf.110 был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолетов из 8 Bf.109. Хлобыстов атаковал Bf.110 и зажав его поливал огнем пулеметов. Однако Bf.110 продолжал лететь, огрызаясь огнем стрелка. И тогда, Алексей ударил его крылом своей машины, после чего, Bf.110 повалился вниз и взорвался на земле. Самолет Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и вскоре Алексей присоединился к группе Kапитана A.П.Позднякова и Ивана Фатеева, чтобы атаковать "Штуки".

Один Ju.87 взорвался после атаки Позднякова, а другие стали быстро разворачиваться и уходить на свою территорию. Но тут в бой вступили истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Вf.109 и таранил его. Оба самолета при столкновении взорвались... ( за этот подвиг Алексею Позднякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза ).

Хлобыстов у своего Р-40 после двух тарановХлобыстов был ранен в бою с двумя другими Bf.109 и выбрав момент, уже поврежденным крылом своего Р-40 срезал хвост вражеской машины. Продолжая полет он наблюдал, как его жертва упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов на спасение. Алексей Хлобыстов не только выполнил два тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно поврежденным крылом своего "Томагавка" !   В этом бою летчики 147-го ИАП сбили 5 самолетов.

14 Мая 1942 года Хлобыстов одержал 4-ю победу, сбив Bf.109. Уже в самом начале боя его самолет был поврежден пулеметной очередью. Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Машина стала медленно терять высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуть ниже, вражеский истребитель. И Алексей не раздумывая бросил свой "Тамагавк" на самолет противника. Это был его третий воздушный таран !

После этой победы он долгое время провел в госпитале, там же узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К тому времени Алексей совершил 266 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 6 в группе. После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС. После вручения в Кремле Золотой Звезды и Ордена Ленина, Хлобыстову предоставили небольшой отпуск для поездки домой.А.С.Хлобыстов

Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не возвращались с задания товарищи.   13   Декабря  1943  года,   комэск 20-го ГвИАП Капитан А.С.Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полет над территорией еще занятой противником. Из документов полка: "В 11.13 гвардии капитан Хлобыстов в паре с гвардии младшим лейтенантом Колегаевым вылетели с аэродрома Мурмаши. Над аэродромом была установлена радиосвязь с КП полка, после чего два "П-40" легли на курс в западном направлении. Больше данных о действиях самолетов по радио не получали.

По докладу командования наземных войск, после пролета наших самолетов, на территории противника в районе высоты 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолета. Предположительно, ведущий гвардии капитан Хлобыстов пулеметным огнем взорвал склад боеприпасов и сам подорвался на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолет на склад и взорвал его, а сам погиб, ведомый гв. младший лейтенант Колегаев был сбит зенитным огнем.

Примечание: удаленность мест падения самолетов на территории, занятой врагом, от переднего края наших войск ≈ ~8-10 км исключает возможность, чтобы войска могли слышать взрыв самолета. Вероятно, войска слышали взрыв склада боеприпасов, так как, по сообщению войск, взрыв был большой силы".

Из документов 20-го ГвИАП также следует, что на следующий день на поиски не вернувшихся самолетов в тот же район вылетала другая пара истребителей, которые не смогли выполнить задание из-за плохих метеоусловий. Неоднократные и, к сожалению, безуспешные попытки найти место гибели Героя предпринимались и в послевоенные годы...

Итак, по официальной версии, гвардии капитан Хлобыстов погиб, направив свой самолет в склад боеприпасов противника. Однако из приведенного документа видно, что выводы командования носят лишь предположительный характер.

Возможный ответ на загадку гибели наших летчиков, как нам представляется, имеется в том же архиве.
Так, 11 января 1944 года над полуостровом Рыбачий нашими зенитчиками был подбит немецкий истребитель "Мессершмитт-109", пилот которого командир 9-го отряда 5-й истребительной эскадры капитан Ганс-Герман Шмидт был взят в плен после вынужденной посадки. На допросе пленный летчик охотно давал показания и предоставил нашему командованию немало ценных сведений о численности и дислокации авиационных частей противника. Помимо этого, военнопленный также рассказал и о происшествии, случившемся, по его словам, в один из дней первой декады декабря 1943 года.

Согласно протоколу его допроса, в тот день вражеские ".. .посты воздушного наблюдения доложили о полете двух самолетов типа "Киттихоук" вдоль линии фронта. При этом полете прикрывающий самолет сделал неудачный маневр и врезался в своего ведущего. Оба самолета упали и сгорели вместе с пилотами. Возникшая при этом полете ружейно-пулеметная стрельба дала пехотному подразделению основания утверждать, что оба самолета были сбиты пехотным оружием".

После этого, в конце протокола, имеется примечание допрашивающего о том, что в данном случае "...предположительно, речь идет о Герое Советского Союза товарище Хлобыстове, который не вернулся с боевого задания".

Таким образом, несмотря на то, что место гибели аса в 2008 году было найдено вопросов остается еще много.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Самолет Часть
  27.06.41 вражеский с-т И-153 153-й иап
груп 8.04.42 Ю-87 Р-40 147-й иап
таран 8.04.42 Ме-110
таран 8.04.42 Ме-109
груп 9.05.42 бомбардировщик
таран 14.05.42 Ме-109

 



"Томагаук" Алексея Хлобыстова, 147-й ИАП, 1942 г.

 



Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100